город Томск |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А45-30883/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МВМ" (N 07АП-10188/19(2)), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04.12.2019 по делу N А45-30883/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МВМ" к Департаменту по недропользованию по Сибирскому федеральному округу третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "НОВОМАКТ" о признании незаконным приказа от 05.07.2019 N285 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 01778 МЭ"
при участии в заседании:
от заявителя: Иванов В.А., директор, протокол N 1 от 01.07.2013, паспорт; Кишинский К.Ю., представитель по доверенности от 10.12.2019, паспорт;
от заинтересованного лица: Курин К.А., представитель по доверенности от 15.11.2019, паспорт;
от третьего лица: Новиков А.Н., представитель по доверенности от 23.11.2018, удостоверение; Переладов А.В., представитель по доверенности от 10.12.2018, удостоверение; Кардина Ю.В., представитель по доверенности от 10.01.2019, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МВМ" (далее - заявитель, общество, ООО "МВМ") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным приказа от 05.07.2019 N 285 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 01778 МЭ". К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "НОВОМАКТ" (далее - третье лицо, ООО "НОВОМАКТ").
Решением суда от 04.12.2019 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным приказа. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм процессуального и материального права.
Департамент и третье лицо в отзывах, представленных в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), каждый представители в судебном заседании, доводы жалобы отклонили, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители апеллянта поддержали доводы жалобы, настаивали на ее удовлетворении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "МВМ" являлось владельцем лицензии на пользование недрами КЕМ 01778 МЭ (зарегистрирована Управлением по недропользованию по Кемеровской области 24.02.2014 под N 1778), выданной с целью разведки и добычи подземных минеральных вод для промышленного розлива на Терсинском месторождении в Кемеровской области.
В соответствии с Условиями пользования недрами с целью разведки и добычи подземных минеральных вод для промышленного розлива на Терсинском месторождении в Кемеровской области (Приложение 1 к лицензии КЕМ 01778 МЭ, далее по тексту - Условия пользования недрами) пользователь недр должен обеспечить, в том числе: - разработку и утверждение проекта разработки (технологической схемы) Терсинского месторождения для целей промышленного розлива и проекта округа горно-санитарной охраны Терсинского месторождения, получение необходимых экспертиз и согласований не позднее 20.04.2015 (пп. "б" п. 3.1 Условий пользования недрами); - ввод месторождения в эксплуатацию не позднее 20.10.2015 (пп. "в" п. 3.1 Условий пользования недрами).
В рамках осуществления государственного надзора за соблюдением обязательных требований в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен Акт проверки юридического лица от 15.08.2017 N Н-435-в. Указанным актом установлено, что в ходе проверки выявлены нарушения существенных условий пользования недрами (пп. "б" и "в" п. 3.1 Условий пользования недрами), являющиеся основанием для досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии на пользование недрами КЕМ 01778 МЭ.
Письмом (представлением) Управление Росприроднадзора по Кемеровской области от 20.04.2018 N ВС-02-01-30/7967 акт проверки юридического лица от 15.08.2017 N Н-435-в направило в адрес Федерального агентства по недропользованию, письмом от 16.05.2018 N 03-30/6847 Федеральное агентство по недропользованию данный акт направило в Департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу.
07.06.2018 Комиссией по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформление лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Сибирского федерального округа, отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу, рекомендовано Сибнедра направить в адрес ООО "МВМ" уведомление допущенных нарушениях условий пользования недрами по лицензии КЕМ 01778 МЭ, и установить срок на устранение выявленных нарушений 6 месяцев.
Указанное решение оформлено протоколом заседания Комиссии от 07.06.2018 N СФО-29_2018/КЕМ. О допущенных заявителем нарушениях условий пользования недрами по лицензии КЕМ 01778 МЭ Департаментом направлено уведомление от 13.06.2018 N СФО-01-01-11/822, которое получено обществом 30.06.2019.
По истечении срока, установленного в уведомлении от 13.06.2018, Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области проведена внеплановая документарная проверка устранения (не устранения) заявителем, указанных в уведомлении нарушений.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки юридического лица от 25.03.2019 N Н-072-в, в котором установлено, что нарушения, содержащиеся в уведомлении от 13.06.2018, не устранены в полном объеме в установленные сроки.
