Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
4. Приложение к Разделу 1.9
Законодательство об административных процедурах, дебюрократизации экономики и обеспечении безопасности предпринимательской деятельности
Неофициальный перевод с английского языка
по заказу Торгово-промышленной палаты
Российской Федерации
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПАЛАТА
ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Комиссия по борьбе с коррупцией
Борьба с вымогательством и взяточничеством:
Правила поведения в бизнесе и Рекомендации Международной торговой палаты.
Издание 2005
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПАЛАТА
Франция, Париж, 1-ая Корс Альберт 38, 75008
Тел. +331 49 53 28 28 Факс +33 1 49 53 28 59
Интернет сайт www. iccwbo.org электронная почта icc@iccwbo.org
Правила поведения в бизнесе и рекомендации Международной торговой палаты
Борьба с вымогательством и взяточничеством:
Правила поведения в бизнесе и Рекомендации международной торговой палаты.
Издание 2005
Предисловие
Международная торговая палата (МТП) всегда являлась одним из центров управления процессом интеграции бизнеса, поскольку равные конкурентные условия между хозяйствующими субъектами аналогичных масштабов можно обеспечить только в условиях системы, не допускающей коррупции.
Подписание Конвенции ООН против коррупции в декабре 2003 года в Мексике ознаменовало собой новую эру в борьбе с вымогательством и взяточничеством. Данный всесторонний международный документ направлен на установление всемирного запрета на все формы коррупции. Являясь всемирной организацией предпринимателей, МТП приветствует дальнейшее совершенствование методов борьбы с коррупцией.
Подчеркивая особое значение соблюдения предприятиями их собственных правил, разработанных самостоятельно на базе специфики ценностей применительно к конкретному предприятию, МТП одновременно признает, что базовую роль в борьбе с коррупцией играют органы государственной власти на уровне стран и международные организации. Вместе с тем, несомненно, что именно строгое соблюдение внутренних правил, установленных в масштабах конкретных предприятий, будет являться средством, позволяющим наиболее эффективно и естественно обеспечивать выполнение этими предприятием принятых ими на себя правовых обязательств. Вот почему особо приветствуется разработка и реализация отдельными предприятиями их собственных программ интеграции.
Уже в 1977 вследствие международных скандалов, возникавших в 70-е годы по фактам взяточничества, МТП составила первый доклад по вымогательству и взяточничеству в международных коммерческих сделках. Доклад содержал первую версию Правил поведения в бизнесе, ориентированных на предотвращение вымогательства и взяточничества и рекомендованных МТП для добровольного применения на предприятиях. В упомянутых Правилах была четко сформулирована их цель - устранение вымогательства и взяточничества. Кроме того, МТП рекомендовала ООН принять международную конвенцию, запрещающую коррупцию. Усилия в направлении заключения такой конвенции, предпринимавшиеся ООН на протяжении 80-х годов, оказались безрезультатными.
И только новая серия скандалов, произошедших из-за фактов взяточничества в 90-е годы, позволила вновь привлечь международный интерес к вопросам интеграции. МТП вновь приняла на себя ведущую роль и в 1996 году издала свой второй доклад по этой проблеме. Основным институтом, разрабатывающим антикоррупционные реформы, стала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Первой важной вехой на пути прогресса в этом деле стало, в частности, принятие в 1997 году конвенции по борьбе со взяточничеством среди иностранных государственных чиновников. Значение этого события было отмечено в исправленной и дополненной редакции доклада МТП, вышедшей в свет в 1999 году.
МТП продолжает проводить активную работу с ОЭСР и другими международными организациями, включая Организацию Объединенных Наций, Совет Европы и Европейский Союз, с целью доказать необходимость интеграции и дальнейшего усиления борьбы со всеми формами коррупции в международных коммерческих сделках. МТП подчеркивает, что борьбе с вымогательством и подстрекательством к противоправным действиям следует уделять не меньше внимания, чем борьбе с собственно взяточничеством. Кроме того, МТП настоятельно указывала на необходимость противодействия коррупции по горизонтали - на уровне частных предприятий (коррупции в отношениях между частными предприятиями), так как данная форма взяточничества также извращает принцип свободной конкуренции и не может далее оставаться без внимания в свете возрастающего темпа приватизации и стирания граней между частным и государственным секторами экономики.
