г.Москва |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А40-226248/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
С.Л.Захарова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления внутренних дел по Юго-Западному административному округу ГУ МВД России по г.Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2019, принятое судьей Лариным М.В. (107-3989)
по делу N А40-226248/19
по заявлению ГУ- ГУ ПФР N 4 по Москве и Московской области
к Управлению внутренних дел по Юго-западному административному округу главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве
о взыскании,
при участии:
от заявителя: |
Макарцева М.В. по дов. от 09.01.2020; |
от ответчика: |
Ишмуратова П.П. по дов. от 09.01.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 4 по г.Москве и Московской области (далее также - заявитель, Пенсионный фонд, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с Управления внутренних дел по Юго-Западному административному округу ГУ МВД России по г.Москве (далее также - ответчик, страхователь, Управление) суммы штрафа в размере 227 000 руб. за нарушение требований Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Решением суда от 25.12.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, при этом суд исходил из доказанности факта совершения Страхователем правонарушения, предусмотренного ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Не согласившись с данным решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ответчик ссылается на позицию, приведенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П и Определении от 05.11.2003 N 349-О. Указывает, что штраф является мерой ответственности за совершенное правонарушение и размер санкции должен отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Ссылаясь на своевременное представление исходных сведений, самостоятельное обнаружение ошибки в этих сведениях, а также на исправление выявленных нарушений в исходных сведениях путем представления дополняющих сведений за 2018 год, полагает, что в данном случае сумма штрафа подлежит снижению в связи с наличием смягчающих обстоятельств.
Представитель заявителя в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта. Указал на отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, Пенсионным фондом проведена проверка представленных Страхователем сведений по индивидуальному (персонифицированному) учету в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ (далее также - сведения по форме СЗВ-СТАЖ) за 2018 год.
Результаты проверки отражены в Акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.05.2019 N 087S18190134287.
После окончания проверки Пенсионным фондом рассмотрены возражения Страхователя и вынесено Решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.06.2019 N 087S19190148328.
Указанным решением заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 227 000 руб.
На основании данного решения Пенсионным фондом вынесено требование об уплате финансовой санкции за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 10.07.2019 N 087S01190209906 со сроком исполнения до 30.07.2019.
Неисполнение означенного требования послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением с указанными выше требованиями.
Исследованными судом апелляционной инстанции доказательствами подтверждается правильное разрешение дела по существу арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки Пенсионным фондом установлено, что в нарушение п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ Страхователь 23.05.2019 представил дополняющие сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 1, 2, 3, 4 кварталы 2018 года на застрахованных лиц, которые ранее (19.02.2019) не были представлены в исходных сведениях, что, по мнению Пенсионного фонда, расценивается как представление недостоверных сведений, влекущее за собой ответственность, предусмотренную ст.17 указанного Федерального закона.
Согласно требованиям п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице по форме, утв. постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
Данным постановлением предусмотрена возможность представления сведений в трех видах: исходная форма - форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; дополняющая форма - форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых Пенсионным фондом сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; отменяющая форма - форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Аналогичные требования установлены п.37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее также - Инструкция).
При этом данным пунктом также предусмотрено, что страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно п.39 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Вместе с тем п.39 Инструкции также предусмотрено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, как следует из вышеприведенных положений Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ и Инструкции, в случае самостоятельного выявления ошибок в ранее своевременно представленных сведениях в отношении определенных застрахованных лиц (ошибки в данных о СНИЛС или ФИО застрахованного лица, не включение застрахованного лица в представленные сведения) страхователь вправе подать в орган Пенсионного фонда РФ уточненные сведения в виде дополняющей формы и исправить найденные ошибки, при этом такое исправление не может повлечь привлечение страхователя к ответственности за представление неполных или недостоверных сведений (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/17).
В настоящем случае согласно материалам дела 19.02.2019 заявитель представил в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, которые не содержали данных о застрахованных лицах (только общая информация о страхователе и период составления сведений).
23.05.2019 ответчик представил в Пенсионный фонд сведения за 2018 год в отношении 613 застрахованных лиц с применением дополняющей формы.
Между тем представление формы СЗВ-СТАЖ без отражения в ней каких-либо данных о застрахованных лицах квалифицируется как непредставление таких сведений в отношении этих лиц.
Кроме того, несмотря на то, что представленные 23.05.2019 сведения за 2018 год имеют наименование "дополняющие", в действительности такие сведения являются исходными.
Таким образом, учитывая отсутствие в представленной ответчиком исходной форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год данных о застрахованных лицах, суд первой инстанции обоснованно указал, что фактически сведения за 2018 год, предусмотренные ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, представлены Страхователем надлежащим образом только 23.05.2019, то есть с нарушением срока, установленного означенным Федеральным законом.
Более того, суд первой инстанции также правомерно отклонил как необоснованную ссылку ответчика на самостоятельное исправление выявленных нарушений и представление индивидуальных сведений в полном объеме, поскольку 24.03.2019 Пенсионный фонд направил в адрес страхователя уведомление об отсутствии таких сведений в полном объеме, однако в установленный срок Управление имеющиеся в индивидуальных сведениях недостатки не устранило, представив соответствующие сведения с применением дополняющей формы только 23.05.2019.
Данные обстоятельства являются основанием для привлечения Управления к ответственности в соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Ввиду отсутствия означенных сведений со стороны ответчика расчет штрафа произведен заявителем на основании данных о застрахованных лицах, работающих у страхователя в 2018 году, полученных от налогового органа в порядке взаимодействия территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальных органов Федеральной налоговой службы, после чего 23.05.2019 Пенсионным фондом был составлен Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 087S18190134287 и начислен штраф в размере 227 000 руб.
При этом необходимо отметить, что сведения с применением дополняющей формы сданы ответчиком в Пенсионный фонд в день составления указанного Акта.
Кроме того, нарушение ответчиком срока представления отчетности является повторным, поскольку ранее отчетность за 2017 год была представлена Страхователем более чем с годичной просрочкой.
Все указанные выше обстоятельства, вопреки мнению подателя жалобы, смягчающими не являются и не могут служить основанием для уменьшения суммы взыскиваемого штрафа, которая в данном случае отвечает конституционным принципам соразмерности и справедливости назначения наказания.
Учитывая изложенное, представляется законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований.
Доводы, изложенные в обоснование позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, подробно исследованы судом и им дана правильная оценка.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2019 по делу N А40-226248/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-226248/2019
Истец: ГУ Управление N 1 - ПФР N 4 по Москве и МО
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ЮГО-ЗАПАДНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