Письмом Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от 28.03.2019 N АА-02-02-30/8779 указанный акт направлен в адрес Федерального агентства по недропользованию, письмом от 10.04.2019 N 03- 30/5228 Федеральное агентство по недропользованию указанный акт направлен в Департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу по принадлежности для рассмотрения и принятия решения о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 01778 МЭ в соответствии со статьями 20, 21 Закона "О недрах".
05.07.2019 приказом Департамента N 285 право пользования недрами, предоставленное обществу на основании лицензии КЕМ 01778 МЭ, досрочно прекращено.
Посчитав оспариваемый приказ Департамента незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд пришел к выводу об их необоснованности. Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ, с учетом статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок пользования недрами в Российской Федерации и отношения, возникающие в связи с их использованием, регулируются нормами Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах").
В соответствии со статьей 11 Закона "О недрах", предоставление недр в пользование, в том числе - предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока, при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу статьи 7 Закона "О недрах", пункта 3.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризированного блока недр.
Границы участка недр определяются на этапе предоставления лицензии, и устанавливаются в лицензии при ее выдаче в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 12 Закона "О недрах".
Пунктом 3.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами также установлено, что в соответствии с лицензией недра передаются в пользование в виде участков, представляющих собой геометризированные блоки недр.
Согласно пункту 3.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, границы должны иметь подробное описание и координаты.
При этом в силу пункта 3.5 указанного Положения, горный отвод должен иметь ограничение по глубине.
Закон "О недрах" предусматривает ряд прав и обязанностей, которые возникают у недропользователя только с момента получения в пользование участка недр в виде горного отвода.
Так, абзац 4 статьи 7 Закона "О недрах" закрепляет исключительное право пользователя недр, получившего горный отвод, осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Данное исключительное право дополняется положением, устанавливающим, что любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
В соответствии со статьей 11 Закона "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключён договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Согласно статье 12 Закона "О недрах" лицензия должна содержать сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу).
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону "О недрах".
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока её действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 23.2 Закона "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Согласно части 2 статьи 23.2 Закона "О недрах" вышеуказанные технические проекты и иная проектная документация до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр.
В силу положений статьи 22 Закона "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить в том числе соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр (пункт 1 части 2 статьи 22 Закона "О недрах"), выполнение условий, установленных лицензией (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона "О недрах").
При этом нарушения пользователем недр существенных условий лицензии является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами (пункт 2 части 2 статьи 20 Закона "О недрах").
В соответствии с пунктом 7.2 Условий пользования недрами право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах" при невыполнении Недропользователем условий пользования Участком недр, оговоренных в пунктах 3.1, 4.1, 4.3, 4.4, 8.4 настоящих условий.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части 2 статьи 20 названного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по принятию решений о досрочном прекращении права пользования участками недр, определяет Административный регламент от 29.09.2009 N 315.
Согласно пункту 94 Административного регламента от 29.09.2009 N 315 государственная функция по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр реализуется Роснедрами или его территориальным органом в соответствии с разграничением полномочий в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
В силу пункта 95 Административного регламента N 315 основанием для осуществления административных процедур в рамках исполнения вышеуказанной государственной функции являются, в том числе: представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок; данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
В соответствии с пункта 99 Административного регламента N 315 принятие Роснедрами и его территориальными органами решений о досрочном прекращении права пользования участками недр включает в себя следующие административные процедуры: регистрацию документов, являющихся основанием для начала осуществления административных процедур; рассмотрение полученных документов, подготовка и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами; рассмотрение материалов на Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами и принятие рекомендательного решения; принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами; реализацию решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
В течение семи рабочих дней с момента регистрации полученных документов должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, осуществляет подготовку комплекта документов по вопросу возможного досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами в отношении конкретного участка недр и конкретного пользователя недр (пункт 101 Административного регламента).
В случае, если началом осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр являются основания, предусмотренные в подпунктах 2, 3, 4 пункта 95 Административного регламента, то должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение пяти рабочих дней с момента регистрации поступивших документов направляет запрос в Росприроднадзор о предоставлении копии акта проведения проверки о выполнении условий пользования недрами по конкретному участку недр и копии предписания по устранению выявленных нарушений и в федеральный или территориальный фонд геологической информации о представлении копии лицензии на пользование недрами (пункт 103 Административного регламента).
