Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2.3. Аграрное законодательство
2.3.1. Общие направления правовой политики в аграрной сфере
В нашей стране традиционно на протяжении веков регулирование отношений в аграрной сфере являлось ключевым звеном системы регулирования общественно-государственного устройства.
В Римской декларации 1996 года по итогам Всемирной встречи на высшем уровне указано, что проблема продовольственной безопасности существует несмотря на то, что все народы во все времена имели физический и экономический доступ к достаточному, безопасному и полноценному продовольствию, для того чтобы обеспечить свои потребности в продовольствии и его выборе, что необходимо для активного и здорового образа жизни.
Каждая страна должна принять соответствующую стратегию в зависимости от ее ресурсов и способностей к достижению индивидуальных (национальных) целей. При этом подчеркивается необходимость одновременного участия в сотрудничестве на региональном и международном уровне для выработки коллективных решений по глобальным проблемам продовольственной безопасности.
Все ведущие страны мира признали необходимость проведения политики, способствующей инвестированию в развитие людских ресурсов, исследования и инфраструктуру с целью достижения продовольственной безопасности. Политика эта должна поощрять появление рабочих мест и доходов и способствовать справедливому предоставлению доступа к производственным и финансовым ресурсам. Страны, подписавшие Римскую декларацию, согласились следовать продовольственной и общей торговой политике, которая будет поощрять производителей и потребителей к использованию доступных ресурсов правильно и устойчиво с точки зрения экономики и развития сельского хозяйства, в частности.
Одним из приоритетов такой политики обозначено искоренение бедности как среди городского, так и сельского малоимущего населения и обеспечение устойчивой продовольственной безопасности для всех, а также содействие через разумную национальную политику надежной и оплачиваемой занятости населения и справедливому и равноправному доступу к производственным ресурсам, таким, как земельные, водные и кредитные ресурсы.
С точки зрения Торгово-промышленной палаты Российской Федерации одним из важнейших обязательств, обозначенных в Декларации, является следующее. Каждая из стран обязалась создать условия осуществления политики с тем, чтобы способствовать осуществлению оптимальных государственных и частных инвестиций в равноправное и устойчивое развитие продовольственных систем, развитие сельских районов и людских ресурсов, в масштабе, необходимом для того, чтобы способствовать обеспечению продовольственной безопасности.
С учетом необходимости обеспечения устойчивого развития страны должны быть сформулированы цели и задачи агропродовольственной политики Российской Федерации на стратегическую перспективу.
Аграрная политика должна быть направлена на формирование развитых агропродовольственных рынков, поддержку надежного продовольственного обеспечения страны, повышение уровня доходов сельского населения и сохранение природных ресурсов для аграрного производства, формирование эффективного устойчивого производства агропродовольственной продукции, обеспечивающего потребности населения в продовольственных продуктах и предприятий пищевой промышленности в сельскохозяйственном сырье.
С учетом реалий нашей страны необходимо констатировать решающее значение необходимости эффективного развития сельского хозяйства в целях развития регионов и, в конечном счете, сохранения территориальной целостности России.
Основными задачами политики гарантированного продовольственного обеспечения населения страны являются:
- формирование конкурентных и эффективных рынков агропродовольственной продукции, создание правовой и институциональной инфрастуктуры# их функционирования, защита от недобросовестной конкуренции и неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков;
- разработка механизмов обеспечения продовольственной помощи регионам страны, оказавшихся в экстремальных ситуациях;
- создание системы обеспечения гарантий качества продовольствия, поступающего на внутренний рынок; жесткий контроль над технологиями по всей продовольственной цепи - от поля до розничной реализации, а также контроль над качеством импорта.
Основой формирования общих условий повышения производственной эффективности в АПК и доходов сельского хозяйства является повышение технологического уровня аграрного производства и внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий путем поддержки соответствующих исследований и создания системы консультирования в сельском хозяйстве.
Для эффективного проведения агропродовольственной политики необходимо рациональное распределение функций между федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления в рамках проводимой административной реформы.
Необходимо сконцентрировать усилия как федерального правительства, так и предпринимательского сообщества в области агропродовольственной политики на решении следующих задач.
