Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
9. Приложение к Разделу 1.14
Законодательство о защите прав потребителей, развитии потребительского рынка
Проект федерального закона
"О регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации"
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон определяет основы регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
2. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям между органами государственной власти и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, их объединениями, осуществляющими розничную торговлю, предоставление услуг общественного питания, бытовое обслуживание населения, а также к отношениям, непосредственно связанным с этими видами деятельности.
Статья 2. Термины и определения
Для целей единообразия правоприменения в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в настоящем Федеральном законе и иных нормативных правовых актах используются следующие основные термины и определения:
1) рынок товаров и услуг потребительского назначения (потребительский рынок) - сложившаяся на основе разделения труда сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями для использования покупателями в процессе удовлетворения их личных потребностей;
2) товар потребительского назначения (товар) - являющаяся предметом розничной торговли любая вещь, оборот которой не ограничен, свободно отчуждаемая и переходящая от продавца к покупателю для использования покупателем в процессе удовлетворения его личных потребностей;
3) услуга потребительского назначения (услуга) - результат непосредственного взаимодействия продавца (исполнителя) и покупателя (потребителя), а также собственной деятельности продавца (исполнителя) по удовлетворению потребности покупателя (потребителя) при купле-продаже товаров, производстве, реализации и организации потребления продукции, бытовом обслуживании населения;
4) ассортимент товаров (услуг) - набор товаров (услуг), объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков;
5) розничная торговля, предоставление услуг розничной торговли - вид предпринимательской деятельности, связанный с продажей товаров и оказанием услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью по договору розничной купли-продажи, а также реализация сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства (в случаях, предусмотренных федеральным законом);
6) мелкорозничная торговля - вид розничной торговли, связанный с реализацией товаров и оказанием услуг, не требующих особых условий хранения и продажи товара и особых условий оказания услуг, через стационарные некапитальные объекты, а также с помощью нестационарных (передвижных) объектов;
7) общественное питание, предоставление услуг общественного питания - вид предпринимательской деятельности, связанной с производством, переработкой, реализацией и организацией потребления продуктов питания и проведением досуга покупателями по договору оказания услуг;
8) бытовое обслуживание населения - вид предпринимательской деятельности по выполнению работ для удовлетворения бытовых или других личных потребностей покупателя по договору бытового подряда;
9) субъект, осуществляющий розничную торговлю, предоставление услуг общественного питания, бытовое обслуживание населения (продавец, исполнитель) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предлагающий и (или) реализующий товар и (или) услуги покупателю (потребителю), а также ведущий личное подсобное хозяйство гражданин, осуществляющий реализацию сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства (в случаях, предусмотренных федеральным законом);
10) покупатель (потребитель) - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
11) объект розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения (объект) - стационарные капитальные объекты, стационарные некапитальные объекты, а также нестационарные (передвижные) объекты, оснащенные специальным торгово-технологическим оборудованием для осуществления розничной торговли, оказания общественного питания, бытового обслуживания населения;
12) стационарные капитальные объекты - здания и строения, имеющие замкнутый объем, прочно связанные заглубленным фундаментом с земельным участком, предназначенные для продажи товаров и (или) оказания услуг;
13) мелкорозничная (торговая) сеть: торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, а также нестационарные (передвижные) объекты;
14) объекты мелкорозничной (торговой) сети - временные объекты торговли (оказания услуг) стационарные некапитальные (павильоны, киоски) и нестационарные (передвижные);
15) стационарные некапитальные объекты мелкорозничной (торговой) сети - павильоны, киоски, торговые автоматы, иные временные объекты, установленные без заглубленного фундамента и предназначенные для продажи товаров и (или) оказания услуг;
16) нестационарные (передвижные) объекты мелкорозничной (торговой) сети - лотки, автомагазины, автоцистерны, тележки, предназначенные для продажи товаров и (или) оказания услуг;
17) разносчики - продавцы, осуществляющие разносную торговлю с рук с применением специального оборудования;
18) павильон - стационарный некапитальный объект мелкорозничной (торговой) сети, имеющий торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанный на одно или несколько рабочих мест;
19) киоск - стационарный некапитальный объект мелкорозничной (торговой) сети, не имеющий торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанный на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас;
20) торговый автомат - стационарный некапитальный объект мелкорозничной (торговой) сети, предназначенный для продажи штучных товаров без участия продавца;
21) лоток - нестационарный (передвижной) объект мелкорозничной (торговой) сети, не имеющий торгового зала и помещений для хранения товаров, представляющий собой легко возводимую сборно-разборную конструкцию, оснащенную прилавком, рассчитанную на одно рабочее место продавца, на площади которой размещен товарный запас на один день;
22) автомагазин - нестационарный (передвижной) объект мелкорозничной (торговой) сети, представляющий собой автотранспортное средство, рассчитанное на одно рабочее место продавца, и на площади которого размещен товарный запас на один день;
23) автоцистерна - нестационарный (передвижной) объект мелкорозничной (торговой) сети, представляющий собой изотермическую емкость, установленную на базе автотранспортного средства и предназначенную для продажи живой рыбы и жидких продовольственных товаров в розлив;
24) тележка - нестационарный (передвижной) объект мелкорозничной (торговой) сети, оснащенный колесным механизмом для перемещения товаров и используемый для продажи штучных товаров;
25) торговый центр - имущественный комплекс, представляющий собой совокупность объектов по реализации универсального ассортимента товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных, управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин;
26) торговый комплекс - имущественный комплекс, представляющий собой совокупность объектов по реализации универсального ассортимента товаров и оказанию широкого набора услуг, централизующих функции хозяйственного обслуживания деятельности.
Под функциями хозяйственного обслуживания понимается инженерное обеспечение (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализация, средства связи); ремонт зданий, строений и оборудования, уборка мусора, охрана объектов, организация питания работников и т.п.;
27) объект рыночного типа, рынок - имущественный комплекс, состоящий из земельного участка, изолированного от прилегающей территории, и расположенных на нем объектов, преимущественно объектов мелкорозничной (торговой) сети, при централизации функций хозяйственного обслуживания территории, управления и охраны, предназначенный для ведения торгов между продавцами и покупателями.
Деятельность на рынке осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, реализующие сельскохозяйственную продукцию на специализированных рынках, произведенную и переработанную при ведении личного подсобного хозяйства (в случаях, предусмотренных федеральным законом);
28) компания, управляющая рынком - субъект предпринимательской деятельности, являющейся арендатором земельного участка, выделенного для организации рынка. Компания, управляющая рынком, предоставляет торговые места для осуществления торговой деятельности и предоставления услуг на рынке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам;
29) сеть объектов торговли и услуг (сетевые предприятия) - совокупность объектов, расположенных в пределах одной территории и (или) находящихся под общим управлением;
30) специализация - реализация одной группы товаров или ее части, оказание одного вида услуг;
31) общая площадь объекта - площадь всех помещений объекта;
32) торговая площадь - под торговой площадью понимается площадь торговых помещений объекта, включающая торговый зал (специально оборудованное помещение, предназначенное для обслуживания покупателей) и помещения для оказания услуг общественного питания и (или) бытовых услуг;
33) площадь торгового зала - под залом понимается специально оборудованное помещение, предназначенное для реализации и организации потребления готовой продукции;
34) магазин - специально оборудованное стационарное капитальное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже;
35) столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
36) ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха;
37) кафе - предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции;
38) бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары;
39) закусочная - предприятие с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья, предназначенное для быстрого обслуживания потребителей промежуточным питанием;
40) буфет - структурное подразделение предприятия, предназначенное для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров и ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления;
41) предприятия бытового обслуживания - сервисные организации, деятельность которых направлена на удовлетворение спроса населения на бытовые услуги (мастерские, ателье, приемные пункты, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотографии и др);
42) бытовые услуги - платные услуги, оказываемые физическими лицами (за исключением услуг ломбардов), классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
Статья 3. Законодательство о регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения
1. Законодательство о регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, законодательства о техническом регулировании, законодательства о защите прав потребителей, законодательства об общественных объединениях, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации, не могут противоречить настоящему Федеральному закону.
