Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
7. Приложение к Разделу 1.12
Законодательство о разрешении экономических споров
Федеральный закон
"О примирительной процедуре с участием посредника (посредничестве)"
Настоящий Федеральный закон призван содействовать урегулированию споров путем проведения примирительных процедур, направленных на достижение соглашения между сторонами и способствующих поддержанию делового сотрудничества, развитию партнерских отношений, формированию этики делового оборота.
Статья 1. Законодательство о примирительных процедурах с участием посредника
1. Отношения в сфере примирительных процедур с участием посредника регулируются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о примирительной процедуре с участием посредника, то применяются правила международного договора.
3. Настоящий Федеральный закон исходит из положений Типового закона "О международной коммерческой согласительной процедуре", принятого Комиссией ООН по праву международной торговли и одобренного Генеральной Ассамблеей ООН.
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям по урегулированию споров, возникающих в сфере внутригосударственного и международного гражданского оборота и связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности российскими организациями, гражданами Российской Федерации, а также иностранными организациями, международными организациями, иностранными гражданами и лицами без гражданства, организациями с иностранными инвестициями.
2. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям, указанным в части 1, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
3. Настоящий Федеральный закон не применяется в случаях:
оказания сторонам содействия в урегулировании спора судьей или третейским судьей в ходе судебного или третейского производства;
урегулирования коллективных трудовых споров;
в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 3. Определение терминов
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
примирительная процедура (посредничество) - процедура урегулирования спора между сторонами с помощью лица, именуемого посредником;
посредник - избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке физическое лицо, содействующее сторонам в ведении переговоров и в достижении соглашения по спору. В качестве посредника может выступать как единоличный посредник, так и группа посредников, состоящая из двух или более лиц;
организация, содействующая проведению примирительной процедуры (посредничества) - организация, специально созданная для оказания посреднических услуг по урегулированию споров, иные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, для которых осуществление посредничества является одним из видов деятельности, в том числе торгово-промышленные, биржи, общественные объединения, предпринимателей, союзы (ассоциации) субъектов предпринимательской деятельности;
правила проведения примирительной процедуры (посредничества) - порядок проведения примирительной процедуры, согласованный сторонами или утвержденный организацией, содействующей проведению примирительной процедуры;
соглашение о проведении примирительной процедуры (посредничества) - письменное или иным образом заключенное соглашение сторон об использовании примирительной процедуры (посредничества);
соглашение об урегулировании спора - соглашение, достигнутое сторонами по спору или отдельным разногласиям в ходе примирительной процедуры (посредничества) и зафиксированное в письменной форме.
Статья 4. Принципы применения примирительной процедуры (посредничества)
1. Применение примирительной процедуры (посредничества) основано на взаимном волеизъявлении сторон.
2. Примирительная процедура (посредничество) осуществляется на основе принципов независимости и беспристрастности посредника, конфиденциальности, диспозитивности, сотрудничества и равноправия сторон.
Статья 5. Соглашение о проведении примирительной процедуры (посредничества)
Соглашение о проведении примирительной процедуры (посредничества) заключается в письменной или устной форме.
Статья 6. Начало примирительной процедуры (посредничества)
1. Примирительная процедура (посредничество) может быть начата при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после обращения в суд или третейский суд, в том числе по предложению судьи или третейского судьи.
2. Если сторона, которая предложила другой стороне обратиться к примирительной процедуре (посредничеству), не получает сообщения о принятии предложения в течение 30 дней со дня направления такого предложения или в течение иного срока, указанного в предложении, предложение об обращении к примирительной процедуре (посредничеству) считается отклоненным.
Статья 7. Требования, предъявляемые к посреднику
1. Посредником может быть любое физическое лицо, способное обеспечить квалифицированное и непредвзятое урегулирование спора и давшее согласие на выполнение функции посредника.
2. Посредником не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью, а также имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности.
3. Соглашением сторон или правилами проведения примирительной процедуры (посредничества) могут устанавливаться дополнительные требования к посреднику.
Статья 8. Список посредников
Организация, оказывающая содействие в проведении примирительной процедуры (посредничества), ведет список лиц, рекомендуемых в качестве посредников.
Статья 9. Порядок избрания и назначения посредников
1. Посредник или группа посредников избираются сторонами по их взаимному согласию, если стороны не договорились об иной процедуре их назначения.
