Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1.14. Законодательство о защите прав потребителей, развитии потребительского рынка.
1.14.1. Оценка ситуации в сфере законодательства о защите прав потребителей
Действующее законодательство во многом основывается на международном опыте защиты прав потребителей, в частности, устанавливает в основном те же права потребителей, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Вместе с тем, становление российского потребительского права происходило в период перехода от плановой экономики к рыночной. Этим обусловлен ряд особенностей правового регулирования защиты прав потребителей в Российской Федерации. В частности, в отдельных случаях установлены более жесткие нормы (как гражданско-правовые, так и административные), направленные на защиту прав потребителей, чем в зарубежном законодательстве. Такое регулирование позволило Российской Федерации в сложных экономических условиях обеспечить действенную защиту прав потребителей.
Национальная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в стране. Она осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ, институциональными преобразованиями, развитием конкуренции, а также с учетом их влияния на экономическое положение граждан на потребительском рынке товаров, работ, услуг.
Международные основы политики в сфере защиты прав потребителей определены "Руководящими принципами для защиты прав потребителей", принятыми Генеральной Ассамблеей ООН 9 апреля 1985 г. (резолюция 39/248). К основным правам потребителей этим документом отнесены права на безопасность товаров, информацию, выбор товаров, выражение своих интересов, удовлетворение основных потребностей, возмещение ущерба, потребительское образование, здоровую окружающую среду, экологическую безопасность.
Национальная политика в сфере защиты прав потребителей основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", иных федеральных законах и нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
С введением в действие в апреле 1992 года Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее Закон) была создана правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в этой сфере.
За эти годы создано законодательство, гармонизированное с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) и обеспечивающее защиту прав потребителей с учетом специфики отдельных секторов потребительского рынка товаров (работ, услуг).
Целью правовой политики Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации.
При этом стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития экономики и общества формировать и реализовывать все многообразие направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей.
Заключение соглашений, которые ограничивают конкуренцию между предприятиями, присутствие в некоторых секторах рынка монополистических или олигополистических структур, наличие административных барьеров, препятствующих свободному перемещению товаров и услуг, являются факторами ограничения предложения и применения искусственно высоких цен, что, в конечном итоге, сказывается на социально-экономическом положении потребителей.
Построение правового государства требует не только формирования соответствующей законодательной основы, но и адекватного ей поведения людей, что, в свою очередь, предполагает знание населением своих законных прав и обязанностей и умение применять их в различных ситуациях.
Практика показала, что созданная в России в соответствии с законодательством система защиты прав потребителей действенна и способна обеспечивать и представлять законные интересы потребителей. Равная и реальная защита законных интересов потребителей повсеместно на территории Российской Федерации может быть обеспечена только развитой и крепкой системой защиты прав потребителей при эффективном взаимодействии составляющих ее ветвей и разграничении и конкретизации их задач, полномочий, сфер действия.
1.14.2. Наиболее актуальные проблемы, задачи, пути решения
1. Отсутствие эффективных правовых форм и четких направлений взаимодействия между государственной, муниципальной и общественной ветвями системы защиты прав потребителей по формированию и реализации национальной политики в этой области.
2. Следует гармонизировать нормы законодательства о защите прав потребителей Российской Федерации с международными нормами и, прежде всего, внесение изменений в те положения законодательства, которые создают технические барьеры в торговле.
3. Необходимо обеспечить правовой баланс интересов потребителей и хозяйствующих субъектов - изготовителей, продавцов, исполнителей. С развитием конкуренции в правовом регулировании отношений по защите прав потребителей проявился дисбаланс интересов хозяйствующих субъектов и потребителей.
4. Необходимо разрабатывать специальные меры защиты прав потребителей при оказании отдельных видов услуг. Ряд услуг, в частности, услуги банков, медицинские, туристические и др. обладают значительной спецификой, которая должна быть отражена в специальных законах, регулирующих отношения в отдельных сферах.