3. По вопросам регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
Статья 4. Основные принципы регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации
Основными принципами регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации являются:
1) обоснованность и объективность применения мер регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации, гармонизация механизмов регулирования с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
2) исключение неоправданного вмешательства государства в регулирование розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации;
3) защита рынка товаров и услуг потребительского назначения в Российской Федерации от некачественных и фальсифицированных товаров;
4) защита прав и законных интересов граждан, в том числе путем реализации мер социальной помощи малообеспеченным и другим льготным категориям населения.
5) обеспечение свободного перемещения товаров и услуг потребительского назначения на территории Российской Федерации.
Глава II. Предметы ведения и полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения
Статья 5. Предметы ведения Российской Федерации в области регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения
В ведении Российской Федерации в области регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения находятся:
1) государственное прогнозирование и формирование государственной политики развития розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации, обеспечение продовольственной безопасности государства;
2) формирование и реализация федеральных и межрегиональных целевых программ развития розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
3) установление порядка государственного регулирования цен на отдельные виды товаров и отдельные виды услуг;
4) установление общих принципов организации и проведения государственного контроля и надзора в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
5) организация и проведение государственного контроля и надзора за соблюдением федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих розничную торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание населения;
6) установление правил продажи отдельных видов товаров, требующих особых условий хранения и реализации, правил оказания услуг общественного питания, правил бытового обслуживания населения;
7) установление обязательных требований к безопасности товаров;
8) установление единых правовых основ лицензирования реализации отдельных видов товаров и оказания отдельных видов услуг, сертификации и иных механизмов регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
9) формирование федеральных государственных информационных ресурсов, содержащих информацию о рынке товаров и услуг потребительского назначения, и установления перечня документированной информации, предоставляемой в обязательном порядке для формирования государственных информационных ресурсов;
10) разработка предложений по совершенствованию механизма международного сотрудничества, заключение межправительственных договоров и соглашений;
11) осуществление статистического и информационно-аналитического наблюдения за состоянием розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
12) осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением требований нормативных правовых актов Российской федерации, специально уполномоченными федеральными органами.
Статья 6. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения
К предметам ведения субъектов Российской Федерации в области регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения относятся:
1) участие в реализации государственной политики Российской Федерации по регулированию розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
2) формирование и реализация региональных программ развития розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
3) зонирование (утверждение схем размещения) объектов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения на территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований в соответствии с планами развития территорий;
4) установление специальных защитных мер на территории субъекта Российской Федерации в отношении поступающих в розничную продажу отдельных видов товаров в соответствии с федеральным законодательством;
5) формирование государственных информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, содержащих информацию о рынке товаров и услуг потребительского назначения;
6) лицензирование отдельных видов деятельности в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения в соответствии с федеральным законодательством;
7) контроль за соблюдением норм и правил, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в пределах предоставленных им полномочий;
8) установление законами субъектов федерации административной ответственности за нарушения положений нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принятых в пределах предоставленных им полномочий.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения
1. В целях создания условий для обеспечения жителей поселения услугами розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения органы местного самоуправления реализуют следующие полномочия:
1) организация обслуживания отдельных категорий граждан, пользующихся социальной поддержкой;
2) установление с учетом местных условий перечня социально значимых видов товаров и перечня социально значимых видов услуг, обязательных к реализации (оказанию) в объектах соответствующей специализации;
3) установление правил работы рынков, порядка размещения и правил работы стационарных некапитальных и нестационарных (передвижных) объектов, разносчиков в соответствии с настоящим Федеральным законом и с учетом местных условий;
4) определение перечней товаров, запрещенных к реализации на рынках и объектах рыночного типа в соответствии с настоящим Федеральным законом и с учетом местных условий;
5) установление правил работы кладбищ в соответствии с настоящим Федеральным законом и с учетом местных условий;
6) проведение контроля за соблюдением нормативных правовых актов в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в пределах представленных им полномочий;
7) организация изучения и прогнозирования спроса на товары и услуги потребительского назначения, информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка товаров и услуг потребительского назначения на территории муниципального образования;
8) определение единой концепции и требований к праздничному оформлению предприятий потребительского рынка к государственным датам и особенностей размещения средств наружной рекламы и информации, с учетом местных условий;
9) формирование товарных запасов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
2. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут в установленном порядке наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере регулирования розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, предоставленными им в соответствии с настоящим Федеральным законом, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Статья 8. Особенности регулирования розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Глава III. Полномочия общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), саморегулируемых организаций в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения
Статья 9. Полномочия общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения
Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
1) осуществлять полномочия, предусмотренные законодательством об общественных объединениях;
2) участвовать в реализации федеральных и региональных целевых программ в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;
3) участвовать в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;
4) проверять соблюдение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих розничную торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание населения, составлять акты о выявленных нарушениях и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственного контроля и надзора, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях.
Органы государственного контроля и надзора обязаны рассматривать акты общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) о выявленных нарушениях и принимать по ним меры.
Статья 10. Полномочия саморегулируемых организаций в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения
1. Саморегулируемые организации в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения вправе:
1) разрабатывать и устанавливать правила и стандарты саморегулируемых организаций в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;
2) осуществлять контроль за деятельностью своих участников на предмет соблюдения правил и стандартов саморегулируемой организации;
3) привлекать к ответственности участников саморегулируемой организации за нарушения требований устава, правил и стандартов саморегулируемой организации;
4) организовывать проведение третейских разбирательств споров, возникающих между участниками саморегулируемой организации, а также споров, возникающих с участием потребителей производимых участниками саморегулируемой организации товаров (работ, услуг) и иных лиц, в соответствии с законодательством о третейских судах;
5) представлять интересы участников саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
6) организовывать профессиональное обучение, аттестацию или сертификацию участников или сотрудников участников саморегулируемой организации.
2. Саморегулируемая организация вправе осуществлять по отношению к своим участникам также иные предусмотренные ее уставом и не противоречащие законодательству функции.
Глава IV. Основные требования к организации и осуществлению розничной торговли, предоставлению услуг общественного питания и бытовому обслуживанию населения
Статья 11. Требования к субъектам, осуществляющим розничную торговлю, предоставление услуг общественного питания, бытовое обслуживание населения.
1. Деятельность на рынке товаров и услуг потребительского назначения на территории Российской Федерации вправе осуществлять любые российские и иностранные юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в качестве таковых в соответствии с федеральным законодательством, а также ведущие личное подсобное хозяйство граждане, осуществляющие реализацию сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства (в случаях, предусмотренных федеральным законом).