Обеспечение единства агропродовольственных рынков в стране:
- установление режима беспрепятственного перемещения товаров, услуг и ресурсов по всей территории страны;
- формирование единой антимонопольной политики в секторе;
- поддержка формирования и регулирование организованных рынков, обслуживающих общегосударственный оборот агропродовольственной продукции (межрегиональных бирж, оптовых рынков, аукционов).
Обеспечение продовольственной безопасности страны:
- создание страховых запасов базовых агропродовольственных продуктов;
- оказание продовольственной помощи отдельным территориям, оказавшимся в зоне чрезвычайного продовольственного положения;
- получение продовольственной помощи от других государств и оказание продовольственной помощи другим странам;
- поставка продовольствия на территории, обеспечение продовольствием которых на коммерческой основе затруднено.
Проведение структурной политики:
- выбор общенациональных приоритетов в области агропродовольственного сектора и обеспечение их реализации механизмами налоговой, внешнеторговой, инвестиционной политики.
Проведение внешнеторговой политики в области агропродовольственных товаров и ресурсов для АПК:
- осуществление разумного протекционизма при импорте продовольствия;
- поддержка экспорта отечественной продукции (информационная, инфраструктурная, финансовая и иная);
- ведение переговоров с международными торговыми организациями, подписание межгосударственных торговых соглашений и т.п.;
- регламентация зарубежных инвестиций в отечественный агропродовольственный сектор.
Проведение единой земельной политики:
- разработка общих принципов земельной политики в сельском хозяйстве (разрешенные формы земельных титулов, прав по распоряжению земельной собственностью, разделение земель на федеральные и субъектов федерации, принципы земельного налога и т.п.);
- ведение общегосударственного земельного кадастра;
- ведение единой системы регистрации недвижимости (в том числе и в сельском хозяйстве).
Проведение единой технологической политики в отрасли:
- поддержание элитного семеноводства и племенного дела в стране;
- установление единых государственных стандартов в АПК;
- формирование и осуществление государственных целевых программ, обеспечивающих либо развитие приоритетных направлений, определяющих технологический и технический прогресс в секторе, либо развитие сфер АПК, в которых рыночные механизмы оказываются неэффективными (например, производство детского питания);
- формирование и финансирование программы фундаментальных исследований в аграрной науке;
- формирование кадровой политики в отрасли (системы подготовки и переподготовки кадров, регулирование международной трудовой миграции в сельскую местность и т.д.).
Информационное обеспечение АПК:
- создание и поддержание единой государственной системы информационного обеспечения агропродовольственного рынка;
- обеспечение полного отражения федеральной аграрной политики в общенациональных средствах массовой информации;
- пропаганда отечественной продукции и технологий за рубежом.
Проведение единой кредитной политики, обеспечивающей равный доступ субъектов рынка к государственным кредитным ресурсам для сельского хозяйства.
Разработка единой системы бухгалтерского и статистического учета в отраслях АПК.
Осуществление общегосударственных контрольных функций в отрасли (ветеринарный, технический контроль, контроль в семеноводстве и племенном деле и т.д.).
Отнесение вышеперечисленных задач к функциям федеральной власти означает, что региональные власти не вправе брать на себя их реализацию. Так, контрольные функции должны финансироваться исключительно за счет федерального бюджета, а установление ограничений на перемещение продукции на основе региональных фитосанитарных норм недопустимо и т.д.
С другой стороны, федеральная власть не должна осуществлять задачи по организации сезонных работ в сельском хозяйстве, регламентированию программ социальной поддержки населения или обеспечению занятости в сельской местности отдельных территорий (если это не территории чрезвычайного положения).
Для поддержания наметившегося роста производства в агропродовольственном секторе необходимо в ближайшее время реализовать следующие первоочередные меры:
- провести финансовое оздоровление отрасли, в том числе за счет реструктуризации задолженности сельхозпроизводителей бюджетам всех уровней, государственным внебюджетным фондам, поставщикам топливно-энергетических и других ресурсов;
- подготовить юридические и экономические условия для концентрации земли и капитала в руках эффективных производителей;
- восстановить с учетом рыночных условий систему страхования в сельском хозяйстве;
- сформировать систему кредитно-финансового обслуживания сельского хозяйства;
- создать систему государственного регулирования рынков основных видов сельскохозяйственной продукции.;
- создать условия для технологического переоснащения аграрного производства.
