г. Пермь |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А71-15118/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Зелениной Т.Л., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой О.С.,
при участии:
третьего лица, Кузнецова Ю.А., его представителя Бажайкина А.Л., действующего по доверенности от 14.12.2019,
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 28 февраля 2020 года
по делу N А71-15118/2019
по иску Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу
к Администрации муниципального образования "Каракулинский район"
третьи лица: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
Удмуртской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Капина Наталья Николаевна, общество с ограниченной ответственностью "Центр кадастра недвижимости" (ОГРН 1131838000106, ИНН 1838012180), Кузнецов Юрий Андреевич, Государственное казенное учреждение Удмуртской Республики "Сарапульское лесничество" (ОГРН 1071838001410, ИНН 1838002311)
об обязании исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН, об исключении из ЕГРН сведений об участке,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Каракулинский район", с. Каракулино УР (далее - ответчик, Администрация) об обязании исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН, возникшую при проведении кадастровых работ по определению координат поворотных точек границ земельного участка, с кадастровым номером 18:11:059001:716, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Каракулинский район, д. Зуевы Ключи, ул. Китай-Гора, д. 36, площадью 1054 кв. м, в результате которой произошло пересечение с землями лесного фонда площадью 914 кв. м; об исключении из ЕГРН сведений об участке с кадастровым номером 18:11:059001:716, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Каракулинский район, д. Зуевы Ключи, ул. Китай-Гора, д. 36, площадью 1054 кв. м, в части пересечения с землями лесного фонда, согласно координат, указанных в заключении кадастрового инженера Пермского филиала ФГБУ "Рослесинфорг":
N точки |
X |
Y |
N точки |
X |
Y |
1 |
2233974,78 |
281260,49 |
4 |
2233997,32 |
281261,04 |
2 |
2233984,74 |
281304,18 |
5 |
2233976,9 |
281259,25 |
3 |
2234009,89 |
281283,08 |
1 |
2233974,78 |
281260,49 |
об обязании восстановить границы и площадь квартала 82 Каракулинского лесничества Удмуртской Республики в части области пересечения с земельным участком с кадастровым номером 18:11:059001:716, площадью 914 кв. м.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.02.2020 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования истца.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что суд первой инстанции не учел, что в соответствии с п. 10 ст. 22 и п. 7.1 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов (лес, возраст которого более 35 лет, а высота более 11 м), позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Как указывалось истцом в иске, на земельном участке N 18:11:059001:716 (спорный земельный участок) растет лес (природный объект), возраст которого более 35 лет, а высота более 11 м, который невозможно не заметить. В данной ситуации Администрация должна была для выяснения, кому принадлежит земля, на которой растет лес, обратиться в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - Министерство).
Указывает, что в решении суд ссылается на Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Вместе с тем, по мнению заявителя, положения данного закона о приоритете сведений ЕГРН перед сведениями лесного реестра в настоящем деле не подлежат применению, так как право собственности РФ удостоверяется не только Выпиской из государственного лесного реестра, но также и выпиской из ЕГРН. Как указал заявитель, из свидетельства от 13.02.2009 следует, что в ЕГРП 10.07.2008 сделана запись о регистрации (а не постановки на кадастровый учет).
Также заявитель указывает, что ответчиком не производилось согласование границ земельного участка со смежными землепользователями.
За согласованием границ, по мнению заявителя, должен обращаться ответчик к истцу, а не наоборот как указано в решении.
При этом право собственности государства на земли лесного фонда возникло намного раньше права ответчика. Обосновывая указанное истец ссылается на ст. 17 Земельного кодекса РФ, согласно которой в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, а также на ранее действовавшее законодательство: Лесной кодекс 1924 года, затем были приняты Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, Лесной кодекс РСФСР 1978 года, потом Основы лесного законодательства РФ 1993 года, затем Лесной кодекс 1997 года и Лесной кодекс 2006 года.
По мнению заявителя, нарушен п. 11 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, которым предусмотрено, что лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания. Но никакого извещения от ответчика в адрес Министерства не поступало.
Перевод земельного участка из состава земель лесного фонда в другую категорию возможен только в установленном порядке, который не был соблюден.
Земельный участок был размежеван и поставлен на кадастровый учет без соблюдения норм установленных законодательством без согласования и в него были включены земли лесного фонда. Указанное свидетельствует о недобросовестности ответчика.
Также истец указал, что судом не дано никакой оценки тому, что лесные участки сдаются в аренду.
