город Томск |
|
4 июня 2020 г. |
Дело N А27-18947/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Колупаевой Л.А., |
судей |
|
Сбитнев А.Ю., |
|
|
Ходыревой Л.Е., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Метелица" (07АП-2850/2020) на решение от 17 февраля 2020 г. Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18947/2019 (судья Дубешко Е.В.) по иску публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (ОГРН 1064205110133, ИНН 4205109214), город Кемерово к товариществу собственников жилья "Метелица" (ОГРН 1084238001418, ИНН 4238023121), село Сосновка, Кемеровская область о взыскании денежных средств, и по иску товарищества собственников жилья "Метелица" (ОГРН 1084238001418, ИНН 4238023121), село Сосновка, Кемеровская область к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", г. Красноярск (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527), публичному акционерному обществу "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (ОГРН 1064205110133, ИНН 4205109214), город Кемерово о признании незаконным введение в расчет прибора учета электрической энергии РИМ 384.02 N 628396 по акту от 24.04.2018 N 4230-04-2361, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания", г.Кемерово (ОГРН 1064205113136, ИНН 4205109750),
при участии в судебном заседании:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (далее - истец, ПАО "Кузбассэнергосбыт", сбытовая организация) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к товариществу собственников жилья "Метелица" (далее - ответчик, ТСЖ "Метелица", исполнитель, апеллянт) о взыскании 213908,14 руб. долга за потребленную в период с мая по июнь 2018 года электрическую энергию по договору энергоснабжения N 100906 от 01.11.2013.
Иск обоснован ненадлежащим исполнением ответчиком с мая по июнь 2018 года обязательств по договору энергоснабжения N 100906 от 01.11.2013 (далее - Договор).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Сибири", г. Красноярск (далее - третье лицо, ПАО "МРСК Сибири", сетевая организация).
ТСЖ "Метелица" обратилось с встречным иском к ПАО "МРСК Сибири" и ПАО "Кузбассэнергосбыт" о признании незаконным введение в расчет (по Договору) прибора учета электрической энергии РИМ 384.02 N 628396 по Акту от 24.04.2018 N 4230-04-2361 (с учетом уточнения требований и привлечении в связи с тем в качестве соответчика по встречному иску сбытовой организации).
Решением от 17 февраля 2020 года Арбитражного суда Кемеровской края заявленные первоначальные исковые требования удовлетворены, в удовлетворении встречных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ТСЖ "Метелица" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований отказать, удовлетворить встречные исковые требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное истолкование судом норм законодательства, выводы, содержащиеся в решение не соответствуют обстоятельствам дела.
В обосновании доводов указывает, что договором установлен расчетный прибор учета Меркурий N 04400155, дополнительное соглашение об изменении прибора учета со стороны ТСЖ "Метелица" не подписано, в то время как ПАО "Кузбассэнергосбыт" производит расчет объема и стоимости потребленной электроэнергии по прибору учета РИМ 384.02 N 628396, установленному сетевой организацией ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго РЭС" 24.04.2018, необходимость установления которого отсутствовала; в сентябре 2018 расчет вновь начал осуществляться по прибору учета Меркурий N 04400155; границы ответственности ТСЖ "Метелица" не могли быть изменены путем продажи части электросетевого оборудования иному лицу, поскольку технологическое присоединение является однократным; акт допуска прибора учета РИМ 384.02 N 628396 от 24.04.2018 составлен с нарушениями
В отзыве истец указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным приступить к рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что отношения исполнителя и сбытовой организации в мае и июне 2018 года регулировались договором энергоснабжения от 01.11.2013 N 100906 (Договор). Объем отпущенной исполнителю электроэнергии и мощности определяются в порядке, предусмотренном п. 5.1 Договора, на основании приборов учета, указанных в Приложении N 4.1, за расчетный период. Пунктом 5.5 Договора предусмотрено, что в случае установки расчетных электросчетчиков не на границе балансовой принадлежности, объем отпущенной исполнителю энергии корректируется на величину нормативных потерь энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки прибора учета.
Согласно пункта 6.1 Договора Стоимость поставленной электрической энергии определяется в соответствии с тарифами, утвержденными региональной энергетической комиссией. На 2018 год тарифы утверждены постановлением региональной энергетической комиссии Кемеровской области N 748 от 26.12.2017.
Согласно пункту 6.8. Договора исполнитель обязан оплачивать фактическое потребление электроэнергии в расчетном месяце до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Срок действия Договора установлен с 01.11.2013 по 31.12.2014 с условием об автоматической пролонгации (пункты 9.1 и 9.2 Договора).