Для решения поставленных задач совершенствование собственно аграрного законодательства играет определяющую роль.
2.3.2. Текущее состояние аграрного законодательства
Аграрное законодательство регулирует вопросы производства и сбыта сельскохозяйственной продукции. Его можно отнести к комплексным отраслям законодательства, как содержащее нормы гражданского, административного, финансового, земельного права и других отраслей. В научных кругах много лет обсуждался и продолжает обсуждаться вопрос о том, является ли аграрное законодательство самостоятельной отраслью, поскольку оно "перекрывается" законодательством других отраслей, не оставляющих для него отдельного места в системе законодательства. В Классификаторе правовых актов, одобренном Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511, под N 090.060.000 в самостоятельный раздел выделено законодательство о сельском хозяйстве, включающее законодательство о государственном регулировании агропромышленного производства, о сельскохозяйственных товаропроизводителях, об отраслях сельского хозяйства (животноводство, земледелие, растениеводство и т.п.) и договоры в сельском хозяйстве.
На сегодняшний день существование отрасли аграрного законодательства определяется наличием ряда специфических для сельского хозяйства особенностей, связанных с вопросами законодательного регулирования государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, продовольственной безопасности страны, необходимостью государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции и т.п.
Дискуссии о необходимости принятия единого правового акта, например, в виде Основ сельскохозяйственного законодательства, в значительной степени утратили свою актуальность после принятия в 1997 году федерального закона "О государственном регулировании агропромышленного производства" - основополагающего нормативного акта аграрного законодательства. В этом законе впервые урегулированы вопросы государственной политики в области сельского хозяйства; формирования и функционирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирования, кредитования, страхования, льготного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей; осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развития социальной сферы села.
Среди законодательных актов, регулирующих право собственности на земли сельскохозяйственного назначения и их оборот, отдельные виды агропромышленного производства, а также определяющих статус сельскохозяйственных товаропроизводителей, вопросы охраны сельскохозяйственных земель и повышения их плодородия, финансирования, кредитования, налогообложения в АПК, следует указать: Земельный, Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, Федеральные законы "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (2002), "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (2003), "О личном подсобном хозяйстве" (2003), "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (1998), "О сельскохозяйственной кооперации" (1995), "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (2001), "О мелиорации земель" (1996), "О племенном животноводстве" (1995), "О плате за землю" (1991) и др.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Год названного Федерального закона "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" следует читать как "1998"
Действуют Федеральные целевые программы "Социальное развитие села до 2010 года" и "Повышение плодородия почв России на 2002 - 2005 годы", утвержденные соответственно постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 и от 8 ноября 2001 г. N 780 соответственно.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Социальное развитие села до 2010 года" имеется в виду "Социальное развитие села до 2012 года"
2.3.3. Основные направления совершенствования аграрного законодательства
Одной из актуальных задач является совершенствование рыночных отношений в аграрно-промышленном секторе экономики. Значительным шагом вперед в этой сфере стало установление принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации поддерживает основные направления совершенствования аграрного законодательства, которые определяются наличием ряда специфических для сельского хозяйства особенностей, связанных с вопросами законодательного регулирования государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, продовольственной безопасности страны, необходимостью государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции и т.п.
Требует скорейшего решения проблема приведения актов аграрного законодательства в соответствие с действующим Земельным кодексом Российской Федерации. В соответствии с Основными направлениями агропродовольственной политики Российской Федерации на 2001-2010 годы, одобренными на заседании Правительства Российской Федерации, Минсельхозом России разработан проект комплексного федерального закона "О развитии сельского хозяйства".
Целью законопроекта является нормативно-правовое обеспечение создания экономических условий для развития сельского хозяйства и аграрных рынков, определение форм и методов государственной поддержки агропромышленного производства, повышение эффективности использования средств, выделяемых в Федеральном бюджете на АПК.
Проект предусматривает определение и регулирование экономических условий функционирования аграрных рынков и агропромышленного производства в целом и его основной составной части - сельского хозяйства. В результате реализации закона сельскохозяйственные товаропроизводители должны получить устойчивое нормативно-правовое обеспечение взаимоотношений с государством, а при их участии в целевых программах - гарантии взаимной ответственности за выполнение взятых обязательств.
