г. Санкт-Петербург |
|
04 июня 2020 г. |
Дело N А56-91620/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Згурской М.Л., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Денисенко Т.К. по доверенности от 12.05.2020
от заинтересованного лица: Егорченков М.А. по доверенности от 30.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9902/2020) ТСЖ "Резервная 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2020 по делу N А56-91620/2019, принятое
по заявлению ТСЖ "Резервная 1"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Резервная 1" (ОГРН: 1134704002575, адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Резервная 1; далее - ТСЖ, Товарищество, ТСЖ "Резервная 1", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (ОГРН: 1147847555107, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, далее - Комитет, административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании предписания N 783 от 11.06.2019 (далее - Предписание), а также о возмещении расходов на оплату услуг представителя в сумме 10 000 руб.
Решением от 09.03.2020 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Резервная 1" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Резервная 1" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в целях проверки ранее выданного предписания от 28.11.2018 N 1133 Комитетом в отношении ТСЖ "Резервная 1" проведена внеплановая выездная проверка многоквартирного дома по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Выборг, ул. Резервная, д. 1 (далее - МКД).
По результатам проверки Комитетом выявлен факт неисполнения ранее выданного предписания, Обществу выдано оспариваемое предписание от 11.06.2019 N 783, согласно которому на ТСЖ возложены обязанности в целях устранения нарушений пунктов 4.2.3.1, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 3.2.8, 4.2.4.2, 4.2.4.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170, Правила), а именно в срок до 18.11.2020:
- провести работы по ремонту фасада МКД: имеются местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев с оголением и крошением кирпичной кладки, потеки, общее загрязнение поверхности с обрастанием мхом;
- обеспечить защиту от увлажнения конструкций МКД от проточек кровли;
- устранить деформацию в кровельных несущих конструкциях МКД (нарушения соединений между элементами, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки др. элементов кровли),
- провести ремонт лестничных клеток (поверхности стен и потолков не однотонны, просвечивают нижележащие слои краски, имеются отслоения, пятна, шелушения, потеки);
- провести ремонт балконов и принять меры безопасности (имеются разрушения отделочного слоя балконов с частичным оголением арматуры, повреждены металлические ограждения балконов).
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.
На основании пунктов 2 и 4 части 1 статьи 138 указанного Кодекса товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса, обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору.
Из материалов дела следует, что рассматриваемый МКД управляется ТСЖ "Резервная 1", следовательно, товарищество является лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (подпункты "а" - "д" пункта 10 Правил N 491).
В соответствии с пунктом 3.2 Правил N 170 "Содержание лестничных клеток", не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки (подпункт 3.2.8).
В соответствии с пунктом 4.2.3.1 Правил N 170, местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Согласно пункту 4.2.4.2. Правил N 170, при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Согласно пункту 4.2.4.3. Правил N 170, отсутствие или неправильное выполнение сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя с конструкциями, потеки на верхней поверхности балконных плит, ослабление крепления и повреждение ограждений балкона и лоджий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Согласно пункту 4.6.1.1. Правил N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
В соответствии с пунктом 4.6.1.2. Правил N 170 следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов).
Между тем, из акта проверки от 11.06.2019 N 783 следует, что ТСЖ вышеприведенные требования пункта 10 Правил N 491, пунктов 3.2.8, 4.2.3.1, 4.2.4.2, 4.2.4.3, 4.6.1.1, 4.6.1.2 Правил N 170 не соблюдены.
Мероприятия согласно предписанию от 11.06.2019 N 783 относятся к работам, обеспечивающим нормативные условия для проживания и направленным на поддержание надлежащего содержания общего имущества. Указанные работы являются планово-предупредительными, относятся к текущему ремонту, и должны производиться ТСЖ по мере их обнаружения.
Текущий ремонт считается предупредительным и заключается в систематически проводимых работах по предотвращению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
Апелляционный суд отмечает, что работы, указанные в оспариваемом предписании, не требуют проведения капитального ремонта, а относятся к работам, обеспечивающим нормативные условия для проживания и направленным на поддержание надлежащего содержания общего имущества.
При этом необходимость проведения капитального ремонта дома не может являться препятствием для исполнения обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества МКД, либо свидетельствовать об отсутствии возможности соблюдения установленных требований по техническому обслуживанию и содержанию общего имущества собственников помещений в МКД.
Доводы ТСЖ о том, что Региональным оператором запланированы мероприятия по капитальному ремонту отдельных элементов МКД, не могут быть приняты во внимание в целях освобождения ТСЖ от обязанности по обеспечению текущего содержания общего имущества в МКД в соответствии с нормативными требованиями.
С учетом изложенных обстоятельств, предписание Комитета соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, адресовано надлежащему субъекту.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом определении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, определение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная ТСЖ при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 марта 2020 года по делу N А56-91620/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Резервная 1" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета товариществу собственников жилья "Резервная 1" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-91620/2019
Истец: ТСЖ "РЕЗЕРВНАЯ 1"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