5. Появление новых форм реализации потребителям товаров (прямые и дистанционные продажи, продажи с подарком, продажи с одновременным обещанием различных призов, с обещанием предоставления в дальнейшем скидок при покупке товаров, проведение распродаж и т.п.) вызвало необходимость законодательного регулирования ряда проблем. Такие формы реализации товаров в европейских странах повлекли развитие специального законодательства, регулирующего прямые и дистанционные продажи, что способствует защите прав потребителей и препятствует недобросовестной конкуренции.
В России условия указанных продаж, распространяемые продавцами, как правило, через рекламу с предложением о заключении договоров купли-продажи товаров, очень запутаны, излагаются двусмысленно, часто являются просто обманом. В связи с этим необходима система законодательных мер, направленных на защиту прав потребителей.
6. Необходимо осуществлять переход к принципу сочетания законодательного регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей (установление прав и обязанностей, мер ответственности) с элементами саморегулирования в этой области, в частности, разработка и принятие ассоциативных кодексов чести и поведения, соглашений о соблюдении прав потребителя, как принято в зарубежной практике.
7. Отсутствие федерального закона, регулирующего деятельность составных частей потребительского рынка.
8. Пробелы в законодательной и нормативной базе сферы бытового сервиса.
9. Отсутствие баланса интересов предпринимателей и государства в вопросах учета законных прав потребителей.
1.14.3. Предложения по совершенствованию законодательства о развитии потребительского рынка
1.14.3.1. Общая часть
Совершенствование и развитие законодательства о защите прав потребителей должно осуществляться по следующим основным направлениям.
1. Разработка новой концепции Федерального закона "О защите прав потребителей"
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" был принят в момент, когда действовал Гражданский кодекс РСФСР, который не учитывал специфику и не обеспечивал должную защиту прав потребителей в условиях перехода к рыночной экономике. В новый Гражданский кодекс Российской Федерации включены многие положения, содержащиеся в Законе "О защите прав потребителей". В связи с этим в части регулирования гражданско-правовых отношений Закон утратил свое значение. Вместе с тем с развитием рыночных отношений появилось много новых проблем, связанных с защитой прав потребителей, законодательно не урегулированных. Именно на их решение в основном должен быть ориентирован новый Закон.
При разработке новой концепции Закона, в частности, следует:
- оставить в Законе положения, устанавливающие общие права потребителя (право на просвещение, на безопасность для жизни здоровья потребителей, на информацию, возмещение морального вреда и т.д.), а также другие положения, не урегулированные другим законодательством;
- расширить сферу применения Закона, распространив его на организации, импортирующие товары (работы, услуги), и, соответственно, предусмотрев их обязанности и ответственность за качество ввозимых товаров (работ, услуг). Такая практика существует во многих зарубежных странах;
- ввести в Закон положения, обеспечивающие защиту прав потребителей при осуществлении новых видов реализации товаров (прямые и дистанционные продажи, продажи с подарком, продажи с одновременным обещанием различных призов, с обещанием предоставления в дальнейшем скидок при покупке товаров, проведение распродаж и т.д.);
- разграничить положения Закона, регулирующие работы и услуги;
- установить правила, регулирующие отношения хозяйствующих субъектов и влияющие на отношения с потребителем;
- обеспечить дифференцированный подход к применению административных санкций в отношении субъектов малого предпринимательства (индивидуальных предпринимателей);
- предусмотреть возможность альтернативных форм рассмотрения споров и создания несудебных органов, рассматривающих споры между хозяйствующими субъектами и потребителями.
2. Гармонизация норм законодательства о защите прав потребителей Российской Федерации с международными нормами и, прежде всего, внесение изменений в те положения законодательства, которые создают технические барьеры в торговле.
Процесс развития рыночных отношений в экономике Российской Федерации позволяет в отдельных сферах постепенно переходить от жесткого закрепления правил поведения на потребительском рынке к установлению наиболее общих правил поведения, в отдельных случаях введению запретительных норм, направленных на защиту прав потребителей. Такой метод правового регулирования применяется в международной практике. При этом необходимо сохранить усиленную защиту прав потребителей в тех сферах, где изготовители, продавцы исполнители, как правило, являются субъектами естественной монополии, а также в иных сферах, где конкуренция на рынке слабо развита.