Очевидно, что реализация приоритетного национального проекта по развитию агропромышленного комплекса должна сопровождаться и активизацией комплексного совершенствования правового регулирования в данной сфере. Особенно это касается разработки и внесения указанного проекта основополагающего федерального закона, в котором необходимо предусмотреть четкое определение понятия сельскохозяйственного товаропроизводителя, включая сектор переработки сельхозпродукции. Также законодательно должно быть закреплено участие предпринимательских организаций в формировании и реализации государственной агропродовольственной политики, в том числе при подготовке ежегодного Национального доклада.
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О мелиорации земель" разрабатывается Минсельхозом России. Изменения направлены на приведение в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации содержания государственного мониторинга земель, а также порядка предоставления земельных участков и возмещения убытков, причиненных нарушением законодательства в области мелиорации земель. Проект призван учесть новые положения и требования российского законодательства об охране плодородия почв, обеспечении безопасности гидротехнических сооружений на мелиоративных системах, агрохимических мероприятиях при мелиорации, по другим вопросам регулирования правовых отношений в области мелиорации земель.
Проект новой редакции федерального закона "О ветеринарии" предусматривает изменения, касающиеся разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области ветеринарии. Проект призван установить правовые основы осуществления деятельности в данной области, а также регулирования деятельности ветеринарной службы, органов государственного управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и субъектов хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации в данной области.
Внесение предлагаемых изменений должно повысить эффективность управления системой органов ветеринарии со стороны государства и расширить сферу возможностей государства контролировать процесс, связанный с производством, хранением и реализацией продукции животного происхождения.
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О семеноводстве" разрабатывается Минсельхозом России и направлен на приведение в соответствие отдельных статей закона с нормами действующего законодательства.
Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" и принятые для его реализации нормативные правовые документы оказали положительное влияние на улучшение качества семенного материала. По данным Минсельхоза России, в 1997 году во всех категориях хозяйств высевалось 78% кондиционных семян яровых зерновых и зернобобовых культур, из них 1 и 2 класса посевного стандарта - 49%, а в 1998 г., соответственно, 85 и 56%, в 1999 г. - 80,0 и 47%; в 2001 г. - 82 и 51%, в 2002 г. - 85 и 54%.
Подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О зерне" обусловлена тем, что существующий Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4973-1 "О зерне" фактически утратил свое целевое назначение, так как Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. N 2232 приостановлено действие десяти основных статей данного закона.
Производство зерна является основой продовольственной безопасности России. Проблема увеличения производства зерна в России тесно связана с развитием цивилизованного зернового рынка и требует законодательного обеспечения, создания правовых основ для эффективного развития зернового хозяйства и зернового рынка страны. Между тем, федеральные законы "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки", "О государственном регулировании агропромышленного производства", "О семеноводстве", "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" не полностью отражают специфику функционирования зернового рынка, отдельные их положения противоречат друг другу и практически не затрагивают вопросы регулирования зерновой торговли, что способствует уходу значительной части зерна и продуктов его переработки в теневой оборот.
Кроме того, Основными направлениями агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы предусмотрена разработка комплекса мероприятий по совершенствованию государственного регулирования зернового рынка, концентрация государственных ресурсов на приоритетных направлениях развития агропромышленного производства.
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О племенном животноводстве" разрабатывается Минсельхозом России.
Действующий Федеральный закон от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" регулирует взаимоотношения между государственной племенной службой, владельцами племенных животных и сервисными организациями в области племенного животноводства, определяет меры государственного регулирования отрасли. С момента его принятия племенная база большинства видов сельскохозяйственных животных сохранена и поступательно развивалась, повысилась продуктивность животных, совершенствовались организационные, методические и технологические приемы ведения селекционно-племенной работы. Реализация данного закона позволила стабилизировать состояние отрасли племенного животноводства, остановить спад животноводческой продукции.
