Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2.4. Земельное законодательство
Определяющее значение для проводимой в настоящее время земельной реформы имеет Конституция Российской Федерации, в соответствии со статьями 9 и 36 которой признается и гарантируется частная собственность на землю. Началом очередного этапа реформирования земельного законодательства стало принятие в 2001 году Земельного кодекса Российской Федерации, заложившего фундамент полноценной правовой базы, регулирующей земельные отношения в Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации развивает конституционные принципы многообразия форм собственности на землю, а также учета, использования и охраны в Российской Федерации земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, позволяет заложить фундаментальные основы рыночных преобразований в сфере оборота земельных участков, упорядочить отношения по землепользованию и распоряжению земельными участками. Кодексом установлены основные принципы земельного законодательства, регулирования земельных отношений, охраны земли, определен перечень и режим вещных прав на землю, порядок и основания возникновения, прекращения и ограничения прав на землю, закреплены права и обязанности собственников земельных участков, а также лиц, владеющих земельными участками на иных правах, определен порядок возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, заложены основы платного землепользования, мониторинга земель, землеустройства и государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля, ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель и др.
Важным шагом на пути реформирования земельного законодательства стало принятие федеральных законов, детализирующих те или иные подотрасли и институты земельного законодательства. К основополагающим можно отнести: Федеральный закон# "О разграничении государственной собственности на землю", "О приватизации государственного и муниципального имущества", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", "О землеустройстве" и др.
В ближайшие годы совершенствование земельного законодательства будет проводиться в следующих направлениях:
приведение нормативных правовых актов в соответствие с новым Земельным кодексом Российской Федерации,
принятие нормативных правовых актов предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и отдельными отраслевыми законами, регулирующими земельные правоотношения,
выявление пробелов и существующих проблем в практике применения нормативных правовых актов земельного законодательства и внесение необходимых изменений и дополнений, направленных на их корректировку.
2.4.1. Основные направления совершенствования земельного законодательства
За последнее десятилетие произошли принципиальные преобразования, касающиеся форм собственности на землю. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю, проведена приватизация значительной части земельного фонда. Завершается процесс перехода от административных к рыночным способам перераспределения государственных и муниципальных земельных ресурсов. В Российской Федерации установлены правовые основы процедуры разграничения государственной собственности на землю, идет практическая реализация этого процесса. Формируются условия для развития земельного рынка и его инфраструктуры, о чем свидетельствует увеличение количества сделок с земельными участками. Провозглашен принцип создания "единого объекта недвижимости", осуществляются меры по его реализации. В Российской Федерации создана и функционирует система государственного земельного кадастра, государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Говоря о направлениях совершенствования земельного законодательства на указанный период, следует остановиться на нескольких перечисленных ниже законопроектах, которые, на наш взгляд, имеют приоритетное значение для формирования нормативной правовой базы по реализации земельной реформы.
1. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения и сооружения" предназначен для правового регулирования отношений, возникающих при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками собственниками зданий, строений, сооружений на право собственности или аренды. Законопроект устанавливает максимальную цену приобретения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, и максимальный размер ставок арендной платы, а также предусматривает предоставление земельных участков в аренду преимущественно на долгосрочный период (49 лет, если по желанию арендатора не будет установлен более короткий срок), уточняет порядок отказа от земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании.