С учетом доводов жалобы истец просит решение суда отменить, иск удовлетворить.
До начала судебного разбирательства в суд апелляционной инстанции поступили пояснения третьего лица Кузнецова Ю.А. на апелляционную жалобу, в которых он выразил согласие с принятым судебным актом и приведены возражения по доводам жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, лесной участок с кадастровым номером 18:11:000000:718 (условный номер 18-18-10/002/2008-772) назначение: запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, общей площадью 9371 га, расположенный в Удмуртской Республике, Каракулинский район, Каракулинское лесничество (кварталы с 1 по 82) принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена соответствующая запись от 10.07.2008 (л. д. 15, т. 1).
Как указано в пояснениях Управления Росреестра по Удмуртской Республике (т. 1 л.д.224-226), вышеуказанный лесной участок по данным ГКН является "ранее учтенным", поставлен на кадастровый учет 02.12.2009, границы его не устанавливались, площадь и местоположение границ ориентировочные и подлежат уточнению при межевании.
Земельный участок с кадастровым номером 18:11:059001:716, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Каракулинский район, д. Зуевы Ключи, ул. Китай-Гора, 36, поставлен на государственный кадастровый учет 18.09.2015 с присвоением категории земель - земли населенных пунктов.
По сведениям Управления Росреестра по Удмуртской Республике указанный земельный участок является "учтенным", поставлен на кадастровый учет 18.09.2015.
Категория земель земельного участка с кадастровым номером 18:11:059001:716 определена в момент утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании постановления Администрации Каракулинского района от 01.07.2015 N 486. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Ныргындинское", утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования "Ныргындинское" от 01.11.2013 N 9/1-13 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Ныргындинское" и Генеральным планом муниципального образования "Ныргындинское", утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования "Ныргындинское" от 24 мая 2013 года N 7/3-13 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Ныргындинское", земельный участок с кадастровым номером 18:11:059001:716 расположен в границах населенного пункта д. Зуевы Ключи. Земельный участок с кадастровым номером 18:11:059001:716 был образован из земельного участка с кадастровым номером 18:11:059001:235, с адресным ориентиром: Удмуртская Республика, Каракулинский район, д. Зуевы Ключи, земельный участок находится в 250 м по направлению на северо-восток от жилого дома N 5 по ул. Казань-Гора, категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: "Для ведения личного подсобного хозяйства".
Земельный участок с кадастровым номером 18:11:059001:235 изначально был образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена, отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, поставлен на государственный кадастровый учет 06.07.2007 (границы уточнены в 2011 году).
В 2012 году Администрацией МО "Каракулинский район" из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР получена информация об отсутствии зарегистрированных прав на земельный участок с кадастровым номером 18:11:059001:235.
Согласно постановлению Администрации муниципального образования "Каракулинский район" от 08 октября 2015 года N 829 принято решение предоставить Кузнецову Юрию Андреевичу земельный участок площадью 1054 кв.м с кадастровым номером: 18:11:059001:716 (образован из земельного участка с кадастровым номером 18:11:059001:235) категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (код 1.16) - производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства в аренду на 49 лет. Во исполнение указанного постановления 08 октября 2015 года между Администрацией муниципального образования "Каракулинский район" и Кузнецовым Ю.А. заключен договор аренды N 877/2015, который зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 16 октября 2015 года за номером 18-18/010-18/010/011/2015-26. 20 февраля 2017 года постановлением Администрации муниципального образования "Каракулинский район" N 119 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 18:11:059001:716 на: "для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2) - размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей), производство сельскохозяйственной продукции, размещение гаража и иных вспомогательных сооружений, содержание сельскохозяйственных животных".
07 марта 2017 года подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка от 08 октября 2015 года N 877/2015, согласно которому в аренду Кузнецову Ю.А. передан земельный участок с кадастровым номером: 18:11:059001:716, местоположением: Удмуртская Республика, Каракулинский район, д. Зуевы Ключи, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2) - размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей), производство сельскохозяйственной продукции, размещение гаража и иных вспомогательных сооружений, содержание сельскохозяйственных животных, площадью 1054 кв.м. Дополнительное соглашение N 1 от 07 марта 2017 года зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 04 апреля 2017 года за N 18:11:059001:716-18/010/2017-1 (т. 1 л.д. 269).