Вместе с тем, законодательная база в области животноводства нуждается в совершенствовании, в первую очередь, в следующих направлениях:
- совершенствование структуры государственной племенной службы в части организации "вертикальной" соподчиненности органов контроля и надзора за соблюдением законодательной и нормативной базы в области племенного животноводства;
- оптимизация системы разграничения функций между государственной племенной службой (функции разработки законодательных и нормативных актов и контроль над их выполнением) и сервисными организациями в области племенного животноводства (сертификация племенной продукции, независимая оценка продуктивности и племенной ценности животных, информационно-консультационная деятельность).
Необходимо также приведение указанного закона в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации в части отношений по использованию земельных участков (ограничение права пользования чужим земельным участком).
Проект новой редакции федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" разрабатывается в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации и направлен на приведение закона в соответствие с действующим земельным законодательством. После принятия Земельного кодекса Российской Федерации и ряда нормативных правовых документов в его развитие дублирование указанным законом положений, регулирующих земельные отношения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, представляется излишним. Кроме того, закон содержит ряд норм, которые прямо противоречат Земельному и Гражданскому кодексам Российской Федерации или носят декларативный характер.
В части приведения в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации предлагается внести изменения, регулирующие порядок предоставления земельных участков, титульные права на землю и правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. С момента принятия Земельного кодекса Российской Федерации гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются, но при этом данное право, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (статья 20). Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Кроме того, проектом предполагается внесение изменений в закон в части права пожизненного наследуемого владения земельным участком, поскольку в соответствии со статьей 21 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков гражданам на указанном праве после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации не допускается.
Новая редакция Федерального закона призвана урегулировать основные вопросы деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, определить долгосрочную социальную политику государства по обеспечению граждан экологически чистыми фруктами, ягодами, овощами собственного производства, созданию загородных баз отдыха индивидуального и семейного пользования.
Необходимо внесение изменений в действующее законодательство с тем, чтобы обеспечить регулирование производства и оборота вина и винодельческой продукции.
Государственное регулирование производства вина и винодельческой продукции должно осуществляться на иных принципах, чем в настоящее время, а именно: создавать условия для насыщения рынка винодельческой продукцией собственного производства, создавать экономические условия, поощряющие рост и развитие виноградарства и качественного виноделия. Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. от 25.07.2002) был ориентирован на создание и функционирование крупных промышленных предприятий и объединений, уход с рынка мелких и средних предприятий. Вместе с тем развитие виноградарско-винодельческой отрасли и, особенно, качественного виноделия невозможно без функционирования большого количества мелких и средних предприятий, что подтверждается опытом виноделия в мире.
Методы контроля над производством и оборотом этилового спирта и водки, установленные в законе, не позволяют эффективно контролировать производство и оборот вина, виноматериалов, дистиллятов, что позволяет недобросовестным товаропроизводителям производить фальсифицированное вино в неограниченном количестве. Следует также учитывать, что фальсифицированное вино не является вином и должно быть отнесено к спиртным напиткам с соответствующей ставкой акциза.
Введение порядка реализации отечественной винодельческой продукции через акцизные склады привело к существенному удорожанию винодельческой продукции за счет наклеивания дополнительной региональной марки, фасовки продукции в транспортную тару. В то же время вино, поступающее по импорту, оклеивается только акцизной маркой и свободно обращается на рынке, минуя акцизные склады. В связи с этим отношения, касающиеся винодельческой продукции, было бы целесообразно вывести из-под юрисдикции данного закона.
Изменения, внесенные в данный закон весной 2005 года, по мнению ТПП России, частично решают многие актуальные проблемы регулирования в данной отрасли, но носят половинчатый, переходный характер. При этом заслуживает поддержки усиление контроля над производством и оборотом питьевого спирта, вплоть до введения государственной монополии, включенное Президентом Российской Федерации в число основных задач социально-экономической политики страны в данной сфере.
Минсельхоз России разработал Концепцию функционирования системы информации о рынке АПК России в 2003 году и последующие годы.
Для ее реализации потребуется внесение изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании агропромышленного производства" в виде отдельной главы "Государственное регулирование информационного обеспечения в сфере агропромышленного производства", в которой следует отразить правовые основы развития единой рыночной информационной системы АПК России и обеспечения всем субъектам рынка равного доступа к конъюнктурной информации.