В отношении определения размера платы за переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности существующий подход является одним из факторов, сдерживающих формирование частной собственности на землю. Хотя, по данным Минэкономразвития России, количество сделок купли-продажи приватизированными предприятиями государственных и муниципальных земель после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации существенно возросло, оно по-прежнему остается низким и не соответствует поставленной задаче скорейшего формирования единых объектов недвижимости. Цена приобретения земельных участков, занятых отдельными объектами недвижимости, в 2003 году приближалась к рыночным ценам на аналогичные (сходные по условиям местоположения и виду использования) свободные земельные участки, приобретаемые на торгах. В ряде субъектов Российской Федерации цена приобретения земельных участков в собственность равна максимально допустимой кратности ставок земельного налога (при переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности цена земли устанавливается субъектами Российской Федерации в границах от трехкратного до тридцатикратного размера ставки земельного налога, в зависимости от численности населения в поселениях). Ежегодная индексация ставок земельного налога, рассчитанного в 1992 году, привела к ситуации, при которой плата за "переоформление" в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может возрастать неограниченно, что сдерживает приватизацию земельных участков.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации неоднократно высказывала свои замечания на различные варианты данного законопроекта. Вместе с тем, большинство замечаний к экономической части его предложений сохраняет свою актуальность: высокая выкупная цена земельных участков (до 20% кадастровой стоимости земельного участка в поселениях с численностью свыше 3 млн. человек, до 5% для других территорий), в случае строительства и реконструкции на приобретенном в собственность земельном участке в поселениях с численностью свыше 3 млн. человек взимается дополнительная плата (до 80% кадастровой стоимости участка), в два раза увеличивается максимальный размер арендной платы (до двух размеров земельного налога).
Суммы, выплачиваемые при приобретении в собственность указанных земельных участков, не должны быть обременительными для собственников объектов недвижимости, прежде всего для промышленных предприятий. Уровень выкупных цен необходимо снижать. В противном случае звучавшие ранее обещания о недопустимости и несправедливости вторичного выкупа земли под предприятиями не будут соблюдены.
Предусмотренная законопроектом максимальная цена выкупа в 5% кадастровой стоимости земельного участка составляет значительную сумму. При этом следует учитывать, что существующие методики кадастровой оценки земель допускают возможность неоднозначных, субъективных подходов, способствующих утверждению кадастровой оценки при ее проведении на высоком уровне с целью обеспечения больших доходов от продажи земельных участков. Необходимо совершенствовать указанные методики, порядок утверждения результатов кадастровой оценки, предусмотреть процедуру досудебного рассмотрения споров о размере кадастровой стоимости земельных участков.
Единовременно выплатить цену выкупа сможет далеко не каждое предприятие. Возможность выбора между арендой и приобретением в собственность земельного участка в соответствии с законопроектом предоставляется однократно. Поэтому цель законопроекта по стимулированию процесса выкупа земельных участков и формированию "единых объектов недвижимости", по-видимому, не будет достигнута.
Для стимулирования процесса формирования "единых объектов недвижимости" необходимо снижать цену выкупа, а также предоставить возможность рассрочки платежей.
Такую же точку зрения поддержал Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации 30 сентября 2005 года, на котором одобрены меры по вовлечению в хозяйственный оборот земли, предусматривающие установление цены выкупа земельных участков в размере 2% кадастровой стоимости.
Полагаем также, что право на приобретение в собственность земельного участка на условиях рассматриваемого законопроекта должно сохраняться за собственником расположенного на нем строения, независимо от того, когда им заключен договор аренды данного земельного участка - до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации или после.
За снятие ограничения прав на землю, запрещающего реконструкцию и строительство для поселений с численностью свыше 3 млн. человек в законопроекте предлагается ввести дополнительную плату - до 80% кадастровой стоимости. Тем самым в крупных поселениях и на остальной территории страны хозяйствующие субъекты оказываются в неравных условиях, причем различная численность населения представляется слабым аргументом в пользу данного предложения. Помимо этого введение дополнительной платы ставит в неравное положение арендаторов, пользователей и собственников земельных участков. Последние разделяются на две группы: приобретшие право собственности на земельный участок до вступления в силу рассматриваемого законопроекта и после его принятия. Ограничения в части запрета на реконструкцию и строительство относятся только к последней группе - тем, кто приобрел право собственности на земельный участок после принятия закона.
В соответствие с законопроектом исключается возможность установления на федеральном уровне общих начал арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Этот вопрос оставлен на усмотрение собственника земельного участка.
