город Томск |
|
8 июня 2020 г. |
Дело N А27-21458/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А. С. рассмотрел апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (07АП-3615/2020) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.02.2020 по делу N А27-21458/2019 (судья Иващенко А.П.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Киномир" (650023, город Кемерово, пр. Октябрьский, 56-51, ОГРН 1154205016790, ИНН 4205317888) к Государственному учреждению-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N18) (650000, город Кемерово, ул. Дзержинского, 4-а, ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) о признании незаконным решения от 03.06.2019.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Киномир" (далее - общество, ООО "Киномир", страхователь, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (далее - Фонд, ГУ КРОФСС) о признании незаконным решения от 03.06.2019 N 2505 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.02.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает, что требование было направлено заказным письмом 04.03.2019 по юридическому адресу ООО "Киномир"; с учетом пунктов 1.6 статьи 26.18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) требование считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма, что является надлежащим уведомлением страхователя о необходимости представить документы по требованию Фонда; акт и уведомление направлены заказным письмом по юридическому адресу ООО "Киномир", указанному в ЕГРЮЛ, с учетом пункта 4 статьи 26.19 Закона N 125-ФЗ вышеуказанные документы считаются полученными по истечении шести дней с даты отправления заказного письма; Фондом не приняты расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные заявителем в сумме 86 677,08 руб., неподтвержденные документами в установленном порядке, в рамках камеральной проверки.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от ООО "Киномир" отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно сведений о расходах на выплату страхового обеспечения, содержащихся в расчете, представленном ООО "Киномир" за 2018 год, расходы за период с 01.06.2018 по 31.12.2018 составили 86677,08 руб., в том числе: пособие по временной нетрудоспособности - 35491,96 руб.; единовременное пособие при рождении - 21786,82 руб.; ежемесячное пособие по уходу за ребенком - 29398,30 руб.
Для подтверждения обоснованности и правильности расходов страхователю - ООО "Киномир" было направлено требование от 01.03.2019 N 280 о предоставлении документов (далее - требование), подтверждающих обоснованность произведенных расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам за период с 01.06.2018 по 31.12.2018.
04.03.2019 требование направлено заявителю заказным письмом с номером почтового идентификатора 65097229286510 по адресу, содержащемуся в сведениях ЕГРЮЛ: 650023, пр-т Октябрьский дом 56, квартира 51, г. Кемерово Кемеровская область.
В установленный десятидневный срок до 25.03.2019 документы по требованию ООО "Киномир" в адрес Филиала N 18 ГУ-КРОФСС РФ не представлены, письменное уведомление о невозможности представления в установленные сроки документов не поступало.
19.04.2019 Филиалом N 18 ГУ-КРОФСС РФ проведена камеральная проверка, по результатам которой составлен акт N 2505.
Проверкой установлено, что страхователем произведены расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 86677,08 руб. (за период с 01.06.2018 по 31.12.2018), в том числе: пособие по временной нетрудоспособности - 35491,96 руб.; единовременное пособие при рождении - 21786,82 руб.; ежемесячное пособие по уходу за ребенком - 29398,30 руб.
В установленный срок письменные возражения по акту N 2505 в адрес Филиала N 18 ГУ-КРОФСС РФ от ООО "Киномир" не поступали.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки заместителем директора Филиала N 18 ГУ-КРОФСС РФ вынесено решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 03.06.2019 N 2505 (далее - решение от 03.06.2019 N 2505), произведенных заявителем в сумме 86677, 08 руб., неподтвержденных документами в установленном порядке.
Посчитав решение от 03.06.2019 N 2505 незаконным и необоснованным и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения незаконным.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Согласно статье 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
Согласно пункту 6 статьи 26.16 Закона N 125-ФЗ предметом выездной проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, а также правомерность произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения.
По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами территориального органа страховщика, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки (пункт 2 статьи 26.19 Закона N 125-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 26.19 Закона N 125-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день с даты отправления заказного письма.
Пунктом 5 статьи 26.19 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в территориальный орган страховщика письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в территориальный орган страховщика документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.20 Закона от N 125-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока, указанного в пункте 5 статьи 26.19 данного закона.
Руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (пункт 2 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика обязательным при рассмотрении таких материалов.
При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки. При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы (информация), ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы (информация), представленные в территориальный орган страховщика при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы (информация), имеющиеся у территориального органа страховщика (пункты 4, 5 Закона N 125-ФЗ).