В отдельных случаях различие в правовом регулировании привело к созданию технических барьеров в торговле с зарубежными странами. В основном появление таких барьеров, связано с введением обязательной сертификации товаров, работ, услуг и установлением перечня товаров, работ услуг, подлежащих обязательной сертификации, перечня товаров, на которые обязательно установление сроков службы.
3. Обеспечение баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов (изготовителей, продавцов, исполнителей).
С развитием рыночных реформ в правовом регулировании отношений по защите прав потребителей проявился дисбаланс интересов хозяйствующих субъектов и потребителей. Применение жестких мер в отношении нарушителей прав потребителей и закрепление детальных правил поведения приводят к ущемлению экономических интересов хозяйствующих субъектов, тормозя развитие рыночных отношений. Например, в Законе установлена ответственность изготовителя за наличие существенных недостатков в товаре, если такой недостаток выявлен за пределами гарантийного срока, установленного изготовителем, но до истечения срока службы, а если такой срок на товар не установлен - в течение десяти лет. Нигде в зарубежных странах такая жесткая ответственность изготовителя не устанавливается.
С другой стороны, в отдельных сферах не предусмотрены действенные гражданско-правовые меры, обеспечивающие защиту прав потребителей. В частности, не устанавливаются конкретные сроки исполнения обязательств хозяйствующими субъектами, а применяется понятие "разумные сроки", что часто приводит к возникновению споров.
Дисбаланс может быть устранен путем внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство, в том числе в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон "О защите прав потребителей". Принцип сбалансированности должен соблюдаться и при разработке нового законодательства.
4. Разработка специальных мер защиты прав потребителей при оказании отдельных видов услуг.
Отдельные виды услуг, в частности, услуги банков, страховые, медицинские, образовательные услуги и другие, обладают значительной спецификой, которая не позволяет применить при нарушении условий договора правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и требуют установления специфических норм о правах потребителей и обязанностях хозяйствующих субъектов.
Специфику защиты прав потребителей в такого рода сферах необходимо либо отразить в специальных законах, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, либо принять законы о защите прав потребителей при оказании отдельных видов услуг, как это принято в международной практике.
1. Разрешение в законодательстве новых проблем, возникающих в практике защиты прав потребителей.
С появлением новых форм реализации потребителям товаров, услуг (прямые и дистанционные продажи, продажи с подарком, продажи с одновременным обещанием различных призов, с обещанием предоставления в дальнейшем скидок при покупке товаров, проведение распродаж и т.п.) возникло много проблем, требующих правового решения в федеральных законах, а именно:
- введение специального разрешительного порядка (через регистрацию, лицензирование или другие процедуры) для торговых организаций, намеренных заниматься прямыми и дистанционными продажами. Информация о таких организациях должна быть доступна для потребителей и контролирующих органов;
- если предложение о заключении договора купли-продажи передается посредством рекламы, каталогов, телевидения и т.д., необходимо возложить ответственность за полную и достоверную информацию о продавце товара на рекламодателей (издателей, телевизионную компанию и др.) Предоставление в рекламе информации о продавце с указанием только номера абонементного ящика должно быть запрещено;
- представители торговых организаций, являющихся распространителями товаров при прямых продажах, должны иметь специально оформленные идентификационные документы, система выдачи и оформление которых исключила бы случаи мошенничества;
- уровень цены товара, являющегося предметом дистанционных и прямых продаж, должен быть ограничен. Дорогие товары должны реализовываться через обычные формы торговли в целях исключения большого риска для потребителей;
- должно быть предусмотрено право на отказ покупателя - гражданина от исполнения договора купли-продажи в течение определенного срока, без оговорки каких-либо условий.
