г. Вологда |
|
04 июня 2020 г. |
Дело N А13-497/2020 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Болдыревой Е.Н., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 марта 2020 года по делу N А13-497/2020,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области (ОГРН 10235008770058, ИНН 3525114885; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 45а; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к товариществу собственников жилья "Козленская, 40" (ОГРН 1103525011435, ИНН 3525244852; адрес:160000, Вологодская область, город Вологда, улица Козленская, дом 40; далее - товарищество) о взыскании финансовых санкций в размере 6 500 руб. по требованиям от 02.12.2019 N 045S01190011947, 045S01190011948, 045S01190011949, 045S01190011950, 045S01190011951, 045S01190011952, 045S01190011953, 045S01190011954, 045S01190011955, 045S01190011956, 045S01190011957, 045S01190011958, 045S01190011959.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление управления рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 23 марта 2020 года с товарищества в соответствующий бюджет взыскан штраф по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в сумме 875 руб. по требованиям от 02.12.2019 N 045S01190011947, 045S01190011948, 045S01190011949, 045S01190011950, 045S01190011951, 045S01190011952, 045S01190011958, в удовлетворении остальной части требований отказано, с товарищества в федеральный бюджет взыскана государственная пошлина в сумме 269 руб.
Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым взыскать с товарищества финансовые санкции по требованиям от 02.12.2019 N 045S01190011953, 045S01190011954, 045S01190011955, 045S01190011956, 045S01190011957, 045S01190011959 в сумме 3 000 руб. В обоснование жалобы ссылается на то, что не согласно с решением суда в части отказа во взыскании финансовых санкций по названным требованиям, поскольку товариществом нарушен срок предоставления дополняющих сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год и по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь, февраль 2019 года.
Товарищество в отзыве отклонило доводы жалобы, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Поскольку решение суда исходя из доводов управления обжаловано только в части отказа во взыскании финансовых санкций по требованиям от 02.12.2019 N 045S01190011953, 045S01190011954, 045S01190011955, 045S01190011956, 045S01190011957, 045S01190011959 и в связи с тем что от товарищества соответствующих возражений не поступило, в силу части 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой управлением части, исходя из доводов жалобы.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ за 2018 год с типом формы "исходная" представлены страхователем 26.02.2018.
Товарищество 30.08.2019 дополнительно представило в управление сведения в отношении 1 застрахованного лица, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период.
По результатам камеральной проверки дополнительно представленных сведений управление пришло к выводу о непредставлении страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 года в установленный срок, о чем составлен акт от 23.09.2019 N 045S18190012734, по результатам рассмотрения которого управление вынесло решение от 31.10.2019 N 045S19190011116 о привлечении товарищества к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб.
В адрес общества направлено требование от 02.12.2019 N 045S01190011959 об уплате финансовой санкции в сумме 500 руб.
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь, февраль 2019 года с типом формы "исходная" представлены страхователем 14.11.2018, 11.12.2018, 14.01.2019, 14.02.2019, 14.03.2019 соответственно.
В дальнейшем товарищество 26.07.2019 дополнительно представило в управление сведения за названные периоды в отношении 1 застрахованного лица, которые не было отражено в первоначально представленных сведениях.
По результатам камеральной проверки дополнительно представленных сведений управление пришло к выводу о непредставлении страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь, февраль 2019 года в установленные сроки, о чем составлены акты от 23.09.2019 N 045S18190012728, 045S18190012729, 045S18190012730, 045S18190012731, 045S18190012732, по результатам рассмотрения которых управление вынесло решения от 31.10.2019 N 045S19190011110, 045S19190011111, 045S19190011112, 045S19190011113, 045S19190011114 о привлечении товарищества к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб. по каждому решению.
В адрес товарищества направлены требования от 02.12.2019 N 045S01190011953, 045S01190011954, 045S01190011955, N 045S01190011956, 045S01190011957 об уплате финансовой санкции в сумме 500 руб. по каждому требованию.