Суд первой инстанции на основании вышеуказанных норм права верно заключил, что материалы проверки могут быть рассмотрены, а соответствующее решение вынесено только при надлежащем уведомлении проверяемого лица о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Таким образом, законодательством установлена обязанность Фонда обеспечить страхователю возможность представления возражений на акт проверки и участия в рассмотрении материалов проверки.
Судом из материалов дела установлено, что акт камеральной проверки от 19.04.2019 N 2505 направлен по юридическому адресу общества: г. Кемерово, пр. Октябрьский, д. 56, кв. 51, заказной корреспонденцией N 65097232169473.
Фонд указал, что той же почтовой корреспонденцией (совместно с актом камеральной проверки от 19.04.2019 N 2505) обществу отправлено уведомление от 19.04.2019 N 2505 об участии страхователя в рассмотрении материалов камеральной проверки на 03.06.2019 на 14-30 час.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, из списка внутренних почтовых отправлений N 412 от 23.04.2019, представленного Фондом, следует, что обществу был направлен только акт, доказательства обратного Фондом в материалы дела не представлены.
При этом в судебном заседании суда первой инстанции представителем Фонда подтверждено, что иных доказательств направления уведомления нет, допущена техническая ошибка сотрудником Фонда.
В рассматриваемом случае общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения материалов выездной проверки, что лишило его возможности представить письменные возражения по акту, документы, подтверждающие обоснованность таких возражений и участвовать в процессе рассмотрения материалов выездной проверки, что является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки.
Указанные нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки обоснованно признаны судом первой инстанции существенными, не позволившими Фонду полно, всесторонне объективно оценить результаты проверки.
Относительно позиции Фонда о неправильно заполненных листках нетрудоспособности суд первой инстанции обоснованно пришел к следующим выводам.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает со стороны работодателя возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Законом N 125-ФЗ случаях, путем предоставления пострадавшему работнику в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Таким образом, основным видом обеспечения по данному виду страхования является выплата пособия по временной нетрудоспособности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Согласно статье 12 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона N 125-ФЗ назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию.
Пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ, подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
С учетом изложенных норм права и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.07.2011 N 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
В ходе проведенной проверки Фондом установлено следующие нарушения, которые отражены в заключении:
1. По листкам нетрудоспособности, выданным на имя Валайнис Светланы Николаевны (N 302549590762, N 323796002166, N 323796610910), установлены нарушения:
- части 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности N302549590762 за период нетрудоспособности с 26.09.2018 по 17.10.2018 (в сумме 10875,26 руб., в том числе за счет средств Фонда социального страхования в сумме 9392,27 руб.), оформленному в нарушение пункта 58 "Порядка выдачи листков нетрудоспособности", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н (далее "Порядок 624н");
- пункта 66 Порядка 624н (не указана сумма среднего заработка, из которого должно быть исчислено пособие по временной нетрудоспособности);
2. По листкам нетрудоспособности, выданным на имя Кунициной Инны Ивановны (N 302510567006, N 302510632412), установлены нарушения:
- части 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ (не указано место работы);
- пункта 65 Порядка N 624н (внесено исправление);
- пункта 66 Порядка N 624н (в строке "Условия исчисления" в указанных листках нетрудоспособности выданных работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени 0,5 ставки, не указан соответствующий двухзначный код (51); не указан период, за который причитается пособие; не указана сумма среднего заработка, из которого должно быть исчислено пособие по временной нетрудоспособности; в строке "Основное" в указанных листках нетрудоспособности не проставлена соответствующая отметка).
3. В нарушение пункта 65 Порядка 624н в перечисленных листках нетрудоспособности строки "Средний дневной заработок", "Сумма пособия: за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации _., за счет средств работодателя _", "ИТОГО начислено" заполнены не с первой ячейки.
4. Также при проверке правильности назначения и выплаты одного единовременного пособия при рождении ребенка (Коваль София, дата рождения 23 мая 2018) работнику Коваль Олесе Олеговне (в сумме 21786,82 руб., расходный кассовый ордер N 36 от 01.06.2018) в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81- ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ), Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. N 1012н (далее - Порядок N 1012н), Фондом установлено, что в нарушение пункта 6 Порядка 1012н работником Коваль Олесей Олеговной при написании заявления о назначении единовременного пособия при рождении ребенка не указаны обязательные сведения предусмотренные настоящим Порядком, а именно: применены сокращения имя и отчества получателя пособия; способ получения пособия; сведения о реквизитах счета.