Произвольное установление ставок арендной платы государственными органами и органами местного самоуправления при отсутствии возможности выбора со стороны арендатора, создает нестабильность арендных отношений, ущемляет интересы собственников объектов недвижимости, создает условия для коррупции, и тем самым сдерживает процесс переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды.
Представляется, что основные вопросы определения арендной платы за указанные земельные участки должны регулироваться на федеральном уровне. Желательно также, чтобы ставки арендной платы не изменялись ежегодно, а устанавливались на более продолжительный период, на 2-3 года. Это будет способствовать стабильности и созданию дополнительных юридических гарантий защиты прав сторон соответствующих договоров аренды от пересмотра условий этих договоров.
Не следует повышать в два раза максимальный размер годовой арендной платы за земельные участки - до 3% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков (в два раза выше ставки земельного налога), предлагаем оставить его равным 1,5%. При отсутствии рассрочки выплаты выкупной цены (весьма высокой) за земельный участок и однократным выбором между арендой и выкупом участка собственник строений не нуждается в дополнительном стимулировании в виде повышенной арендной платы. Кроме того, установление максимального размера арендной платы в два раза больше размера земельного налога явится стимулом при принятии решения о продаже земельного участка препятствовать процессу выкупа под предлогом заботы о наполнении бюджета.
Законопроект содержит норму о том, что на зарезервированных для государственных или муниципальных нужд землях предоставление земельных участков в аренду осуществляется на срок резервирования такого земельного участка.
Эта норма должна действовать преимущественно для земельных участков, на которых отсутствуют строения находящиеся в собственности других лиц. В иных случаях должна быть ссылка на нормативный правовой акт, предусматривающий порядок предварительного и равноценного возмещения собственнику его отчуждаемого имущества согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, так как лишение права пользования земельным участком автоматически означает лишение права на строение или имущественный комплекс на этом участке. Наличие правовой неопределенности в этом вопросе неизбежно оттолкнет инвесторов.
Данную позицию следует учесть в ходе доработки проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд".
Законопроект предлагает новую редакцию статьи 7.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающую санкции за самовольное занятие земельного участка, которое определяется как "использование без оформления в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю", либо документов на землю, выданных до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". При этом не учитывается, что лицо, являющееся собственником или пользователем земельного участка на основании закона, может не иметь документов, удостоверяющих его право на землю, но это не означает, что земельный участок занят им самовольно. Кроме того, данная формулировка не соответствует положениям Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации (ст. 271, 552 ГК РФ, ст. 35 ЗК РФ), не предусматривающим обязательное оформление документов, удостоверяющих право на землю, для целого ряда случаев использования земельных участков. Для устранения противоречия в статью следует внести дополнение о том, что она распространяется только на случаи, когда обязанность оформления упомянутых документов установлена федеральным законом.
Принятие законопроекта ожидается не ранее 2006 года, поэтому срок переоформления права постоянного бессрочного пользования земельными участками на право аренды или собственности представляется целесообразным продлить еще на три года - до 1 января 2009 года.
2. Проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и признании утратившим силу Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", принят Государственной Думой в первом чтении 9 июля 2004 г.
В настоящее время разграничение государственной собственности на землю осуществляется на основании Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и принятого в его развитие постановления Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. N 140 "Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности". В настоящее время выполнено порядка трети от необходимого объема работы по разграничению государственной собственности на землю. При сохранении подобного темпа работ процесс разграничения завершится гораздо позже намеченного 2008 года. Таким образом, существующие условия и порядок разграничения государственной собственности на землю нуждаются в изменении. Основной проблемой является низкая эффективность и длительность процедуры согласования перечней земельных участков при разграничении. В действующем законодательстве отсутствуют четкие критерии отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, что приводит к возникновению многочисленных споров при отсутствии процедуры их разрешения и снятия разногласий при согласовании перечней земельных участков. Собственно процесс подготовки, согласования и утверждения Правительством Российской Федерации перечней земельных участков занимает не менее года и связан с большими административными, техническими и материальными издержками.
