город Томск |
|
8 июня 2020 г. |
Дело N А03-12273/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Логачева К.Д., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" (N 07АП-3292/20), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.03.2020 по делу N А03-12273/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" (ИНН 2268002492, ОГРН 1042201346890), с. Романово, Романовский район, Алтайский край к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (ИНН 2225066565, ОГРН 1042202282132), г. Барнаул Алтайский край о признании незаконным и отмене постановления от 23.07.2019 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу N 08-05/62-28,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фортуна" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление Росреестра, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.07.2019 о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу N 08- 05/62-28.
Решением суда от 05.03.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на процессуальные нарушения.
Управление в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонило, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения N Р/2543 от 15.05.2019 заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Завьяловского и Романовского районов Перепелица В.И. проведена плановая проверка соблюдения требований земельного законодательства на земельном участке с местоположением: Алтайский край, Романовский район, в границах муниципального образования "Гуселетовский сельсовет" примерно в 5308 м к юго-западу от с. Гуселетово, кадастровый номер 22:38:030401:1473, о чем составлен акт проверки органом государственного надзора от 18.06.2019 N62.
В ходе проверки было установлено, что земельный участок категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, государственной собственности, поставлен на государственный кадастровый учет по материалам межевания, кадастровый номер 22:38:030401:1473, в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) установлено местоположение земельного участка: Алтайский край, Романовский район, в границах муниципального образования "Гуселетовский сельсовет" примерно в 5308 м к юго-западу от с. Гуселетово. Площадь земельного участка установлена в ЕГРН по материалам межевания и равна 61842 кв.м.
В соответствии со сведениями ЕГРН земельный участок предоставлен на праве аренды ООО "Фортуна" для нужд охотничьего хозяйства на основании договора аренды с администрацией Романовского района Алтайского края от 28.09.2011.
Договор аренды зарегистрирован 16.01.2012 номер регистрации 22-22-09/009/2011-628. Кроме того, ООО "Фортуна" с Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края заключено охотхозяйственное соглашение N 34 от 29.12.2014.
Пунктом 8.1.8 Соглашения предусмотрено право Охотпользователя создавать на полученных в установленном порядке земельных участках объекты охотничьей инфраструктуры в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с данными мониторинга земель на земельном участке размещаются сельскохозяйственные угодья - пастбища и несельскохозяйственные угодья - древеснокустарниковые насаждения.
В ходе визуального осмотра, работниками Управления, установлено, что на земельном участке расположены 10 домиков для проживания, мангальная зона, баня, домик обслуживающего персонала, павильон для столовой и торговли напитками. Постройки не капитальные, разрешение на размещение построек арендодателем (Администрацией Романовского района), не выдавалось. Земельный участок по границе обвалован, на въезде имеется шлагбаум и установлен вагончик с надписью база отдыха "Фортуна". Кроме того, ООО "Фортуна" разместила рекламу базы отдыха в сети интернет и на рекламных конструкциях. Так по ул. Крупской в с. Романово размещен рекламный баннер "База отдыха Фортуна" с перечнем видов услуг: охота, рыбалка, домики, палаточный лагерь, напитки на розлив "Бочкари". Более подробная реклама размещена в сети интернет на сайте https://fortuna22.ru/. Так, установлены расценки за аренду домиков на июнь-август 2019 года от 2000 рублей до 3500 рублей. Предлагаются оздоровительные процедуры: Сеанс THALASSO & SPA предназначен для ухода за кожей ног, прессотерапия и другие услуги стоимостью от 700 до 1500 рублей.
В ходе проверки специалистами Росреестра было установлено, что вид разрешенного использования земельного участка земли сельскохозяйственного назначения "для нужд охотничьего хозяйства", указанный в ЕГРН, не соответствует фактическому, поскольку на нем расположены строения: 10 домиков для временного проживания, мангальная зона, баня, домик обслуживающего персонала, павильон для столовой и торговли напитками, которые нельзя отнести к объектам охотничьей инфраструктуры. Арендная плата установлена на период июнь-август, когда охота запрещена, например охота на водоплавающую, болотнолуговую, полевую, степную дичь открыта с последней субботы августа по 20 ноября (Информация с сайта Правительства Алтайского края). Земельный участок используется для размещения базы отдыха. Размещение строений на пастбищах не позволяет использовать пастбища по назначению - для выпаса скота.
