Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1.11. Законодательство о государственной поддержке и развитии предпринимательства.
1.11.1 Общие задачи правового регулирования в сфере развития и государственной поддержки предпринимательства
В целях создания необходимых условий для развития предпринимательства, обеспечения экономического роста в Российской Федерации, повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий, развития их научно-производственного потенциала становиться очевидной необходимость подготовки и принятия основополагающего федерального закона, устанавливающего правовые основы, цели и принципы государственного содействия развитию предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Данный законопроект должен быть рамочным, в том числе для уже принятых федеральных законов, предусматривающих государственную поддержку отдельных категорий субъектов предпринимательской деятельности (в т.ч. малых предприятий, организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в особых экономических зонах, на депрессивных территориях и т.д.).
В данном законопроекте должны быть сформулированы цели оказания государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации, основные направления, виды и формы экономического стимулирования государством развития предпринимательства. При этом основными принципами господдержки предпринимательства должны быть адресность и дифференцированный подход при ее оказании.
К объектам поддержки предлагается отнести организации и индивидуальных предприниматели, осуществляющие приоритетные виды деятельности или предпринимательскую деятельность в приоритетных отраслях экономики, либо осуществляющих предпринимательство на территориях депрессивных субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, а также градообразующие, инновационные предприятия, субъекты малого и среднего предпринимательства и ряд других категорий.
Данный перечень предлагается не делать закрытым. Необходимо предусмотреть возможность того, чтобы при необходимости иные категории субъектов предпринимательской деятельности, которым необходимо оказание государственной поддержки, могли быть установлены другими федеральными законами. Кроме того, в законопроекте необходимо предусмотреть положение, согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе расширять указанный перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, относящихся к объектам поддержки, при ее оказании указанными органами за счет собственных средств и ресурсов.
В проекте данного федерального закона также предлагается распределить полномочия и закрепить основные направления деятельности органов государственной власти российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по поддержке предпринимательства.
Государственная поддержка предпринимательства должна осуществляться в виде создания льготных условий использования субъектами предпринимательской деятельности государственных и муниципальных финансовых, материально-технических, научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий, поддержки их внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества, развития трудовых ресурсов в сфере предпринимательства, а также в иных видах и формах, предусмотренных федеральными законами.
Государственную поддержку предпринимательства предлагается осуществлять в соответствии с федеральной, региональными и муниципальными целевыми программами поддержки и развития предпринимательства и иными программами, проектами, разрабатываемыми и реализуемыми, соответственно, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В законопроекте должны быть сформулированы общие правила оказания субъектам предпринимательства финансовой, имущественной, информационной поддержки, поддержки их внешнеэкономической деятельности, а также поддержки в сфере обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для предпринимательской деятельности.
При этом финансовую и имущественную поддержку субъектов предпринимательства предлагается осуществлять исключительно по результатам проведения уполномоченными органами экспертиз бизнес-планов, проектов и программ, представленных субъектами предпринимательской деятельности, претендующих на предоставление имущественной поддержки, а также предварительной экспертной оценки целесообразности их поддержки и возможных социально-экономических результатов ее оказания. Указанные виды поддержки (за исключением "веерных" субсидий отдельным категориям субъектов предпринимательской деятельности) предполагается осуществлять преимущественно на конкурсной основе.
Принятие подобного закона позволит обеспечить реализацию "Промышленной политики ТПП РФ", основной целью которой является удвоение в Российской Федерации к 2010 году объема валового внутреннего продукта.
1.11.2. Основные направления совершенствования законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства
Значение развития малого и среднего предпринимательства для России очевидно. Во-первых, этот бизнес играет важнейшую роль в обеспечении стабильности экономического развития, повышении гибкости национальной экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Его развитие является важнейшим фактором диверсификации экономики, так как малые и средние предприятия действуют в основном в несырьевых отраслях, зачастую разрабатывая или используя технологии инновационного характера.
Во-вторых, наличие в экономике хорошо развитого сектора малого и среднего бизнеса влечет рост занятости населения, что особенно актуально в условиях структурной перестройки экономики и сопровождающего этот процесс роста структурной безработицы.
В-третьих, в результате повышения предпринимательской активности населения создается основа для формирования массового среднего класса.
К сожалению, необходимо констатировать, что на сегодняшний день доля малого предпринимательства в ВВП России не превышает 12%. В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь около 6 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза - не менее 30.
