г. Пермь |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А60-69534/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Крымджановой Д.И., Поляковой М.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой О.С.,
при участии:
от заявителя: не явились;
от ответчика: Жумагулова Ж.Т. (паспорт, доверенность от 10.01.2019);
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 марта 2020 года
по делу N А60-69534/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Выйский деревообрабатывающий комбинат" (ИНН 6623022540, ОГРН 1056601237483)
к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области
о признании незаконными отказов в принятии лесных деклараций,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Выйский деревообрабатывающий комбинат" (далее - заявитель, ООО "Выйский Док") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - ответчик) о признании незаконными отказов, оформленных письмами от 18.10.2019 N 12-01-82/17848, от 23.10.2019 N 12-01-82/18128, от 29.10.2019 N 12-0182/18649, в принятии лесных деклараций по договору аренды лесного участка от 24.04.2008 N 91; об обязании повторно принять лесные декларации и выдать их в соответствии с приказом Минприроды России от 16.01.2015 N17.
Решением арбитражного суда от 17.03.2020 (резолютивная часть решения от 16.03.2020) заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными отказы Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в принятии лесных деклараций по договору аренды лесного участка от 24.04.2008 N 91, оформленные письмами от 18.10.2019 N 12-01-82/17848, от 23.10.2019 N 12-01-82/18128, от 29.10.2019 N 12-0182/18649.
Решение суда от 17.03.2020 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на расторжение договора аренды лесного участка решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.12.2019 по делу N А60-48477/2018. Указывает, что в случае неисполнения арендатором обязанности по внесению арендной платы он мог использовать возможности ограничения права на изъятие лесных ресурсов, в том числе при приеме лесных деклараций. Ответчик считает, что административный регламент, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641, может применяться только в условиях отсутствия очевидного отклонения действий участников гражданского оборота от добросовестного поведения. Ответчик ссылается на разъяснения пункта 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", считает свои действия по приостановлению исполнения встречных обязательств в отношении недобросовестного арендатора законными и обоснованными. Ответчик просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что наличие задолженности по арендным платежам не является основанием для отказа в принятии лесной декларации. Также указывает, что прилагал все усилия для получения проектов освоения лесов и лесных деклараций, для погашения задолженности по арендной плате. Заявитель просит оставить решение суда без изменения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.04.2008 между Министерством природных ресурсов Свердловской области (правопреемник - Департамент лесного хозяйства Свердловской области, арендодатель) и ООО "Выйский Док" (далее - арендатор) был заключен договор аренды лесного участка N 91, зарегистрированный в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.10.2008 за N 66-66-02/147/2008-257, по которому арендатору был предоставлен лесной участок для заготовки древесины общей площадью 38510,0 га, имеет: Местоположение Свердловская область, Нижне-Тагильское лесничество (бывший Нижне-Тагильский лесхоз) Городское участковое лесничество Городской участок кварталы 1, 2, 5-11, 15, 17-19,21-26,30-33,38, 40,41,47-51,56, 59-61,64, 95, 143, 146, 147, 175, 176, 178, 180, 182, 183, 192, 193, 200, 201, 203, 212, 213, 218, 222, 229-231 площадью 10391,0 га; Николо-Павловское лесничество Николо-Павловский участок кварталы 51, 53, 106, 107, 110-112, 114, 115, 117, 122, 123, 127, 138, 139, 158, 159, 162, 163, 170, 171, 188 площадью 2369,0 га; Николо-Павловское участковое лесничество Черноисточинский участок кварталы 2, 9, 10, 15, 21. 22, 24, 32, 33, 35, 45, 47, 48, 59, 60, 65, 71, 72, 82-86, 88, 89, 91, 95-98, 107-110, 120-123, 127, 132-134, 149, 158, 162, 170, 172, 175, 178 площадью 5681,0 га; Уральское участковое лесничеством Уральский участок кварталы И, 12, 15, 16, 18, 20, 30, 37, 38, 45-53, 57, 59-66, 68-81, 83-88, 90-93, 129, 142, 152, 153, 156, 157, 164, 170, 171, 178, 185, 195, 196, 202-205, 211-218, 220-222, 229238, 242-252, 255-266, 274, 277-283, 285, 289, 290, 294, 296-301, 311, 313-318, 320, 325, 326, 331-335, 345-351, 353, 355, 356, 367-370, 377, 380-382, 385, 388, 396-399 площадью 20069,0 га.
Данный участок был предоставлен в целях заготовки древесины. Срок действия договора установлен с момента государственной регистрации договора 10.10.2008 на 49 лет. Кадастровый номер лесного участка: 66:19:0000000:309.
В соответствии с пунктом 4 договора аренды арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 к настоящему договору.
Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО "Выйский ДОК" по договору аренды от 24.04.2008 N 91, для заготовки древесины на землях лесного фонда Нижне-Тагильского лесничества Свердловской области, разработанный на 10 лет до 31.12.2028, прошел государственную экспертизу с положительным заключением, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 24.09.2019 N 1268-Э.
Конкурсный управляющий ООО "Выйский ДОК" Лихачев Андрей Викторович, действующий на основании Решения Арбитражного суда Свердловской области от 25.11.2019 по делу N А60-45654/2018, обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области с заявлением о принятии лесных деклараций N N 91-1, 91-2, 91-3, 91-4, 91-5, 91-6, 91-7 за 2019 г.
Письмами от 18.10.2019 N 12-01-82/17848, от 23.10.2019 N 12-01-82/18128, от 29.10.2019 N 12-01-82/18649, ответчик отказал в принятии лесных деклараций по договору аренды лесного участка от 24.04.2008 N 91.
Не согласившись с указанными отказами, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в приеме лесных деклараций, в связи с чем признал их незаконными.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17.
Так, лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов (пункт 2 Порядка).
В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов (пункт 3).
Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации проекту освоения лесов в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме с обоснованием отказа (пункт 6).
Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 (далее - Регламент).
Регламентом предусмотрены следующие основания для отказа в приеме лесных деклараций: 1) непредставление документов, указанных в Регламенте; 2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; 3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; 4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов (пункту 2.11.1 Регламента).
Таким образом, действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации, которыми являются несоответствие лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверность сведений, содержащихся в лесной декларации.
В рассматриваемом случае, единственным основанием для отказа в приеме лесных деклараций явилось наличие задолженности за использование лесов.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции правомерно указал, что такого основания для отказа в приеме лесной декларации, как наличие задолженности, действующее законодательство не содержит. В связи с чем правомерно признал отказы ответчика в принятии лесных деклараций по договору аренды лесного участка от 24.04.2008 N 91, оформленные письмами от 18.10.2019 N 12-01-82/17848, от 23.10.2019 N 12-01-82/18128, от 29.10.2019 N 12-0182/18649, незаконными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследованы судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению в полном объеме. Основания отказа в принятии лесной декларации установлены Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" и не предусматривают установления на стадии принятия лесной декларации обстоятельств исполнения арендатором договора аренды лесного участка.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Установив, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.12.2019 по делу N А60-48477/2018 договор аренды от 24.04.2008 N 91 расторгнут, суд первой инстанции обоснованно отказал в части возложения на ответчика обязанности принять лесные декларации.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно статье 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 17.03.2020 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 марта 2020 года по делу N А60-69534/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-69534/2019
Истец: ООО ВЫЙСКИЙ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМБИНАТ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