Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 августа 2020 г. N Ф04-2817/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
05 июня 2020 г. |
Дело N А70-577/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4165/2020) общества с ограниченной ответственностью "Семкор" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.03.2020 по делу N А70-577/2020 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Семкор" (ОГРН 1107232017914, ИНН 7202206737, место нахождения: 625026, Тюменская область, город Тюмень, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 51, офис 523) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 о признании незаконными действий по непредставлению обществу с ограниченной ответственностью "Семкор" материалов выездной налоговой проверки письмом от 27.08.2019 исх. N 13-1-30/019559, а именно банковских выписок общества с ограниченной ответственностью "Нефтегазконсалтинг+" и общества с ограниченной ответственностью "Сибнипинефть" за 2015, 2016 и 2017 годы,
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Г. Тюмени N 3 - Чуркина И.В. на основании доверенности от 11.02.2020;
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Семкор", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Семкор" (далее - заявитель, общество, ООО "Семкор") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в соответствии с правилами статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция, ИФНС России по г. Тюмени N 3) о признании незаконными действий по непредставлению ООО "Семкор" материалов выездной налоговой проверки письмом от 27.08.2019 исх.N 13-1-30/019559, а именно - банковских выписок общества с ограниченной ответственностью "Нефтегазконсалтинг+" и общества с ограниченной ответственностью "Сибнипинефть" за 2015, 2016 и 2017 годы.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 10.03.2020 по делу N А70-577/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что в акте налоговой проверки изложены ссылки на выписки по расчетным счетам контрагентов общества как на доказательство оплаты и последующего обналичивания денежных средств. Вместе с тем, представленные заинтересованным лицом заявителю документы не позволяют проанализировать фактическое движение денежных средств между контрагентами ООО "Семкор". В свою очередь, представляя неполные данные налогоплательщику, налоговый орган лишает заявителя возможности ознакомления с материалами выездной налоговой проверки и представления возражений. С указанным податель жалобы связывает наличие оснований для отмены решения по делу.
В письменном отзыве на жалобу инспекция просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Семкор", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, заявив ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя общества. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса, удовлетворив ходатайство заявителя.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ИФНС России по г. Тюмени N 3 поддержана позиция, раскрытая в письменном отзыве на жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя налогового органа и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что в период с 28.09.2018 по 20.05.2019 ИФНС России по г. Тюмени N 3 на основании решения от 28.09.2018 N 1685/13-1 проведена выездная налоговая проверка в отношении ООО "Семкор" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 по всем страховым взносам на обязательное страхование за период с 01.01.2017 по 31.12.2017. 19.07.2019 по результатам выездной налоговой проверки в соответствии с правилами пункта 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) составлен акт налоговой проверки N 13-1-44/11.
Как указало ООО "Семкор", для подготовки письменных возражений на акт налоговой проверки N 13-1-44/11 обществом в налоговый орган направлено ходатайство о представлении ООО "Семкор" материалов выездной налоговой проверки письмом от 27.08.2019 исх. N 13-1-30/019559, а именно - банковских выписок в отношении счетов ООО "Нефтегазконсалтинг+" и ООО "Сибнипинефть" за 2015, 2016 и 2017 годы.
Налоговым органом в предоставлении указанных выписок отказано.
Отказ налогового органа обжалован заявителем в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее - УФНС России по Тюменской области).
Решением УФНС России по Тюменской области от 22.10.2019 жалоба ООО "Семкор" оставлена без удовлетворения, в связи с чем заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Заявление оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, что явилось поводом для обращения ООО "Семкор" в суд апелляционной инстанции с жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правила осуществления налогового контроля устанавливаются главой 14 НК РФ. В силу статьи 82 Кодекса налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. В целях налогового контроля допускаются сбор, хранение и использование полученных от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов (информации) в случаях, предусмотренных статьей 93.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 100 НК РФ к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
На основании пункта 1 статьи 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Статьей 9 поименованного Федерального закона установлены основы правового режима информации, составляющей охраняемую законом тайну.
Пунктом 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые установлены законом. Налоговые органы вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления такого контроля.
Статьей 86 НК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым налоговый орган вправе запрашивать у банков информацию о наличии счетов, остатках денежных средств по ним, а также выписки операций по счетам.
Статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" утвержден перечень документов, составляющих банковскую тайну. Банковскую тайну составляет информация об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов.
Объектом, на который распространяется режим налоговой тайны, является также информация о наличии либо отсутствии денежных средств на банковском счете налогоплательщика.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 32 НК РФ соблюдение налоговой тайны и обеспечение ее сохранности являются обязанностью налоговых органов, а налогоплательщики и плательщики сборов соответственно имеют право на соблюдение и сохранение налоговой тайны (подпункт 13 пункта 1 статьи 21 НК РФ).
Помимо права на получение предусмотренных законом сведений налоговому органу вменяется обязанность по обеспечению условий для сохранения охраняемой законом тайны предоставлять налогоплательщику документы, содержащие сведения, составляющие, в частности, банковскую тайну, в виде заверенных выписок. Выписки по расчетным счетам контрагентов общества содержат налоговую, коммерческую и банковскую тайну.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает то обстоятельство, что обществу, как то следует из материалов дела, вручены выписки из выписок, заверенные ИФНС России по г. Тюмени N 3, что свидетельствует о том, что налоговый орган подтвердил идентичность сведений, полученных от банка, сведениям, переданным подателю жалобы и отраженным в документах, составленных по результатам налоговой проверки.