2. Стороны или одна из сторон могут обратиться в организацию, содействующую проведению примирительной процедуры (посредничества), с просьбой о рекомендации лиц в качестве посредников.
3. Стороны могут договориться о том, что назначение посредника или группы посредников осуществляется непосредственно организацией, содействующей проведению примирительной процедуры (посредничества).
Статья 10. Независимость и беспристрастность посредника
1. Посредник обязан осуществлять посредничество беспристрастно.
2. В случае обращения к какому-либо лицу в связи с его возможным избранием или назначением в качестве посредника это лицо должно сообщить о любых обстоятельствах, которые могут вызывать обоснованные сомнения в отношении его независимости или беспристрастности.
3. Посредник с момента его назначения и в течение всей примирительной процедуры (посредничества) без промедления сообщает сторонам об обстоятельствах, указанных в пункте 2 настоящей статьи, если эти обстоятельства возникли после его назначения.
4. Если стороны согласны на проведение примирительной процедуры (посредничества) с участием данного посредника после того, как он сообщил им об указанных в части 2 настоящей статьи обстоятельствах, посредник вправе принять назначение или продолжить примирительную процедуру (посредничество).
Статья 11. Проведение примирительной процедуры (посредничества)
1. Стороны по своему усмотрению договариваются, посредством ссылки на какие-либо правила или иным образом, о порядке проведения примирительной процедуры (посредничества). В случае обращения в организацию, содействующую проведению примирительной процедуры (посредничества), могут быть использованы правила, предложенные данной организацией, если стороны не договорились об ином.
2. В отсутствие договоренности сторон о порядке проведения примирительной процедуры (посредничества) посредник проводит примирительную процедуру в таком порядке, какой он считает надлежащим, учитывая обстоятельства дела, пожелания сторон и необходимость скорейшего урегулирования спора.
3. При проведении примирительной процедуры (посредничества) посредник не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение либо умалять права и законные интересы одной из сторон.
4. При проведении примирительной процедуры (посредничества) присутствие других лиц, кроме сторон, их представителей и посредника, допускается только с общего согласия сторон и посредника.
Статья 12. Связь между посредником и сторонами
Если стороны не договорились об ином, посредник может встречаться или поддерживать связь со сторонами одновременно или с каждой из них в отдельности.
Статья 13. Раскрытие информации в отношениях между сторонами
В случае получения посредником информации, касающейся спора, от одной из сторон, посредник не вправе раскрыть эту информацию другой стороне без согласия стороны, сообщившей информацию.
Статья 14. Конфиденциальность
1. Если стороны не договорились об ином, вся информация, относящаяся к примирительной процедуре (посредничеству), является конфиденциальной за исключением тех случаев, когда ее раскрытие требуется в соответствии с федеральным законом или в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Посредник не вправе разглашать информацию, ставшую ему известной при проведении примирительной процедуры (посредничества), без согласия сторон.
3. Посредник не может быть допрошен в качестве свидетеля по обстоятельствам, ставшим ему известными при проведении примирительной процедуры (посредничества), за исключением случаев, когда это требуется в соответствии с федеральным законом или в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 15. Ограничение использования информации в судебном или третейском разбирательстве
1. Если стороны не договорились об ином, стороны, посредник, другие лица, присутствующие при проведении примирительной процедуры (посредничества), не вправе ссылаться в судебном или третейском разбирательстве на:
предложение одной из сторон об обращении к примирительной процедуре (посредничеству) или тот факт, что одна из сторон выразила готовность к участию в примирительной процедуре (посредничестве);
мнения или предложения, высказанные одной из сторон примирительной процедуры (посредничества) в отношении возможного урегулирования спора;
признания, сделанные одной из сторон в ходе примирительной процедуры (посредничества);
проявление готовности одной из сторон принять предложение об урегулирование спора, сделанное посредником или другой стороной;
сведения, содержащиеся в документе, подготовленном исключительно для целей примирительной процедуры (посредничества).
2. Часть 1 настоящей статьи применяется независимо от формы, в которой выражена указанная информация.
3. Положения частей 1, 2 настоящей статьи применяются независимо от того, связано ли судебное или третейское разбирательство со спором, который являлся предметом примирительной процедуры (посредничества).