2. Не допускается деятельность на рынке товаров и услуг потребительского назначения, имеющая своей целью извлечение прибыли от требования присоединения к покупателю других покупателей (т.н. "пирамиды").
Статья 12. Требования к объектам розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения.
1. Для осуществления деятельности на рынке товаров и услуг потребительского назначения субъекты используют специально оборудованные стационарные капитальные и некапитальные объекты, а также специально оборудованные нестационарные (передвижные) объекты, либо не используют объекты при реализации товаров с рук (разносчики).
Типы объектов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения определяются Правительством Российской Федерации.
2. Объекты могут размещаться в отдельно стоящих зданиях и строениях, в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам помещениях либо зданиях и строениях иного назначения, на землях поселений, территории промышленных и иных объектов, с учетом ограничений, установленных настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Не допускается размещать пристроенными, встроенными и встроенно-пристроенными в жилые здания:
1) объекты с режимом работы после 23 часов;
2) бани и сауны (кроме индивидуальных саун в квартирах и одноквартирных домах);
3) объекты общественного питания с числом мест более 50 и общей площадью более 250 м2 с режимом функционирования после 23 часов и с музыкальным сопровождением;
4) прачечные и химчистки (кроме приемных пунктов и прачечных самообслуживания производительностью до 75 кг в смену);
5) похоронные бюро.
Федеральным законодательством могут быть установлены иные ограничения для размещения объектов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения в отдельно стоящих зданиях и строениях, в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам помещениях, в том числе приводящие к загрязнению территории и воздуха жилой застройки.
3. Не допускается размещение в объектах розничной торговли, бытового обслуживания предприятий игорного бизнеса (игровых залов, игровых автоматов и т.д.).
4. Стационарные капитальные и некапитальные объекты, рынки вводятся в эксплуатацию посредством государственной приемочной комиссии с установленным специальным технологическим оборудованием.
5. К государственным праздничным дням Российской Федерации и праздничным дням субъекта Российской Федерации объекты розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения должны иметь праздничное оформление в соответствии с единой концепцией. утверждаемой органами местного самоуправления.
6. В случае принятия субъектом, осуществляющим розничную торговлю, предоставление услуг общественного питания, бытовое обслуживание населения решения о круглосуточном режиме работы объекта, такое решение должно быть согласовано с органами местного самоуправления.
Статья 13. Особенности регулирования арендных отношений с субъектами, осуществляющими розничную торговлю, предоставление услуг общественного питания, бытовое обслуживание населения
В случае если объект розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения находится у субъекта на праве аренды, по истечении срока аренды собственник объекта обязан перезаключить с субъектом договор аренды на новый срок, кроме случаев нарушений условий договора или изменения существенных условий договора аренды.
Статья 14. Формирование схем размещения объектов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения
1. В целях экономически и социально обоснованного распределения объектов, учета интересов населения, обеспечения территориальной доступности объекты розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения размещаются в соответствии с градостроительным законодательством и планами развития территорий.
2. Крупные объекты розничной торговли, общественного питания размещаются в соответствии с разрабатываемыми субъектами Российской Федерации схемами размещения крупных объектов на территории субъекта Российской Федерации, в том числе в составе региональных схем размещения объектов, на основе нормативов обеспеченности жителей региона товарами и услугами потребительского назначения.
Решение о строительстве крупных торговых объектов, общественного питания принимается на основании правового акта органа власти субъектов Российской Федерации.
3. Органы власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать зонирование (схемы размещения) специализированных объектов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения по реализации социально значимых видов товаров и (или) по оказанию социально значимых видов услуг.
В случае размещения специализированных объектов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения в соответствии с утвержденными схемами запрещается использование таких объектов для осуществления другого вида деятельности.
Статья 15. Социально значимые виды товаров и социально значимые виды услуг
1. В объекте розничной торговли, бытового обслуживания населения соответствующей специализации должны реализовываться социально значимые виды товаров и предоставляться социально значимые виды услуг.
2. К социально-значимым видам товаров относятся:
1) продовольственные товары: хлеб и хлебобулочные изделия, соль, сахар, чай, мясо, молоко, кисломолочные продукты, масло животное и растительное, маргарин, яйцо, рыба, крупа, макаронные изделия, картофель, капуста, свекла, морковь, лук;
2) непродовольственные товары: мыло и синтетические моющие средства, зубная паста, зубные щетки, чулочно-носочные изделия, школьно-письменные товары, иглы и нитки швейные, спички.
3. К социально значимым видам услуг относятся:
1) для парикмахерских - простая стрижка;
2) для прачечных - стирка постельного белья;
3) для предприятий по ремонту бытовой, радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов - ремонт холодильников, телевизоров, утюгов;
4) для ателье - ремонт швейных и трикотажных изделий без перекроя и перешива;
5) для предприятий металлоремонта - изготовление ключей;
6) для предприятий по ремонту обуви - все виды ремонта, кроме обновления, замены верха, замены подошв.
4. Органы местного самоуправления с учетом местных условий могут сокращать перечень социально значимых товаров, предусмотренный частью второй настоящей статьи, и перечень социально значимых видов услуг, предусмотренный частью третьей настоящей статьи.
Статья 16. Организация обслуживания отдельных категорий покупателей, пользующихся социальной защитой
1. Для обслуживания отдельных категорий покупателей, пользующихся социальной защитой, органами местного самоуправления в установленном ими порядке могут быть определены специализированные объекты, в которых реализуются товары (оказываются услуги), стоимость которых ниже средних цен на такие товары (услуги) в регионе.
2. Для таких объектов нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть установлены льготы или прямые денежные компенсации за счет средств субъектов Российской Федерации.
Статья 17. Государственный контроль и надзор в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения
1. Государственный контроль и надзор за соблюдением федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих розничную торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание населения, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору (его территориальными органами), в порядке, установленном федеральным законом.
2. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих розничную торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание населения, осуществляются уполномоченным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
3. Органы государственного контроля и надзора вправе:
1) осуществлять мероприятия по государственному контролю и надзору за соблюдением установленных требований в сфере регулирования розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, в том числе по обращениям общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) и саморегулируемых организаций;
2) выдавать предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере регулирования розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения в срок, установленный с учетом характера нарушения;
3) обращаться в лицензирующие органы (направлять представления) о приостановлении, аннулировании действия лицензии на реализацию товаров (предоставление услуг);
4) принимать мотивированные решения о приостановлении реализации опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан товаров (услуг), а также товаров, изготовленных с нарушениями требований нормативной документации;
5) применять административные наказания;
6) обращаться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае осуществления им деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, либо с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации в сфере регулирования розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;
7) обращаться в арбитражный суд с требованием о компенсации в доход государства неправомерно полученной прибыли в результате реализации опасных (вредных) для жизни и здоровья граждан товаров.
Для обращения в арбитражный суд органы государственного контроля и надзора обязаны оценить размер неправомерно полученной прибыли.
