г. Москва |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А41-91702/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Министерства имущественных отношений Московской области: Снеткова Д.Н., по доверенности от 09.01.2020;
от ПК "ЖСК СХОДНЯ-11": Мартыненко И.С., по доверенности от 11.12.2019;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
от Администрации городского округа Химки Московской области: Голятин Я.В., по доверенности от 23.01.2020;
от Министерства жилищной политики Московской области: Шамсутдинова Э.Х., по доверенности от 30.12.2019;
от Министерства строительного комплекса Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2019 года по делу N А41-91702/19 по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Московской области к ПК "ЖСК Сходня-11", третьи лица: Администрация городского округа Химки Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, Министерство жилищной политики Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ПК "ЖСК Сходня-11" с требованиями о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060208:540 в размере 12378159,43 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2019 года по делу N А41-91702/19 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Министерство имущественных отношений Московской области обжаловало его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика против указанных доводов возражал.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ПК "ЖСК Сходня-11" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060208:540.
По заявлению общества на основании решения Управлением Росреестра по Московской области от 07.06.2017 в ЕГРН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060208:540 с "для индивидуального жилищного строительство" на "сренднеэтажная жилая застройка".
Министерство имущественных отношений Московской области определило размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, который составил 12378159,43 руб., и направило в адрес ПК "ЖСК Сходня-11" претензию от 16.04.2019 с требованием уплатить плату за изменение вида разрешенного использования.
В ответ на претензию общество направило письмо от 17.05.2019, в котором указывает, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060208:540 изменен в порядке приведения вида разрешенного использования в соответствие с проектом планировки территории, в связи с чем плата не подлежит взиманию.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, поскольку плата за изменение вида разрешенного использования не внесена ответчиком, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции посчитал, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060208:540 произведено по иной процедуре (ст. 37 ГрК РФ), а не по процедуре, предусмотренной частью 3 статьи 5 Закона Московской области N 23/96-ОЗ.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Следовательно, в соответствии с федеральным законодательством выбор вида разрешенного использования осуществляется правообладателем земельного участка самостоятельно, при этом выбранный вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать разрешенными видами использования, предусмотренными градостроительным регламентом (зонированием территории).
Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области", а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 N 1190/57 "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и Перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка, Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле:
при наличии проекта планировки территории, утвержденного или согласованного уполномоченным органом, а также утвержденных проекта межевания территории и градостроительного плана земельного участка размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется по формуле:
где:
- размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка;
С - ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка;
У - разница между кадастровыми стоимостями земельного участка во всех случаях изменения вида разрешенного использования начиная с 1 января 2014 г., исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования земельного участка отдельно;
КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в том числе в соответствии с правилами землепользования и застройки, о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка;
Sзстр - площадь застройки, применяемая в расчете в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
Sзу - площадь земельного участка;
КЭ - коэффициент этажности, применяемый в расчете платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в зависимости от этажности зданий, расположенных в границах земельного участка, в соответствии с приложением N 3 к настоящему порядку.
Истец на основании указанных норм произвел расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Указанный расчет признан апелляционным судом обоснованным.
Вывод суда первой инстанции о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060208:540 произведено по процедуре статьи 37 ГрК РФ апелляционный суд признает ошибочным.
Основания освобождения от платы за изменение установлены в п. 3 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ.
Согласно данной норме указанная плата не взимается при условии, что вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования, приведенный в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом Московской области. Законом N 23/96-03 (ст. 5.2) приведен исчерпывающий перечень оснований для освобождения собственника земельного участка от внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Кроме оснований установленных в п. 3 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, к основаниям освобождения также относятся случаи, если ВРИ земельного участка изменяется на вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию на земельном участке объекта капитального строительства, относящегося к видам объектов капитального строительства, имеющим важное социально-экономическое значение для развития Московской области и включенным в перечень, утвержденный Правительством Московской области.
Между тем ни одно из оснований, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 43-ФЗ и Законом N 23/96-03 не относится к случаю изменения вида разрешенного использования ответчиком.
Ссылка суда первой инстанции на правоприменительную практику по делу N А41-72780/17 не состоятельна, так как в деле N А41-72780/17 в отношении земельного участка ГПЗУ утвержден 26.03.2013, то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ. Тогда как в отношении спорного земельного участка ГПЗУ не утвержден, иного стороны суду не сообщили.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
Таким образом, если вид разрешенного использования земельного участка изменяется с целью его приведения в соответствие с разрешенным использованием, установленным проектом планировки территории, в границах которой расположен такой
земельный участок, то проведение публичных слушаний не требуется в силу того, что сам проект планировки территории до его утверждения подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Однако это не отменяет необходимость издания органом местного самоуправления решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Поскольку таких актов Администрацией не принималось, апелляционный суд приходит к выводу о наличии у ответчика обязанности вносить соответствующую плату за изменение вида разрешенного использования.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд полагает обжалуемое решение подлежащим отмене, а исковые требования - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2019 года по делу N А41-91702/19 отменить.
Взыскать с ПК "ЖСК Сходня-11" (ИНН 5047132516) в пользу Министерства имущественных отношений Московской области (ИНН 7725131814) плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:0060208:540 в сумме 12 378 159,43 руб.
Взыскать с ПК "ЖСК Сходня-11" (ИНН 5047132516) в доход федерального бюджета 87 891 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-91702/2019
Истец: Министерство имущественных отношений Московской области
Ответчик: "ЖСК СХОДНЯ-11"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство строительного комплекса Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12623/20
10.06.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2356/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-91702/19
18.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-91702/19