г. Чита |
|
9 июня 2020 г. |
Дело N А10-5119/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Ломако Н.В., В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 января 2020 года по делу N А10-5119/2019 по исковому заявлению Администрации города Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085) к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892) о взыскании 1 099 621 рубля 80 копеек - убытков за счёт казны Республики Бурятия,
при участии в судебном заседании:
от истца: не было;
от ответчика: не было;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Цыреновой Жанны Валерьевны (Республика Бурятия): не было;
Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия (ОГРН 1020300974870, ИНН 0323080765): не было;
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1127746554320, ИНН 7707780887): не было
УСТАНОВИЛ:
Истец, Администрация города Улан-Удэ, обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском о взыскании 1 099 621 рубля 80 копеек - убытков за счёт казны Республики Бурятия, понесённых в связи с предоставлением жилого помещения по договору социального найма Цыреновой Ж.В. на основании решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 10 апреля 2017 года.
Решением суда первой инстанции от 21 января 2020 года требования заявителя удовлетворены полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из того, что доводы истца подтверждаются материалами дела.
Министерство финансов Республики Бурятия, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение изменить в части размера убытков и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Министерства в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции неправомерно согласился с размером заявленного убытка, поскольку истец неправомерно предоставил гражданину по решению суда помещение площадью 25,8 кв. м., в то время когда следовало предоставить 17 кв. м., по норме предоставления общей площади жилого помещения на одного человека.
Суд неправомерно согласился с истцом при исчислении убытков с применением среднерыночной стоимости вторичного жилья. Представленный истцом расчет стоимости, основанный на стоимости средней цены 1 кв.м. общей площади жилых помещений на вторичном рынке жилья г. Улан-Удэ не может служить достаточным доказательством реального размера убытков.
Стоимость предоставленного жилья должна быть основана на реальной его стоимости вытекающий из данных кадастровой стоимости аналогичных объектов и, в частности, квартиры расположенной по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Строителей, 38а, кв. 17 стоимостью 101 571, 87 руб., поскольку нет кадастровой стоимости квартиры расположенной по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Строителей, 7-17.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Администрация просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представленным ходатайством Администрация просит рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 04.03.2020.
Информация об отложении, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 11.04.2020, 13.05.2020.
Согласно пункту 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2020 произведена замена судьи Ошировой Л.В. на судью Басаева Д.В., определением от 12.05.2020 сформирован новый судебный состав для рассмотрения дела N А10-5119/2019: председательствующий судья Желтоухов Е.В., судьи: Сидоренко В.А., Ломако Н.В.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 10 апреля 2017 года на Администрацию города Улан-Удэ возложена обязанность предоставить Цыреновой Ж.В., являющейся инвалидом и имеющей диагноз, входящий в Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства, согласно установленной норме предоставления жилой площади.
Как установил Советский районный суд г. Улан-Удэ в решении от 10 апреля 2017 года, постановка Цыреновой Ж.В. на учёт в качестве нуждающейся в отдельном жилом помещении осуществлена в связи с тяжёлой формой хронического заболевания после 1 января 2005 года распоряжением Администрации Советского района города Улан-Удэ от 15.10.2012 N 799-р.
Сведения о наличии у Цыреновой Ж.В. заболевания, входящего в Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 (действовал до 01.01.2018), подтверждены представленными истцом справками ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер" от 15.04.2015 N 197 и от 23.04.2012 (л.д. 67).
Распоряжением Администрации Советского района города Улан-Удэ от 17.10.2016 N 564 Цыренова Ж.В. поставлена на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с составом семьи 1 человек.
Во исполнение решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 10 апреля 2017 года Администрация города Улан-Удэ распоряжением от 28.12.2017 N 957-р предоставила Цыреновой Ж.В. жилые помещения общей площадью 25,8 кв.м., заключив договоры социального найма от 29.12.2017 N 33 (комната 11,5 кв.м. по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Строителей, 7-17) и от 29.12.2017 N 34 (комната 14,3 кв.м. по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Строителей, 38а-17) (л.д. 19-21).
По расчётам истца, исходя из средней цены одного квадратного метра общей площади жилых помещений на вторичном рынке по Республике Бурятия в сумме 42 621 рубля, указанной в письме Бурятстата от 21.08.2018, стоимость предоставленных Цыреновой Ж.В. жилых помещений (комнат) составила 1 099 621 рубля 80 копеек (25,8 кв.м. Х 42 621 рубль).
Истец, посчитав, что поскольку им, по решению суда исполнена обязанность, финансирование которой в соответствии с жилищным законодательством относится к компетенции субъекта Российской Федерации, то им понесены соответствующие убытки подлежащие возмещению с причинителя вреда.
Учитывая, что истец, исполнил решение суда и предоставил гражданину жилые помещения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что материалами дела подтверждается факт несения им убытка, как это понимается в ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ.