Статья 18. Разработка, утверждение и реализация федеральных, межрегиональных и региональных программ развития розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения
1. В целях поддержки деятельности на рынке товаров и услуг потребительского назначения, связанной с реализацией социально значимых товаров и (или) оказанием услуг, обеспечения продовольственной безопасности государства, решения приоритетных задач на рынке товаров и услуг потребительского назначения, в соответствии с бюджетным законодательством могут формироваться федеральные и межрегиональные программы - комплексные системы целевых ориентиров развития розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
Федеральные целевые и межрегиональные программы также формируются по предметам ведения Российской Федерации в сфере регулирования розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Финансирование федеральных целевых и межрегиональных программ развития розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения осуществляется из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
2. Субъекты Российской Федерации вправе формировать региональные комплексные и целевые программы развития розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения или предусматривать решение отдельных задач развития розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения в составе комплексных программ развития региона.
Финансирование региональных комплексных и целевых программ развития розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения осуществляется из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ развития розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Глава V. Особые режимы розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения
Статья 19. Особенности размещения крупных объектов потребительского рынка.
1. При размещении крупных объектов потребительского рынка (торговых - площадью более 1000 квадратных метров или объектов общественного питания более 100 посадочных мест), должны соблюдаться права населения на благоприятную среду жизнедеятельности и решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.
2. Строительство, реконструкция крупных объектов потребительского рынка должны осуществляться в соответствии с требованиями разрешенного использования территории, утвержденной проектной документацией, градостроительными, строительными, санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, требованиями безопасности, иными требованиями, установленными законодательством.
Статья 20. Особенности размещения и организации работы стационарных некапитальных и нестационарных (передвижных) объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения мелкорозничной (торговой) сети.
1. В случае недостатка или низкой обеспеченности сетью объектов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и с учетом спроса и предложений жителей данной местности допускается работа:
1) стационарных некапитальных объектов мелкорозничной (торговой) сети - павильонов, киосков, торговых автоматов, иных временных построек;
2) нестационарных (передвижных) объектов мелкорозничной (торговой) сети - лотков, автомагазинов, автоцистерн, тележек.
2. Такие объекты размещаются на свободных землях поселений в соответствии со схемами их размещения на основании:
1) краткосрочных договоров аренды земельных участков для стационарных некапитальных объектов;
2) разрешений, выдаваемых органом местного самоуправления для нестационарных (передвижных) объектов мелкорозничной (торговой) сети.
Порядок разработки схем размещения, порядок размещения и организации работы, включая требования к режиму работы и специализации стационарных некапитальных и нестационарных (передвижных) объектов мелкорозничной (торговой) сети, порядок выдачи разрешений устанавливаются правовыми актами органа местного самоуправления.
3. По истечении срока разрешения на размещение или краткосрочного договора аренды земельного участка владелец стационарного некапитального или нестационарного (передвижного) объекта мелкорозничной (торговой) сети обязан осуществить его вывод, кроме случаев, когда в установленном порядке принято решение о пролонгации срока его размещения.
4. Через стационарные некапитальные и нестационарные (передвижные) объекты мелкорозничной (торговой) сети производится продажа товаров, не требующих особых условий хранения и реализации, и оказание услуг, не требующих особых условий оказания услуг.
5. В нестационарных (передвижных) объектах мелкорозничной (торговой) сети запрещается реализация:
1) продовольственных товаров непромышленного изготовления, не имеющих промышленной упаковки;
2) скоропортящихся продовольственных товаров при отсутствии исправного холодильного оборудования.
6. В стационарных некапитальных и нестационарных (передвижных) объектах мелкорозничной (торговой) сети запрещается реализация спиртных напитков, алкогольной продукции и пива, кроме павильонов, отвечающих требованиям к торговым объектам по реализации такой продукции, установленным законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статья 21. Особенности организации работы разносчиков
1. При проведении спортивно-зрелищных, культурно-массовых мероприятий допускается работа разносчиков - продавцов, осуществляющих разносную торговлю с рук с применением специального оборудования.
2. Работа разносчиков осуществляется на основании разрешений, выдаваемых в порядке, установленном органом местного самоуправления.
3. Разносчики осуществляют продажу мороженого, безалкогольных напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара, сувенирных изделий.
Статья 22. Особенности размещения и организации работы рынков и объектов рыночного типа
1. Рынки и объекты рыночного типа размещаются на специально отведенных землях поселений в порядке, определяемом правовыми актами органов местного самоуправления, с учетом спроса и предложений жителей данной местности, в том числе в целях поддержки социально незащищенных категорий населения.
2. Порядок (правила) работы рынков устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений, установленных настоящей статьей.
3. Режим работы рынков устанавливается компанией, управляющей рынком по согласованию с органом местного самоуправления, если это предусмотрено правовыми актами органа местного самоуправления.
4. Органы местного самоуправления вправе при принятии решения о размещении рынка определять их специализацию и ассортимент товаров (услуг) реализуемых на рынке.
5. Компания, управляющая рынком, обязана:
1) организовать работу рынка и связанных с его деятельностью процессов в строгом соответствии с действующими санитарными правилами и нормами, определяющими осуществление торговой деятельности и обеспечивающими охрану окружающей среды, эпидемическую, эпизоотическую и экологическую безопасность в районе его расположения, принимать необходимые меры по поддержанию общественного порядка, организации сторожевой охраны, обеспечить необходимые условия для нормального функционирования рынка, в том числе по энерго-, тепло- и водоснабжению;
2) расторгать договоры на предоставление торговых мест и использовать иные меры воздействия к арендаторам, допускающим нарушения установленных требований к осуществлению торговой деятельности на рынках.
6. Торговые места на рынках предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при обязательном предъявлении документов (оригиналов или копий, заверенных в установленном порядке):
- документа о государственной регистрации предпринимательской деятельности;
- разрешения на привлечение иностранной рабочей силы при использовании иностранных работников.
7. На рынках запрещается реализация товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена в соответствии с федеральным законодательством, а также:
1) спиртных напитков, алкогольной продукции и пива;
2) консервированных продуктов домашнего приготовления, кулинарных изделий из мяса и рыбы, кондитерских изделий, приготовленных в домашних условиях;
3) технически сложных товаров бытового назначения;
4) аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носителей;
5) товаров бытовой химии, пестицидов и агрохимикатов;
6) пиротехнических изделий;
7) изделий из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненных драгоценных камней;
8) автомобилей, прицепов и номерных агрегатов к ним;
9) прогулочных судов;
10) оружия, основных частей оружия, патронов к нему.
8. Органы местного самоуправления с учетом местных условий вправе сокращать перечень запрещаемых к реализации на рынках товаров, предусмотренный частью седьмой настоящей статьи.
Статья 23. Особенности размещения и организации работы объектов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения на отдельных территориях Российской Федерации
1. Размещение и организация работы объектов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения на закрытых территориях; на железнодорожном, воздушном и морском транспорте; в таможенной зоне; в образовательных учреждениях осуществляется с учетом специфики обслуживаемых категорий покупателей в порядке, устанавливаемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. На указанных в пункте 1 настоящей статьи территориях могут быть введены нормы отпуска отдельных видов товаров с ограничением форм реализации товаров (оказания услуг), ассортимента реализуемых товаров (оказываемых услуг) и режима работы объектов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения.
Глава VI. Делопроизводство в розничной торговле,
общественном питании, бытовом обслуживании населения
Статья 24. Журнал учета мероприятий по контролю
1. В каждом объекте розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, а также у разносчиков должен находиться журнал учета мероприятий по контролю, в который должностным лицом органа государственного контроля и надзора, иным органом, осуществляющим мероприятия по контролю и надзору, производится запись о проведенном мероприятии по контролю.
