Концепция правовой политики на период до 2008 года
(утв. Торгово-промышленной палатой РФ)
Кому и для чего нужна эта Концепция
В подготовленной ТПП России Концепции рассматриваются вопросы взаимоотношений государства и общества при осуществлении властных полномочий в сфере экономики, а также правовые аспекты системы национальной безопасности Российской Федерации в социально-экономической сфере применительно к предпринимательской деятельности.
Выверенных шагов, по нашему мнению, требует направление, связанное с проблемами дебюрократизации экономической деятельности и борьбы с коррупцией в целях преодоления такого негативного явления, как сращивание бизнеса и бюрократического чиновничества.
Большое значение в представленной Концепции уделяется также корпоративным отношениям. Полагаем, что развитие законодательства в данной сфере должно идти по пути совершенствования механизма согласования интересов участников этих отношений и системы управления предприятиями в целом. Результатом такой работы должно быть повышение уровня правового регулирования в сфере корпоративного менеджмента, разработка стандартов корпоративного управления, соответствующих общепринятой мировой практике, внедрение современных обычаев делового оборота в предпринимательской среде. Большое значение имеет усиление мер правового регулирования корпоративных конфликтов, при этом особо необходимо учитывать и публичный интерес, то есть защита должна предоставляться не только более слабой стороне, но наиболее важным с точки зрения экономики отношениям. В первую очередь, это относится к интересам самого российского общества как организационно-производственной системы.
Одним из направлений реформирования процессуального законодательства, по нашему мнению, должно быть совершенствование регулирования процедурных вопросов, связанных с корпоративными спорами. Традиционным для системы торгово-промышленных палат является развитие альтернативных способов разрешения экономических споров, в том числе путем третейского разбирательства и примирительных процедур с участием посредника.
При определении основ правовой политики в сфере собственности и приватизации ТПП России исходит из конституционного постулата о равной защите государственной, частной и иных форм собственности. Поскольку очевидно, что стабильность отношений собственности имеет решающее значение для экономического роста, то развитие данного института должно осуществляться в соответствии с национальными целями и приоритетами в сфере экономики. При этом принципиально важным представляется обеспечение контроля в стратегических отраслях, таких как энергетика, добыча природных ресурсов, промышленность высоких технологий, агропродовольственный комплекс и другие, включая финансовый сектор. С другой стороны, политика в сфере приватизации государственного и муниципального имущества должна учитывать и необходимость предоставления определенных преференций предприятиям малого и среднего бизнеса. В Концепции мы сформулировали соответствующие предложения.
Особого внимания требуют вопросы законодательного обеспечения развития малого и среднего бизнеса. Во-первых, нужно в самое ближайшее время разработать и принять новый базовый федеральный закон, обеспечивающий правовое регулирование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по развитию малого и среднего предпринимательства, устанавливающий правовые основы государственной политики в этой сфере, а также обновляющий правовой инструментарий поддержки малого и среднего бизнеса. Кроме того, необходимо внести "точечные" изменения в действующее законодательство, которые бы обеспечили благоприятные условия для создания и функционирования малых и средних предприятий. Предложения ТПП России по этим вопросам подробно изложены в Концепции.
Мы убеждены, что без принятия радикальных мер в налоговой политике государства не могут быть достигнуты высокие и устойчивые темпы экономического развития и существенно повышен уровень благосостояния граждан России. В этой связи один из разделов Концепции посвящен формированию стабильной и эффективной налоговой системы, снижению для бизнеса налоговой нагрузки и упрощению процедур уплаты и расчета налогов, упорядочению налоговых проверок. Налоговая реформа должна, на наш взгляд, иметь четко выраженную стимулирующую направленность на развитие инновационного предпринимательства, венчурного бизнеса, диверсификацию и модернизацию отечественной экономики.
На сегодняшний день представляется совершенно бесспорным тот факт, что Российская Федерация, встав на путь рыночной экономики, должна интегрироваться в мировое экономическое сообщество, в его рынки, в том числе и в рынок инноваций. Этой проблеме посвящен соответствующий раздел Концепции, в котором содержатся комплексные предложения ТПП России, направленные на активизацию инновационной деятельности в экономике, обеспечение роста производства и реализации на внутреннем и внешнем рынках российской высокотехнологической продукции.
В Концепции также нашли отражение и предложения бизнеса по совершенствованию и развитию законодательства в сфере интеллектуальной собственности. В первую очередь, мы предлагаем принять законодательные меры, направленные на предотвращение выпуска и реализации контрафактной и фальсифицированной продукции, а также на обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в целом.
В последнее время все четче обозначаются потребности в дальнейшем совершенствовании российского антимонопольного законодательства с учетом накопленного опыта правоприменительной практики и необходимости сближения российского законодательства с международными правилами и нормами. Прежде всего, на наш взгляд, необходимо обновить законодательную базу развития отраслевых конкурентных рынков, проработать схемы их организации, обосновать наилучшие формы и этапы создания конкурентной среды в условиях международной конкуренции.