Кроме того, управление выявило нарушение требований Закона N 27-ФЗ в деятельности товарищества, выразившегося в непредставлении в установленный срок сведений СЗВ-М о застрахованных лицах за апрель, май, ноябрь, декабрь 2017 года, январь, февраль 2018 года, СЗВ-СТАЖ за 2017 год, что зафиксировано в актах проверки от 23.09.2019, по результатам рассмотрения которых управление вынесло решения от 31.10.2019 о привлечении товарищества к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб. по каждому решению.
В адрес товарищества направлены требования от 02.12.2019 N 045S01190011947, 045S01190011948, 045S01190011949, 045S01190011950, 045S01190011951, 045S01190011952, 045S01190011958 об уплате финансовой санкции в сумме 500 руб. по каждому требованию.
Основанием обращения заявителя в суд послужило неисполнение товариществом в добровольном порядке требований об уплате финансовых санкций.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части.
Апелляционная инстанция при рассмотрении настоящего дела исходит из следующего.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 15 Закона предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены Законом N 27-ФЗ), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии.
В силу части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Материалами дела подтверждается и управлением не опровергается, что предусмотренные статьей 11 Закона N 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год и по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь, февраль 2019 года представлены товариществом в установленные Законом сроки.
Вместе с тем самостоятельно выявив ошибки в указанных сведениях, страхователь предъявил в управление сведения СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ с типом "дополняющая" за названные периоды.
Частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за различные правонарушения: непредставление сведений в установленный срок, представление неполных сведений, представление недостоверных сведений.
Согласно правовой позиции, содержащейся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2018 года N 303-КГ18-99, от 05 сентября 2018 года N 303-КГ18-5702, в соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ и пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения управлением, товарищество реализовало свое право на уточнение представленных сведений, откорректировав их путем представления в управление сведений с типом "дополняющая".
Проверки, по результатам которых установлены нарушения ответчиком требований Закона N 27-ФЗ и приняты решения о привлечении страхователя к ответственности, проведены управлением только после получения дополнительно представленных сведений.
Самостоятельное выявление и устранение страхователем ошибки в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах, в силу приведенных выше нормативных положений, допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Также данный подход соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06 февраля 2018 года N 6-П).
При таких обстоятельствах основания для применения к товариществу финансовых санкций в сумме 3 000 руб., предусмотренных частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в отношении дополняющих сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, а также по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь, февраль 2019 года отсутствовали.
Доводы управления об ином основаны на ошибочном толковании правовых норм.
Обжалуемое решение суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании указанной суммы финансовых санкций соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Относительно заявленных требований о взыскании финансовых санкций за непредставление сведений о застрахованных лицах в установленный срок по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в сумме 500 руб. и по форме СЗВ-М за апрель, май, ноябрь, декабрь 2017 года, январь, февраль 2018 года в размере 3 000 руб. по требованиям от 02.12.2019 N 045S01190011958, 045S01190011947, 045S01190011948, 045S01190011949, 045S01190011950, 045S01190011951, 045S01190011952 суд первой инстанции установил обоснованность привлечения товарищества к ответственности, вместе с тем приняв во внимание правовые позиции, изложенные в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 17.01.2018 N 3-П, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 N 11019/09, посчитал возможным снизить размер штрафа в четыре раза, до 875 руб., взыскав указанную сумму с товарищества.
Возражений относительно взыскания финансовых санкций по названным требованиям с учетом применения смягчающих ответственность обстоятельств апелляционная жалоба не содержит. Оснований для переоценки данного вывода апелляционный суд не усматривает.
Таким образом, апелляционная жалоба управления не содержит доводов, которые могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Несогласие управления с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и управлением не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
В силу изложенного апелляционная жалоба управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 марта 2020 года по делу N А13-497/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологде Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-497/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Вологде Вологодской области
Ответчик: ТСЖ "Козленская, 40"