Законопроект предлагает отказаться от процедуры согласования перечней земельных участков. Вместо этого предлагается:
обязать орган государственной власти или орган местного самоуправления одновременно с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок уведомлять других заинтересованных участников разграничения государственной собственности на землю о подаче такого заявления;
установить срок, в течение которого заинтересованные участники разграничения могут направить свои возражения в отношении права заявителя на рассматриваемый земельный участок;
приостановить регистрацию права заявителя на земельный участок, если какой-либо из участников разграничения заявит о наличии возражений.
Возникающие разногласия предлагается устранять путем проведения согласительных процедур, а при невозможности достижения согласия - разрешать в судебном порядке. Подобный подход несколько снижает уровень защиты имущественных интересов участников процедуры разграничения государственной собственности на землю, но позволяет значительно ускорить процесс.
Наряду с этим предлагается отказаться от разграничения государственной собственности на землю в отношении земельных участков, права на которые подлежат переоформлению и передать необходимые для этого полномочия органам местного самоуправления. Речь идет о земельных участках, занятых объектами недвижимости, находящимися в частной собственности, а также земельных участках, подлежащих бесплатной передаче в собственность. По оценкам разработчиков законопроекта, такие меры примерно на 20% уменьшат количество земельных участков, право государственной собственности на которые подлежит разграничению.
Одновременно предлагается упростить действующий порядок распределения средств, полученных от распоряжения земельными участками. Изменения в Бюджетный кодекс Российской предусматривают, что до разграничения государственной собственности на землю средства, полученные как при продаже, так и при сдаче в аренду расположенных под объектами недвижимости земельных участков, распределяются по единой схеме: 15% полученных средств направляется в бюджет Российской Федерации, 35% - в бюджет субъекта Российской Федерации и 50% - в бюджет органа местного самоуправления, на территории которых находится земельный участок. Во взаимодействии с новым налоговым законодательством, согласно которому земельный налог является местным налогом, предложенный порядок распределения средств создает стимулы для органов местного самоуправления содействовать процессу приватизации земель, поскольку предполагается, что до приватизации земельного участка органы местного самоуправления будут получать в свой бюджет половину средств, полученных от аренды земельных участков, а после приватизации - всю сумму земельного налога.
3. Проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты в связи с совершенствованием правового регулирования сервитутов" призван упростить оформление прав на земельные участки под объектами линейной инфраструктуры для компаний, имеющих в собственности указанные объекты, на земельные участки для проведения изыскательских или исследовательских работ и т.п., уменьшить расходы компаний на оформление и использование этих земельных участков, а также защитить права и законные интересы собственников земельных участков и землепользователей при размещении на них указанных объектов. Предоставлять земельные участки под линейными объектами предполагается на основании публичного сервитута, устанавливаемого по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления. Регулируются также случаи установления сервитута, возникающего из соглашения двух лиц (то есть частного сервитута). Установление публичного сервитута предполагается сделать исключением, отдав предпочтение частным сервитутам.
Законопроектом вносятся изменения в Гражданский кодекс. Предусматривается, право сервитута может включать в себя право строительства, обслуживания и ремонта линейных объектов. Основной задачей является установление правового статуса использования поверхности земли под (над) этими объектами.
Отдельно регулируется процедура предоставления земли под строительство линейных объектов, так как в период строительства требуется, как правило, полное занятие земельного участка, что предполагает возмещение убытков собственникам земельного участка. Публичный сервитут, если его осуществление не препятствует основной хозяйственной деятельности на обременяемом земельном участке, предполагает безвозмездность использования земли. В то же время в случае причинения установлением сервитутов убытков, владельцам участков должно быть обеспечено полное их возмещение. Законопроект запрещает установление сервитута, в результате которого собственник лишается возможности использовать земельный участок по целевому назначению. В таких случаях заинтересованное лицо обязано купить или взять в аренду соответствующий земельный участок.