Как следует из акта налоговой проверки и подтверждено налогоплательщиком в заявлении, в данном акте налоговым органом приведен анализ выписок банков по расчетным счетам контрагентов общества ООО "Нефтегазконсалтинг+" и ООО "Сибнипинефть", в том числе отражены сведения о наименовании организаций, осуществляющих взаимодействие с заявителем в рамках предпринимательской деятельности, о назначении платежей, поступивших от контрагентов на расчетные счета ООО "Нефтегазконсалтинг+" и ООО "Сибнипинефть" и перечисленных своим контрагентам указанными юридическими лицами.
Следовательно, сведения, содержащиеся в выписках по расчетным счетам поименованных выше организаций и непосредственно имеющие отношение к деятельности ООО "Семкор", а также выводам налогового органа в рассматриваемой части, содержится в акте налоговой проверки. Формируемые же в полном объеме выписки о движении денежных средств по расчетным счетам ООО "Нефтегазконсалтинг+" и ООО "Сибнипинефть" содержат информацию, относящуюся к налоговой тайне, в том числе номера банковских карт, суммы операций и т.д.
При этом апелляционный суд отклоняет доводы жалобы заявителя о лишении ООО "Семкор" возможности ознакомления с материалами проверки и представления возражений.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 22.08.2019 налогоплательщиком в ИФНС России по г. Тюмени N 3 направлено ходатайство N 494 об ознакомлении с протоколами допросов свидетелей и предоставлении копий выписок о движении денежных средств ООО "Нефтегазконсалтинг+", ООО ТК "Ратэк", ООО "Склад 72.ру", ООО "Сибирская металлургическая компания", ООО "Тобольская строительная компания", ООО "Леруа Мерлен", ООО "Автотранс" в полном объеме за проверяемый период для целей подготовки необходимых возражений на акт выездной налоговой проверки.
26.08.2019 представителем налогоплательщика получено уведомление от 23.08.2019 N 13-1-30/80 для ознакомления с материалами выездной налоговой проверки ООО "Семкор" 26.08.2019 к 9 час. 00 мин. На ознакомление представитель налогоплательщика не явился.
27.08.2019 представителем налогоплательщика получено письмо инспекции N 13-1-30/019559 "О предоставлении информации", в котором объяснялись причины отказа в предоставлении выписок по банковским счетам ООО "Нефтегазконсалтинг+" и ООО "Сибнипинефть" в полном объеме.
Копии выписок из выписок о движении денежных средств по банковским счетам ООО "Нефтегазконсалтинг+", ООО ТК "Ратэк", ООО "Склад 72.ру", ООО "Сибирская металлургическая компания", ООО "Тобольская строительная компания", ООО "Леруа Мерлен", ООО "Автотранс", подтверждающих выявленные нарушения в ходе проведения мероприятий налогового контроля по выездной налоговой проверки, получены 02.08.2019 представителем ООО "Семкор" по доверенности, что подтверждается актом N 11 приема-передачи копий документов.
04.10.2019 состоялось рассмотрение акта и иных материалов проверки в присутствии представителей налогоплательщика. 04.10.2019 заявителем представлены возражения, в которых отмечено, что из банковских выписок ООО "Нефтегазконсалтинг+" и ООО "Сибнипинефть", представленных инспекцией, следует, что указанные предприятия производили расчеты со своими контрагентами, при этом транзитный характер операций по расчетным счетам отсутствует.
Получив копии выписок из выписок по расчетным счетам ООО "Нефтегазконсалтинг+" и ООО "Сибнипинефть" ООО "Семкор" не было лишено права на представление возражений, что подтверждается представленными 04.10.2019 возражениями, в том числе по данным выпискам из выписок по счету организаций.
В свою очередь, предоставление ООО "Семкор" полных выписок по банковским счетам юридических лиц неизбежно повлечет нарушение законного права указанного лица на сохранение банковской тайны, что противоречит требованиям законодательства о налогах и банковской деятельности.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.11 2011 N 15726/10, право налогоплательщика на своевременное ознакомление со всеми материалами, полученными налоговым органом в рамках проводимых проверок, является его неотъемлемым правом, однако для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки, выразившегося в отсутствие у налогоплательщика возможности ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля и представить соответствующие возражения, недостаточно указания на наличие у него такого права. Суду надлежит выяснить, о каких документах и информации идет речь, каким образом подобная информация влияет на первоначальные выводы налогового органа, зафиксированные в акте выездной налоговой проверки. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
При установленных обстоятельствах требования налогоплательщика о представлении ООО "Семкор" полных выписок о движении денежных средств по расчетным счетам в банках ООО "Нефтегазконсалтинг+" и ООО "Сибнипинефть", являющихся контрагентами общества, не могут быть признаны обоснованными и удовлетворению не подлежат. Не установив предусмотренной статьями 198, 201 АПК РФ совокупности условий, необходимой для признания незаконными оспариваемых действий инспекции, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы общества отклоняются за необоснованностью, поскольку не содержат оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по делу.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены в обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя настоящей жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Семкор" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.03.2020 по делу N А70-577/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-577/2020
Истец: ООО "Семкор"
Ответчик: Инспекция Федеральной Налоговой Службы по Г. Тюмени N 3
Третье лицо: 8 ААС