Комиссия Международной торговой палаты по борьбе с коррупцией опубликовала Руководство: "Борьба с коррупцией: Руководство для деятельности предприятий"*, которое содержит подробные наставления в отношении соблюдения Правил поведения в бизнесе, разработанных МТП, а также Конвенции ОЭСР. Это руководство для всех, кто стремится разработать и реализовать эффективную и действенную интеграционную программу. Руководство было впервые опубликовано в 1999 году, а в 2003 году было переиздано в значительно измененном и дополненном варианте.
Учитывая интенсификацию борьбы с коррупцией, а также проводимую МТП работу в сфере корпоративной ответственности и управления на уровне предприятий, Комиссия МТП по борьбе с коррупцией решила пересмотреть Правила поведения в бизнесе, рекомендованные ею ранее, и выработать новую позицию в отношении целого ряда аспектов интеграции.
Борьба с коррупцией является непреходящей потребностью. Постоянная работа в данном направлении будет нужна и в будущем. Необходимо добиваться улучшения понимания этой проблемы, как среди государственных должностных лиц, так и в залах заседаний правлений корпораций и на оперативных рабочих уровнях. МТП приняла на себя обязательство способствовать улучшению понимания этой проблемы.
Ги Себбан |
Франсуа Винк |
Краткое содержание
Издание 2005 г. Правила поведения в бизнесе и рекомендации МТП по борьбе с вымогательством и взяточничеством состоят из трех частей.
Часть I содержит свод правил и методы их применения, рекомендуемые для добровольного использования предприятиями.
Часть II разъясняет дополнительные действия Комиссии МТП по борьбе с коррупцией, направленные на пропаганду Правил поведения.
Часть III освещает антикоррупционную работу Комиссии МТП с международными организациями и национальными органами государственной власти, нацеленную на усиление правого и административного обеспечения борьбы со взяточничеством и вымогательством.
Часть I: Правила поведения в бизнесе, имеющие целью борьбу с вымогательством и взяточничеством
Вступление
Данные Правила являются методом саморегулирования на уровне предприятий в рамках применимых государственных законодательств. Добровольное принятие данных Правил коммерческими предприятиями будет способствовать продвижению более высоких стандартов интеграции в коммерческих сделках, заключаемых между частными предприятиями и государственными ведомствами, а также в сделках между предприятиями частного сектора. Эти правила помогут предприятиям действовать в соответствии со взятыми на себя правовыми обязательствами и многочисленными международными законодательными инициативами, направленными на борьбу с коррупцией. Предлагаемые Правила обеспечат также необходимую базу для противодействия попыткам вымогательства.
Указанные правила являются нормами общего характера, образующими понятие добросовестной коммерческой деятельности, но не являющимися правовыми нормами прямого действия. Всем предприятиям следует соблюдать соответственные законы и подзаконные акты тех стран, в которых они были организованы и на территории которых они осуществляют свою деятельность, при одновременном соблюдении Буквы и Духа упомянутых Правил. Хотя главным приоритетом остается борьба с вымогательством в особо крупных размерах и взяточничеством среди политиков и руководящих деятелей, измененные Правила 2005 года нацелены на предотвращение подкупа и младших должностных лиц.
В контексте данных Правил термин "предприятие" означает любое лицо или учреждение, занимающееся бизнесом или другой экономической деятельностью, как с целью, так и без цели извлечения прибыли, включая любые структуры, контролируемые государством или его территориальным органом; понятие включает не только корпорации-учредители, но также и подконтрольные им предприятия.