После получения запрашиваемой информации, указанной в пункте 103 Административного регламента, должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение семи рабочих дней формирует комплект имеющихся документов и осуществляет рассмотрение данных документов на предмет наличия оснований для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, предусмотренных статьёй 20 Закона "О недрах" (пункт 104 Административного регламента).
При наличии оснований для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, предусмотренных статьей 20 Закона "О недрах", должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение семи дней направляет комплект документов в комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами либо в соответствующий территориальный орган Роснедр в соответствии с разграничением полномочий между Роснедрами и его территориальными органами (пункт 105 Административного регламента).
В случае рекомендации Комиссии о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами должностное лицо структурного подразделения Роснедр или территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 20 рабочих дней с момента получения протокола заседания Комиссии оформляет и подписывает у руководителя Роснедр или его территориального органа письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами (пункт 109 Административного регламента).
Срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления (пункт 110 Административного регламента).
Должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 7 дней с момента получения копии акта Росприроднадзора о проверке устранения (не устранения) пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о допущенных пользователем недр нарушениях, готовит комплект документов в отношении конкретного участка недр и направляет его на повторное рассмотрение Комиссии (пункт 110 Административного регламента). Решение комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами оформляется протоколом заседания комиссии. Протокол оформляется в течение трёх рабочих дней с даты заседания комиссии и подписывается председателем комиссии и секретарём.
Подписанный протокол в течение двух рабочих дней направляется секретарём комиссии в структурное подразделение Роснедр или его территориального органа, ответственное за лицензирование (пункт 108 Административного регламента).
Пользователю недр копия приказа о досрочном прекращении права пользования недрами направляется в течение трёх рабочих дней со дня подписания приказа заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 118 Административного регламента).
Как ранее изложено, в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением обязательных требований в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в отношении ООО "МВМ" проведена внеплановая документарная проверка и составлен Акт проверки юридического лица от 15.08.2017 N Н-435-в, которым установлено, что в ходе проверки выявлены нарушения существенных условий пользования недрами (пп. "б" и "в" п. 3.1 Условий пользования недрами), являющиеся основанием для досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии КЕМ 01778 МЭ.
Представление (предложение) Росприроднадзора от 20.04.2018 N ВС-02-01-30/7967 с приложением копии акта проверки юридического лица от 15.08.2017 N Н-435-в направлено в адрес Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) и зарегистрировано последним.
Вышеуказанный комплект документов поручением Роснедра от 16.05.2018 N 03-30/6847 направлен в Сибнедра и зарегистрирован последним. Комплект документов в установленном порядке сформирован, рассмотрен сотрудником Сибнедра и направлен в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами.
Во исполнение пункта 107 административного регламента N 315 07.06.2018 на заседании Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Сибирского федерального округа, отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу, созданной в соответствии с пунктом 106 Административного регламента N 315, были рассмотрены полученные материалы и установлено наличие нарушений существенных условий пользования недрами, что является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона "О недрах", указанное решение оформлено протоколом от 07.06.2018 N СФО-29 2018/КЕМ.
13.06.2018 ООО "МВМ" Департаментом направлено уведомление ООО "МВМ" о необходимости устранения в течение 6 месяцев с даты получения уведомления допущенных нарушений условий пользования недрами по лицензии КЕМ 01778 МЭ, установленных в представлении Росприроднадзора от 20.04.2018 N ВС-02-01-30/7967 и акте проверки Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от 15.08.2017 NН-435-в: - п.п. б) п. 3.1 Условий пользования недрами (приложение 1 к лицензии КЕМ 01778 МЭ), согласно которому недропользователь обязан обеспечить "разработку и утверждение проекта разработки (технологической схемы) Терсинского месторождения для целей промышленного розлива и проекта округа горно-санитарной охраны Терсинского месторождения, получение необходимых экспертиз и согласований не позднее 20.04.2015"; - п.п. в) п. 3.1 Условий пользования недрами (приложение 1 к лицензии КЕМ 01778 МЭ), согласно которому недропользователь обязан обеспечить "ввод месторождения в эксплуатацию не позднее 20.10.2015".
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При этом свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее.
