Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16 декабря 2020 г. N Ф10-3485/20 настоящее постановление оставлено без изменения
04 июня 2020 г. |
Дело N А83-16594/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Омельченко В.А.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хлебинской Е.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя Департамента городского имущества города Москвы и Государственного унитарного предприятия города Москвы "Медицинский центр Управления делами Мэра и Правительства Москвы" - Столярова Ю.В.,
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 февраля 2020 года по делу N А83-16594/2018,
принятое по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (123112, город Москва, Красногвардейский 1-й проезд, дом 21 строение 1)
к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (295005, Республика Крым, город Симферополь, проспект Кирова, дом 13),
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, -
Государственное унитарное предприятие города Москвы "Медицинский центр Управления делами Мэра и Правительства Москвы" (101000, город Москва, переулок Спасоглинищевский Б., дом 3 строение 4),
Правительство города Москвы (125032, город Москва, Тверская улица, 13),
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (295015, Республика Крым, город Симферополь, Севастопольская улица, дом 17),
Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым (298600, Республика Крым, город Ялта, Советская площадь, дом 1),
Администрация города Ялта Республики Крым (298600, Республика Крым, город Ялта, Советская площадь, дом 1),
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе (295022, Республика Крым, город Симферополь, улица Надинского, дом 15-17-1)
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности,
УСТАНОВИЛ:
19.10.2018 через систему "Мой арбитр" Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423 - л.д. 13-25 т. 5, далее - Департамент Москвы или заявитель) подал в Арбитражный суд Республики Крым заявление (с учетом изменений) о признании незаконными принятых Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН: 1149102017404 - л.д. 26-31 т. 5, далее - Госкомрегистр) решений об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружения, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Понизовка:
1) 27.07.2018 N 50-50/013-50/013/005/2018-1316 на берегоукрепительное сооружение (восточная часть) площадью 10.232,7 кв.м., КН/УН 90-90/090-0000000002152042-000, ул. Приморская, дом 10,
2) 24.07.2018 N 50-50/013-50/013/005/2018-1317 на берегоукрепительное сооружение площадью 11.398,2 кв.м. КН 90:00:000000:806, ул. Приморская, дом 10,
3) 23.07.2018 N 50-50/013-50/013/005/2018-1318 на резервуар для питьевой воды площадью 277,2кв.м., КН 90:25:070801:128, ул. Советская, дом 4А,
а также иных решений Госкомрегистра относительно объектов незавершенного строительства, эти требования судом первой инстанции выделены в отдельное производство (л.д. 10-16, 182-185 т. 1, 1-7, 167-170 т. 5).
Требования мотивированы тем, что берегоукрепительные сооружения входят в состав имущественного комплекса санатория "Понизовка", расположенного на ранее отведенном для этой цели земельном участке; на часть объектов этого комплекса осуществлена государственная регистрация права собственности за городом Москвой.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, оспоренные решения признаны незаконными, на Госкомрегистр возложена обязанность рассмотреть заявления о государственной регистрации права без учета оснований, приведённых в сообщениях об отказе в государственной регистрации права собственности (л.д. 22-47 т. 7).
Судебный акт мотивирован тем, что в подтверждение права собственности на берегоукрепительные сооружения заявителем в Госкомрегистр представлены утвержденные решениями исполкома акты государственной приемочной комиссии о приемки в эксплуатацию законченных строительством сооружений и государственный акт на право пользования землей; характеристики этих объектов приведены в техническом плане и ЕГРН о государственном кадастровом учете на берегоукрепительные сооружения; решение Госкомрегистра об отказе в постановке на кадастровый учет одного из объектов - берегоукрепительное сооружение (восточная часть) предметом оспаривания по данному делу не является; не доказан факт единства объектов недвижимости как имущественного комплекса.
Госкомрегистром подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права, так как по представленным актам приемки в эксплуатацию объектов построенные объекты (берегоукрепительные сооружения) имеют иные характеристики, один из объектов не поставлен на кадастровый учет, не представлен правоустанавливающий документ о праве заявителя на земельный участок (л.д. 57-64 т. 7).