Успешное применение правил МТП будет зависеть от "установки сверху", а именно наличия четкого заявления руководителя о том, что на взяточничество и вымогательство налагается запрет, для реализации которого будет осуществляться действенная программа.
В качестве методического пособия по применению Правил, разработанных Комиссией МТП по борьбе с коррупцией, опубликовано Руководство "Борьба с коррупцией: Руководство для деятельности предприятия"". Каждый раздел данного документа содержит короткую тематическую ссылку на соответствующие главы этого Руководства.
Раздел 1: Запрещение взяточничества и вымогательства
Предприятиям следует наложить постоянный запрет на любые формы взяточничества и вымогательства, прямые или косвенные, в том числе на дачу взяток и вымогательство через представителей и иных посредников.
а) Взяточничеством является предложение, обещание, предоставление или принятие любой не причитающейся денежной или иной выгоды:
- государственным чиновником национального, местного или международного уровня.
- политической партией, должностным лицом, или кандидатом на должность в партийном аппарате; и
- руководителем, старшим должностным лицом, служащим или представителем частного предприятия.
с целью приобретения или сохранения коммерческих или иных неправомерно получаемых выгод, связанных, например, с получением разрешений от регулирующих органов, налогообложением, таможенными вопросами, судопроизводством и законодательными процедурами.
b) Вымогательством (подстрекательством ко взяточничеству) считается требование предоставления взятки, вне зависимости от наличия угрозы в случае невыполнения требования. Термин "взяточничество", используемый в данном документе, относится и к вымогательству.
c) Предприятия не должны (i) возвращать правительственным чиновникам или представителям другой стороны по договору какую-либо часть контрактных платежей, или (ii) использовать посредников, таких как агентов, субподрядчиков, консультантов, или иных третьих лиц для организации передачи таких платежей правительственным должностным лицам, или служащим контрагента, либо их родственникам, знакомым или сослуживцам.
Толкование термина "взяточничеств" является основной темой главы 3 Руководства. Тема запрета взяточничества в отношениях между частными предприятиями освещена в Главе 6.
Раздел 2: Агенты и другие посредники
Предприятия должны ознакомить агентов и других посредников со своей антикоррупционной политикой и дать им понять, что все действия посредников, совершаемые от лица предприятий, не должны противоречить этой политике. В частности, предприятия должны предпринять все зависящие от них меры, чтобы гарантировать, что:
а) выплаты всем агентам не превышают должного вознаграждения за законно оказанные ими услуги;
b) никакая часть этих выплат не вручается агентом в качестве взятки или с иной целью в нарушение настоящих Правил;
c) агенты определенно дали согласие не давать взяток. Предприятиям следует включить в свои договора положения о расторжении соглашений с агентами в случае дачи ими взяток, за исключением соглашений с агентами, занимающимися текущей административной или канцелярской работой;
d) на предприятии ведется письменный учет всех фамилий, условий найма и платежей, произведенных в пользу всех агентов, работающих по найму на этих предприятиях в связи со сделками с государственными ведомствами, государственными или частными предприятиями. Данная письменная информация должна на условиях конфиденциальности предоставляться для проверки аудиторам и соответствующим уполномоченным органам государственной власти.
Вышеперечисленные положения должны применяться ко всем агентам или другим посредникам, используемым предприятиями для получения заказов или разрешений, в том числе, к коммивояжерам, представителям таможни, юристам и консультантам.
В Главе 4 Руководства разбираются вопросы, связанные с использованием услуг агентов и других посредников.
Раздел 3: Совместные предприятия и договора со внешними организациями
Предприятия должны делать все от них зависящее для гарантированного соблюдения положений настоящих Правил их партнерами по совместным предприятиям и сторонами по внешним договорам.
В главе 3 (стр. 50 - 52) рассматривается роль совместных предприятий.