Статья 16. Завершение примирительной процедуры (посредничества)
Примирительная процедура (посредничество) завершается:
заключением сторонами соглашения об урегулировании спора - в день подписания сторонами такого соглашения;
письменным заявлением посредника после консультаций со сторонами о том, что дальнейшие усилия по урегулированию спора в рамках примирительной процедуры (посредничества) более себя не оправдывают, - в день составления такого заявления;
письменным заявлением сторон, адресованным посреднику, о прекращении примирительной процедуры (посредничества) - в день составления такого заявления;
письменным заявлением одной из сторон, направленным другой стороне и посреднику, об отказе от продолжения примирительной процедуры (посредничества) - в день составления такого заявления.
Статья 17. Соглашение об урегулировании спора
1. Соглашение об урегулировании спора, достигнутое сторонами при проведении примирительной процедуры (посредничества), заключается в письменной форме и подписывается сторонами.
2. Соглашение должно содержать данные о сторонах спора, об обязательстве, по которому возник спор, о проведенной примирительной процедуре (посредничестве), о посреднике, а также согласованные сторонами условия, размер и срок исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой.
Статья 18. Посредник в качестве третейского судьи
Если стороны не договорились об ином, посредник не вправе участвовать в качестве третейского судьи по спору, который являлся или является предметом примирительной процедуры (посредничества), или по другому спору, возникшему в связи с тем же договором или правоотношением.
Статья 19. Исполнение соглашения об урегулировании спора
1. Соглашение об урегулировании спора имеет обязательную силу для заключивших его сторон.
2. Соглашение об урегулировании спора исполняется сторонами добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим соглашением.
3. При неисполнении соглашения об урегулировании спора одной из сторон, другая сторона вправе обратиться в суд за защитой своих прав.
4. Последствия неисполнения соглашения об урегулировании спора могут быть установлены сторонами в этом же соглашении.
Статья 20. Нотариальное удостоверение соглашения об урегулировании спора
1. Стороны по взаимной договоренности вправе обратиться к нотариусу за удостоверением достигнутого соглашения об урегулировании спора.
2. Нотариус удостоверяет соглашение об урегулировании спора в порядке, установленном законодательством о нотариате для удостоверения сделок.
3. Нотариально удостоверенное соглашение об урегулировании спора имеет силу исполнительного документа и может быть принудительно исполнено без обращения в суд в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.
Статья 21. Утверждение соглашения об урегулировании спора судом, третейским судом
1. В случае проведения примирительной процедуры (посредничества) после возбуждения дела в суде соглашение об урегулировании спора может быть утверждено судом, в производстве которого находится дело, как мировое соглашение по правилам, предусмотренным процессуальным законодательством.
2. В случае проведения примирительной процедуры (посредничества) после возбуждения дела в третейском суде достигнутое сторонами соглашение об урегулировании спора по ходатайству сторон может быть утверждено третейским судом в порядке, установленном законодательством о третейских судах.
Статья 22. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Президент |
|
Пояснительная записка
к проекту Федерального закона
"О примирительной процедуре с участием посредника (посредничестве)"
1. Понятие и сущность примирительной процедуры с участием посредника. Примирительная процедура с участием посредника представляет собой порядок урегулирования споров с помощью избираемого сторонами третьего лица, именуемого посредником. Данная процедура получила название посредничества. Ее сущность состоит в том, что посредник оказывает сторонам содействие в ведении переговоров и достижении взаимоприемлего соглашения по спору. Посредничество относится к числу альтернативных способов урегулирования споров наряду, например, с непосредственными переговорами между сторонами, третейским судом, претензионным порядком. Альтернативные процедуры могут использоваться для разрешения гражданско-правовых споров по соглашению сторон вместо обращения в арбитражные суды или суды общей юрисдикции. Преимущества посредничества состоят в том, что это - гибкая, неформальная, экономичная и быстрая процедура, позволяющая участникам конфликта в духе доброй воли урегулировать разногласия, продолжать деловое сотрудничество, развивать партнерские отношения, что, в конечном итоге, ведет к стабилизации экономических отношений. К положительным последствиям использования процедуры посредничества также относится сокращение количества споров, передаваемых на рассмотрение государственных судов. Именно поэтому в рекомендациях Комитета Министров Совета Европы по вопросам доступа к правосудию и обеспечения его большей эффективности указывается на необходимость принятия мер по облегчению или поощрению, где это уместно примирения сторон или дружественного урегулирования спора до принятия его к производству суда или же в ходе разбирательства.
В настоящее время посредничество как способ урегулирования различных споров широко и успешно применяется во многих странах.