Постановлением Администрации муниципального образования "Ныргындинское" N 38 от 21 декабря 2018 года земельному участку с кадастровым номером: 18:11:059001:716 присвоен адрес: Удмуртская Республика, Каракулинский район, д. Зуевы Ключи, ул. Китай Гора, 36.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 18:11:059001:716 расположен в черте населенного пункта д. Зуевы Ключи и имеет соответственно категорию земель - земли населенных пунктов.
Данный факт подтверждается выпиской из Единого государственного Реестра недвижимости о границах населенного пункта д. Зуевы Ключи от 25.09.2019 года N 18/исх/19-340356. Населенный пункт д. Зуевы Ключи, равно как и земельный участок с кадастровым номером 18:11:059001:716 имеет точную границу и координаты в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Земельный участок Лесного фонда с кадастровым номером 18:11:000000:718 был поставлен на государственный кадастровый учет 02.12.2009 (в соответствии с данными Росреестра), в связи с чем, объект согласования, в частности объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 18:11:000000:718, категории земель - земли лесного фонда, в государственном кадастре недвижимости на 06.07.2007 отсутствовал, не имеет координат своих границ, площадь земельного участка декларированная (отсутствие проведения процедуры уточнения границ (межевания)).
Обращаясь с иском по настоящему делу, истец просит исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН (п. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ), возникшую при проведении кадастровым инженером кадастровых работ по определению координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером: 18:11:059001:716, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Каракулинский район, д. Зуевы Ключи, ул. Китай Гора, 36, площадью 1054 кв.м, в результате которой произошло пересечение с землями лесного фонда площадью 914 кв.м, путем исключения из ЕГРН сведений об этом участке в части пересечения с землями лесного фонда, согласно координат, указанных в заключении кадастрового инженера Пермского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" (л.д. 85, т.1).
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия материально-правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, в том числе по мотивам избрания истцом ненадлежащего способа защиты права, недоказанности отнесения части спорного земельного участка к землям лесного фонда, а также того, что спорный земельный участок не используется ответчиком по назначению, отсутствия обращения истца в Управление с уведомлением, пропуска истцом срока исковой давности.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако, избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Таким образом, заявитель должен обосновать наличие у него материально-правовой заинтересованности в деле и указать, на защиту каких именно его субъективных прав и законных интересов направлены заявленные требования, какие права заявителя могли бы быть защищены (восстановлены) в случае удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Порядок государственной регистрации перехода права собственности урегулирован Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.11.2017) "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в частности договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.
Законодатель закрепляет ряд способов оспаривания зарегистрированного права на недвижимое имущество. При этом, по общему правилу, выбор способа защиты определяется тем, в чьем владении находится спорный объект недвижимости.
В соответствии с разъяснениями п.п. 52, 56, 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Из материалов дела следует, что требования истца об исправлении реестровой ошибки фактически направлены на прекращение права собственности ответчика на часть земельного участка с кадастровым номером 18:11:056001:716, в отношении которой зарегистрирована аренда за третьим лицом Кузнецовым Ю.А. Все доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, касаются по сути приоритета права собственности РФ на лесной участок и отсутствия законных оснований у Администрации по распоряжению частью земельного участка путем предоставления его в аренду на том основании, что на указанной истцом части участка произрастает лес.
По мнению суда апелляционной инстанции, в данном случае права истца не могут быть восстановлены в порядке исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, на отсутствие которой справедливо указывало Управление Росреестра в своих пояснениях в суде первой инстанции, ссылаясь на отсутствие самой ошибки как таковой, поскольку участок лесного фонда не формировался, границы его не устанавливались (т. 1 л.д. 225).
Поскольку оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца об обязании исправить реестровую ошибку, исключить сведения из ЕГРН в части пересечения, восстановлении границы и площади квартала 82 Каракулинского лесничества в связи избранием истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права. Оспаривание результатов межевания и действий по учету земельного участка не повлечет восстановления прав истца.
Вопреки доводам апеллянта, учитывая приведенные выше обстоятельства, выводы суда первой инстанции об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права и отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска надлежит признать правильными.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 февраля 2020 года по делу N А71-15118/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
Т. Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15118/2019
Истец: Департамент лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу
Ответчик: Администрация муниципального образования "Каракулинский район"
Третье лицо: ГКУ УР "Каракулинское лесничество", ГКУ УР "Сарапульское лесничество", Кадастровый инженер Капина Наталия Николаевна, Кузнецов Ю.А., МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, ООО "Центр кадастра недвижимости", Управление Росреестра, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