Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1.13. Законодательство об инвестициях
1.13.1. Оценка ситуации в сфере правового регулирования
По разным оценкам от 50 до 90% несвязанных пакетов акций принадлежит иностранным инвесторам, в 1996 - 1997 гг. на российском фондовом рынке ими было вложено от 20 до 40 млрд. долл.
Более стабильной формой привлечения иностранного капитала в страны с транзитивной экономикой являются прямые инвестиции. Распространение иных его форм на начальном этапе - портфельного инвестирования, краткосрочного кредитования - может являться первопричиной потрясений на финансовых рынках развивающихся стран. Такие выводы подтверждают неоднозначность оценок влияния активности российского финансового рынка на перспективы стабилизации российской экономики.
В контексте влияния инвестиционной политики на повышение конкурентоспособности российских производителей следует отметить тот факт, что меньше используются банковские кредиты сырьевыми отраслями и отраслями, переживающими подъем либо в силу удачной конъюнктуры на мировых рынках, либо в силу конкурентных преимуществ, основанных на уникальных продуктах и технологиях. И наоборот, предприятия, имеющие мало шансов на выживание, активно используют кредиты на латание дыр в собственной платежеспособности. За редким исключением, это предприятия легкой промышленности, машиностроения, потерявшие после открытия экономики большую часть своих рынков сбыта и выживающие благодаря политике давления властей, зачастую пытающихся искусственно сохранить некое подобие натурального хозяйства в стране, имеющей вполне определенные ориентиры обретения конкурентных преимуществ в мировом хозяйстве.
В данном случае наблюдается тенденция, прямо противоположная действию объективных причин формирования интегрированных структур, рынок банковских кредитов обеспечивает перелив капиталов не с целью получения эффекта усреднения среднеотраслевой нормы прибыли, а с целью ее большей дифференциации. В качестве одного из разрушительных результатов таких действий можно отметить замедление диверсификации производства и научно-технического потенциала.
Симптоматично, что интенсивнее всего используют банковские кредиты наиболее слабые компании депрессивных отраслей. Повысилась доля предприятий, не использующих банковские кредиты. Такая ситуация в большей степени характерна для добывающих отраслей и промышленности первичной переработки природных ресурсов. При этом показатели их деятельности значительно лучше.
Активное параллельное использование сегодня ведущими хозяйствующими субъектами и банковского кредитования, и акционерного финансирования подтверждает тезис нецелесообразности узконаправленного ориентирования экономики исключительно на одну из рыночных моделей.
1.13.2. Основные проблемы, подлежащие решению
Проблемы экономического развития России в ближайшие десять лет будут определяться ее способностью к привлечению ресурсов для ускоренного роста. Исчерпание конъюнктурных факторов (таких как свободные мощности, "мягкие" ресурсные ограничения, благоприятная мировая конъюнктура) выдвигает на первый план задачу количественного и качественного роста производственного капитала, ориентированного на выпуск продукции, обеспеченной спросом внутреннего и внешнего рынков. Поэтому привлечение инвестиций в отечественную экономику рассматривается Правительством Российской Федерации в качестве важнейшего источника для создания отечественной конкурентоспособной технической базы производства, формирующей перспективу общего роста экономики России.
Основной задачей в этой связи является создание и поддержание условий для прироста частных инвестиций в реальный сектор экономики, который бы полностью удовлетворял спросу рынка на инвестиционные ресурсы.
Приоритетами государственной инвестиционной политики в этих условиях будут содействие коренной модернизации производства и его структурной перестройке, повышению конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, ускоренному инвестиционному развитию секторов "новой экономики", прежде всего становлению инновационных и информационных отраслей, формированию нового технологического облика национального хозяйства.
Достижение указанных целей государственной инвестиционной политики требует осуществления комплекса мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, поддержке инвестиционных инициатив рыночного сектора экономики, формированию законодательных и институциональных условий хозяйственной деятельности частных инвесторов, адекватных современным требованиям рынка.
В качестве основных принципов политики государства в инвестиционной сфере должны рассматриваться следующие положения:
- усиление роли государства как гаранта поддержания благоприятного режима финансово-хозяйственной деятельности инвесторов; публичность инвестиционной политики;
- создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса;
- устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов;
- создание условий наращивания инвестиционного потенциала российских предприятий путем осуществления программ их реструктуризации, снижения налогового бремени, совершенствования амортизационной политики;
- предоставление льгот для ввоза в Россию современного технологического оборудования для модернизации предприятий.
1.13.3. Предложения по совершенствованию законодательства
Следует внести изменения в Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"
Первое. Федеральным законом введено принципиально важное понятие "приоритетный инвестиционный проект" (ст. 1, 15). Только такие проекты получают право на "дедушкину оговорку", т.е. на сохранение в течение срока реализации инвестиционного проекта прежних размеров налоговой нагрузки и режимов инвестирования в случае их изменения в сторону ухудшения.