Под обстоятельствами, которые могут быть установленными следует понимать обстоятельства, имеющие правовое значение. Правовое значение обстоятельств выявляется и устанавливается в результате правовой оценки доказательств, их существования и смысла. Обстоятельства, существование и правовое значение которых установлено с соблюдением установленного законодательством порядка, в случаях, предусмотренных законом, не нуждаются в повторном доказывании и должны приниматься, как доказанные.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.08.2019 N А45-25950/2019, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2019, отказано в удовлетворении требования ООО "МВМ" к Департаменту по недропользованию по Сибирскому федеральному округу о признании незаконными действий, выраженных в протоколе N 286-в/2019 от 26.04.2019 заседания территориальной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр на территории Кемеровской области.
Указанными выше судебными актами, вступившими в законную силу, установлены следующие фактические обстоятельства, не подлежащие доказыванию в рамках данного дела согласно части 2 статьи 69 АПК РФ: представленная обществом технологическая схема не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, условиям лицензии на пользование недрами, не учитывает рекомендации Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых; Терсинское месторождение минеральных вод не является курортом или лечебной местностью федерального значения и не приобрело статус такового; в отсутствие курорта, именуемого "Терсинка", установленные в проекте округа горно-санитарной охраны Терсинского месторождения минеральных вод границы не могут быть утверждены в установленном законом порядке, Технологическая схема, составленная с учетом проекта округа горно-санитарной охраны несуществующего курорта, не соответствует требованиям действующего законодательства.
Таким образом, вступившими в законную силу судебными актами установлены фактические обстоятельства, свидетельствующие о невыполнении ООО "МВМ" п.п. б) п. 3.1 Условий пользования недрами.
На основании вышеуказанного решения издан приказ Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу от 05.07.2019 N 285 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 01778 МЭ".
Учитывая изложенное, коллегия суда апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о соблюдении Департаментом процедуры досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии КЕМ 01778 МЭ.
Довод заявителя об отсутствии у Департамента полномочий на издание приказа от 05.07.2019 N 285 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 01778 МЭ" судом рассмотрен и обоснованно отклонен как несостоятельный, противоречащий абзацу 2 пункту 2 Приложения 2 к Административному регламенты, фактическим обстоятельствам дела. Так, письмами Роснедра от 16.05.2018 N 03-30/6847, от 10.04.2019 N 03-30/5228, подписанными начальником Управления геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений Роснедр, материалы проверок, проведенных Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в отношении ООО "МВМ" в соответствии с Административным регламентом направлены в Сибнедра для рассмотрения и принятия решения о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 01778 МЭ.
Таким образом, приказ от 05.07.2019 N 285 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 01778 МЭ" принят Департаментом при наличии к тому правовых оснований, при этом нарушений процедуры принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 01778 МЭ в действиях Департамента не установлено.
Довод общества о том, что письмо Росприроднадзора от 20.04.2018 N ВС-02-01-30/7967 не является представлением Росприроднадзора ни по форме, ни по содержанию, в связи с чем, Уведомление Сибнедра от 13.06.2018 было выдано при отсутствии установленного регламентом основания не мотивирован подателем жалобы нормативно применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела, в связи с чем не принимается апелляционным судом.
Как указывалось ранее, согласно пункту 95 Административного регламента N 315 основанием для осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр являются, в том числе представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок.
Таким образом, представление - есть соответствующее предложение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, форма и содержание которого не установлены действующим законодательством Российской Федерации.
При этом в поступившем от Росприроднадзора документе от 20.04.2018 N ВС-02-01-30/7967 указывается, что копии акта проверки ООО "МВМ" от 15.08.2017 N Н-435-в и соответствующих предписаний, направляются в соответствии с Административным регламентом N 196 "...для рассмотрения на заседании Комиссии по рассмотрению вопросов по досрочному прекращению права пользования участками недр".
Исходя из вышеизложенного, уведомление выдано в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.
Довод заявителя о том, что срок, установленный пунктом б) пункта 3.1 Условий пользования недрами, установлен без учета нормативных, а тем более реальных сроков подготовки проектной документации, административных сроков прохождения процедур согласования и экспертиз, правомерно отклонен судом первой инстанции.