Необходима система мер, направленных на защиту прав потребителей при продаже товаров с подарками, с одновременным осуществлением розыгрышей призов и т.п. и соответствующее закрепление этих мер в законодательстве. Например, специальная экспертиза условий таких розыгрышей, установление ограничения к цене подарков, призов, к вовлечению денежных средств потребителя на последующих этапах игры, право на отказ потребителя от исполнения договора и др.
В европейских странах указанные формы реализации товаров вызвали развитие специального законодательства и кодексов поведения, регулирующих прямые и дистанционные продажи, что способствует защите прав потребителей и препятствует недобросовестной конкуренции.
2. Развитие несудебных форм разрешения споров, связанных с нарушением прав потребителей.
Учитывая большое количество дел по защите прав потребителей, рассматриваемых судами, а также длительность их рассмотрения, целесообразно развивать несудебные формы разрешения споров, предусмотреть в законодательстве создание соответствующих органов, критерии, которым должны отвечать эти органы, возможность обжалования их решений в суд, их регистрацию.
В зарубежных странах накоплен значительный опыт несудебных форм разрешения споров, возникающих между хозяйствующими субъектами и потребителем. Для рассмотрения споров образуются различные комиссии, омбудсманы, третейские суды и т. д. Принципы образования органов, рассматривающих споры, порядок рассмотрения споров различны. Они создаются, государством, ассоциациями производителей, общественными организациями. Предусматривается различный порядок исполнения решения этих органов и порядок их обжалования.
1.14.3.2. Специальная часть
1. Разработка проекта федерального закона "О регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации".
В последние годы и особенно в 2004 году в рамках проводимой административной реформы Правительство РФ и Минэкономразвития и торговли заняли решительную позицию о передаче всех полномочий по потребительскому рынку на уровень региональных и местных властей. Однако до настоящего времени, несмотря на предложения и коллективные инициативы представителей региональных властей и бизнеса, в стране отсутствует единый документ прямого действия, определяющий формы и методы государственного регулирования потребительского рынка.
Общие основы правового статуса предпринимателей в сфере потребительского рынка и услуг заложены в гражданском законодательстве, законодательстве о защите прав потребителей и защите предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), техническом регулировании, лицензировании и т.д.
В настоящее время в Российской Федерации нет единого законодательного акта прямого действия, определяющего общие основы государственного регулирования внутренней торговли.
Отдельные нормы, регулирующие взаимоотношения предпринимателей, потребителей и государства в сфере внутренней торговли, содержатся в гражданском законодательстве, законодательстве о защите прав потребителей, защите предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), техническом регулировании, лицензировании и т.д.
Еще свыше 600 подзаконных актов Российской Федерации регулируют отдельные вопросы в сфере внутренней торговли, зачастую дублируя друг друга при одновременном наличии серьезных противоречий. Таким образом, в настоящее время законодательство в сфере внутренней торговли носит отрывочный, противоречивый характер, по сути своей является несистематизированной совокупностью юридических норм.
До сих пор отсутствует целостная концепция развития внутренней торговли в Российской Федерации, в которой были бы отражены приоритеты предстоящего периода и адекватные им формы и методы государственного регулирования потребительского рынка.
Учитывая, что государственное регулирование какой-либо сферы деятельности осуществляется в рамках публичных правоотношений (установление прав и обязанностей государства и предпринимателей), такие нормы не могут содержаться в гражданском законодательстве, которое регулирует частные правоотношения, т.к. в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
При этом к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Законодательство о защите прав потребителей в своей основе также регулирует частные правоотношения - правоотношения предпринимателей и потребителей. Поэтому отдельные нормы, касающиеся этих правоотношений, содержатся в гл. 27, 30, 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, порядок заключения и существенные условия договора розничной купли-продажи, права и обязанности продавца и покупателя и т.д.).
Анализ положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" показывает, что такие нормы дублируются.
В этой связи, отдельные публично-правовые нормы, в настоящее время содержащиеся в законодательстве о защите прав потребителей (например, относящиеся к правилам продажи отдельных видов товаров, режиму работы торговых объектов, порядка предоставления информации для потребителей и т.д.), должны быть исключены из сферы действия законодательства о защите прав потребителей, и на их основе может быть разработан и принят Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внутренней торговли в Российской Федерации".