Раздел 4: Выплаты политическим и благотворительным организациям, спонсорская деятельность
а) Платежи в пользу политических партий, должностных лиц (кандидатам на должности) в партийных аппаратах могут производиться только в соответствии с действующим законодательством, при полном соблюдении всех правил гласности. Рассмотрение размеров и сроков платежей в пользу политических партий следует производить с учетом того, что такие платежи не должны использоваться как скрытая форма взяточничества.
b) Предприятия должны предпринять все зависящие от них меры для обеспечения контроля над благотворительными пожертвованиями и спонсорской деятельностью, c тем чтобы эти платежи не были взятками в скрытой форме. Деятельность в связи с благотворительными пожертвованиями и спонсорством должна быть прозрачной и осуществляться только в рамках действующего законодательства.
с) Предприятия должны устанавливать необходимый контроль и предпринимать соответствующие меры с целью предотвращения незаконных платежей в пользу политических партий и на благотворительные цели. Особое внимание должно уделяться контролю над платежами в пользу организаций, связанных с видными политическими деятелями, либо их родственниками, друзьями и сослуживцами.
Продолжение темы о финансировании политических организаций в Главе 7 Руководства.
Раздел 5: Подарки, расходы на прием гостей, представительские расходы
Предприятиям следует регламентировать и устанавливать сумму расходов на процедуру преподнесения или принятия подарков и прием гостей с целью гарантий того, что затраты на данные мероприятия: а) не завышены, и их сумма находится в разумных пределах; б) не оказывают влияние на поставки или другие деловые операции.
Расходы на подарки и прием гостей, являются одним из основных вопросов, проанализированных в Главе 3 (стр. 49-50).
Раздел 6: Приплаты
а) Предприятия не должны практиковать приплаты. Если после должного рассмотрения данного вопроса на руководящем уровне будет сделан вывод о том, что полностью исключить такие приплаты не представляется возможным, предприятию следует установить должный контроль и правила, гарантирующие, что такие платежи будут сведены к небольшим суммам, выплачиваемым низовым работникам в процессе их текущей работы в рамках законной деятельности предприятия.
b) Вопрос о необходимости приплат должен периодически пересматриваться с целью возможно скорейшего отказа от этой практики.
Вопрос о важности контроля над приплатами разбирается также в Главе 3 Руководства (стр. 49-50)
Раздел 7: Корпоративная политика
В целях предотвращения взяточничества и вымогательства предприятиям следует осуществлять комплексную политику, или разработать кодексы поведения, отражающие настоящие Правила с учетом конкретных условий и обстоятельств деятельности каждого конкретного предприятия. Такие кодексы поведения должны:
а) быть руководством и методическим пособием для выявления и недопущения взяточничества или вымогательства в текущих сделках предприятия;
b) обеспечить конфиденциальные каналы информации для своевременных сигналов, получения рекомендаций и донесений о нарушениях, без риска мести людям, подающим такие сигналы;
c) включать меры дисциплинарного наказания за нарушения; и
d) применяться на всех дочерних предприятиях как зарубежных, так и отечественных.
В Главе 2 Руководства говорится об ответственности предприятий в части формирования средств борьбы с вымогательством и взяточничеством. В Главе 3 Руководства (стр. 50 - 51) говорится об ответственности предприятий - учредителей за положение дел на дочерних предприятиях.
Раздел 8: Финансовый учет и аудит
а) Все финансовые операции должны точно и правильно регистрироваться в соответствующих книгах учета, которые обязаны предъявляться для проверок Совету Директоров (или в иной эквивалентный руководящий орган), а также аудиторам.
b) Никаких счетов, не выведенных из-под учета, или "секретных" счетов не должно быть, равно как не должно быть документов, искаженно или необъективно отражающих те сделки, в связи с которыми такие документы составляются.
c) Предприятия должны предпринять все необходимые меры для проведения независимых внутренних или внешних аудиторских проверок, с тем чтобы гарантировать выявление любых сделок, противоречащих настоящим Правилам. При выявлении таких нарушений должны приниматься соответствующие корректирующие меры.
d) Предприятия должны соблюдать все положения национального налогового законодательства и правил, включая запрещающие дачу взяток путем использования части налогооблагаемого дохода.