В силу пункта 7 статьи 10.1 Закона "О недрах" основанием возникновения права пользования участками недр является переход права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона "О недрах" право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности, в том числе в случае передачи права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся основным обществом, юридическому лицу, являющемуся его дочерним обществом.
Согласно части 2 статьи 17.1 Закона "О недрах" при переходе права пользования участком недр лицензия подлежит переоформлению, при этом условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Так, ООО "МВМ" являлось владельцем лицензии КЕМ 01778 МЭ (зарегистрирована 24.02.2014), полученной в порядке перехода права при переоформлении лицензии КЕМ 01713 МЭ (зарегистрирована 22.04.2013) в связи с передачей основным обществом ООО "ГИКС" права пользования участком недр дочернему обществу ООО "МВМ".
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, право пользования недрами перешло к ООО "МВМ" с неподлежащими пересмотру Условиями пользования недрами, установленными прежней лицензией, при этом согласно пункту 8.5 Условий пользования недрами ООО "МВМ" принимает на себя в полном объеме обязательства и условия пользования недрами по лицензии КЕМ 01713 МЭ, включая невыполненные ООО "ГИКС".
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить, в том числе выполнение условий, установленных лицензией.
Принимая от ООО "ГИКС" право пользования недрами Общество, в силу норм ст. 2 ГК РФ, действовало на свой риск и имело возможность предвидеть последствия своего решения, в том числе негативные последствия неисполнения условий лицензии КЕМ 1778 МЭ, в частности, установленных в ней срочных обязательств.
Согласно абзацу 3 пункта 37 Административного регламента N 315 внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Роснедр или его территориального органа при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
В соответствии с абзацем 2 пункта 38 Административного регламента N 315 основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензию на пользование участками недр является заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами.
При этом в силу положений пункта 39 Административного регламента N 315 к заявке на внесение изменений и дополнений должны прилагаться, в том числе предлагаемые изменения и (или) дополнения в лицензию на пользование недрами с обоснованием необходимости их внесения, сопровождающиеся копиями соответствующих документов.
Таким образом, действующее законодательство РФ о недрах предусматривает заявительный принцип внесения изменений и дополнений в лицензии на право пользования недрами, с документальным обоснованием необходимости внесения соответствующих изменений и возложением указанной обязанности непосредственно на пользователя недр.
При этом Общество, будучи пользователем недр, имело возможность обратиться в орган, уполномоченный на управление государственным фондом недр, с заявлением о внесении соответствующих изменений в лицензию КЕМ 01778 МЭ в порядке, установленном Административным регламентом N 315, однако не сделало этого.
Доводы общества о том, что суд первой инстанции сделал вывод, не соответствующий обстоятельствам дела, поскольку отсутствуют нормы действующего законодательства, обязывающие ООО "МВМ" осуществить ввод месторождения в эксплуатацию, основаны на неверном толковании норм права, противоречат имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с условиями пользования недрами лицензии КЕМ 01778 МЭ пользователь недр должен был обеспечить, в том числе: разработку и утверждение проекта разработки (технологической схемы) Терсинского месторождения для целей промышленного розлива и проекта округа горно-санитарной охраны Терсинского месторождения, получение необходимых экспертиз и согласований не позднее 20.04.2015 (пп. "б" п. 3.1 Условий пользования недрами); ввод месторождения в эксплуатацию не позднее 20.10.2015 (пп. "в" п. 3.1 Условий пользования недрами).
В свою очередь из положений статей 22 и 23.2 Закона "О недрах" следует, что проведение работ на участке недр при отсутствии технического проекта либо с нарушением его положений, равно как и без необходимого согласования технического проекта или изменений к нему, является нарушением условий лицензии и требований действующего законодательства.
Иными словами, ведение работ (эксплуатация месторождения) может осуществляться только при наличии необходимой проектной документации, разработанной и согласованной в установленном законом порядке. Начало работ (ввод месторождения в эксплуатацию) в отсутствие вышеуказанных разрешительных документов, является нарушением законодательства.
Таким образом, наличие и исполнение пункта 3.1 Условий пользования недрами прямо предусмотрено положениями Закона "О недрах".