Кроме того, создание эффективной системы государственного управления предполагает определение нормами прямого действия закрытого перечня полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также четкое разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в целях устранения дублирования государственных функций.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного с ее субъектами ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Это предполагает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, совместное решение ими поставленных задач, определяемых федеральными законами и изданными в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Установление конкретных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам регулирования торговли позволит устранить нечеткость в их определении, которая может приводить к принятию субъектами Российской Федерации правовых актов, ущемляющих интересы предпринимателей и ограничивающих конкуренцию, в том числе через закрытие региональных рынков.
Необходимо не только устранить существующие пробелы законодательства и четко разграничить полномочия, но и определить круг обязанностей и уровень ответственности каждого государственного органа.
Кроме того, целесообразно установить закрытый перечень методов государственного регулирования внутренней торговли в свете приоритетов предстоящего периода. Также до сих пор не урегулированы на федеральном уровне особенности организации работы отдельных объектов, например, касающиеся работы рынков, объектов мелкорозничной сети и т.д., что создает существенные трудности в правоприменительной практике.
В то же время, когда субъекты Российской Федерации принимают собственные акты о порядке размещения и особенностях работы таких объектов, они признаются несоответствующими федеральному законодательству судебными и антимонопольными органами (например, определением Территориального управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (по делу N 03/1147-112 от 11 марта 2002 года) по поводу патентов на право уличной торговли и разрешений, выдаваемых администрацией района, было отменено распоряжение Мэра Санкт-Петербурга от 12 апреля 1993 года N 246-р "Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной торговли").
Остро стоит проблема осуществления государственного контроля (надзора) в отношении торговых организаций. Дублирование функций по контролю связано, прежде всего, с различной ведомственной подчиненностью органов государственного контроля (надзора) и отсутствием координации в их деятельности.
В целях защиты прав продавцов необходимо четко определить органы государственного контроля (надзора) за торговой деятельностью и их полномочия, включая право на приостановление деятельности торговых объектов и приостановление реализации товаров в строго определенных случаях.
Таким образом, принятие Федерального закона "О регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации" позволит:
создать правовые условия для реализации системного подхода к регулированию внутренней торговли в Российской Федерации в условиях административной реформы;
восполнить существующие пробелы нормативного регулирования в сфере оптовой и розничной торговли;
определить основания и пределы вмешательства государства в деятельность самостоятельных хозяйствующих субъектов;
создать условия для формирования единого экономического и правового пространства в Российской Федерации с учетом местных условий и особенностей экономического развития отдельных регионов.
2. Разработка Федерального закона "О ремесленной деятельности и ремесленных объединениях в Российской Федерации".
Цель принятия такого Закона: обеспечить повышение занятости населения через создание дополнительных рабочих мест, основанных на личном труде граждан-ремесленников с использованием их материально-технических, интеллектуальных и организационных ресурсов, местного сырья, материалов.
Принятие Закона позволит создать условия для:
формирования и развития производственных и предпринимательских навыков у широких слоев населения, особенно в сельской местности, малых населенных пунктах, районах с высоким уровнем безработицы;
вовлечения граждан в процесс производства потребительских товаров и услуг в качестве индивидуальных мастеров-ремесленников.
Закон необходим также для стимулирования развития творческой предпринимательской инициативы ремесленников, как субъектов малого предпринимательства для активизации их деятельности по насыщению потребительского рынка изделиями и услугами.
В настоящее время в стране нет ни одного законодательного акта, позволяющего создать ремесленную структуру, вхождение в которую давало бы ремесленнику права по самостоятельному формированию своих профессиональных правил, стандартов образовательной подготовки. Вместе с тем, опыт экономически развитых стран показывает, что в отсутствие правовых механизмов саморегулирования ремесленной деятельности, в том числе включающих различные формы государственной поддержки, указанные выше сферы экономической деятельности нормально функционировать не могут.
