г. Москва |
|
01 июня 2020 г. |
Дело N А40-158500/2019 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Расторгуева Е.Б. (единолично)
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.02.2020 по делу N А40-158500/192019, принятое судьей Жбанковой Ю.В. в порядке упрощенного производства,
по иску ООО "ЭКОЛАЙН" (ОГРН 1137746367890, юр.адрес: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 24, корп. 1, эт. 3, пом. VI, ком. 4) к ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, юр.адрес: 107174, г. Москва, ул. Нов. Басманная, д. 2) о взыскании денежных средств
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании пени за нарушение срока доставки груза в сумме 382 363, 71 рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства без вызова сторон на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 17 февраля 2020 г. иск удовлетворен в сумме 260 000 рублей.
При этом суд исходил из того, что ответчиком нарушены сроки доставки грузов, однако пени несоразмерны последствиям нарушенного обязательства и подлежат уменьшению на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду его незаконности и необоснованности, отказать в иске на сумму 302 388 рублей, поскольку срок доставки грузов подлежал увеличению на основании пункта 6.7 Правил исчисления сроков.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Рассмотрев дело без вызова сторон в порядке статей 266, 268 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим изменению в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Иск заявлен о взыскании пени за нарушение срока доставки грузов на основании статей 785, 792 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 33 и 97 Устава Железнодорожного транспорта РФ согласно расчету истца в общей сумме 382 363, 71 рублей.
Согласно пункту 25 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 (ред. от 01.07.2010) "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в случаях, когда сроки доставки грузов исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления сроков доставки грузов. Поэтому при взыскании пеней за просрочку доставки груза необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом данного пункта. В случае, если срок доставки груза не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительно увеличенного на соответствующее количество суток. При этом следует учитывать, что сроки доставки грузов увеличиваются и в случаях задержки доставки груза по причинам, названным в пункте 6 Правил исчисления сроков доставки грузов.
Согласно пункту 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245) сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях в случае невозможности их приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, получателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
В соответствии с п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, установлено, что задержка вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, по каждой станции. Временем окончания задержки вагонов является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей. На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
ОАО "РЖД" в материалы дела представлены документы, подтверждающие наличие вины в неприеме вагонов грузополучателя ООО "Ассоциация", который подписал акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов, а также памятки приемосдатчиков для начисления платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования промежуточных станций по причине неприема станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя.
По накладным ЭД753157 и ЭД752067 вагоны задержаны в пути следования в связи с неприемом поездов станцией назначения Баган ЗСЖД по причинам, зависящим от грузополучателя ООО "Ассоциация".
Вагоны N N 95181277, 95311429, 95598033, 95227815, 95499448, 95567228 по указанным накладным следовали в составе поезда 8376-728-8375 и были задержаны на станции Купино ЗСЖД на основании обращения ООО "Ассоциация" от 15.02.2019 исх.26.
На основании обращения начальника станции от 18.02.2019 N 407, а также в соответствии с указанным обращением грузополучателя был издан оперативный приказ на временное отставление от движения грузового поезда от 18.02.2019 N 831.
На начало задержки оформлен акт общей формы от 18.02.2019 N 660.
В связи с освобождением фронта выгрузки издан оперативный приказ от 16.03.2019 N 1367 о подъеме временно отставленного от движения поезда.
На окончание задержки оформлен акт общей формы от 18.03.2019 N 979.
Далее вагоны проследовали на станцию назначения Баган ЗСЖД.
На станции назначения составлены акты общей формы на увеличение срока доставки на 26 суток:
от 16.03.2019 N 256 на отправку ЭД73157
от 16.03.2019 N 258 на отправку ЭД752067
Вагоны поданы на путь необщего пользования, примыкающего к пути станции Баган ЗСЖД на основании договора от 14.04.2016 N 1/168 на подачу и уборку вагонов ООО "Ассоциация" при станции Баган ЗСЖД.
Грузополучателем без разногласий подписаны ведомости и памятки приемосдатчика на подачу/уборку вагонов.
Соответствующие отметки проставлены в накладных.
Срок доставки по указанным накладным рассчитывается в соответствии с Правилами:
- нормативный срок доставки, исчисленный исходя из расстояния перевозки и среднесуточных норм пробега согласно п.п.2.1 Правил равен 10 суткам (3542/380);
нормативный срок доставки увеличивается на 2 суток согласно п.п.5.1 Правил на операции, связанные с отправлением и прибытием грузов;
нормативный срок доставки увеличивается на все время задержки в соответствии с п.п. 6.7 на 26 суток при задержке в пути следования в связи с невозможностью приема вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, получателя, владельца путей необщего пользования.
Итого расчетный срок доставки составил 38 суток.
Согласно календарным штемпелям в накладной ЭД752067 вагоны приняты к перевозке 07.02.2019, прибыли на ст. назначения 16.03.2019, т.е. находились в пути следования 38 суток.
Согласно календарным штемпелям в накладной ЭД753157 вагоны приняты к перевозке 06.02.2019, прибыли на ст. назначения 16.03.2019, т.е. находились в пути следования 37 суток.
ООО "Ассоциация" (грузополучатель) подписав без разногласий ведомости подачи и уборки вагонов, а также памятки приемосдатчиков для начисления платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, прибывающих в его адрес, согласился с тем фатом, что задержка произошла по его вине.
Представленное в материалы дела обращение грузополучателя ООО "Ассоциация", в котором указанный грузополучатель просит отстранить от движения поезд с вагонами, следующими в его адрес в связи с занятостью путей приема, свидетельствует о наличии причин невозможности приема вагонов, зависящих от грузополучателя, и, соответственно, об отсутствии вины перевозчика в просрочке доставки порожних вагонов.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции необоснованно не применил пункт 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов, в связи с чем, пени в размере 302 388 рублей взысканию с ответчика не подлежали.
Возражения ответчика судом первой инстанции не проверены и истцом не оспорены, что привело к необоснованному принятию судом решения об удовлетворении иска в полном объеме.
Стороны не оспаривают уменьшение судом первой инстанции размера пени по основаниям статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, иск о взыскании пени правомерен на сумму 79 975, 71 рублей, а с учетом установленной судом первой инстанции несоразмерности пени последствиям нарушенного обязательства, иск следует удовлетворить в сумме 54 383, 48 рублей, а в остальной части иска - отказать.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2020 по делу N А40-158500/2019 изменить.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в пользу ООО "ЭКОЛАЙН" (ОГРН 1137746367890) пени в сумме 54 383 руб. 48 коп. и в возмещение расходов на оплату государственной пошлины - 1 514 рублей.
Отказать в удовлетворении остальной части иска.
Взыскать с ООО "ЭКОЛАЙН" (ОГРН 1137746367890) в пользу ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в возмещение расходов за подачу апелляционной жалобы 3 000 рублей.
Применить зачет требований сторон, в результате которого взыскать с ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в пользу ООО "ЭКОЛАЙН" (ОГРН 1137746367890) 52 897 руб. 48 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-158500/2019
Истец: ООО "ЭКОЛАЙН"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"