Довод заявителя о невозможности исполнения п.п. б) п. 3.1 Условий пользования недрами в части согласования проекта горно-санитарной охраны по причине отсутствия вплоть до 27.12.2018 в системе органов государственной власти Кемеровской области органа, который бы обладал полномочиями по согласованию данной документации, получил надлежащую правовую оценку арбитражного суда.
Так, ранее состоявшимися судебными актами по делу N А45-25590/2019 установлено, что Терсинское месторождение минеральных вод не является курортом или лечебной местностью федерального значения и не приобрело статус такового; в отсутствие курорта, именуемого "Терсинка", установленные в проекте округа горно-санитарной охраны Терсинского месторождения минеральных вод границы не могут быть утверждены в установленном законом порядке. При таких обстоятельствах основания для разработки и согласования проекта округа горно-санитарной охраны Терсинского месторождения минеральных вод в порядке, установленном Положением об округах санитарной и горносанитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425, отсутствовали. Доказательств принятия мер, направленных на получение территорией Терсинского месторождения минеральных вод соответствующего статуса, ООО "МВМ" не представлено.
По мнению общества, не истекший срок исполнения выданных Росприроднадзором предписаний исключает возможность выдачи уведомления Сибнедра от 13.06.2018.
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента N 315 направление в адрес владельца лицензии уведомления о нарушении им условий лицензии, законодательства о недрах и возможном досрочном прекращении права пользования недрами при не устранении в установленный срок указанных нарушений, является одним из результатов исполнения Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами государственной функции по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр.
Следовательно, уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях условий лицензии является частью процедуры, осуществляемой Сибнедра в рамках государственного управления отношениями недропользования и содержит в себе лишь указание на нарушения соответствующих условий пользования недрами.
В свою очередь, исходя из положений пунктов 99 - 102 Административного регламента N 196 предписание является мерой, принимаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при установлении фактов нарушений, выявленных при проведении проверок (осуществлении государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр), при этом основанием выдачи предписания может являться не только нарушение условий лицензии, но и нарушение норм законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.
Исходя из положений пункта 111 Административного регламента N 315, пунктов 103, 104 Административного регламента N 196: проверка устранения (неустранения) нарушений, указанных в уведомлениях Роснедра и его территориальных органов, проводится Росприроднадзором с целью последующего разрешения Роснедра (территориальными органами, в том числе Сибнедра) вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами в рамках своих исключительных полномочий; проверка выполнения (невыполнения) предписаний, проводится исключительно с целью разрешения Росприроднадзором (территориальными органами, в том числе Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области) вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в рамках надзорных полномочий, осуществляемых Росприроднадзором.
Следовательно, вопреки утверждениям Общества, возможность выдачи Сибнедра уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях условий лицензии не поставлена Административным регламентом N 315 в зависимость от сроков, указанных в предписании Росприроднадзора, выдаваемом последним в соответствии с положениями Административного регламента N 196.
Отклоняя доводы заявителя о несвоевременном поступлении уведомления Сибнедра от 13.06.2018 в Росприроднадзор, суд исходит из следующего.
Исходя из положений пункта 103 Административного регламента N 196, в случае поступления в адрес Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора уведомления Роснедр или территориального органа Роснедр о допущенных нарушениях с указанными сроками для устранения нарушений, пользователю недр должностным лицом Росприроднадзора либо его территориального органа выдается предписание на срок, указанный в уведомлении.
При этом, согласно пункта 104 Административного регламента N 196 при выявлении факта невыполнения выданного предписания возбуждается дело об административном правонарушении в установленном порядке и выдается новое предписание.
В соответствии с пунктом 111 Административного регламента N 315 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования также осуществляется проверка устранения нарушений, указанных в уведомлении. Акт проверки Росприроднадзора и комплект документов в отношении конкретного участка недр направляются на повторное рассмотрение Комиссии Роснедра или его территориального органа.
В соответствии с распоряжением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 22.04.2011 N ИС-П9-2558 Росприроднадзору и Роснедрам необходимо обеспечить проведение контрольных мероприятий в отношении всех выдаваемых Роснедрами уведомлений об устранении допущенных нарушений условий пользования недрами.