В Главе 5 Руководства даются дальнейшие рекомендации по ведению финансового учета и аудиту.
Раздел 9: Ответственность
Совет директоров, или иной орган, являющийся высшим руководящим органом предприятия, обязан:
а) предпринимать соответственные меры для соблюдения настоящих Правил поведения, в том числе:
- предоставить необходимые ресурсы и руководящую поддержку администрации в деле реализации политики предприятия, отражающей настоящие Правила;.
- учредить и обеспечить постоянное наличие систем контроля и отчетности, включая независимые аудиторские проверки;
b) наказывать за нарушения и принимать соответствующие корректирующие меры
c) придавать должной огласке меры принудительного характера, предпринятые в обеспечение реализации антикоррупционной политики предприятия или принятых им кодексов поведения.
Аудиторский комитет Правления или другой орган с аналогичным кругом обязанностей, должен производить регулярные независимые проверки в соответствии с настоящими Правилами поведения и, в случае необходимости, рекомендовать коррективные меры или программы. Такая деятельность может осуществляться и в рамках более широкой программы периодического рассмотрения положения дел на предприятии.
Глава 2 Руководства посвящена аспектам ответственности предприятий в борьбе с коррупцией.
Часть II: Деятельность МТП по совершенствованию и пропаганде Правил
Для обеспечения возможно более широкого применения Правил, изложенных в Части I, а также в целях разработки инициативных предложений в части методов борьбы с коррупцией и стимулирования сотрудничества между правительственными ведомствами и представителями бизнеса разных стран, МТП создана Комиссия по борьбе с коррупцией. Эта Комиссия состоит из группы представителей деловых кругов из многих различных секторов бизнеса и стран мира.
Основные задачи Комиссии, в частности, включают следующие:
1. Методическая помощь в использовании Правил поведения путем распространения изданного МТП Руководства "Борьба с коррупцией: Руководство для деятельности предприятий".
2. Подготовка положений МТП и анализ основных тенденций развития борьбы с вымогательством и взяточничеством.
3. Отчет перед Генеральным секретарем и руководящими органами МТП о тех фундаментальных мерах по усилению борьбы с коррупцией, которые могут повлиять на международную коммерческую деятельность.
4. Налаживание связей с международными организациями, занимающимися вопросами борьбы с вымогательством и взяточничеством, включая общественные организации, а также оказание поддержки одобренным международным инициативам таких организаций.
5. Оказание помощи национальным комитетам МТП в распространении и внедрении Правил поведения.
6. Организационная и другая помощь в проведении конференций, семинаров и других мероприятий в целях освещения, пропаганды и обсуждения антикоррупционных Правил поведения в предпринимательских кругах.
7. Подготовка предложений о внесении возможных изменений или поправок в Правила поведения, разработанные МТП, и представление рекомендаций исполнительному комитету МТП в свете новых событий в сфере борьбы с вымогательством и взяточничеством.
Часть III: Сотрудничество МТП с международными организациями и национальными органами государственной власти
Предисловие
Внедрение Правил поведения в борьбе с коррупцией, предлагаемых МТП и осуществляемых посредством разработки корпоративных норм саморегулирования, может осуществляться еще более успешно при наличии шагов со стороны международных организаций и национальных правительств в направлении усиления правовой и административной базы борьбы с коррупцией. Особое значение приобретает проявление правительствами политической воли в части усиления мер принудительного исполнения антикоррупционного законодательства. Необходимость в дополнительных совместных действиях деловых кругов, правительств и международных организаций была признана в 1977 году, когда был издан первый доклад МТП о вымогательстве и взяточничестве, включавший первую версию Правил поведения, а затем вновь после пересмотра и корректировки этих Правил в 1996 и 1999 г.г.