Предлагаемые разработчиками Концепции изменения в федеральный закон должны быть направлены на определение:
- прав и обязанностей Минсельхоза России и органов управления АПК субъектов Российской Федерации по единому порядку сбора, обработки и распространения конъюнктурной информации;
- обязанностей служб системы информации о рынке по распространению информационных материалов и доведению их до Минсельхоза России, органов управления АПК субъектов Российской Федерации и субъектов рынка;
- требований по защите и соблюдению конфиденциальности информации, предоставляемой субъектами рынка;
- порядка распространения информации о ценах на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, материально-технические ресурсы и услуги.
В развитие вышеназванного закона и в целях определения системы показателей, порядка сбора и распространения информации об объемах реализованной, произведенной и потребляемой сельскохозяйственной продукции и продовольствия, ценах их закупки и реализации Минсельхозом России должен быть подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации.
В проект федерального закона "О развитии сельского хозяйства", который готовится в настоящее время, потребуется внесение раздела по информационному обеспечению АПК. В экономическом разделе проекта предлагается указать, что финансирование развития системы информации о рынке осуществляется из федерального бюджета, а в раздел о функциях и роли Минсельхоза России - включить пункт об использовании рыночной информации для управления АПК.
Проект федерального закона "О кредитной кооперации", внесен Правительством Российской Федерации, принят Государственной Думой в первом чтении 24.04.2002. Проект направлен на улучшение кредитно-финансового обеспечения крестьянских (фермерских) хозяйств, занятых производством сельхозпродукции.
Коммерческие банки ориентируются, прежде всего, на работу с крупными заемщиками. Мелким предпринимателям кредиты малодоступны из-за отсутствия надежного обеспечения, усложненной процедуры получения и дороговизны обслуживания кредита. В силу этих и других причин владельцы личных подсобных хозяйств и граждане в большинстве случае не имеют возможности получить кредит.
Как показывает опыт зарубежных стран, одним из реальных направлений решения данной проблемы является создание системы кредитных кооперативов. В последние годы кредитные кооперативы создаются и действуют в России на основе общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о потребительской кооперации и региональных законодательных актов. Однако эти законодательные акты, по мнению разработчиков проекта, не обеспечивают должного правового регулирования вопросов создания и деятельности кредитных кооперативов, что существенно сдерживает развитие кредитной кооперации. Законопроект направлен на создание правовой основы создания и деятельности кредитных кооперативов, ориентированных главным образом на обслуживание мелких товаропроизводителей и граждан. Основной задачей кредитных кооперативов ставится финансовое обеспечение членов кооператива, прежде всего предоставление займов на принципах взаимопомощи и взаимовыгодных условий. В то же время они не являются кредитными организациями и не осуществляют банковские операции.
ТПП России выступает за скорейшее принятие данного закона, как направленного на реализацию приоритетного национального проекта в сфере сельского хозяйства в 2006 году.
Развитие демократических процессов в обществе, коренная перестройка экономики, становление новых отношений в федеративном устройстве страны, отсутствие соответствующей правовой основы для проведения сельскохозяйственной переписи - все это обусловило необходимость законодательного закрепления вопросов сельскохозяйственной переписи. В этих целях, с использованием мирового опыта, Минсельхозом России и Росстатом был разработан проект федерального закона "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи", принятый в 2005 году.
В законопроекте нашли правовое оформление обязанности сельскохозяйственных производителей участвовать в переписи и обязанности государства обеспечить конфиденциальность информации, которая будет получена в результате переписи. Также федеральный закон разграничил полномочия и конкретизировал обязанности органов исполнительной власти всех уровней, ответственных за проведение переписи.
В качестве единиц статистического наблюдения при проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи определено рассматривать производителей сельскохозяйственной продукции различных форм хозяйствования:
- сельскохозяйственные организации (крупные и средние, малые, подсобные сельские хозяйства несельскохозяйственных организаций),
- крестьянские (фермерские) хозяйства,
- индивидуальные предприниматели без образования юридического лица,
- хозяйства населения (личные подсобные хозяйства, индивидуальное и коллективное садоводство, огородничество и животноводство).
В международной практике определение статистической единицы сельскохозяйственной переписи включает пороговое значение (ценз) размера хозяйства по ряду признаков. В связи с этим и в России предстоит определить характеристики сельскохозяйственных производителей, подлежащих переписи.