Общее состояние малого предпринимательства в России характеризуется следующими данными:
1. Количество малых предприятий
По данным Росстата России количество малых в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2005 года составило 953,1 тыс. единиц (128 тыс. в промышленности, 19 тыс. в сельском хозяйстве, 441 тыс. в торговле и общественном питании, 20 тыс. в науке). Для сравнения, на 1 января 2004 года количество малых предприятий составляло 890,9 тыс. единиц. Таким образом, рост числа малых предприятий по сравнению с 2003 годом составил всего 3 - 5%.
2. Объем производства малыми предприятиями, выручка и инвестиции
Объем производства товаров и услуг малыми предприятиями по отраслям экономики в 2004 году составил 2273,9 млрд. рублей (промышленность - 529,8 млрд. руб., сельское хозяйство - 25,8 млрд. руб., торговля - 737,7 млрд. руб., наука - 41,4 млрд. руб). По сравнению с 2003 годом общий объем производства в 2004 году малыми предприятиями продукции (работ, услуг) увеличился примерно на 550 млрд. рублей (прирост 33%). Выручка и инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2004 году составили: 8214,1 млрд. руб. (выручка) и 94 млрд. руб. (инвестиции).
3. Число занятых на малых предприятиях
Численность работников списочного состава малых предприятий в 2004 году составила 7815,1 тыс. человек. В 2004 году на малых предприятиях общее число замещенных рабочих мест, включая внешних совместителей, составило 8667,2 тысячи - их стало больше, чем в 2003 г. на 439,4 тысячи, или на 5,3%. Таким образом, на малых предприятиях занято 17% от общего числа наемных работников в России.
Справочно: Так как Росстат не ведет статистику в отношении индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица все вышеуказанные статистические данные приведены в отношении субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами (т.е малыми предприятиями). По данным налоговых органов в 2004 году предпринимательскую деятельность осуществляло около 5 млн. индивидуальных предпринимателей. В этой связи общее количество субъектов малого предпринимательства составляет около 6 млн. единиц.
Таким образом, учитывая индивидуальных предпринимателей, общее число занятых в малом бизнесе составило около 15 миллионов человек. Это составляет примерно 19% от экономически активного населения, что в 2 - 3 раза ниже уровня западноевропейских стран.
В течение последних лет в целях стимулирования малого бизнеса на законодательном уровне было предпринято несколько важных шагов. Например, ограничено количество проверок малых предприятий (далее - МП), осуществляемых органами государственной власти, несколько упрощен порядок государственной регистрации вновь созданных предприятий, осуществлялись меры по совершенствованию налогообложения малого бизнеса. Принят закон, упорядочивающий государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Существенно сокращен законодательно установленный перечень лицензируемых видов деятельности.
Однако принимаемые меры не привели к существенному улучшению положения малого бизнеса в России. Существует еще довольно много проблем в сфере малого предпринимательства, которые нужно разрешить на законодательном уровне в ближайшее время.
Необходимо также отметить, что если критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству и основные направления их государственной поддержки нормативно закреплены в актах федерального и регионального законодательства (Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства" и т.д.), то нормативные правовые акты, определяющих понятие среднего предпринимательства и меры по его развитию, в настоящее время не приняты.
В этой связи является актуальным закрепление на законодательном уровне понятия "субъекты среднего предпринимательства", критериев отнесения к ним хозяйствующих субъектов, а также определение основных направлений деятельности органов власти по развитию среднего предпринимательства в Российской Федерации.
В с вязи с изложенным представляется необходимым обеспечить принятие комплексного законодательного акта о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в котором на основе накопленного опыта законодательно урегулировать, в том числе, и основные вопросы, связанные с поддержкой и развитием среднего предпринимательства.
Торгово-промышленной палатой Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной и законодательной власти, общественными объединениями предпринимателей, организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса подготовила проект федерального закона "Об основах государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Целью подготовки данного законопроекта является совершенствование правового регулирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по развитию малого и среднего предпринимательства, установление правовых основ государственной политики в этой сфере, а также обновление правового инструментария поддержки малого и среднего бизнеса.
В проекте закона предусматривается совершенствование понятийного аппарата законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, а также определение новых критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства. Так, помимо индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и коммерческих организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства в законопроекте отнесены также и крестьянские (фермерские) хозяйства. Вместе с тем государственные и муниципальные унитарные предприятия исключены из указанного перечня.