Усмотрев в действиях ООО "Фортуна" состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, главный государственный инспектор по использованию и охране земель Завьяловского и Романовского районов вынес Постановление от 23 июля 2019 года о назначении административного наказания делу об административном правонарушении N 08-05/62-28, которым признал общество с ограниченной ответственностью "Фортуна" виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка площадью 61842 кв.м, с местоположением Алтайский край Романовский район в границах муниципального образования "Гуселетовский сельсовет" примерно в 5308 м у юго-западу от с.Гуселетово кадастровый номер 22:38:030401:1473 не по его целевому назначению.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение, пришел к выводу о том, что состав вмененного административного правонарушения в деянии заявителя доказан, процессуальных нарушений не выявлено.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, в виде наложения административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальными зонами являются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (статья 1 ГрК РФ).
Согласно статье 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. В соответствии с частью 1 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 ГрК РФ, пункт 2 статьи 7, пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Частью 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в кадастр недвижимости.
Таким образом, вид разрешенного использования представляет собой установленное в публичном порядке допустимое функциональное использование земельного участка, а также существующих и возводимых на нем капитальных объектов.
Целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Предоставленный субъекту земельный участок может быть использован им только в соответствии с установленным назначением. Отклонение от этих признаков в процессе использования земли указывает на совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет для юридических лиц наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1).
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).
Земли сельскохозяйственного назначения на основании пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии с приказом Минэкономразвития N 540 от 01.09.2014 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее Классификатор) земли сельскохозяйственного использования предназначены для ведения сельского хозяйства, осуществление хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур, осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных и т.д., при этом данные виды разрешенного использования разрешают размещение строений, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных. Размещение охотничьей базы или домиков для проживания бань торговых павильонов на землях сельскохозяйственного назначения Классификатором не предусмотрено.
В силу п.2 статьи 1 ФЗ N 209-ФЗ от 24.07.2009 (ред. от 03.08.2018) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ "Об охоте")" охотничье хозяйство - сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.
В соответствии со ст.53 ФЗ "Об охоте", к охотничьей инфраструктуре относятся предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства объекты, в том числе охотничьи базы, питомники диких животных, вольеры, другие временные постройки, сооружения, объекты благоустройства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Правительство утвердило следующий перечень охотничьей инфраструктуры: - Вольер, питомник диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания; - Егерский кордон; - Охотничья база.
Пунктами 3 и 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" также предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 79 Земельного Кодекса РФ, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Земельного Кодекса РФ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
Таким образом, как верно заключил суд первой инстанции, законодатель, устанавливая правовое регулирование в области охотопользования, в то же время закрепил ряд положений, связанных с использованием земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения в целях охоты, в числе которых устанавливается приоритет в использовании земель сельскохозяйственного назначения, который основан на принципе сохранения целевого использования земельных участков и особой охране данной категории земель.
В статье 25 ФЗ "Об охоте" указано, что земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 7 ФЗ "Об охоте" установлено, что в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Пункт 3 статьи 78 Земельного Кодекса РФ, допуская использование земель сельскохозяйственного назначения для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, позволяет включить земли сельскохозяйственного назначения в границы охотничьих угодий, позволяет осуществлять охоту на этих землях, но не позволяет осуществлять на землях сельскохозяйственного назначения деятельность не соответствующую целевому назначению земель.
В силу положений пункта 1 статьи 7, пунктов 1 и 2 статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости и отражается в сведениях ЕГРН. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и соответствовать сведениям, внесенным в ЕГРН.
Между тем административным органом установлено, что вид разрешенного использования земельного участка земель сельскохозяйственного назначения "для нужд охотничьего хозяйства", указанный в ЕГРН, не соответствует фактическому, поскольку на нем расположен строения: 10 домиков для временного проживания, мангальная зона, баня, домик обслуживающего персонала, павильон для столовой и торговли напитками, которые нельзя отнести к объектам охотничьей инфраструктуры.