Общеизвестно, что в экономике России есть сферы, где механизмы рыночной конкуренции и ценообразования на основе баланса спроса и предложения не являются оптимальными. Данные сферы относятся к отраслям естественных монополий. Учитывая особую роль для жизни общества этих отраслей, их государственное регулирование должно быть направлено, прежде всего, на прекращение или сдерживание роста цен на продукцию и услуги этих монополий при одновременном сохранении тарифов на уровне, достаточном для обеспечения рентабельности и расширенного воспроизводства.
В представленном документе сформулированы предложения по совершенствованию законодательства о внешнеэкономической деятельности, о валютном регулировании и валютном контроле, а также таможенного законодательства. Особо отмечу, что в качестве первоочередных мер по модернизации устаревших основных фондов промышленных предприятий нами предлагается резко сократить или отменить таможенные пошлины на ввозимое высокотехнологичное оборудование, не производимое у нас в стране, а также на запасные части к нему.
Одним из главных богатств России являются запасы природных ресурсов. В этой связи в Концепции большое внимание уделяется вопросам совершенствования и развития законодательства о природопользовании. В указанном документе сформулированы предложения ТПП России по корректировке земельного законодательства, законодательства о недрах.
Также в Концепции обозначены стратегические направления совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды. Среди них - обеспечение развития в стране производства конкурентоспособной на мировом рынке продукции при значительном уменьшении вредного воздействия на окружающую среду за счет модернизации производства и обеспечения допустимых норм экологической безопасности. Основой для этого, по нашему мнению, должны стать федеральные и региональные целевые экологические программы.
Основными задачами по совершенствованию трудового законодательства, которые, по мнению ТПП России, необходимо решить уже в ближайшее время, является корректировка действующего Трудового кодекса Российской Федерации, создание условий для роста заработной платы, развития рынка труда и повышения мобильности рабочей силы. При этом необходимо иметь в виду, что основным источником пополнения рынка труда в ближайшие годы будет являться внешняя трудовая миграция. Для придания этому процессу контролируемого и планомерного характера Российская Федерация должна определить свои приоритеты в миграционной политике. Одновременно с этим необходимо принимать законодательные меры по предотвращению нелегальной миграции и нелегальной трудовой деятельность иностранных граждан в России.
Не вполне благоприятная ситуация складывается, на наш взгляд, в сфере законодательства о защите прав потребителей. Это обусловлено отсутствием эффективных правовых форм взаимодействия между государственной и муниципальной ветвями власти по формированию и реализации политики в данной сфере отношений. По мнению ТПП России, необходимо на правовом уровне обеспечить надлежащий баланс интересов потребителей и хозяйствующих субъектов - изготовителей, продавцов, исполнителей.
Особо в Концепции отмечена проблема кодификации законодательства в сфере внутренней торговли, потребительского рынка. В настоящее время вопросы функционирования этой отрасли регулируют свыше 600 подзаконных актов Российской Федерации, зачастую дублируя друг друга при одновременном наличии серьезных противоречий.
В Концепции сформулированы предложения по совершенствованию законодательства о кредитных организациях, о рынке ценных бумаг, об информации и информационных технологиях, транспортного, аграрного законодательства и ряда других отраслей законодательства.
Отдельно хотел бы отметить назревающую необходимость проведения систематизации законодательства, регламентирующего предпринимательскую деятельность. ТПП России полагает, что для проведения этой масштабной работы уже сегодня имеются определенные предпосылки. Палата намерена приступить к работе и над этой проблемой с привлечением широкого круга ученых и предпринимательской общественности.
В заключение хочу подчеркнуть, что Концепция правовой политики ТПП России на период до 2008 года представляет собой живой, рабочий документ и при необходимости будет подвергаться корректировке с учетом реальных потребностей развития экономики, общества и государства.
Президент |
Е.М. Примаков |
______________________________
*(1) Они содержатся, например, в статье 1211 раздела VI части третьей Гражданского кодекса РФ. Так, для договора международной купли-продажи применяется право страны продавца, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела.
*(2) В отношении МАК при ТПП РФ новый Регламент пока не принят. Действуют Правила производства дел в Морской арбитражной комиссии при ТПП СССР 1982 года, который применяются с учетом положений Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" 1993 года.
*(3) См., например, Ровный В.В. Продажа имущественных прав. Правоведение. 2003, N 1. С. 88).
*(4) Так, в отличие от России, поступают многие зарубежные страны, предусматривая административный порядок разрешения споров и снижая тем самым загруженность судов.
Президент |
|
Президент |
|
Президент |
|
Президент |
|
Президент |
|
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция правовой политики на период до 2008 года (утв. Торгово-промышленной палатой РФ)
Текст Концепции официально опубликован не был