Со времени выхода в свет последней редакции Правил МТП необходимость борьбы с коррупцией была признана во всем мире, и был достигнут существенный прогресс в укреплении правовой базы борьбы с коррупцией. По мнению международных деловых кругов, основным шагом в ходе борьбы с коррупцией стало принятие Конвенции ОЭСР, запрещающей взяточничество среди иностранных государственных чиновников. Эта конвенция была активно поддержана МТП. Кроме того, был принят ряд региональных конвенций в сфере борьбы с коррупцией. Конвенцию ООН против коррупции подписали более ста стран. Национальные правительства начинают предпринимать меры по выполнению обязательств, оговоренных в этих конвенциях, хотя их реакцию на эти документы нельзя назвать одинаковой.
Борьба с коррупцией является одним из десяти основополагающих принципов Глобального Договора 2004 года. Международный банк, Международный валютный фонд и другие международные финансовые институты также предприняли важные инициативы, направленные на противодействие коррупции.
Комиссия МТП по борьбе с коррупцией играет важную роль в создании новой ресурсной базы борьбы с коррупцией. Однако, необходима дальнейшая значительная работа в данном направлении для обеспечения эффективного использования этой базы. Комиссия будет активно работать в следующих направлениях:
Международные конвенции
Конвенция ОЭСР
- Оказание поддержки МТП в осуществлении контроля со стороны ОЭСР за национальными программами ужесточения принудительных мер.
1. Обеспечение участия деловых кругов в рассмотрениях, проводимых в масштабах отдельных стран.
2. Обеспечение дальнейшего контроля в 2007 году, по окончании срока текущих обязательств об ассигнованиях на эту деятельность.
- Содействие шагам со стороны ОЭСР и правительств стран-членов этой организации в направлении помощи компаниям в противодействии вымогательству со стороны государственных чиновников.
- Активизация работы по "нерешенным вопросам", обозначенным в 1997 году:
1. Расширение рамок запрета на взяточничество за счет распространения действия этой нормы не только на взяточничество в среде иностранных государственных чиновников, но и на взяточничество внутри частного сектора. Данное предложение стало главной инициативой, с которой выступила Комиссия МТП по завершении исследования права корпораций применительно ко взяточничеству, проведенного совместно с фрейбургским институтом Maкса Планка. Следующим шагом должно стать проведение совместных семинаров ОЭСР/МТП для разработки рекомендаций по дальнейшим действиям.
2. Непременное включение дочерних предприятий в сферу применения этого законодательства. Предприятия - учредители должны иметь право требовать от контролируемых ими предприятий проведения политики противодействия коррупции.
3. Запрещение взяточничества в среде иностранных политических партий, должностных лиц и кандидатов на должности в аппаратах этих партий. .
Конвенция ООН против коррупции (ЮНКАК)
- Способствовать скорейшей ратификации Конвенции правительствами государств - участников ЮНКАК. ЮНКАК следует провести соответствующую работу с тем, что поддержка этой конвенции со стороны развитых и со стороны развивающихся стран была сбалансированной.
- Способствовать вводу в действие программ эффективного контроля над соблюдением и выполнением сторонами данной конвенции ЮНКАК.
- Способствовать выделению международными донорскими организациями, такими как ПРООН и Всемирный банк, помощи правительствам государств, нуждающихся в технической помощи для реализации Конвенции ЮНКАК.
Координация деятельности в рамках конвенций
Принятие в целях борьбы с коррупцией конвенций по линии ОЭСР, Организации Американских Государств (ОАГ), Совета Европы, Африканского Союза и ООН подтверждает наличие сильной позитивной тенденции к принятию на себя международным сообществом обязательств по решению проблемы коррупции. Однако, по мнению представителей международных деловых кругов, для пропаганды и распространения инструментов борьбы с коррупцией следует устранить несогласованность между отдельными положениями этих правил, дублирование в вопросах принуждения к исполнению, а также решить проблемы, порождаемые отсутствием единых общих определений. Комиссии следует призвать организации, отвечающие за различные конвенции, координировать свою деятельность и обеспечивать последовательность в решении этих вопросов на базе следующих принципов:
- Конвенция ОЭСР должна оставаться основным инструментом противодействия в части источников предложения коррупции в международных экономических отношениях.