Во исполнение вышеуказанных поручений Правительства РФ, письмом (поручением) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 24.02.2016 N ОД-02-01-36/3034 территориальным органам Росприроднадзора указано, что при поступлении из центрального аппарата Росприроднадзора или территориального органа Роснедр копии уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях, территориальным органам Росприроднадзора следует проводить внеплановые проверки пользователей недр по вопросу устранения нарушений, указанных в уведомлении, в том числе в случае поступления уведомления с уже истекшим сроком. Также вышеуказанным письмом поручено организовать работу по проведению проверок выполнения недропользователями предписаний об устранении выявленных нарушений.
Так, Уведомление Сибнедра от 13.06.2018 N СФО-01-01-10/822 в установленный Административным регламентом N 315 срок было направлено в адрес ООО "МВМ", а копия указанного уведомления, письмом Кузбасснедра от 18.06.2018 N СФО-01-09-04/1280 - в адрес Управления Росприроднадзора по Кемеровской области.
Также подлежат отклонению доводы общества о нарушении Департаментом положений Административного регламента N 315, ввиду отсутствия согласования Роснедра относительно приказа Сибнедра от 05.07.2019 N 285, основаны на неверном толковании норм права.
Согласно приложению 2 к Административному регламенту N 315 принятие решений, в том числе о досрочном прекращении права пользования недрами осуществляется в соответствии с разграничением полномочий между Роснедрами и его территориальными органами - Распределение полномочий между Роснедрами и его территориальными органами при исполнении государственных функций.
Согласно пункту 1 указанного распределения принятие решений, в том числе о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами осуществляется территориальными органами Роснедр в отношении участков недр, содержащих полезные ископаемые в количестве, не превышающем предельные размеры, указанные в Таблице, являющейся приложением к Распределению.
В соответствии с пунктом 2 Распределения принятие решений, в том числе о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами по участкам недр, содержащим не вошедшие в прилагаемую Таблицу полезные ископаемые или включенные в Таблицу, но содержащиеся на участках в количестве, превышающем предельные размеры, указанные в Таблице, осуществляется Роснедрами.
Принятие решений, в том числе о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении участков недр, содержащих подземные минеральные воды, осуществляется территориальными органами Роснедр без ограничений, кроме промышленного розлива (согласование с Роснедрами).
При этом в силу абзаца 2 пункта 2 Распределения передача функций Роснедр по принятию решений, в том числе о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами по конкретным участкам недр может осуществляться на основании письменного поручения начальника структурного подразделения Роснедр, ответственного за лицензирование.
Как следует из материалов дела ООО "МВМ" являлось владельцем лицензии на пользование недрами КЕМ 01778 МЭ, выданной с целью разведки и добычи подземных минеральных вод для промышленного розлива на Терсинском месторождении в Кемеровской области.
Письмами Роснедра от 16.05.2018 N 03-30/6847, от 10.04.2019 N 03-30/5228 (вх. Сибнедра от 11.04.2019 N 1235), материалы проверок, проведенных Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в отношении ООО "МВМ" в соответствии с Административным регламентом N 315 были направлены в Сибнедра для рассмотрения и принятия решения о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 01778 МЭ.
В силу абзаца 2 пункта 2 Распределения вышеуказанные письма являются поручениями начальника соответствующего структурного подразделения Роснедр и свидетельствуют о передаче Сибнедра функций Роснедр по принятию решений о прекращении права пользования недрами по участку недр, предоставленному в пользование на основании лицензии КЕМ 01778 МЭ.
Таким образом, исходя из буквального толкования вышеприведенных норм, согласованию подлежит не само решение, а возможность принятия такового.
С учетом изложенного, поскольку приказ Сибнедра от 05.07.2019 N 285 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 01778 МЭ" соответствует положениям Закона о недрах, и не нарушает права и законные интересы заявителей в сфере экономической деятельности, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый приказ соответствующим действующему законодательству и в соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод общества о том, что к участию в деле неправомерно привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "НОВОМАКТ", судом апелляционной инстанции не принимается, как не влияющий на правильность обжалуемого судебного акта.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию по делу, основаны на ином толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04.12.2019 по делу N А45-30883/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МВМ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-30883/2019
Истец: ООО "МВМ"
Ответчик: Департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу
Третье лицо: ООО "НОВОМАКТ"
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3858/20
11.06.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10188/19
04.12.2019 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-30883/19
31.10.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10188/19
22.10.2019 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10188/19
20.08.2019 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-30883/19