г. Киров |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А29-14809/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Кивильша Ю.А., действующей на основании доверенности от 01.06.2020,
представителя ответчика - Шкенёвой Е.Е., действующей на основании доверенности от 27.12.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.01.2020 по делу N А29-14809/2019,
по заявлению индивидуального предпринимателя Вавилиной Ольги Александровны (ИНН: 110114106313, ОГРН: 318110100013204)
к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН:1101471495, ОГРН: 1021100512685)
о признании действий незаконными и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Вавилина Ольга Александровна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд, ответчик) о признании незаконными действий Фонда, выразившихся в отказе от 26.07.2019 в выплате ИП Вавилиной О.А. пособия по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности от 19.02.2019 N 325430685526, от 30.04.2019 N 333345340621 с учетом районного коэффициента 1,2 и обязании Фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, путем доплаты ИП Вавилиной О.А. пособия по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности от 19.02.2019 N 325430685526, от 30.04.2019 N 333345340621 с учетом районного коэффициента 1,2.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.01.2020 заявленные требования ИП Вавилиной О.А. удовлетворены.
Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.01.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы полагает неправомерным применение индивидуальным предпринимателем, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при исчислении пособия по временной нетрудоспособности районного коэффициента в размере 1,2.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Сыктывдинского районного суда Республики Коми, куда явились представители сторон.
В судебном заседании представитель Фонда поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Предпринимателя указала на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Вавилина О.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 07.05.2018.
Уведомлением от 16.05.2018 Фонд подтвердил факт вступления в добровольные отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (л.д. 20-21).
19.02.2019 и 30.04.2019 Вавилиной О.А. выданы листки временной нетрудоспособности N 325430685526, 333345340621 (л.д. 22, 24).
Вавилина О.А. обратилась в Фонд с заявлениями от 26.03.2019 и от 22.05.2019 о выплате пособий по временной нетрудоспособности (л.д. 23, 25).
Решениями от 04.04.2019 и от 31.05.2019 Фондом произведена выплата пособия без учета районного коэффициента 1,2 (л.д. 60-62).
27.07.2019 Вавилина О.А. обратилась в Фонд с заявлением о перерасчете пособий и их выплате с учетом районного коэффициента 1,2 (л.д. 26).
Письмом от 26.07.2019 Фонд отказал в удовлетворении заявления о перерасчете пособия (л.д. 27).
Не согласившись с отказом, ИП Вавилина О.А. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствуясь положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Положение N 375), приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н, утвердившим "Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей", пришел к выводу, что пособия подлежат выплате Предпринимателю с учетом районного коэффициента 1,2.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 Закона N 255-ФЗ.
Лица, указанные в части 3 статьи 2 Закона N 255-ФЗ, вступают в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем подачи заявления в территориальный орган страховщика по месту жительства (часть 1 статьи 4.5 Закона N 255-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 4.5 Закона N 255-ФЗ лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, определяемой в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В силу части 6 статьи 4.5 Закона N 255-ФЗ лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими в соответствии с частью 4 настоящей статьи страховых взносов в размере, определяемом в соответствии с частью 3 настоящей статьи, за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
В статье 22 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 N 165-ФЗ установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаётся, в том числе временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности установлен в части 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается Фондом, что наступление у Вавилиной О.В. в 2019 году страхового случая (временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания) документально подтверждено, ею в полном объеме уплачены страховые взносы на обязательное социальное страхование за 2018 год и представлен предусмотренный пунктом 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ пакет документов.
Основания, предусмотренные частью 2 статьи 9 Закона N 255-ФЗ для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности, не установлены.
Часть 6 статьи 7, часть 2 статьи 8 Закона N 255-ФЗ, пункт 11 (1) Положения N 375 содержат указание на то, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, расчет пособий производится с учетом этих коэффициентов.
В соответствии с частью 2.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ застрахованным лицам (индивидуальным предпринимателям), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В соответствии со статьей 5 Закона N 81-ФЗ размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
Согласно пункту 8 информационного письма Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 19.05.2003 N 670-9, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 N 25-23/5995 вся территория Республики Коми, за исключением районов, указанных в пунктах 4, 5, 7 указанного письма, относится к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,2.
По смыслу указанных норм следует, что порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности (с учетом районного коэффициента или без учета коэффициента) положениями Закона N 255-ФЗ не поставлен в зависимость от оснований вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию.
Кроме того, апелляционный суд учитывает следующее.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
До вступления в силу Закона N 255-ФЗ действовала статья 24 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.1993 N 4520-1 (далее - Закон N 4520-1), которая предусматривала, что в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше максимального размера пособия, установленного федеральным законом.
В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", статья 24 Закона N 4520-1 утратила силу с 01.01.2010.
Порядок применения Закона N 255-ФЗ определен частью 2 статьи 19 этого же Закона, согласно которому с 01.01.2007 законодательные акты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, предусматривающие условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В части 1 статьи 17 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что гражданам, которые приступили к работе по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию, до 1 января 2007 года и которые до 1 января 2007 года имели право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере (в процентном выражении от среднего заработка), превышающем размер пособия (в процентном выражении от среднего заработка), полагающийся в соответствии с настоящим Федеральным законом, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается в прежнем более высоком размере (в процентном выражении от среднего заработка), но не выше установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом максимального размера пособия по временной нетрудоспособности.
Из анализа вышеназванных норм права следует, что законодатель установил возможность распространения положений иных нормативных правовых актов, в том числе, положений Закона N 4520-1, действовавших до принятия Закона N 255-ФЗ, в отношении застрахованных лиц, у которых право на получение пособий по временной нетрудоспособности в размере, превышающем размер пособия, полагающийся в соответствии с настоящим Федеральным законом, возникло до 01.01.2007. Такой порядок применения соответствует общему принципу действия закона во времени, предусматривающему, что нормы нового закона распространяются на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие.
Из материалов дела следует, что Вавилина О.А. имела стаж трудовой деятельности в районах Крайнего Севера до 01.01.2007, по состоянию на 01.01.2007 осуществляла трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и предпринимательскую деятельность с 2018 года также осуществляет в г.Сыктывкаре (л.д. 48-50).
С учетом приведенных положений законодательства, апелляционный суд полагает, что в рассматриваемом случае право на получение пособия по временной нетрудоспособности в более высоком размере (с учетом районного коэффициента) сохраняется за гражданами, приступившими к работе и продолжающими работать в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям на момент изменения законодательства, то есть на 01.01.2007.
Кроме того, районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, в связи с чем, при определении размера пособия по временной нетрудоспособности, в том числе для лиц добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию, необходимо учитывать районный коэффициент.
При указанных обстоятельствах, Арбитражный суд Республики Коми правомерно удовлетворил заявленные ИП Вавилиной О.А. требования.
Апелляционная жалоба Фонда удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 31.01.2020 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела документам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.01.2020 по делу N А29-14809/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-14809/2019
Истец: Вавилина Ольга Александровна, ИП Вавилина Ольга Александровна
Ответчик: ГУ Региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
Третье лицо: Арбитражный суд Республики Коми, Верховный суд Республики Коми, Кикоть Александр Иванович, Сыктывдинский районный суд Республики Коми, Сыктывкарский городской суд Республики Коми, Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12164/20
11.06.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2344/20
31.01.2020 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-14809/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-14809/19