г. Владимир |
|
05 июня 2020 г. |
Дело N А43-52253/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2020.
В полном объеме постановление изготовлено 05.06.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Кастальской М.Н., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025203031040, ИНН 5260019884) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2020 по делу N А43-52253/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медуза" (ОГРН 1025203044566, ИНН 5260013071) к государственному учреждению - Нижегородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об изменении страхового тарифа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Медуза" - Кириллов А.Г. -генеральный директор на основании выписки из ЕГРЮЛ от 10.03.2020 (л.д. 57).
Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в ходатайстве (входящий номер 2899/20(1) от 02.06.2020) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 08 час. 45 мин. 04.06.2020.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Медуза" (далее - ООО "Медуза", Общество, страхователь) в 2019 году с нарушением на два дня срока, установленного пунктом 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55) представило документы для подтверждения основного вида экономической деятельности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2018 год.
Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение, Фонд, страховщик, заявитель) установило Обществу на 2019 год страховой тариф в размере 4,10 %, что соответствует основному виду деятельности "Производство транспортных средств для ремонта и технического обслуживания железнодорожных, трамвайных и прочих путей" (код ОКВЭД 30.20.31), относящемуся к 24 классу профессионального риска, что отражено в уведомлении от 29.04.2019.
ООО "Медуза", не согласившись с указанным уведомлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделению об изменении ОКВЭД на код 72.19 "Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук" и класса профессионального риска с 24 на 1 класс.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2020 заявленное требование удовлетворено. На Отделение также отнесены расходы Общества по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в сумме 3000 рублей.
При этом, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713) и Порядка N 55 суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отнесение Общества к классу профессионального риска, который не соответствует виду фактически осуществляемой им экономической деятельности, не соответствует законодательству и нарушает его права, поскольку влечет уплату страховых взносов в большем размере.
Не согласившись с принятым судебным актом, Отделение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению страховщика, отнесение общества к 24 классу профессионального риска произведено в соответствии с положениями пункта 3 Порядка. Поскольку Общество в установленный срок не представило документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности, Отделением установлен код ОКВЭД того вида деятельности, указанного в выписке из ЕГРЮЛ, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска.
Подробно доводы Отделения приведены в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "Медуза" в судебном заседании возразил против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя Отделения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав в судебном заседании представителя Общества, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В пункте 1 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
На основании статьи 21 данного Закона страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска, под которыми статья 3 Закона понимает уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
Отнесение видов экономической деятельности к классу профессионального риска осуществляется в соответствии с Правилами N 713.
Пункт 8 Правил N 713 предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании пункта 11 Правил N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок N 55, в силу пункта 2 которого основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 в действующей с 26.02.2017 редакции, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которому если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Материалами дела подтверждается и страхователем не оспаривается, что документы, подтверждающие основной вид деятельности, Обществом были представлены с нарушением срока в связи с чем Отделение установило страхователю страховой тариф в размере 4,10% по виду деятельности "Производство транспортных средств для ремонта и технического обслуживания железнодорожных, трамвайных и прочих путей" (код ОКВЭД 30.20.31), относящемуся к 24 классу профессионального риска.
Вместе с тем, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Данная правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Как следует из материалов дела, ООО "Медуза" после получения уведомления от 29.04.2019 обращался в Фонд с заявлением о пересмотре установленного класса профессионального риска с 24 на 1 и документами, необходимыми для установления страхового тарифа на 2019 год, исходя из фактически осуществляемой им деятельности, соответствующему ОКВЭД 72.19 "Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук" (л.д.37-38). Однако Фонд тариф не пересмотрел, соответствующие изменения не внес, о чем сообщил страхователю в письме от 08.11.2019 (л.д.39-40).
Доказательств того, что Фонд располагал информацией о том, что Общество фактически осуществляло деятельность по производству транспортных средств для ремонта и технического обслуживания железнодорожных, трамвайных и прочих путей, относящуюся к более высокому классу профессионального риска, в материалы дела не представлено.
Вместе с тем из представленных страхователем справки-подтверждения и договора на выполнение научно-технической работы от 23.11.2018, следует, что основным видом его деятельности является деятельность по коду 72.19. "научные исследования и разработки в области естественных и технических наук". Указанный вид деятельности отражен выписке из ЕГРЮЛ в качестве основного.
Согласно материалам дела доля доходов, поступающих от данного вида деятельности, составляет 100%, в связи с чем ООО "Медуза" должно быть отнесено к 1 классу профессионального риска.
Поскольку класс профессионального риска устанавливается исходя из фактически осуществляемой страхователем деятельности, оснований для отнесения его к иному, не соответствующему действительности, классу профессионального риска, не имеется.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемой ситуации отнесение ООО "Медуза" к иному классу профессионального риска, который не соответствует виду экономической деятельности, нарушает права Общества, поскольку приводит к уплате страховых взносов в большем размере.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции не усматривает наличия оснований для иной правовой оценки доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Апелляционная жалоба страховщика по приведенным в ней доводам не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку Отделение на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2020 по делу N А43-52253/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-52253/2019
Истец: ООО "МЕДУЗА"
Ответчик: ГУ НИЖЕГОРОДСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал N5