- Региональные конвенции, принятые ОАГ, Советом Европы, Африканским Союзом, должны отдавать приоритет вопросам, прогресс в которых зависит от сотрудничества между участниками этих конвенций - таким, как техническая помощь, превентивные меры, постановка коррупции вне закона и принудительное исполнение законодательства, в том числе, направленного на пресечение вымогательства со стороны государственных чиновников.
- Конвенция ЮНКАК должна отдавать приоритет вопросам, решение которых зависит от успешного международного сотрудничества, в частности: оказание юридической взаимопомощи в расследовании дел и судебном преследовании взяточников - иностранных граждан, а также совершенствование процедур репатриации судопроизводства по делам, связанным с коррупцией. Конвенция ЮНКАК должна оставаться основным источником разработки положений о борьбе с коррупцией, не включенных в региональные конвенции.
- Программы по мониторингу, осуществляемые ОЭСР, должны координироваться на региональных уровнях и на уровне ЮНКАК с целью обмена информацией и возможно наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов, а также с тем, чтобы избегать дублирования.
Международные организации и инициативы
Всемирный банк и другие международные финансовые институты
- Комиссия должна способствовать тому, чтобы Всемирный банк, МВФ и другие международные финансовые институты совершенствовали процедуры, направленные на предотвращение взяточничества в рамках финансируемых ими проектов, включая требования к контрагентам принимать программы борьбы со взяточничеством.
- Комиссии следует способствовать тому, чтобы Всемирный Банк, МВФ, другие международные финансовые институты требовали от правительств прозрачности правил централизованных закупок, ратификации и соблюдения ими Конвенции ЮНКАК.
Всемирная торговая организация (ВТО)
- Поскольку коррупция приводит к серьезным нарушениям правил конкуренции в международной торговле, Комиссия будет настаивать на том, чтобы ВТО держала в поле зрения коррупцию, связанную с торговлей. Действия ВТО, направленные на внедрение и широкое использование прозрачных правил применительно к сделкам на поставки, помогут минимизировать возможность возникновения коррупции и будут способствовать укреплению торговли на правовой основе, созданию глобальной системы торговли, свободной от дискриминации.
Глобальный Договор
- Комиссия будет продолжать сотрудничать с организаций Глобальный Договор на международном и национальных уровнях с тем, чтобы способствовать принятию компаниями - участницами организации Глобальный Договор скоординированных корпоративных программ, совместимых с Правилами МТП, разработанными с целью борьбы с вымогательством и взяточничеством.
Национальные органы государственной власти
Комиссия будет сотрудничать с национальными комитетами МТП с целью содействия принятию национальными органами государственной власти следующих мер, необходимых для действенной борьбы с вымогательством и взяточничеством:
- Обеспечение ресурса. Правительствам следует выделять адекватные ресурсы, включая финансирование, кадровое обеспечение и обучение, организациям, ведущим борьбу с коррупцией. Указанные ресурсы следует использовать для улучшения общественного понимания экономических и социальных последствий коррупции.
- Ужесточение принудительных мер. Хотя законы, запрещающие вымогательство и взяточничество, существуют практически во всех странах мира, законодательство в части принудительного исполнения судебных решений во многих странах остается слабым, или его вообще нет. Комиссия будет способствовать тому, чтобы органы государственной власти строго соблюдали законы, запрещающие взяточничество, включая закон о получении взяток государственными чиновниками при совершении коммерческих сделок. Органам государственной власти следует обеспечить конфиденциальные каналы информации, с помощью которых можно сообщать о признаках коррупции. Поскольку для местных судебных органов дела о взяточничестве международного уровня представляют сложность, соответствующие власти должны передавать ответственность по таким делам своим общенациональным органам.