5. При проверке правильности назначения и выплаты ежемесячных пособий по уходу за ребенком (Коваль София) за период с 30.07.2018 по 23.11.2019 Коваль О.О. в соответствии с Законом N 255-ФЗ, Законом N 81-ФЗ. Порядком N 1012н, Фондом установлено, что расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком к проверке не представлен, в связи с чем проверить правильность назначения и исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком не представляется возможным.
В нарушение пункта 54(ж) Порядка N 1012н к проверке не представлена справка с места работы (службы) от второго родителя ребенка о том, что он не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячное пособие по уходу за этим ребенком.
Во всех представленных заверенных копиях документов, не указано наименование должности лица, заверившего копию, расшифровка подписи (инициалы, фамилию), дата заверения копии.
Как верно отметил суд первой инстанции, Фондом неправомерно не приняты расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности по листкам временной нетрудоспособности, оформленных с нарушениями, допущенными со стороны медицинских организаций.
В соответствии с пунктом 56 Порядка N 624н при наличии ошибок в заполнении листков нетрудоспособности они считаются испорченными и взамен них оформляются дубликаты листков нетрудоспособности.
Между тем, указанные нарушения не влекут признание листков нетрудоспособности недействительными, а также не влияют на расчет суммы пособия.
Ошибки в оформлении документов не могут являться безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности не страховым случаем, то есть не обязывающим выплатить страховое обеспечение. Ошибки фактически влекут только отказ в принятии расходов к зачету, а не отказ в выплате пособия по временной нетрудоспособности.
При этом нарушение медицинским учреждением положений указанного выше Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности само по себе не является основанием для непринятия к зачету расходов страхователя на пособия по временной нетрудоспособности, при условии, что Фондом не опровергнуты факты наступления страховых случаев и обязанность страхователя назначить и произвести выплаты пособий застрахованным лицам.
Кроме того, пункт 18 Положения N 101, равно как и статья 11 Закона N 165-ФЗ не определяют, какие нарушения в оформлении листка нетрудоспособности должны в обязательном порядке повлечь отказ в возмещении расходов.
Сам по себе факт представления страхователем документов (листков нетрудоспособности) имеющих недостатки, которые допущены другим лицом (в данном случае медицинским учреждением), при соблюдении всех иных условий принятия расходов к зачету, не является безусловным основанием для отказа в зачете этих расходов.
Законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований законодательства о порядке выдачи листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен. (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Не принимая расходы по выплате пособий по листкам нетрудоспособности, Фонд ссылался на то, что расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные заявителем в сумме 86 677,08 руб., неподтвержденные документами в установленном порядке, в рамках камеральной проверки.
Вместе с тем, Фондом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено в материалы дела доказательств того, что недостатки в оформлении спорных больничных листков влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования общества. В данном случае начисление страховых взносов на страховые взносы является существенным нарушением норм и принципов действующего законодательства, законных прав и интересов заявителя. Отказ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет правовой природы пособий по обязательному социальному страхованию, так как выявленные страховщиком ошибки, нарушения не могут являться безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности не страховым случаем.
Факт наступления страхового случая сотрудников общества в виде временной нетрудоспособности не оспаривается, доказательств выдачи листков нетрудоспособности при отсутствии заболевания у работников общества Фондом не представлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N N 10605/12, от 26.11.2013 N 9383/13 не все нарушения порядка выдачи листков нетрудоспособности должны приводить к отказу в возмещении (зачете) произведенных расходов на цели социального страхования, а только те, которые не позволяют установить наступление страхового случая. Если Фонд социального страхования Российской Федерации признает, что трудовые отношения с застрахованным лицом есть, страховой случай наступил и есть листок нетрудоспособности, подтверждающий его наступление, а претензии связаны исключительно с неточностями в порядке заполнения медучреждением листка нетрудоспособности, то отказ в зачете расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по таким листкам неправомерен.
Также из системного толкования пунктов 60, 61 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81, следует, что орган Фонда социального страхования Российской Федерации принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки в отношении тех нарушений, которые могут поставить под сомнение наступление (продолжительность) страхового случая, по остальным - принимает меры к лечебному учреждению.
Негативные последствия несоблюдения медицинскими организациями требований к оформлению и порядку выдачи листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователей, что не было учтено Фондом при проведении указанной проверки.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о недействительности решений Фонда и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
С учетом того, что Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.02.2020 по делу N А27-21458/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N18) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-21458/2019
Истец: ООО "Киномир"
Ответчик: ГУ Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N18