Арендная плата установлена на период июнь-август, то есть когда охота не разрешена (по информации интернет-сайта Правительства Алтайского края, охота на водоплавающую, болотно-луговую, полевую, степную дичь открыта с последней субботы августа по 20 ноября).
Таким образом, спорный земельный участок используется именно для размещения базы отдыха, тогда как, размещение строений на пастбищах не позволяет использовать их по прямому назначению.
В соответствии с приказом Минэкономразвития N 540 от 01.09.2014 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" использование земельного участка с вышеперечисленными строениями по классификатору может относиться к виду разрешенного использования Отдых (рекреация). Код по классификатору -5; 5.3 -Охота и рыбалка (Обустройство мест охоты и рыбалки, в том числе размещение дома охотника или рыболова, сооружений, необходимых для восстановления и поддержания поголовья зверей или количества рыбы).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. Земли рекреационного назначения относятся к категории земель особо охраняемых территорий.
Заявитель не представил доказательств невозможности изменения категории назначения арендованного земельного участка, с целью приведения ее в соответствие с фактическим использованием, равно как и не представил доказательств того, что такие меры обществом предпринимались, но ему было отказано в изменении категории земель.
Судом установлено, что земельный участок площадью 61842 кв.м. с местоположением: Алтайский край, Романовский район, в границах муниципального образования "Гуселетовский сельсовет" примерно в 5308 м к юго-западу от с. Гуселетово, кадастровый номер 22:38:030401:1473, используется ООО "Фортуна" не в соответствии с разрешенным использованием и категорией земель, установленными правоустанавливающим документом, что свидетельствует о наличии в действиях ООО "Фортуна" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение и в многочисленной судебной практике по данному вопросу, например в Постановлениях Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.05.2019 по делу N А27-12354/2018 и от 29.01.2020 по делу N А02- 741/2019.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
Факт нарушения обществом требований действующего законодательства установлен административным органом в ходе проверки, подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 8.8 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований законодательства заявитель не представил. Каких-либо доказательств невозможности соблюдения заявителем приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Полно и всесторонне исследовав представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден.
Доводы Общества о незаконности проведения проверки, со ссылкой на положения подпункта 1 пункта 1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в суде первой инстанции заявлялся, был оценен и исследован в совокупности с материалами дела и обоснованно отклонен.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 26.2 Закона N 294-ФЗ плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, за исключением плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Между тем, материалами дела установлено, что решением главного государственного инспектора по использованию и охране земель Завьяловского и Романовского районов N 7 от 21.08.2018 в соответствии с п. 103 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, подпунктом а) пункта 2 Критериев отнесения используемых юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, являющихся приложением N2 к Положению от 02.01.2015 N 1, земельный участок, с кадастровым номером 22:38:030401:1473, расположенный по адресу: Алтайский край, Романовский район, в границах муниципального образования "Гуселетовский сельсовет", примерно 5308 м к югозападу с.Гуселетово отнесен к категории умеренного риска, следовательно, во исполнение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Земельного кодекса Российской Федерации, Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489, постановления Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре" проверка в отношении ООО "Фортуна" была правомерно внесена в план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год. План проверок согласован с прокуратурой Алтайского края и утвержден приказом Управления Росреестра по Алтайскому краю от 29.10.2018 года NП/266 (с изменениями от 21.12.2018 NП/319, от 21.01.2019 NП/015, от 05.03.2019 NП/067). Вся информация о планах проверок содержится на сайте Управления Росреестра по Алтайскому краю. Информация о проведенной проверке так же была внесена в ВГИС "Единый реестр проверок генеральной прокуратуры".
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
С учетом изложенного, существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, апелляционным судом не установлено.
Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Поскольку факт нарушения и вина общества подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов у суда первой инстанции не имелось.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.03.2020 по делу N А03-12273/2019, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-12273/2019
Истец: ООО "Фортуна"
Ответчик: Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Завьяловского и Романовского районов
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по АК
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3713/20
08.06.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3292/20
05.03.2020 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-12273/19
06.12.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-12273/19