Согласно подпункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) под социальной поддержкой инвалидов понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. При этом из положений этого закона следует, что к системе мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, относятся, в том числе мероприятия по обеспечению их жилыми помещениями.
Статьёй 17 названного Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 этого закона за счёт средств федерального бюджета. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счёт казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Из системного толкования статьи 17 Закона N 181-ФЗ, положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что поскольку постановка гражданина на учёт в качестве нуждающегося в отдельном жилом помещении осуществлена в связи с тяжёлой формой хронического заболевания после 1 января 2005 года распоряжением Администрации Советского района города Улан-Удэ от 15.10.2012 N 799-р, то соответствующие расходы должны финансироваться за счет средств бюджета Республики Бурятия.
Принимая во внимание указанное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что причинителем вреда им определено публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот - казна Республики Бурятия, а Министерство финансов Республики Бурятия как уполномоченный орган данного публично-правового образования.
Как установил суд первой инстанции и не оспаривается в апелляционной жалобе, публично-правовое образование средств на предоставление указанному гражданину положенного на основании закона жилого помещения в установленном порядке не выделяло. Доказательств указанного, ответчик в суд не представил.
Следовательно, в данном случае истец, исполнивший обязанности ответчика вправе потребовать с последнего понесенные им убытки.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством (п. 11).
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное (п. 12).
Как было указано ранее, истец во исполнение решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 10 апреля 2017 года Администрация города Улан-Удэ распоряжением от 28.12.2017 N 957-р предоставил гражданину жилые помещения общей площадью 25,8 кв.м., заключив договоры социального найма от 29.12.2017 N 33 (комната 11,5 кв.м. по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Строителей, 7-17) и от 29.12.2017 N 34 (комната 14,3 кв.м. по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Строителей, 38а-17) (л.д. 19-21).
Оценивая доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация неправомерно предоставила гражданину жилую площадь в большем размере, чем это предусмотрено законодательством, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, исходит из следующего.
В соответствии со статьей 17 Закона N 181-ФЗ инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, гарантировано предоставление жилого помещения по договору социального найма площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза.
Утверждённая на основании части 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 01.12.2005 N 289-34 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Улан-Удэ составляет 17 кв.м. на одного человека.
Поскольку распоряжением Администрации Советского района города Улан-Удэ от 15.10.2012 N 799-р Цыренова Ж.В. принята на учёт в качестве нуждающейся в отдельном жилом помещении в связи с тяжёлой формой хронического заболевания, предоставляемое ей жилое помещение должно было быть больше 17 кв.м., но не более 34 кв.м.
Учитывая указанное суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно признал, что Администрация, предоставляя гражданину жилые помещения площадью в размере 25,8 кв.м. действовала в рамках действующего законодательства.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправильно установил размер стоимости предоставленных жилых помещений, тем самым неправильно определил размер понесенного истцом убытка, суд апелляционной инстанции находит их ошибочными.
Как было установлено судом, при расчете стоимости указанного жилья, а, следовательно, размера убытков, истец исходил из средней цены одного квадратного метра общей площади жилых помещений на вторичном рынке по Республике Бурятия, которая, по данным Бурятстата, указанных в письме от 21.08.2018, составляла 42 621 рубля/кв.м.
В результате чего стоимость предоставленных гражданину жилых помещений (комнат) составила 1 099 621 рубля 80 копеек (25,8 кв.м. х 42 621 рубль).
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что фактически между сторонами сложились правоотношения связанные с исполнением обязательств и переходом прав на имущество, то характер таких сделок основывается на принципах гражданского законодательства ограниченных публичной оставляющей данных сделок.
В связи с таким характером сделок, стоимость имущества должна быть определена свободой договора, которая ограничена установленными нормативами бюджетного финансирования.
С учетом указанного, суд апелляционной инстанции находит обоснованным в данном случае определение стоимости спорного имущества на основании данных средней цены одного квадратного метра общей площади жилых помещений на вторичном рынке по Республике Бурятия предоставленным Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республики Бурятия.
Доводы апелляционной жалобы о применении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку кадастровая стоимость в первую очередь предназначена для целей налогообложения, определения арендной платы за земельный участок и продажи земельного участка.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции полагает, что при определении стоимости утраченного имущества, ее среднерыночная стоимость, в данном случае в большей степени учитывает принцип справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению, поскольку основана на данных об аналогичных сделках и не типичных затратах, в то время как определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, которые необходимы для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от "21" января 2020 года по делу N А10-5119/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5119/2019
Истец: Администрация города Улан-Удэ
Ответчик: Республика Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия
Третье лицо: Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Цыренова Жанна Валерьевна
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4171/20
09.06.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1060/20
21.01.2020 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-5119/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-5119/19