Учитывая опыт проведения переписи населения и необходимость минимизации объемов привлечения дополнительных трудовых, финансовых и материальных ресурсов, органы исполнительной власти планируют провести сельскохозяйственную перепись в один этап в III квартале 2006 года.
Принятие этого закона стало значительным шагом вперед в развитии законодательного и информационного обеспечения аграрно-продовольственной политики.
При совершенствовании аграрного законодательства также целесообразно использовать опыт нормативного регулирования данных отношений в зарубежных странах.
Заслуживает внимания, например, законодательное регулирование политики страхования в сельском хозяйстве США. Два основных закона, устанавливающие принципиальные подходы к такой политике (Закон о защите от сельскохозяйственных рисков 2000 г. и Закон о федеральной политике страхования урожая 2002 г.), определяют размеры субсидий и порядок их выплаты фермерам, а также механизм реализации федеральной политики страхования в сельском хозяйстве. Политика субсидирования страховых премий полностью финансируется федеральным правительством через Федеральную корпорацию по страхованию урожая.
Кроме того, в США в 2002 году вступил в силу новый закон "О фермерской безопасности и инвестициях в сельскую местность" (HR 2646 "The Farm Security and Rural Investment Act"), который оформил политику нынешней администрации в области сельского хозяйства и продовольственной помощи населению страны. Американский закон существенно увеличивает уровень государственной поддержки производителей продукции растениеводства и животноводческой продукции. Закон предусматривает сохранение существующей системы дотаций сельскому хозяйству и введение новых программ, в том числе увеличение прямых финансовых государственных платежей фермерам.
При этом предусматривается создание системы экономической безопасности сельскохозяйственных товаропроизводителей, состоящей из следующих основных элементов:
1) средняя залоговая цена и предоставление кредитов под залог урожая (выплата производителям аванса под залог урожая в соответствии с залоговыми ценами, утверждаемыми законом; доплата в случае, если цена реализации ниже установленной залоговой цены);
2) прямые фиксированные платежи, не связанные с уровнем производства (осуществляются по утвержденным нормативам с заключением специального соглашения, предусматривающего размер посевных площадей и ожидаемый объем урожая);
3) антицикличные платежи как мера поддержки финансовой стабильности производственного сектора (осуществляются только в те периоды, когда реальная рыночная цена для конкретного вида продукции растениеводства ниже, чем целевая цена, устанавливаемая законом).
Хотя положения американского аграрного закона противоречат некоторым принципам Всемирной торговой организации, он был принят большинством голосов в Конгрессе, как обеспечивающий интересы развития экономики страны и защищающий интересы американского народа.
Полагаем, что подобный подход может служить ярким примером принятия законодательства, прежде всего, для защиты интересов населения собственной страны. В связи с этим актуальным является продолжение работы над вариантами отклоненного законопроекта "О продовольственной безопасности".
Также в законодательстве должна найти отражение важнейшая функция государства - контроль над деятельностью в области сельского хозяйства. Как и другие виды контроля и надзора в сфере экономической деятельности, он регулируется совокупностью нормативных актов по отдельным направлениям такого контроля и надзора.
Список проектов нормативных правовых актов, подлежащих разработке и принятию до 2008 года:
N |
Наименование нормативного правового акта |
Состояние |
1. |
Проект федерального закона "О развитии сельского хозяйства" |
Разработан Минсельхозом России Внесен в Правительство РФ |
2. |
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О мелиорации земель" |
Требуется разработка |
3. |
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" (новая редакция) |
Разработан Минсельхозом России |
4. |
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О семеноводстве" |
Требуется разработка |
5. |
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О зерне" |
Требуется разработка |
6. |
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О племенном животноводстве" |
Требуется разработка |
7. |
Проект федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (новая редакция) |
Требуется разработка |
8. |
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 14 июля 1997 г. N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства" |
Требуется разработка |
9. |
Проект федерального закона N 70443-3 "О кредитной кооперации" |
Внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, принят в первом чтении 24.04.2002 |
<< Раздел 2.2. Законодательство о недрах и недропользовании |
Раздел 2.4. >> Земельное законодательство |
|
Содержание Концепция правовой политики на период до 2008 года (утв. Торгово-промышленной палатой РФ) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.