Однако за прошедшие 5 лет Правительство так и не определило, что такое приоритетный проект, не утвердило порядок их регистрации. Соответственно не использовалась "дедушкина оговорка", что не давало России возможности опираться на нее в борьбе за инвестиции.
Предлагается под приоритетным инвестиционным проектом считать любой крупный (более 100 млн.руб.) проект:
- в области транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, реализуемый с участием частного капитала;
- предусматривающий создание нового производства, ориентированного или на экспорт высокотехнологичной, несырьевой продукции;
- предусматривающий создание нового производства, ориентированного на импортозамещение, то есть на выпуск товаров, по которым в настоящее время на российском рынке доминируют импортные аналоги.
Для этого предлагается:
1) дать прямо в тексте Федерального закона вышеназванную детализацию понятия "приоритетный инвестиционный проект";
2) из пункта 2 статьи 15 и из абзаца 8 статьи 1 убрать все слова, указанные в скобках. Последовательность действий власти без каких-либо изъятий - основа уверенности инвесторов и база для успеха в конкурентной борьбе за инвестиции;
3) исключить пункт 5 статьи 15 (по тем же причинам);
4) исключить из пункта 6 статьи 15 первые две функции Правительства Российской Федерации, дополнив третью функцию словами: "_форму заявления инвестора о дне начала финансирования инвестиционного проекта и форму заявления инвестора с расчетами, свидетельствующими о неблагоприятных для него изменениях условий осуществления капитальных вложений". Такое изменение необходимо для соблюдения идеологии минимизации избыточного регулирования;
5) исключить пункт 1 статьи 14, одновременно добавив в пункт 3 этой статьи слова "и иной" после слова "экологической". Новеллы о целях экспертизы должны содержаться в профильном законодательстве.
Второе. В рассматриваемом Федеральном законе используются слова "утвержденные в установленном порядке стандарты (нормы и правила)". Использование этих слов станет невозможным уже после первых же принятых в сфере строительства и иных сферах предпринимательской деятельности технических регламентов, предусмотренных Федеральным законом "О техническом регулировании" от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ.
Поскольку технические регламенты относятся к законодательству Российской Федерации, а Федеральный закон "О техническом регулировании" исчерпывающим образом описывает режимы использования стандартов, норм и правил, то предлагается из текста Федерального закона "Об инвестиционной деятельности_" исключить слова "утвержденные в установленном порядке стандарты (нормы и правила)" в соответствующих падежах: см. ст. 1 (абзац 5), ст. 3 (пункт 2), ст. 7 (абзац 2), ст. 14 (пункт 1).
В статье 11, пункт 2 (абзац 4 с конца) предлагается снять слова "и осуществление контроля за их соблюдением".
Третье. Абзац 3 статьи 7, который вменяет в обязанность субъектам инвестиционной деятельности "исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации", не соответствует идеологии дебюрократизации и реформы технического регулирования.
Конструкция должна быть обратной: надо исполнять лишь те требования, которые имеет право требовать в соответствии со своими функциями/должностными обязанностями государственный орган/должностное лицо. А все требования, которые выходят за пределы этих функций/должностных обязанностей, пусть даже и соответствуют законодательству исполняться не должны!
Предлагается снять абзац 3 статьи 7, поскольку исполнение обязательных требований всеми (а не только субъектами инвестиционной деятельности) закрепляется иными разделами законодательства Российской Федерации и фактически в общей форме упоминается в абзаце 2 статьи 7.
Четвертое. Пункт 1 статьи 11 гласит: "Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно данному в Федеральном законе определению, инвестиционная деятельность может осуществляться в целях получения прибыли, т.е. быть предпринимательской деятельностью. И это правильно.
Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации, предпринимательская деятельность является конституционным правом каждого человека и гражданина.
Согласно статье 55 (пункт 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. Акты субъектов Российской Федерации в этой связи не упоминаются!
Более того, согласно статье 71 Конституции Российской Федерации именно в ведении Российской Федерации находится "регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина" (пункт "в"). А в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - лишь "защита прав и свобод человека и гражданина" (пункт "б" статьи 72).
Таким образом, слова "и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" нужно из пункта 1 статьи 11 исключить.
Пятое. В подпункте 2 пункта 2 статьи 11 (абзац 5) кроме Бюджета развития Российской Федерации надо упомянуть "средства Стабилизационного фонда, поступающие в него сверх суммы в 500 млрд. рублей" в качестве источников для прямого участия государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
Список проектов нормативных правовых актов, подлежащих разработке и принятию в период до 2008 года:
N |
Наименование законопроекта |
Состояние |
1. |
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" |
Разработан |
2. |
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" |
Разработан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.