Среди необходимых, на наш взгляд, направлений доработки законопроекта следует отметить, что:
в целях устранения разночтений в Гражданском кодексе Российской Федерации должны быть зафиксированы понятия "публичный сервитут" и "сервитут (частный сервитут)";
целесообразно сохранить возможность взимания платы за пользование земельным участком как более удобный для применения инструмент по сравнению с возмещением убытков в результате установления сервитута. Плата может устанавливаться фиксированного размера либо в определенных границах для конкретных случаев, установления публичных сервитутов. Предоставление на основании публичного сервитута бесплатного права пользования чужой собственностью ущемляет права собственника земельного участка. Убытки при осуществлении сервитута возникают не всегда, кроме того, весьма сложным и длительным является процесс их определения, подтверждения и взыскания в судебном порядке;
предлагается сохранить возможность краткосрочной аренды земельных участков для изыскательских работ и государственных или муниципальных нужд;
необходимо сохранить обязанность арендатора привести участок по завершении работ в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением, поскольку действующий в настоящее время порядок гораздо проще реализовать, чем решить этот вопрос путем взыскания убытков. Иначе собственник (или пользователь) земельного участка должен будет выполнить работы по приведению участка в пригодное для использования состояние, а затем уже взыскивать понесенные убытки;
следует разграничить полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению публичных сервитутов;
в тех случаях, когда установление публичных сервитутов затрагивает интересы жителей той или иной местности, установление публичного сервитута должно осуществляться с учетом результата общественных слушаний.
4. Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд" предусматривает создание механизма резервирования земельных участков для указанных случаев.
В настоящее время законодательство Российской Федерации практически не содержит норм о порядке резервирования земельных участков. В отсутствии соответствующего правового регулирования на федеральном уровне региональные законодатели и органы исполнительной власти самостоятельно решают вопросы резервирования, а также изъятия земель для государственных и муниципальных нужд путем принятия соответствующих нормативных правовых актов (например, в целях резервирования земель под природоохранные зоны, в целях резервирования земель для строительства дорог, объектов городской инфраструктуры и т.п.). Отсутствие прозрачных условий и порядка резервирования и изъятия создает условия для нарушения законных интересов собственников земельных участков и других землепользователей, снижает рыночную стоимость земельных участков. Законопроект направлен на урегулирование существующего пробела в законодательстве Российской Федерации в указанной части.
Законопроект предусматривает уточнение порядка принятия решения о резервировании земель и его содержание (земельные участки, подлежащие резервированию, срок и цель такого резервирования, содержание ограничения прав, вызванных резервированием). В случае, если землевладелец, землепользователь или арендатор зарезервированного земельного участка произвел на нем строительство или улучшение, то он должен нести риск затрат и убытков, связанных с последующим изъятием земельного участка. Сроки резервирования земель устанавливаются в соответствии с утвержденными документами территориального планирования. Основаниями для прекращения резервирования земель являются изменение документов планирования; истечение срока резервирования; обнаружившееся нарушение порядка принятия решений о резервировании земельных участков, повлекшее нарушение прав; изъятие зарезервированных земельных участком иным органом власти. Вносятся поправки, предусматривающие устранение противоречий в нормах Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации, регулирующих изъятие (выкуп) земельных участков. Уточняются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусматривающие возможность изъятия земель, исключительно для установленных законом полномочий названных органов.
Вместе с тем, законопроект не решает вопросы установления порядка предварительного и равноценного возмещения убытков собственнику недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, в случае его резервирования.
При определенных условиях предусматривается возможность предоставления зарезервированного земельного участка только в аренду. Представляется, что должна быть закреплена возможность передачи зарезервированных земельных участков и в безвозмездное срочное пользование.
5. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Земельного кодекса Российской Федерации" принят Государственной Думой в первом чтении 31 марта 2004 года.