2. Форма журнала учета мероприятий по контролю определяется Правительством Российской Федерации.
3. Журнал учета мероприятий по контролю должен быть зарегистрирован в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
Плата за регистрацию журнала учета мероприятий по контролю не взимается.
Статья 25. Книга отзывов и предложений
1. В каждом объекте розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения на информационном стенде должна находиться книга отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.
Книга отзывов и предложений должна быть прошита, пронумерована, удостоверена печатью продавца и зарегистрирована в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Плата за регистрацию книги отзывов и предложений не взимается.
2. В случае внесения покупателем записи в книгу отзывов и предложений продавец обязан в двухнедельный срок рассмотреть такую запись и принять необходимые меры к устранению отмеченных недостатков и нарушений в работе объекта или осуществлению приемлемых предложений.
Для сведения покупателя, внесшего запись, и органов государственного контроля и надзора продавец делает в книге отзывов и предложений отметку о принятых мерах и в пятидневный срок в обязательном порядке направляет письменный ответ заявителю, указавшему свой адрес.
3. Форма книги отзывов и предложений, порядок ее ведения и регистрации устанавливается субъектами Российской Федерации.
Глава VII. Государственные информационные ресурсы
Статья 26. Формирование государственных информационных ресурсов
1. В целях создания условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач развития розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации формируют государственные информационные ресурсы, содержащие информацию о рынке товаров и услуг потребительского назначения.
2. Правительство Российской Федерации формирует федеральные государственные информационные ресурсы (реестры), содержащие сведения о продавцах, реализующих товары посредством электронной торговли или дистанционного способа продажи товаров.
Порядок формирования федеральных государственных информационных ресурсов устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Субъекты Российской Федерации формируют государственные информационные ресурсы субъектов Российской Федерации (реестры), содержащие сведения об объектах, размещенных на территории субъекта Российской Федерации, и (или) субъектах, осуществляющих в них деятельность.
Порядок формирования государственных информационных ресурсов субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
4. Сведения, содержащиеся в государственных информационных ресурсах, являются открытыми и общедоступными.
5. Плата за внесение информации в государственные информационные ресурсы с субъектов, осуществляющих розничную торговлю, предоставление услуг общественного питания, бытовое обслуживание населения, реализующих товары посредством электронной торговли или дистанционного способа продажи товаров, не взимается.
Статья 27. Сведения для формирования государственных информационных ресурсов субъектов Российской Федерации
1. Субъекты, осуществляющие розничную торговлю, предоставление услуг общественного питания, бытовое обслуживание населения, обязаны предоставлять следующие сведения для формирования государственных информационных ресурсов субъектов Российской Федерации в виде документированной информации:
1) заявление с указанием адреса (места нахождения) юридического лица или индивидуального предпринимателя, его телефона, индивидуального номера налогоплательщика, а также сведений об объекте розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения: названия, типа, специализации, режима работы, общей площади объекта, площади торгового зала (для объектов розничной торговли, павильонов), количества посадочных мест (для объектов общественного питания), количества работающих (для объектов бытового обслуживания населения);
2) копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в объекте розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;
3) копию правоустанавливающего документа на объект, используемый для осуществления розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения (копия договора купли-продажи, копия договора аренды и т.д.);
4) копию акта приемочной комиссии о приемке объекта, используемого для осуществления розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, в эксплуатацию.
2. Иные, не предусмотренные частью первой настоящей статьи сведения для внесения для формирования государственных информационных ресурсов предоставляются с согласия заявителей, за исключением конфиденциальной информации, персональных данных и информации, содержащей коммерческую тайну.
Статья 28. Сведения для формирования федеральных государственных информационных ресурсов
1. Субъекты, реализующие товары посредством электронной торговли или дистанционного способа продажи товаров, обязаны предоставлять следующие сведения для формирования федеральных государственных информационных ресурсов в виде документированной информации:
1) заявление с указанием адреса (места нахождения) юридического лица или индивидуального предпринимателя, его телефона, индивидуального номера налогоплательщика;
2) копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
2. Иные, не предусмотренные частью первой настоящей статьи сведения для внесения для формирования государственных информационных ресурсов предоставляются с согласия заявителей, за исключением конфиденциальной информации, персональных данных и информации, содержащей коммерческую тайну.
Глава VIII. Кадровое обеспечение
Статья 29. Общие требования к работникам
1. Работы, связанные с обслуживанием покупателей (потребителей), продавцы (исполнители) могут выполнять самостоятельно или использовать работников.
Работником является представитель продавца (исполнителя), выступающий от имени продавца (исполнителя) и в его интересах в силу доверенности или указания закона, или продавец (исполнитель), если он самостоятельно осуществляет обслуживание покупателей (потребителей).
Продавец (исполнитель) вправе самостоятельно осуществлять обслуживание покупателей (потребителей), если он отвечает всем требованиям, предъявляемым к работникам в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Для выполнения работ, непосредственно связанных с обслуживанием покупателей (потребителей), продавцы (исполнители) должны иметь квалифицированных работников с соответствующим профессиональным образованием и профессиональной подготовкой, профессиональной гигиенической подготовкой и прошедших медицинские осмотры.
3. В торговом зале работники, непосредственно связанные с обслуживанием покупателей (потребителей), должны находиться в единой форменной одежде и обуви, находящейся в опрятном и исправном состоянии и отвечающей требованиям санитарного законодательства.
Статья 30. Профессиональное образование и профессиональная подготовка и переподготовка
1. Работники, осуществляющие непосредственное обслуживание покупателей (потребителей) должны иметь профессиональную подготовку в объеме курсового обучения, подтвержденного соответствующим документом.
2. Работники должны раз в три года проходить профессиональную переподготовку за счет средств продавца (исполнителя), по результатам которой производится аттестация.
Статья 31. Профессиональная гигиеническая подготовка
1. Профессиональную гигиеническую подготовку ежегодно проходят работники, связанные с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды.
2. Порядок проведения профессиональной гигиенической подготовки, а также аттестации по ее результатам определяется Правительством Российской Федерации.
3. Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация по ее результатам проводятся за счет средств продавца (исполнителя).
4. Сведения об аттестации по результатам профессиональной гигиенической подготовки заносятся в личные медицинские книжки работников, порядок ведения которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 32. Медицинские осмотры
1. Работники обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Предварительные медицинские осмотры проводятся работниками за свой счет или за счет средств работодателя.
3. Периодические профилактические медицинские осмотры проводятся за счет средств продавца (исполнителя).
Глава IX. Заключительные положения
Статья 33. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
2. Впредь до приведения нормативных правовых актов Российской Федерации в области регулирования розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Проект федерального закона
"О ремесленной деятельности и ремесленных объединениях в Российской Федерации"
Глава I. Общие положения
Статья 1. Правовое регулирование в области ремесленной деятельности
Правовое регулирование отношений в области профессиональной ремесленной деятельности основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, федерального закона "О некоммерческих организациях", закона Российской Федерации "Об образовании", других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
Отношения в области ремесленной деятельности, касающиеся правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, регулируются законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Статья 2. Предмет регулирования и цель настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе профессиональной ремесленной деятельности в целях защиты здоровья человека, обеспечения безопасной и благоприятной среды его жизнедеятельности, сохранения культурного наследия, восстановления и развития инфраструктуры населенных мест, увеличения занятости населения и защиты прав потребителей продукции ремесленников.