Во Франции и Германии существуют специально разработанные кодексы ремесленной деятельности, являющиеся федеральными законами. Они задают все необходимые правила ремесленной деятельности, структуры управления и формы объединения ремесленников в профессиональные группы.
Разработка и принятия такого Закона в России позволит создать основы регулирования ремесленной деятельности, формировать ремесленникам свои профессиональные объединения, обеспечит передачу ряда функций от государства таким объединениям, сократит бюрократическое вмешательство в профессиональную деятельность.
3. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле"
Предложения касаются, прежде всего, двух основных проблем.
Первое. Упорядочение участие частных коммерческих структур в организации похоронного дела через Законодательное разрешение участвовать в создании новых и реконструкции действующих кладбищ и крематориев. В настоящее время в РФ всего 13 крематориев в 9 регионах страны, процент кремации тел умерших составляет не более 7%. Учитывая острейший дефицит земли для создания новых кладбищ (особенно для крупных городов) крематории необходимо строить повсеместно. В качестве первого шага построить такие объекты в городах численностью более 500 тыс. человек, т.е. не менее 60 крематориев. Государство в настоящее время не имеет возможности построить столько объектов. Частные фирмы не имеют права владеть ими и соответственно не хотят строить. Закон может снять подобные ограничения, что позволит радикально изменить ситуацию в похоронном деле.
Второе. В соответствии с рекомендацией Парламентских слушаний в Государственной Думе ФС РФ от 21.10.2003 г. необходимо законодательное решение вопроса о социальном пособии на погребение и связанным с ним гарантированным перечнем услуг по погребению на безвозмездной основе. Комплекс услуг на безвозмездной основе по погребению любого умершего гражданина ритуальные организации обязаны предоставить по заявке лица, ответственного за похороны покойного. Законом определена компенсация ритуальным организациям за такие похороны в размере 1,0 тыс. рублей. Реально стоимость составляет в 3 - 3,5 раза выше этой компенсации.
4. Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года с 1 января 2005 года из полномочий субъектов Российской Федерации исключены полномочия по организации государственного контроля (надзора) на своей территории. Законом "О защите прав потребителей" предусмотрено, что контроль за соблюдением нормативных правовых актов в области защиты граждан, как потребителей, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Однако полномочия такой службы фактически сводятся к надзору за санитарно-эпидемиологической безопасностью продукции. Сегодня контроль за качеством реализуемой продукции, соблюдением правил торговли, технологии продаж, предоставлением услуг предприятиям питания и бытового обслуживания выпадает из сферы действия властей любого уровня.
В соответствии со статьей 42.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ) высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют "мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимают определенные меры".
Такая редакция статьи фактически сводит все полномочия субъекта Российской Федерации в области защиты прав потребителей к формальности, т.к. формулировка "определенные меры" не позволяет установить круг полномочий, в связи с чем, данная норма является декларативной.
Таким образом, необходимо внести изменения в статью 42.1 и четко закрепить перечень полномочий субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации нет в перечне органов, осуществляющих государственный контроль и надзор (ст. 40), в связи с чем реализовывать и обеспечивать защиту прав потребителей не представляется возможным.
Список проектов нормативных правовых актов, подлежащих разработке и принятию в период до 2008 года:
N |
Наименование законопроекта |
Состояние |
1. |
Проект федерального закона "О регулировании розничной торговли и общественного питания в Российской Федерации" |
Разработан, проходит согласование в Минэкономразвития РФ |
2. |
Проект федерального закона "О ремесленной деятельности и ремесленных объединениях в РФ" |
Разработан, проходит согласование в Минэкономразвития РФ |
3. |
Проект федерального закона "О внесении изменений в ФЗ" О погребении и похоронном деле" |
Требует разработки |
4. |
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 42.1 Закона РФ "О защите прав потребителей" |
Требует разработки |
5. |
Проект федерального закона "О потребительском кредитовании" |
Готовится Правительством РФ к внесению в Государственную Думу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.