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании (с перерывом с 21 по 28 мая 2020 года) представитель заявителя и Государственного унитарного предприятия города Москвы "Медицинский центр Управления делами Мэра и Правительства Москвы" (ОГРН: 1037739462562, далее - ГУП "Медицинский центр" г. Москвы) возражал против доводов апелляционной жалобы и пояснил, что на отведенном земельном участке за счет денежных средств города Москвы был построен комплекс пансионата "Понизовка", включая строительство в 1980-1982 годах берегоукрепительных сооружений, которые приняты в эксплуатацию; для государственной регистрации возникшего права заявитель представил необходимые документы, в том числе утвержденные решениями исполкома Ялтинского горсовета акты приемки в эксплуатацию государственной комиссией законченных строительством сооружений.
Представители иных участников судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявили.
О начавшемся судебном процессе в Двадцать первом арбитражном апелляционном суде (далее - суд апелляционной инстанции) участники извещены - получили копии определения от 27.03.2020 о принятии апелляционной жалобы к производству, опубликованного на официальном сайте суда апелляционной инстанции, что подтверждается почтовыми уведомлениями и сведениями о публикации (л.д. 53-56 т. 7).
24.04.2020 и 22.05.2020 на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда размещена информация о переносе судебного заседания на 21.05.2020, ввиду ограничений и запретов в Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) и о перерыве в судебном заседании до 28.05.2020, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 80, т. 7).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.
13.04.2018 представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Луговая М.В. подала в Госкомрегистр заявления:
1) одновременно N 50-0-1-33/3002/2018-46 о постановке на государственный кадастровый учет и N 50-50/013-50/013/005/2018-1316 о государственной регистрации права собственности города Москвы на сооружение общей площадью 10.232,7кв.м. по ул. Приморская, 10, в пгт. Понизовка г. Ялта Республики Крым (л.д. 1-2, 56-57 т. 3);
2) N 50-50/013-50/013/005/2018-1317 о государственной регистрации права собственности города Москвы на сооружение площадью 11.398,2кв.м., по ул. Приморская, 10, в пгт. Понизовка г. Ялта Республики Крым, с 20.09.2017 КН: 90:00:000000:806, ранее инвентарные N 65, 67, 69-83, 87, 89-94, 101, 106-107, 115 (л.д. 39-40, 98 т. 2);
3) N 50-50/013-50/013/005/2018-1318 о государственной регистрации права собственности города Москвы на сооружение (бассейн) площадью 277,2кв.м. по ул. Советская, 4А, в пгт. Понизовка г. Ялта Республики Крым, с 08.02.2017 КН: 90:25:070801:128, введённого в эксплуатацию в 2001 г. (л.д. 1-2, 66 т. 4, 115-119 т. 5).
В подтверждение права собственности на данные объекты к названным заявлениям были приложены (в том числе) копии государственного акта на пользование землей от 05.11.1962 и копии утвержденных решениями Исполкома Ялтинского горсовета актов приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством сооружения жилищно-гражданского назначения N 192 от 28.03.1980, N 163 от 28.11.1980, N 734 от 29.12.1982, а также иные документы.
К заявлениям N 50-50/013-50/013/005/2018-1317 и N 50-50/013-50/013/005/2018-1318 приложены кадастровые выписки на объекты, дополнительно к заявлению N 50-50/013-50/013/005/2018-1318 - копия инвентарного дела от 04.09.2001 N 10494 на 4 листах, о чем свидетельствуют названные заявления и расписки в получении документов.
Государственными регистраторами по данным заявлениям приостановлены постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права, о чем заявителю выданы уведомления:
1) 27.04.2018 N 50-50/013-50/013/005/2018-1316,
2) 24.04.2018N 50-50/013-50/013/005/2018-1317, так как невозможно идентифицировать объект и направлен межведомственный запрос в БТИ (л.д. 100-101 т. 2),
3) 24.04.2018N 50-50/013-50/013/005/2018-1318, так как не представлен правоустанавливающий документ и направлен межведомственный запрос в БТИ (л.д. 68-69 т. 4).
04.05.2018 тем же представителем заявителя в Госкомрегистр поданы дополнительные документы:
1) по заявлению N 50-50/013-50/013/005/2018-1316 - заявление N 50-50/013-50/013/005/2018-1485 о предоставлении дополнительных документов (л.д. 60-186 т. 3),
2) по заявлению N 50-50/013-50/013/005/2018-1317 - заявление N 50-50/013-50/013/005/2018-1483 о предоставлении дополнительных документов (л.д. 102-229 т. 2),
3) по заявлению N 50-50/013-50/013/005/2018-1318 - заявление N 50-50/013-50/013/005/2018-1484 о предоставлении дополнительных документов (л.д. 200, 70 т. 4).