2. Возможность и значение использования примирительной процедуры с участием посредника (посредничества) в Российской Федерации по спорам, возникающим в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Правовой основой для использования на территории РФ участниками спора по своему усмотрению процедуры посредничества является положение ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, в соответствии с которым "каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Непосредственное указание на право обращения к посреднику с целью урегулирования спора, а также на последствия такого обращения содержатся соответственно в п. 2 ч. 1 ст. 135 и в ч. 2 ст. 158 АПК РФ.
Внедрение процедуры посредничества соответствует современной общеправовой тенденции, направленной на развитие активности сторон в разрешении своего собственного конфликта, достижение компромиссов без использования методов принуждения. Возможность применения согласительных и примирительных процедур предусматривается сегодня в целом ряде российских законодательных актов для урегулирования разного рода споров и разногласий между различными субъектами (например, Конституция РФ - ст. 85, 105; АПК РФ - ст. 138; Бюджетный кодекс РФ - ст. 202 - 203; Трудовой кодекс РФ - ст. 401; ФЗ "О лекарственных средствах" - ст.11; ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного значения" - ст. 13 и др.).
На необходимость более широкого использования альтернативных процедур урегулирования споров с целью снижения нагрузки на государственные суды, обеспечения доступности и эффективности правосудия, не раз в своих выступлениях указывал Президент РФ. Полезность внедрения альтернативных процедур, в том числе посредничества, признается также руководителями высших судебных инстанций и судейским сообществом в целом. В Постановлении VI Всероссийского съезда судей от 2 декабря 2004 года отмечается в частности, что "гарантией эффективной защиты прав является также возможность обращения к альтернативным способам разрешения споров. Субъекты гражданского оборота должны иметь возможность выбрать любую удобную процедуру, соответствующую их требованиям о времени, стоимости, конфиденциальности, императивности и последствиям решения. Задача судебной власти - содействовать функционированию альтернативных процедур". По мнению советника Президента В.Ф. Яковлева, использование согласительных и примирительных процедур позволит ускорить и удешевить правосудие и для государства, и, что особенно важно, для сторон, для граждан.
3. Необходимость законодательной регламентации примирительной процедуры с участием посредника (посредничества) в Российской Федерации. Сама по себе процедура посредничества, основанная на соглашении и усмотрении сторон, не требует законодательной регламентации. Порядок урегулирования споров с помощью посредника может определяться самими сторонами, посредником, а также организациями, оказывающими содействие в проведнии примирительных процедур (см., например, Согласительный регламент Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ от 1 июня 2001 г.). В настоящее время во многих регионах Российской Федерации созданы и функционируют различные примирительные и посреднические центры.
Вместе с тем, как свидетельствует опыт других государств по успешному применению посредничества, для более эффективного развития этого института необходимо законодательное закрепление целого ряда вопросов и установление определенных гарантий от злоупотреблений в этой сфере. В частности требуется регламентация следующих положений: круг споров, которые могут быть переданы для урегулирования посреднику в соответствии с данным законом; основные принципы, на которых строится процедура; требования, предъявляемые к посреднику; гарантии независимости и беспристрастности посредника; обеспечение конфиденциальности процедуры; последствия применения процедуры; юридическая сила соглашения, достигнутого сторонами в ходе посредничества и др. Применительно к Российской Федерации перечисленные вопросы свидетельствуют о необходимости их единообразного регулирования на федеральном уровне. Они должны быть взаимоувязаны с действующим процессуальным и иным законодательством (например, с АПК РФ, ФЗ РФ "О третейских судах в РФ", ФЗ РФ "Об исполнительном производстве").
Необходимость и значимость самостоятельной нормативной базы процедуры посредничества была отмечена председателем Высшего Арбитражного Суда РФ А.А. Ивановым. Выступая 26 апреля 2005 года на пленарном заседании Совета судей РФ, он подчеркнул, что количество мировых соглашений возрастает в арбитражных судах, и это является благоприятным фактором для всей системы. Однако, несмотря на то, что "АПК РФ создает основу для использования досудебных методов урегулирования споров - переговоров, посредничества, мирового соглашения, следовало бы ускорить работу над соответствующим законопроектом о процедуре посредничества, который подготовлен по инициативе Торгово-промышленной палаты РФ".