В силу действующего до мая 2018 года Приложению N 4.1 к Договору в качестве расчетных сторонами согласованы приборы учета в четырех трансформаторных подстанциях, в том числе ПУ МЕРКУРИЙ N 04400155 для КТП-5-400 кВа (т. 1 л.д. 29).
24.04.2018 ПАО "МРСК Сибири" совместно с ТСЖ "Метелица" установлен на опоре N 1 ВЛ-10 кВ ф.10-1-П ПС "Сосновская" 35/10кВ прибор учета электрической энергии РИМ N 628396 и одновременно выведен из расчета прибор учета МЕРКУРИЙ N04400155.
27.04.2018 сбытовой организацией получено уведомление от ПАО "МРСК Сибири" об установке на границе раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетевой организации и ТСЖ "Метелица" нового прибора учета N 628396 с приложением подписанного исполнителем Акта N 4230-04-2361-0200 от 24.04.2018 допуска (ввода) в эксплуатацию указанного прибора учета (т. 1 л.д. 94, 95-96).
На основании поступившей от сетевой организации информации ПАО "Кузбассэнергосбыт" подготовило и направило в адрес ТСЖ "Метелица" Дополнительное соглашение от 18.05.2018 к Договору, которым Приложение N 4.1 согласовано в новой редакции (с учетом введения в эксплуатацию в качестве расчетного на опоре N 1 ВЛ-10 кВ п.Сосновка, ул. Целинная, 49 с 01.05.2018 прибора учета N628396, учитывающего потребление, помимо исполнителя, еще 8 субабонентов, опосредованно подключенных через сети последнего). Дополнительное соглашение от 18.05.2018 к Договору ТСЖ "Метелица" не подписано, заявлены возражения.
В соответствии с условиями Договора в редакции Дополнительного соглашения от 18.05.2018 объем электроэнергии, выставленный на оплату исполнителю за период май - июнь 2018 года, сбытовой организацией определен по показаниям ПУ N 628396, переданных сетевой организацией в электронном виде (акты снятия показаний приборов учета, выписки из реестра показаний ПАО "МРСК Сибири" представлены в материалы дела), за вычетом показаний каждого из субабонентов согласно Приложению N 4.1 к Договору. Подробный расчет приведен в расшифровках к счетам-фактурам, содержащим сведения об объемах и стоимости отпущенной ответчику электрической энергии за спорный период (т. 1 л.д. 40-45).
На момент обращения с иском и рассмотрения дела непризнаваемая исполнителем задолженность составляет 213 908,14 руб. и представляет собой разность между показаниями прежнего и нового приборов учета.
Возражения ТСЖ "Метелица" относительно требования сбытовой организации сводятся к несогласию с Дополнительным соглашением к договору от 18.05.2018, определению истцом объема подлежащей оплате электроэнергии по Договору согласно показаниям введенного в эксплуатацию с 01.05.2018 прибора учета N 628396.
Полагая действия ПАО "МРСК Сибири" по установке и вводу в эксплуатацию прибора учета электрической энергии РИМ 384.02 N 628396 незаконными как сделки, совершенной под влиянием заблуждения, а равно незаконными действия ПАО "Кузбассэнергосбыт" по начислению платы за электрическую энергию по этому прибору учета, ТСЖ "Метелица" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Принимая судебный акт об удовлетворении первоначальных исковых требований и отказывая в удовлетворении встречных, суд первой инстанции исходил из обоснованности только первых.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (статья 544 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Достоверность данных учета обеспечивается совокупностью условий: соответствием приборов учета требованиям законодательства Российской Федерации об электроэнергетике и об обеспечении единства измерений; правильностью установки приборов учета (выбор места установки, соблюдение схемы подключения и метрологических характеристик приборов учета); допуском приборов в эксплуатацию в установленном порядке; надлежащей эксплуатацией приборов учета, включающей проведение своевременной поверки; сохранностью контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля (статья 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", пункты 137, 144, 145, 147, 152, 154, 155 Основных положений).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", при отсутствии в норме, регулирующей права и обязанности по договору, явно выраженного запрета установить иное, она является императивной, если исходя из целей законодательного регулирования это необходимо для защиты особо значимых охраняемых законом интересов (интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов и т.д.), недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон либо императивность нормы вытекает из существа законодательного регулирования данного вида договора. В таком случае суд констатирует, что исключение соглашением сторон ее применения или установление условия, отличного от предусмотренного в ней, недопустимо либо в целом, либо в той части, в которой она направлена на защиту названных интересов.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) энергии). Если плата за единицу поставляемого ресурса является регулируемой, то указанная норма может быть истолкована лишь следующим образом: установление соглашением сторон иного количества энергии, которое оплачивает абонент (потребитель, покупатель), допускается только тогда, когда невозможно определить фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета, а закон или иные правовые акты не содержат порядка определения такого количества в отсутствие данных учета. Это правило направлено на защиту публичных интересов, обеспечиваемых государственным регулированием тарифов.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных, в том числе с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.
Приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета) (п. 137 Основных положений).
В пункте 147 Основных положений предусмотрено, что места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.
Согласно пункту 156 Основных положений в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки (при номинальных токах и напряжениях).
Согласно пункту 158 Основных положений расчетные и контрольные приборы учета указываются в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), оказания услуг по передаче электрической энергии.
Требования, предъявляемые к местам установки приборов учета, определены в Приказе Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (далее - ПУЭ), в силу пункта 1.5.2 которого расчетным учетом электроэнергии называется учет выработанной, а также отпущенной потребителям электроэнергии для денежного расчета за нее. Счетчики, устанавливаемые для расчетного учета, называются расчетными счетчиками.
Пунктом 1.5.6 ПУЭ установлено, что счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя.
В соответствии с пп. 1 пункта 1.5.11 ПУЭ расчетные счетчики активной электроэнергии на подстанции, принадлежащей потребителю, должны устанавливаться на вводе (приемном конце) линии электропередачи в подстанцию потребителя в соответствии с пунктом 1.5.10 при отсутствии электрической связи с другой подстанцией энергосистемы или другого потребителя на питающем напряжении.
Исходя из изложенного, действующее законодательство Российской Федерации определяет место установки расчетного прибора учета электрической энергии как границу балансовой принадлежности объектов электроэнергетики.
В силу пункта 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
В соответствии со 26 статьей Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер, при этом в случае смены собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.
Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Кроме того, как установлено пунктом 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа N 861), в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги попередаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Как установлено пунктом 40 (5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения N 861), при опосредованном присоединении владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств перераспределяет максимальную мощность принадлежащих ему энергопринимающих устройств в пользу энергопринимающих устройств иного лица. При технологическом присоединении энергопринимающих устройств иного лица к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств осуществляет деятельность по технологическому присоединению, руководствуясь положениями настоящих Правил, предусмотренными в отношении сетевых организаций.
Пунктом 40 (6), подпунктом "в" пункта 40 (7) Правил технологического присоединения N 861 предусмотрено, что для согласования с сетевой организацией опосредованного присоединения владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств и лицо, энергопринимающие устройства которого планируется присоединить к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, являющиеся сторонами опосредованного присоединения, направляют подписанное ими уведомление об опосредованном присоединении сетевой организации, с приложением, в том числе копии заключенного между сторонами опосредованного присоединения соглашения о перераспределении мощности между принадлежащими им энергопринимающими устройствами в рамках опосредованного присоединения. В этом соглашении сторонами определяется порядок компенсации опосредованного присоединения потерь электрической энергии в электрических сетях владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (подпункт "б" пункта 40 (8) Правил).
В соответствии с пунктом 50 Правил недискриминационного доступа N 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций.
Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности).
Таким образом, осуществляя ввод в эксплуатацию и приемку прибора учета, сетевая организация действовала в рамках своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.
На основании вышеизложенного, именно прибор учета РИМ 384.02 N 628396, в соответствии с нормами действующего законодательства, правомерно принят истцом и судом как расчетный.
Как верно установлено судом первой инстанции, возврат к расчету по договору к прежнему ПУ N 04400155 обусловлен исключительно тем, что ТСЖ "Метелица" передало объекты электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, п. Сосновка электросетевого имущества: ВЛ- ЮкВ от отпаечной опоры N 1 ф.10-1-П до (магистраль 939 м); КЛ-10кВ ввод с оп. N9/1 в КТП-5 ТСЖ "Метелица"; КТП-5 ТСЖ "Метелица", сетевой организации ООО "КЭнК".
Ссылки ответчика на тот факт, что технологическое присоединение является однократным и границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не могут быть изменены, отклоняются как несостоятельные в связи с неверным пониманием ответчиком технологического процесса "присоединения" и "установление границ".