Госкомрегистром получены от МУПРК "БТИ" ответы на межведомственные запросы, из которых следует, что без указания литеры сооружения площадью 11.398,2кв.м. невозможно дать ответ об инвентаризации этого объекта (л.д. 230 т. 2); по ул. Советской, 4А - право собственности по состоянию на 31.12.2012 ни за кем не зарегистрировано, по сведениям инвентарного дела аресты и запреты (ограничения) на сооружение отсутствуют (л.д. 201-203 т. 4).
По истечении сроков приостановления постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности уполномоченным на принятие решений лицом и государственными регистраторами Госкомрегистра приняты решения:
1) 27.07.2018 решение N 90/01/2018-1000950 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета по заявлению N 50-0-1-33/3002/2018-46 на объект - берегоукрепительное сооружение (восточная часть), КН/УН:90-90/090-0000000002152042-000, ул. Приморская, дом 10, о чем принято решение (л.д. 59 т. 3), которое не является предметом оспаривания по данному делу;
2) 27.07.2018 сообщение N 50-50/013-50/013/005/2018-1317 об отказе в государственной регистрации права собственности на берегоукрепительное сооружение (восточная часть), КН/УН: 90-90/090-0000000002152042-000, ул. Приморская, дом 10, так как объект не поставлен на государственный кадастровый учет, представленные документы (технический план) по форме и содержанию не соответствует требованиям законодательства (структура и формат файлов не соответствует требованиям, имеется ошибка пространственных данных - ОКС не входит в ЗУ частично или полностью: ЗУ 90:25:070301:373); представленные документы не отражают необходимую для государственной регистрации информацию (л.д. 47-48 т. 1, 187-188 т. 3, 113-114 т. 5);
3) 24.07.2018 сообщение N 50-50/013-50/013/005/2018-1317 об отказе в государственной регистрации права собственности на берегоукрепительное сооружение площадью 11.398,2кв.м., по ул. Приморская, 10, КН: 90:00:000000:806, так как представленные акты приемки в эксплуатацию не отражают сведений об объекте, на который подано заявление о государственной регистрации права (л.д. 45-46 т. 1),
4) 23.07.2018 сообщение N 50-50/013-50/013/005/2018-1318 об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружение (резервуар для питьевой воды) площадью 277,2кв.м., ул. Советская, дом 4А, КН: 90:25:070801:128, так как не представлен правоустанавливающий документ на объект недвижимости (л.д. 42-44 т. 1, 204-206 т. 4, 108-110 т. 5).
Из представленных заявителем в Госкомрегистр в подтверждение возникшего на сооружения права собственности документов следует:
11.11.1962 по решению Исполкома Ялтинского городского Совета депутатов трудящихся дому отдыха "Понизовка" Крымской области было предоставлено в постоянное пользование 45,44 гектаров земли согласно прилагаемого плана и описи границ (л.д. 18-21 т. 1).
Представленная заявителем ксерокопия названного документа выполнена на украинском языке, перевода на русский язык этого документа заявителем не представлено, такой документ не соответствует требованиям статьи 75 АПК РФ.
Доказательств оформления за заявителем прав на земельный участок в пгт. Понизовка под объектами, по которым поданы заявления о государственной регистрации права собственности, не представлено.