2. Настоящий Федеральный закон определяет права, обязанности, ответственность и формы организации граждан и юридических лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, а также деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по направлениям, изложенным в настоящем Федеральном законе.
3. Настоящий Федеральный закон регулирует специфические отношения, возникающие в процессе профессиональной подготовки ремесленников.
4. Субъекты Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом могут принимать по вопросам, относящимся к ремесленной деятельности законы и иные нормативные правовые акты.
5. Целью настоящего Федерального закона является формирование единого безопасного рынка ремесленных товаров и услуг, обеспечение возрождения традиций профессиональной ремесленной деятельности и ремесленных организаций в Российской Федерации, являющихся объектом культурного наследия и средством удовлетворения потребностей населения в товарах, работах и услугах потребительского назначения, развития производительной инфраструктуры населенных мест, увеличения занятости населения, подготовки профессиональных ремесленников, защиты прав потребителей продукции ремесленников.
Статья 3. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
ремесленная деятельность - вид профессиональной деятельности по производству товаров, работ, оказанию услуг преимущественно потребительского назначения (личного, семейного, бытового, домашнего, художественно-прикладного и т.п.) мелкими партиями, штучно, в том числе по индивидуальным заказам, с использованием особых знаний, специальных технологий, навыков, умений, традиций, секретов. Ремесленная деятельность осуществляется субъектами ремесленной деятельности;
субъекты ремесленной деятельности (ремесленничества) - индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии со следующими критериями:
не менее 50% от общего объема выпускаемой субъектом ремесленничества продукции и услуг производятся посредством ремесленной деятельности;
не менее 20% работающих по трудовому договору на данном хозяйствующем субъекте являются ремесленниками;
ремесленник - физическое лицо, обладающее профессиональной квалификацией, подтвержденной документом установленного образца по ремесленной профессии, входящей в "Перечень ремесленных профессий" и ведущее ремесленную деятельность;
другие участники ремесленной деятельности - учебные, учебно-производственные, научные, проектно-конструкторские, монтажно-наладочные, рекламные и иные организации и предприниматели, работающие по договорам с ремесленниками или ремесленными организациями;
политика в области ремесленной деятельности - совокупность организационных, правовых, экономических, контрольных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления совместно с некоммерческими организациями, а также ремесленными объединениями и субъектами ремесленной деятельности для реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом;
ремесленный реестр - информационная система, содержащая сведения о субъектах ремесленной деятельности. Вхождение в Ремесленный реестр носит заявительный характер и обеспечивает предоставление субъектам ремесленной деятельности дополнительных услуг и льгот, если они установлены настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении ремесленной деятельности в пределах их полномочий;
ремесленная организация - организация, создаваемая субъектами ремесленной деятельности по территориальному или отраслевому принципу с целью осуществления ремесленной деятельности и (или) содействия субъектам ремесленничества в осуществлении научной, производственной, технологической, информационной, консультационной, образовательной и иной деятельности. К ремесленным организациям в соответствии с решением Ремесленной палаты России или ремесленной палаты субъекта Российской Федерации могут быть также отнесены иные организации, способствующие осуществлению ремесленной деятельности в том числе: специализированные торгово-ярмарочные комплексы, выставочные залы, центры ремесел.
саморегулируемая ремесленная организация - ремесленная палата или ремесленное объединение в форме некоммерческой организации, осуществляющая самостоятельную инициативную деятельность от имени субъектов ремесленной деятельности, содержанием которой является разработка и установление правил и стандартов ремесленной деятельности для участников данной организации, а также осуществление контроля за их соблюдением;
ремесленная палата (палата ремесел) - негосударственная некоммерческая саморегулируемая ремесленная организация, объединяющая субъектов ремесленной деятельности. Ремесленная палата образуется на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также на территории других административно - территориальных образований. На одной и той же территории может быть образована только одна ремесленная палата;
округ ремесленной палаты - территория (группа территорий), на которую распространяется деятельность данной ремесленной палаты, совпадающая с административно-территориальным делением, согласованная с государственными органами власти или органами местного самоуправления административно-территориальных образований, составляющих данный округ;
мастер - физическое лицо, получившее документ установленного образца (свидетельство) о присвоении ему профессиональной ремесленной квалификации "мастер", имеющий право обучать своему ремеслу учеников и обладать (ставить) специальным знаком (клеймом).
Глава II. Занятие ремесленной деятельностью
Статья 4. Перечень ремесленных профессий и видов ремесленной деятельности
1. Перечень ремесленных профессий в соответствии с настоящим Федеральным законом утверждается Правительством Российской Федерации с учетом предложений Ремесленной палаты России.
2. Для ремесленных профессий, вошедших в данный перечень, разрабатывается "Единый тарифно-квалификационный справочник ремесленных профессий", содержащий в соответствии с данным Федеральным законом квалификационные характеристики ремесленных видов деятельности в зависимости от их сложности, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам ремесленников в зависимости от их квалификации.
3. Перечень видов ремесленной деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом утверждается Правительством Российской Федерации с учетом предложений Ремесленной палаты России.
4. Субъект Российской Федерации, учитывая территориальные, национальные, исторические, культурные, организационные и иные особенности , вправе своим нормативным правовым актом ограничить для своей территории перечень ремесленных профессий и видов ремесленной деятельности.
Статья 5. Ремесленный реестр
Субъекты ремесленной деятельности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона вносятся в Ремесленный реестр, который ведет, по поручению уполномоченного органа, ремесленная палата данного округа. В особую часть Ремесленного реестра вносится информация о других участниках ремесленной деятельности.
Ремесленный реестр создается для:
хранения и актуализации информации о субъектах ремесленной деятельности и обеспечения оперативного доступа к ней;
регистрации обращений субъектов и других участников ремесленной деятельности;
обоснования решений о предоставлении субъектам ремесленной деятельности и другим участникам ремесленной деятельности дополнительных льгот, установленных для них настоящим Федеральными законом и принимаемыми в соответствии с ним другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий;
решения аналитических задач по выявлению тенденций развития ремесленной деятельности;
проведения опросов субъектов ремесленной деятельности;
сбора и анализа информации о формировании рынка сбыта продукции (услуг, работ), производимых субъектами ремесленной деятельности.
Ремесленный реестр включает в себя необходимые данные, содержащие информацию о субъектах ремесленной деятельности и решениях, принятых по их заявлениям.
Не включение субъекта ремесленной деятельности в Ремесленный реестр не может служить основанием для отказа в предоставлении ему льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации утверждает "Положение о Ремесленном реестре и форму свидетельства о регистрации в ремесленном реестре.
После регистрации в Ремесленном реестре ремесленная палата выдает субъекту ремесленной деятельности свидетельство, подтверждающее регистрацию.
Глава III. Профессиональное обучение ремесленным профессиям
Статья 6. Право на обучение ремесленным профессиям
1. Профессиональное обучение в сфере ремесленной деятельности осуществляется в соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании", настоящим Федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами и с участием ремесленных палат в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в части профессионального обучения и профессиональной подготовки по ремесленным профессиям и может обеспечиваться при:
получении профессионального образования в образовательных учреждениях, реализующих профессиональные ремесленные образовательные программы соответствующего уровня;
осуществлении профессиональной подготовки в образовательных учреждениях профессионального образования различного уровня и других образовательных учреждениях: учебно-производственных и учебно-курсовых комбинатах, учебно-производственных центрах, школах редких профессий и т.д., а также образовательных подразделениях ремесленных палат и в порядке индивидуальной подготовки у мастеров;
обеспечении дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка);
профессиональном обучении в форме экстерната.