Положения ряда федеральных законов противоречат Земельному кодексу Российской Федерации, регулируя по-иному вопросы предоставления земельных участков, титульных прав на землю, норм предоставления земельных участков, компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления и другие, содержат дублирующие нормы и не соответствующие кодексу термины. Законопроект вносит изменения и дополнения в большой массив законодательных актов, содержащих нормы земельного права. В частности:
Согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Вместе с тем, ряд федеральных законов содержит иные обозначения субъектов права постоянного (бессрочного) пользования и наименование права и требует внесения изменений (федеральные законы "О некоммерческих организациях", "О товариществах собственников жилья", "Об основах федеральной жилищной политики", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", "О библиотечном деле" и др.).
В соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Для приведения в соответствие с указанной нормой необходимо внесение изменений о том, что земельные участки предоставляются заинтересованным лицам в порядке, на основаниях и в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в федеральные законы "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Трудовой Славы", "О ветеранах", "О статусе военнослужащих" и др.).
Предполагается внесение изменений и дополнений в отдельные федеральные законы, предусматривающие случаи освобождения от платы за землю и льготного землепользования. В этих законах содержатся нормы, противоречащие статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, на основании которых льготы по уплате налогов и сборов устанавливаются исключительно законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (федеральные законы "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О конверсии оборонной промышленности", и др.). Согласно вносимым изменениям, указанные категории землепользователей освобождаются от налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Предполагается внести ряд изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации. Уточняются определения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и целевого назначения земельного участка. Кроме того, из ряда статей Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе 273 и 552, 652, 653, исключается понятие "часть земельного участка", поскольку объектом прав является земельный участок, а не его часть. Вносятся изменения в статью 268 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку она предусматривает иные основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования и иной круг субъектов данного права, чем статья 20 Земельного кодекса Российской Федерации. Статьи 267 и 270 Гражданского кодекса Российской Федерации признаются утратившими силу, поскольку они допускают возможность распоряжения земельными участками, принадлежащими лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения соответственно. Вместе с тем статьи 20 и 21 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают запрет на подобное распоряжение. Статью 553 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующую особенности перехода прав на земельные участки при переходе прав на недвижимость, предложено признать утратившей силу на том основании, что исчерпывающее регулирование данных вопросов содержится в статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 9 Федерального закона "О народных художественных промыслах" предлагается признать утратившим силу, поскольку он устанавливает, что земли, на которых расположены места традиционного бытования народных художественных промыслов, могут быть отнесены к землям историко-культурного назначения. Однако Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 9) указанные земли уже признаны землями историко-культурного назначения.
Статья 15 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" приводится в соответствие со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку предметом торгов является не право аренды, а право на заключение договора аренды.
Из Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" предложено исключить не используемые в Земельном кодексе Российской Федерации понятия "приусадебные" и "полевые земельные участки".
Внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" обусловлено необходимостью учета статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
Помимо приведенных выше позиций указанный законопроект вносит изменения и дополнения еще в ряд федеральных законов, направленные на приведение их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации.
Список проектов законодательных актов, подлежащих разработке и принятию до 2008 года:
N |
Наименование нормативного правового акта |
Состояние |
1. |
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения и сооружения" |
Разработан Правительством Российской Федерации |
2. |
Проект федерального закона N 48508-4 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и признании утратившим силу Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" |
Внесен депутатами Государственной Думы В.С. Плескачевским, А.А. Агеевым и др., принят в первом чтении 9 июля 2004 г. |
3. |
Проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты в связи с совершенствованием правового регулирования сервитутов" |
Разработан Правительством Российской Федерации |
4. |
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд" |
Разработан Правительством Российской Федерации |
5. |
Проект федерального закона N 8017-4 "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Земельного кодекса Российской Федерации" |
Внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, 31.03.2004 принят в первом чтении |
<< Раздел 2.3. Аграрное законодательство |
Раздел 2.5. >> Транспортное законодательство |
|
Содержание Концепция правовой политики на период до 2008 года (утв. Торгово-промышленной палатой РФ) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.