4. Международное значение проекта Федерального закона "О примирительной процедуре с участием посредника (посредничестве)". Представленный законопроект разработан с учетом Типового закона "О международной коммерческой согласительной процедуре", принятого Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и одобренного Генеральной Ассамблеей ООН в 2002 г. Принятие данного Типового закона было обусловлено расширением практики применения согласительных процедур в различных частях мира и потребностями унификации на международном уровне положений, связанных с их использованием по урегулированию споров, возникающих в сфере внешнеэкономической деятельности. Типовой закон ЮНСИТРАЛ представляет собой законодательный текст, который рекомендуется государствам для включения в их национальное право. Таким образом достигается единообразие правового регулирования одной и той же сферы в различных государствах. Указанный Типовой закон, как это видно из его названия, касается урегулирования международных коммерческих споров. В то же время государства по своему усмотрению могут распространить его применение также на сферу урегулирования внутренних споров. Это и целый ряд других положений Типового закона были приняты во внимание при разработке представленного законопроекта.
5. Обоснование названия представленного законопроекта. В Типовом законе ЮНСИТРАЛ содержится словосочетание "согласительная процедура". При этом его разработчиками указывается, что данный термин используется в Типовом законе в качестве широкого понятия, охватывающего процедуры, в которых лицо или коллегия лиц, оказывают сторонам независимую и беспристрастную помощь в их попытке достичь мирного урегулирования спора. На практике такие процедуры могут именоваться примирительными, посредничеством и т.д. В Типовом законе термин "согласительная процедура" применяется как синоним всех подобных процедур.
Для обозначения российского аналога предлагается использовать словосочетание "примирительная процедура с участием просредника". Оно в наибольшей степени соответствует отечественным правовым традициям и современному законодательству. Примирение с участием посредника было известно еще древнему русскому праву. В АПК РФ, как уже отмечалось, содержится указание на возможность обращения к посреднику с целью урегулирования спора. Кроме того, арбитражное процессуальное законодательство использует и термин "примирительные процедуры". Так, глава 15 называется "Примирительные процедуры. Мировое соглашение". В ч. 2 ст. 138 указывается, что стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или используя другие примирительные процедуры. Из этого следует, что примирительные процедуры могут быть различными (в том числе, с участием посредника или без него, например претензионный порядок урегулирования спора, непосредственные переговоры между сторонами). В связи с этим обозначение "примирительная процедура с участием посредника" представляется ниболее точным. Оно отражает суть процедуры и позволяет отграничить ее от других возможных процедур урегулирования споров.
Использование в скобках термина "посредничество" означает краткое понятие указанной процедуры. Это дает возможность взаимозаменяемости данных терминов на практике; соответствует принятой терминологии во многих государствах, а также будет способствовать постепенному внедрению термина "посредничество" в его позитивном значении в правосознание и в практику цивилизованного урегулирования конфликтов.
6. Содержание проекта Федерального закона "О примирительной процедуре с участием посредника (посредничестве)". Проект состоит из преамбулы и 22 статей. В Преамбуле отражены цель настоящего закона и значение примирительных процедур урегулирования споров.
Применение закона ограничено отношениями, связанными с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и возникающими как в сфере внутригосударственного, так и международного оборота. Данный закон не применяется к отношениям по урегулированию гражданско-правовых споров с участием граждан, не являющихся предпринимателями.
Основная идея заключается в том, что посредничество основано на взаимном волеизявлении сторон. Большинство положений закона действует в том случае, "если стороны не договорились об ином". Это касается требований, предъявляемых к посреднику; порядка избрания и назначения посредника; порядка проведения примирительной процедуры; сохранения конфиденциальности информации, полученной в ходе посредничества; возможности выполнения посредником функции третейского судьи; возможности нотариального удостоверения соглашения об урегулировании спора и др.
Наиболее важным в регулировании посредничества признается вопрос о конфиденциальности данной процедуры. Именно с ним связывается возможность обеспечения правовых гарантий для успешного функционирования института посредничества, защиты прав и интересов участников посреднической процедуры. Конфиденциальность касается, прежде всего, информации, полученной сторонами и посредником в ходе урегулирования спора. Ее защита приобретает значение в тех случаях, когда посредничество оказалось безуспешным и стороны вынуждены обращаться за разрешением спора в суд или третейский суд.