Из утвержденных решениями Исполкома Ялтинского горсовета актов приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) здания (сооружения) жилищно-гражданского назначения следует, что по разработанному институтом "Фундаментпроект" проекту, утвержденному как и проектно-сметной документация решением Исполкома Моссовета (л.д. 73 т. 1, 122-125, 162-167 т. 2) и в соответствии с выданными ГАСК г. Ялта разрешениями подрядчиком СУ-459 "Крымгидрострой" в п. Понизовка выполнены гидротехнические работы пансионата санаторного типа "Понизовка", в результате которых построены следующие сооружения, принятые в эксплуатацию:
1) с февраля 1979 года по март 1980 года построены: буна N 1 55п/м, буна N 2 - 55п/м, морская подпорная стена 58п/м, подводный банкет 105 п/м, берегоукрепление откосного типа на участке В-Г 62,5куб.м., отсыпка пляжа; эти сооружения приняты в эксплуатацию как "Берегоукрепительные сооружения Восточной части территории пансионата "Понизовка" на ЮБК" (л.д. 22-24 т. 1, 48-51 т. 2), акт приемки утвержден решением исполкома от 28.03.1980 N 192 (л.д. 77 т. 1),
2) с ноября 1979 года по октябрь 1980 года построены буна N 3 61п/м, буна N 4 61п/м, морская подпорная стена 110п/м, подводный банкет 105п/м, отсыпка пляжа 13.320куб.м., береговая стена 220п/м; эти сооружения приняты в эксплуатацию как "Берегоукрепительные сооружения Восточной части территории пансионата санаторного типа "Понизовка" протяженностью 110п/м" (л.д. 30-33 т. 1), акт приемки утвержден решением исполкома от 28.11.1980 N 763 (л.д. 67 т. 1, 52-55, 69-70 т.2);
3) с апреля 1980 года по декабрь 1982 года построены : береговая подпорная стена 176,6п/м, укрепление откосно-ступенчатого типа 167п/м, глубоководный морской водозабор 200п/м, глубоководный выпуск отработан. морской воды 310п/м; эти сооружения приняты в эксплуатацию как "Берегоукрепительные сооружения пансионата "Понизовка" (л.д. 25-29 т. 1); акт приемки утвержден решением исполкома N 734 от 29.12.1982 (л.д. 56-59 т.2).
Представленные заявителем в Госкомрегистр иные документы не являются актами приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) здания (сооружения).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 14, пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в ред. от 01.07.2018, далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве.
Часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ устанавливает, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные сооружения осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства сооружений.
Часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ предусматривает, что документы, устанавливающие наличие, возникновение права и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости; указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.
В соответствии со статьей 27 и пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав; в частности, не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
Как установлено, заявитель обратился за государственной регистрацией права собственности на сооружения (берегоукрепительные сооружения) с площадями: 10.232,7кв.м. (ул. Приморская, 10), 11.398,2кв.м. (ул. Приморская, 10), 277,2кв.м. (по ул. Советская, 4А),
но в подтверждение этого права представил акты приемки в эксплуатацию объектов с иными характеристиками:
бун N 1-N 4 - протяженностью 55п/м, 55п/м, 61п/м, 61п/м; морских подпорных стен 110п/м, 58п/м, 176,6п/м; береговых стен - 220п/м, 220п/м; берегоукреплений откосного типа - 62,5куб.м.; укрепления откосно-ступенчатого типа - 167п/м; подводных банкет - 105п/м, 105п/м; глубоководного морского водозабора - 200п/м, глубоководного выпуска отработан. морской воды- 310п/м; отсыпки пляжа - 13.320куб.м.
Надлежащих доказательств наличия у заявителя правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены построенные объекты недвижимого имущества, также не представлено, а представленная копия государственного акта на право пользования землей таким документом не является, так как подтверждает возникновение в 1962 году права пользования землей у иного лица - дома отдыха "Понизовка", а не заявителя.
Относительно сооружения площадью 10.232,7кв.м. по ул. Приморская, 10, Госкомрегистр правомерно отказал в государственной регистрации права собственности и по тому основанию, что данный объект не поставлен на государственный кадастровый учет, так как согласно части 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно части 1 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здания в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здания, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.
К такому исключению часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ относит государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на созданные здания на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Как указано выше по объекту КН/УН: 90-90/090-0000000002152042-000 заявителем поданы одновременно заявления о постановке на государственный кадастровый учет и о государственной регистрации права собственности, в постановке на кадастровый учет заявителю решением уполномоченного лица отказано, но данное решение в установленном порядке не обжаловано.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела, что является основанием для отмены решения суда; в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 и 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 февраля 2020 года по делу N А83-16594/2018 отменить, принять новое решение:
"В удовлетворении заявленных требований отказать".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Республики Крым.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-16594/2018
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Администрация г. Ялта Республики Крым, ГУП горда Москвы "Медицинский центр Управления делами Мэра и Правительства Москвы", ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ МЭРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ", ДИЗО Администрации г. Ялты РК, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Правительство города Москвы