28.12.2011 между ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго - РЭС" и ТСЖ "Метелица" подписан акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, согласно которому данная граница установлена на контактном соединении проводов на изоляторах опоры N 1 ВЛ- ЮкВ отпайки на КТП-Ю-2-018 ф. 10-1-П.
Согласно пункту 2 Недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004) "граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок;
Таким образом, данный акт устанавливает, какие объекты электросетевого хозяйства (ЛЭП. ТП), находятся в зоне ответственности потребителя, а какие - сетевой организации. В связи с передачей части объектов электросетевого хозяйства ООО "КЭнК", ТСЖ "Метелица" перестала нести за них ответственность с момента передачи, в связи с чем границы ответственности были изменены. Однако данный факт произошел в период, не относящийся к периоду возникновения задолженности по исковому заявлению.
Технологическое присоединение, в свою очередь, является комплексной процедурой, одним из этапов которой является осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов потребителя к электрическим сетям.
Таким образом, передача объектов электросетевого хозяйства иному лицу (сетевой организации) никаким образом не связана с процедурой технологического присоединения.
Относительно нарушений, допущенных сетевой организацией при составлении акта допуска прибора учета РИМ 384.02 N 628396 N4230-04-2361-0200 от 24.04.2018 г, судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что экземпляр Акта от 24.04.2018, выданный ТСЖ "Метелица" ПАО "МРСК Сибири", имеет номер 4230-04-2361, а не номер 4230-04-2361-0200, а также отсутствие в нем указания на номер установленного прибора учета РИМ 384.02, правового значения для разрешения спора не имеют.
Иные сведения (относительно даты и места осуществления действий по установке прибора учета, лиц, присутствующих при этом, данные о типах приборов, установленного и снятого с расчета, их показаниях и прочие характеристики), содержащиеся в экземплярах акта у сторон, абсолютно идентичны.
Судом установлено, что в экземпляре акта, имеющегося у исполнителя, в разделе "Описание выявленных нарушений" содержится указание на выдачу дисплея дистанционного N 628396.
Таким образом, отсутствие в экземпляре акта у исполнителя непосредственно номера установленного прибора учета никоим образом не свидетельствует об отсутствии у него информации относительно характера совершаемых действий 24.04.2018.
Высказывания представителя ТСЖ "Метелица" о том, что номер Акта и номер установленного прибора учета в Акте, представленном ПАО "МРСК Сибири", дописаны в последующем (иной рукой, пастой), также не могут свидетельствовать о каком-либо допущенном со стороны сетевой организации нарушении.
Факт участия в установке спорного прибора учета и одновременном при этом выведении из расчетов старого прибора учета (тип МЕРКУРИЙ N 04400155) своего полномочного представителя (председателя правления Дубового А.В.) ТСЖ "Метелица" не оспаривало.
Доводы исполнителя о том, что председатель правления Дубовой А.В., подписывая Акт от 24.04.2018, действовал под влиянием заблуждения, в связи с чем действия по установке ПУ N 628396 являются недействительной сделкой в силу пункта 1 статьи 178 ГК РФ, основаны на ошибочном понимании закона, противоречат установленным судом обстоятельствам спора.
При таких обстоятельствах удовлетворение первоначальных исковых требований произведено судом правомерно, оснований для удовлетворения встречного иска судом апелляционной инстанции не установлено.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении АПК РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суду апелляционной инстанции следует учитывать, что согласно части 7 статьи 268 АПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
В связи с чем, указание в просительной части на применение последствий признания акта недействительным в виде возврата сторон к расчету электрической энергии по прибору учета, установленному в РУ-0,4 к В КТП-5-400 кВа ул. Целинная, 49 п. Сосновка Новокузнецкого района тип МЕРКУРИЙ заводской номер 04400155 01.11.2013 по 09.09.2019, не рассматривается судом апелляционной инстанции, поскольку является новым.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено, фактически доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17 февраля 2020 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18947/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Метелица" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
А.Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18947/2019
Истец: ПАО "Кузбасская энергетическая сбытовая компания", ТСЖ "Метелица"
Ответчик: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ Сибири", ТСЖ "Метелица"
Третье лицо: ООО "КУЗБАССКАЯ ЭНЕРГОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ", ПАО "Кузбасская энергетическая сбытовая компания", ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3530/20
23.11.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3530/20
27.07.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2850/20
06.05.2021 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-18947/19
01.10.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3530/20
04.06.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2850/20
17.02.2020 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-18947/19