В представленном законопроекте в качестве общего правила предусматривется, что вся информация, относящаяся к примирительному производству (посредничеству) является конфиденциальной, если стороны не договорились об ином (ч. 1 ст. 14). Специальное правило установлено для посредника, который не вправе разглашать информацию, ставшую ему известной при проведении примирительной процедуры, без согласия сторон (ч. 2 ст. 14). Посредник также не может быть допрошен в качестве свидетеля по обстоятельствам, ставшим ему известными в ходе посредничества (ч. 3 ст. 14). Указанная норма согласуется с положением ст. 51 Конституции РФ, в соответствии с которой федеральным законом могут устанавливаться случаи осовобождения от обязанности давать свидетельские показания.
В то же время в законопроекте содержится оговорка о неприменимости правила конфиденциальности в тех случаях, когда раскрытие какой-либо информации требуется в соответствии с федеральным законом. В частности имеются в виду положения, предусмотренные ФЗ "О борьбе с терроризмом" (ч. 2 ст. 9 - сообщение граждан правоохранительным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности является гражданским долгом каждого) или ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (ст. 7.1 - при наличии у адвоката, нотариуса, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом уполномоченный орган).
В ст. 15 содержатся положения, устанавливающие ограничения использования конкретной информации в судебном или третейском разбирательстве. Например, стороны не вправе ссылаться в последующем разбирательстве на предложения одной из сторон в отношении возможного урегулирования спора, признания, сделанные другой стороной и т.п. (ч. 1 ст. 15). Значение такого регулирования состоит в том чтобы, с одной стороны, создать условия для открытого и доверительного обсуждения вопросов в ходе примирения, с другой - не допустить, чтобы участие в посредничестве было использовано в последующем судебном или третейском разбирательстве против одной из сторон. Разработчики Типового закона указывают на важность законодательной защиты информации, полученной в ходе посредничества. Вступая в эту процедуру, стороны должны быть уверены, что их стремление к примирению не будет расцениваться в последующем судебном или третейском разбирательстве как признание вины или слабости позиции. В то же время по договоренности между собой стороны могут отказаться от этого правила.
Данный закон исходит из возможности применения посредничества как до (или вместо) обращения в арбитражный или третейский суд, так и после возбуждения дела в арбитражном или третейском суде.
В законе предусмотрены различные формы завершения примирительного производства (посредничества) (ст. 16). Одна из них - заключение сторонами соглашения об урегулировании спора. Данное соглашение должно быть заключено в письменной форме. По общему правилу соглашение исполняется заключившими его сторонами добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим соглашением. В то же время для обеспечения исполнимости соглашения признано целесообразным включить в закон положение о возможности нотариального удостоверения соглашения об урегулировании спора по взаимной договоренности сторон. В этом случае нотариально удоствоверенное соглашение об урегулировании спора приобретает силу исполнительного документа и может быть принудительно исполнено без обращения в суд в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве (ст. 22). Эта норма, во-первых, соответствует договорной природе процедуры посредничества, в том числе и ее конечного результата. Во-вторых, здесь учтен опыт многих европейских государств, где получает развитие такой вид нотариальной деятельности, как содействие примирению сторон и такое действие нотариуса, как удостоверение мировых соглашений. В-третьих, российское законодательство уже допускает подобный порядок в отношении нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов (ст. 7 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве").
В законе предусматриваются также последствия заключения соглашения об урегулировании спора после возбуждения дела в суде или третейском суде (ст. 21). В данном случае предлагается использовать следующие процессуальные конструкции действующего законодательства. В случае проведения примирительной процедуры (посредничества) после возбуждения дела в арбитражном суде указанное соглашение сторон может быть утверждено судом как мировое соглашение по правилам, предусмотренным АПК РФ. Если посредничество проводится после возбуждения дела в третейском суде, то достигнутое сторонами соглашение об урегулировании спора по их ходатайству может быть изложено в решении третейского суда, как это установлено в п. 3 ст. 32 ФЗ РФ "О третейских судах в Российской Федерации". Таким образом, соглашение, утвержденное соответственно арбитражным судом или третейским судом, может быть принудительно исполнено в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.
7. Финансово-экономическое обоснование проекта Федерального закона "О примирительной процедуре с участием посредника (посредничестве)". Введение в действие данного федерального закона каких-либо финансовых затрат не требует.
8. Перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих отмене, изменению и дополнению в связи с принятием Федерального закона "О примирительной процедуре с участием посредника (посредничестве)". Для реализации указанного Федерального закона необходимо внести в Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ (в ред. от 22.08.2004) "Об исполнительном производстве" следующие дополнения:
1. Статью 7 дополнить подпунктом 3.1 следующего содержания:
"нотариально удостоверенные соглашения об урегулировании спора"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.