- Экономическое регулирование. Правительствам следует максимально сократить использование схем, предусматривающих необходимость получения персонального разрешения или исключительных полномочий, потому что данные системы могут создавать предпосылки для вымогательства и взяточничества. Если полностью отказаться от таких схем не представляется возможным, правительства должны принимать все необходимые меры для предотвращения злоупотреблений.
- Государственные заказы. Правительства должны считать своей прямой обязанностью обеспечение прозрачности госзаказов, включая проведение открытых торгов, публикацию критериев определения победителей торгов. Принятие программы по борьбе со взяточничеством должно быть необходимым условием при проведении торгов по основным правительственным контактам. В случае проектов, реализуемых при финансировании со стороны международных финансовых организаций, соблюдение этих основополагающих принципов должно отражаться в договорных документах, заключаемых между сторонами.
- Платежи в пользу политических партий. Негласные выплаты в пользу политических партий могут быть источниками правонарушений. Правительствам следует, с учетом специфики их национальной политической системы, регулировать условия платежей в пользу политических организаций и устанавливать процедуры отчетности о таких платежах, как со стороны доноров, так и со стороны получателей.
- Учет и аудит. Правительствам следует требовать независимых аудиторских проверок государственными аудиторами всех отчетов, представляемых экономически важными предприятиями. Кроме того, Правительствам следует способствовать принятию четких и согласующихся международных нормативов учета и ревизии.
- Ведомства, предоставляющие экспортные кредиты. Данные организации обязаны включать в условия своих соглашений положения, исключающие финансирование и предоставление гарантий в отношении договоров, заключенных с помощью взяток, и предусматривающие санкции в случае нарушения этого условия.
- Официальная помощь на нужды развития (ОПР). В программы предоставления помощи на нужды развития следует включать положения, требующие неукоснительного соблюдения государственными чиновниками и сторонами договоров правил, направленных на противодействие коррупции.
Международная торговая палата
МТП является всемирной организацией предпринимателей и единственным представительским органом, уполномоченным выступать от лица предприятий любого профиля деятельности и во всех частях света.
МТП способствует формированию открытой системы международной торговли и инвестирования, а также рыночной экономики. Ее твердое убеждение, что торговля является движущей силой для достижения мира и благосостояния, родилось в начале прошлого столетия, когда была основана эта организация. Участники небольшой группы дальновидных лидеров бизнеса, основавшие МТП, называли себя "купцами мира".
Поскольку компании и ассоциации - члены МТП сами непосредственно занимаются международным бизнесам, МТП обладает уникальной компетенцией в части разработки правил регулирования международной коммерческой деятельности. Хотя все эти правила не являются обязательными, они используются ежедневно в неисчислимом количестве сделок, и эти правила стали остовом международной торговли.
Кроме того, МТП оказывает ряд важных услуг, к которым, прежде всего, относится деятельность Международного арбитражного суда МТП - ведущего арбитражного института мира.
Менее чем через год после создания ООН МТП был присвоен статус главного консультативного органа ООН и специализированных агентств этой организации.
Лидеры бизнеса и эксперты из числа членов МТП формулируют позиции предпринимательских кругов по широкому спектру вопросов торговли и инвестиционной политики, жизненно важных технических аспектов, аспектов отраслевой специфики. В число таких вопросов входят финансовые услуги, информационные технологии, телекоммуникации, этика рыночных отношений, забота об окружающей среде, транспорт, конкурентное право, аспекты интеллектуальной собственности и др.
МТП была основана в 1919 году. Сегодня в нее входят тысячи компаний и ассоциаций более чем из 130 стран. Национальные комитеты строят свою работу с членами таким образом, чтобы учитывать проблемы предпринимательства в каждой отдельной стране и доводить позицию предпринимательских кругов, сформулированную МТП, до сведения правительств каждой из этих стран.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПАЛАТА
Франция, Париж, 1-ая Корс Альберт 38, 75008
Тел. +331 49 53 28 28 Факс +33 1 49 53 28 59
Интернет сайт www.iccwbo.org электронная почта icc@iccwbo.org
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.