2. При получении лицензии на право проведения профессионального образования и подготовки по ремесленным профессиям в состав экспертной комиссии включаются представители от общественности, в том числе от ремесленной палаты данного округа.
3. Положение о профессиональном обучении ремесленным профессиям утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Специфические требования к образовательным учреждениям, образовательным подразделениям ремесленных палат и субъектам ремесленной деятельности, осуществляющим профессиональное обучение
1. При осуществлении профессионального обучения в сфере ремесленной деятельности образовательные учреждения, образовательные подразделения ремесленных палат, субъекты ремесленной деятельности должны соответствовать следующим требованиям:
иметь аттестованных мастеров по соответствующему виду (видам) ремесленной профессии;
иметь аттестованные рабочие места для профессионального обучения соответствующей ремесленной профессии или заключенные договоры с субъектами ремесленной деятельности, имеющие такие рабочие места;
получить общественную аккредитацию Ремесленной палаты России или ремесленной палаты субъекта Российской Федерации;
Положения о профессиональном обучении ремесленным профессиям.
2. При осуществлении итоговой аттестации обучающихся по ремесленным профессиям в состав аттестационной комиссии включается представитель ремесленной палаты данного округа.
Статья 8. Уровни квалификации ремесленных профессий
Принимается единая для Российской Федерации классификация уровней квалификации ремесленных профессий:
мастер высшей категории;
мастер первой категории;
мастер второй категории;
подмастерье;
ученик.
В зависимости от специфики ремесленной профессии допускается пропускать те или иные уровни квалификации.
Статья 9. Основные требования к уровню квалификации
1. Квалификационные требования к мастеру высшей категории, первой и второй категории, подмастерью, а также положение об учениках по ремесленным профессиям устанавливаются с учетом специфики ремесленной деятельности в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
2. Квалификационные требования должны быть сформулированы по следующим разделам:
требования к мастерству и практическим навыкам по профессиям;
требования к теоретическим знаниям по профессии;
требования к знаниям в области основ законодательства, экономики, организации производства, предпринимательства и права;
требования к знаниям в области психологии и педагогики и осуществления профессионального обучения на производстве.
3. Получение ремесленной квалификации осуществляется при наличии определенного стажа работы по данной профессии, а именно для:
мастера высшей категории - не менее 5 лет работы мастером первой категории;
мастера первой категории - не менее 3 лет работы мастером второй категории;
мастера второй категории - не менее 2 лет работы подмастерьем или не менее 2 лет рабочего стажа.
В порядке исключения указанные сроки стажа работы могут быть сокращены по ходатайству ремесленной палаты.
4. Для получения ремесленной квалификации мастера высшей категории необходимо наличие среднего общего образования, мастера первой и второй категории - основного общего образования, подмастерья - начального общего образования.
В исключительных случаях по ходатайству ремесленной палаты и наличия стажа работы по данной профессии не менее 10 лет общий образовательный ценз для мастера высшей категории, мастера первой и второй категории может быть снижен на один уровень.
5. Ремесленные квалификации: мастер высшей категории, мастер первой и второй категории, подмастерье могут быть получены соискателем, имеющим профессию схожую с ремесленной при наличии свидетельства установленного образца, соответствующим критериям отнесения к субъекту ремесленничества и удовлетворяющим основным требования к уровню квалификации ремесленника.
Решение о квалификационном соответствии в этом случае принимает специальная квалификационная комиссия, созданная при ремесленной палате субъекта Российской Федерации или Ремесленной палаты России. Примерное положение о такой квалификационной комиссии принимает Ремесленная палата России.
Статья 10. Стандарты на профессиональное образование и подготовку кадров по ремесленным специальностям и профессиям
1. Профессиональное образование по ремесленным специальностям и профессиям осуществляется в соответствии с государственным стандартом профессионального образования по установленному перечню ремесленных специальностей на основе типовых профессиональных образовательных программ соответствующего уровня, учитывающих специфику ремесленной деятельности и утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области образования.
2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется в соответствии со стандартами дополнительного профессионального образования на основе дополнительных профессиональных образовательных программ по ремесленным специальностям.
3. Профессиональная подготовка и переподготовка по ремесленным профессиям осуществляется на основе типовых программ подготовки и переподготовки по ремесленным профессиям.
4. Ремесленные палаты, ремесленные объединения и ремесленники участвуют в разработке профессиональных образовательных программ, а также типовых программ подготовки и переподготовки по ремесленным специальностям и профессиям.
Глава IV. Ремесленные объединения и ремесленные палаты
Статья 11. Общие положения
Ремесленные палаты и объединения обеспечивают выполнение функций саморегулирования профессиональной ремесленной деятельности, формирования полноценных рыночных структур и механизмов в ремесленной деятельности, защиты прав и обеспечения социальных гарантий субъектов ремесленной деятельности, организации подготовки ремесленных кадров, формирования единого открытого информационного пространства для ремесленников в Российской Федерации.
Статья 12. Особенности создания ремесленных объединений
1. Организационно-правовые формы ремесленных организаций, компетенция и порядок формирования их органов управления, источники образования имущества, права и обязанности учредителей (членов) и другие положения, касающиеся их деятельности определяются учредительными документами в соответствии с существующим законодательством.
2. Уставы ремесленных палат и объединений разрабатываются на основе примерных уставов и должны, в том числе, содержать следующие разделы:
порядок создания ремесленных палат и объединений;
состав, функции и обязанности органов управления;
функции и обязанности комитетов;
особенности типового договора между членами ремесленной палаты или объединения и самой ремесленной палатой или объединением о взаимных обязательствах;
санкции к членам ремесленных палат и объединений, а также к ремесленным палатам и объединениям при невыполнении уставных требований и требований договора о взаимных обязательствах;
положение о приеме в состав членов и работе с участниками ремесленных палат и объединений;
иные требования, обязательные к выполнению в связи с профессиональной деятельностью.
3. Ремесленные палаты субъектов Российской Федерации осуществляют профессиональную подготовку и переподготовку кадров по ремесленным профессиям, для чего создают образовательные подразделения.
4. Ремесленная палата или объединение являются ремесленными палатой или объединением субъекта Российской Федерации при осуществлении своей деятельности на территории более половины административно-территориальных образований субъекта Российской Федерации или по решению уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
5. Ремесленная палата субъекта Российской Федерации представляет интересы объединения работодателей субъекта Российской Федерации, организующих ремесленную деятельность.
6. Использование слов и словосочетаний "ремесленная палата" (палата ремесел) в названиях других организаций, не подпадающих под действие настоящего Федерального закона, не допускается.
Статья 13. Формы и методы государственной поддержки ремесленной деятельности
1. Ремесленная деятельность основывается на принципах добровольности, равноправия и самоуправления. Она осуществляется при поддержке органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством и положениями настоящего Федерального закона.
2. Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают экономические, социальные и иные условия для сохранения, возрождения и развития ремесленной деятельности, в том числе:
разрабатывают и реализуют меры, направленные на совершенствование правового регулирования государственной поддержки ремесленной деятельности;
проводят анализ состояния субъектов ремесленничества и эффективности применения мер по их государственной поддержке, подготавливают прогнозы развития ремесленной деятельности и предложения по приоритетным направлениям и формам ее государственной поддержки;
разрабатывают и реализуют государственные и муниципальные программы развития и поддержки ремесленной деятельности, обеспечивают участие субъектов ремесленничества в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных (муниципальных) нужд;
координируют деятельность ремесленных организаций;
принимают целевые программы сохранения и возрождения ремесленных традиций;
способствуют осуществлению инвестиционных проектов в целях сохранения, возрождения и развития ремесленной деятельности;
устанавливают для субъектов ремесленничества и ремесленных организаций льготы по использованию государственного и муниципального имущества, по налогам и сборам, тарифам на продукцию и услуги естественных монополий, а также порядок заготовки и приобретения сырья и материалов, подлежащих учету и охране в соответствии с законодательством Российской Федерации;
устанавливают для субъектов ремесленничества иные льготы и преференции, в том числе по использованию средств всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных фондов для финансирования мероприятий, направленных на поддержку ремесленной деятельности;
способствуют пропаганде ремесленного искусства в Российской Федерации и за пределами Российской Федерации, в том числе посредством организации выставок, конкурсов, аукционов, специализированной торговле ремесленными изделиями;
принимают меры по сохранению ремесленных традиций и технологий, в том числе при осуществлении процедур, направленных на предотвращение банкротства субъектов ремесленничества, при реорганизации или ликвидации указанных организаций;
осуществляют иные меры по организационной, финансовой, имущественной, информационной поддержке субъектов ремесленничества и ремесленных организаций, стимулированию их производственной, коммерческой, выставочно-ярмарочной деятельности, поддержке их внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества, созданию механизма участия ремесленников в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд, созданию и развитию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов ремесленничества, начинающих ремесленников и государственных служащих, отвечающих за поддержку, развитие и регулирование ремесленной деятельности.
3. Преимущественное право на получение поддержки со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления имеют субъекты ремесленной деятельности, внесенные в Ремесленный реестр, являющиеся субъектами малого предпринимательства, юридическими лицами: не относящимися к категории дочерних или зависимых хозяйственных обществ, не имеющими в качестве учредителей (участников, членов) органы государственной власти и местного самоуправления.
4. Общее руководство государственной поддержкой ремесленников в Российской Федерации возлагается на уполномоченные органы исполнительной власти.
5. Статус субъекта ремесленничества не является основанием для отказа в получении любых видов поддержки, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации для субъектов предпринимательской деятельности, на общих основаниях.
Статья 14. Государство и ремесленные палаты
1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют взаимодействие с ремесленными палатами через свои уполномоченные структуры в различных формах, в том числе и на основе заключения договоров между ними, в которых зафиксированы профессиональные услуги и работы, оказываемые ремесленными палатами субъектам ремесленной деятельности данного округа, а также формы и методы поддержки ремесленных палат со стороны указанных органов.
2. Ремесленные палаты участвуют в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, затрагивающих ремесленную деятельность.
Порядок и объем участия ремесленных палат в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления заключается во внесении предложений и выступлении с инициативами в органы государственной власти и местного самоуправления, а также в обсуждении предложений, исходящих от органов государственной власти и местного самоуправления, по вопросам, затрагивающим ремесленную деятельность.
Статья 15. Полномочия ремесленной палаты
1. Ремесленные палаты осуществляют следующие полномочия:
оказывают правовую и иную помощь, информационные и иные услуги ремесленным организациям, защищают их интересы, а также осуществляют представительство в вопросах, касающихся их деятельности;
в пределах своей компетенции могут заключать с органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления любые виды договоров о взаимных обязательствах для организации ремесленной деятельности, и в том числе на ведение Ремесленного реестра;
организуют и содействуют ремесленным организациям в решении вопросов профессионального образования и профессиональной подготовки ремесленников, а также создают образовательные подразделения, квалификационные комиссии, экспертные и учебно-методические советы;
образуют в соответствии с законодательством Российской Федерации, постоянно действующие третейские суды;
участвуют в разработке проектов законов, нормативных правовых актов и программ по вопросам ремесленной деятельности;
организуют проведение выставок, семинаров, совещаний по вопросам ремесленной деятельности;
разрабатывают и согласовывают необходимую нормативно-техническую документацию по профессиональным вопросам;
принимают участие в экспертизе проектов строительства и развития объектов ремесленной деятельности;
участвуют в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов ремесленной деятельности;
осуществляют категорирование субъектов ремесленной деятельности, входящих в Ремесленный реестр;
ведут аттестацию рабочих мест субъектов ремесленной деятельности входящих в Ремесленный реестр;
осуществляют иные, определенные настоящим Федеральным законом полномочия.
Статья 16. Ремесленная палата России
1. Ремесленная палата России - общероссийская негосударственная некоммерческая саморегулируемая ремесленная организация, осуществляющая свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов Российской Федерации, имеющая свои структурные подразделения, организации, отделения или представительства.
2. Учредителями Ремесленной палаты России выступают ремесленные палаты субъектов Российской Федерации, ремесленные объединения и другие участники ремесленной деятельности.
3. Ремесленная палата России осуществляет свою деятельность в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, федерального закона "О некоммерческих организациях", других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и своего устава.
4. Ремесленная палата России выполняет свои задачи и функции на федеральном уровне и обладает всеми правами, необходимыми для их осуществления.
5. Ремесленная палата России в соответствии с положениями настоящего Федерального закона и своим уставом осуществляет представительские функции, как в Российской Федерации, так и за границей, объединяет на федеральном уровне ремесленные палаты.
6. Ремесленная палата России принимает участие в подготовке проектов федеральных законов Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих интересы субъектов ремесленничества, иных проектов и программ развития и поддержки ремесленной деятельности.
7. Ремесленная палата России:
разрабатывает примерные уставы ремесленных палат и иных ремесленных объединений;
разрабатывает и принимает типовые рекомендации, правила, технологии, методические и инструктивные материалы, направленные на осуществление, совершенствование и повышение качества ремесленной деятельности;
принимает в установленном порядке примерные правила присвоения категорий субъектам ремесленной деятельности и правила аттестации рабочих мест субъектов ремесленной деятельности;
организует профессиональную подготовку и переподготовку менеджеров в области ремесленной деятельности и ремесленников, создает в этих целях Ремесленную академию и другие образовательные учреждения в соответствии с действующим законодательством;
разрабатывает и принимает в установленном порядке типовые программы подготовки и переподготовки по ремесленным профессиям;
образует Российский учебно-методический совет по ремесленным профессиям;
осуществляет под руководством Правительства Российской Федерации проведение ежегодных съездов ремесленников Российской Федерации;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим Уставом международные контакты и заключает соглашения по вопросам, относящимся к ее деятельности;
представляет интересы своих членов внутри Российской Федерации и в международном ремесленном движении;
выполняет иные предусмотренные законодательством Российской Федерации функции.
8. Ремесленная палата России представляет интересы субъектов ремесленной деятельности и объединений работодателей, организующих ремесленную деятельность.
Глава V. Переходные и заключительные положения
Статья 17. Переходные положения
Ремесленные палаты и объединения, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны привести свои уставы в соответствие с ним в течение 12 месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. опубликования.
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.