Основным критерием отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства в законопроекте предлагается считать среднюю за год численность их работников. При этом к субъектам малого предпринимательства отнесены хозяйствующие субъекты с численностью работающих не более 50, к микропредприятиям - с численностью не более 15, а к субъектам среднего предпринимательства - с численностью не более 250 человек.
В проекте закона сформулированы основные цели и принципы государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, определены основные функциональные полномочия органов государственной власти по обеспечению реализации национальной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства, заложены правовые основы взаимодействия и координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию этого сектора экономики.
В частности, основными принципами государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации определены:
создание органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления благоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднего предпринимательства своей деятельности;
оказание субъектам малого и среднего предпринимательства комплексных мер поддержки со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления;
участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, общественных объединений предпринимателей и иных некоммерческих организаций в выработке и реализации государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства, в разработке, экспертизе проектов нормативных правовых актов, государственных и муниципальных программ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
неприменение к субъектам малого и среднего предпринимательства положений нормативных правовых актов, которые ухудшают их экономическое положение.
В законопроекте также определены основные условия и порядок предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств государственных и местных бюджетов. При этом в проекте закона заложен программный принцип оказания поддержки. Также предусматривается возможность выделения в государственных и муниципальных программах по развитию малого и среднего предпринимательства специальных целевых групп субъектов предпринимательства (предприятия в инновационной сфере; экспортно-ориентированные, стартующие предприятия и т.д.), которым могут предоставляться дополнительные или специфические меры поддержки.
В законопроекте исключается возможность оказания поддержки дочерним и зависимым хозяйственными обществами, а также кредитным, страховым организациям, инвестиционным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, организациям, осуществляющим производство подакцизных товаров, являющимся участниками соглашений о разделе продукции, занимающимся игорным бизнесом и др.
Предусмотренные законопроектом виды и формы оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в полной мере соотнесены с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно проекту, поддержка малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и местного самоуправления может осуществляться в виде:
компенсации определенных целевых затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с реализацией мер по развитию своей предпринимательской деятельности;
компенсации определенных целевых затрат организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с реализацией ими программных мероприятий;
предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства услуг на безвозмездной или льготной основе;
предоставления государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства;
предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства или организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства грантов, инвестиций и иных средств целевого финансирования;
выделения ассигнований на предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства кредитов и займов;
установления для субъектов малого и среднего предпринимательства льгот и преимуществ при предоставлении им государственного и муниципального имущества в аренду, субаренду или безвозмездное пользование.
При этом продержка малого и среднего предпринимательства за счет государственных и местных бюджетов может осуществляться в форме предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства или организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства субсидий, субвенций, бюджетных кредитов и займов, в форме выделения средств на обслуживание долговых обязательств, а также в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
В целях обеспечения максимального учета региональных и местных условий в проекте закона органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные условия предоставления поддержки, оказываемой за счет региональных и местных бюджетов, а также дополнительные направления и виды такой поддержки.
В законопроекте вводиться понятие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также определяются основные функции и примерный перечень указанных организаций, исходя из сложившейся мировой практики (центры и агентства по развитию предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства, технопарки, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел и др.).
Необходимо отметить, что проект закона носит рамочный характер и предусматривает возможность принятия на основе данного закона других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, в том числе актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Видится, что принятие данного законопроекта послужит импульсом для активизации работы органов государственной власти, органов местного самоуправления по поддержке малого и среднего бизнеса, развитие которого является одной из предпосылок экономического роста. Его принятие будет также способствовать активизации деловой активности предпринимателей и граждан, что должно привести к росту количества малых и средних предприятий и численности занятых на них работников, к наращиванию экономического потенциала малых и средних предприятий, расширению их налогооблагаемой базы, а главное - к увеличению их вклада в ВВП страны. Принятие законопроекта также будет способствовать более устойчивому формированию в Российской Федерации среднего класса, снижению уровня безработицы, обеспечению социальной и политической стабильности в обществе.
Вместе с тем вполне очевидно, что для обеспечения эффективного развития малого и среднего предпринимательства явно недостаточно принятия только одного закона "Об основах государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Нужны и другие законодательные изменения.
Во-первых, необходимы дополнительные меры по совершенствованию и оптимизации налогообложения малого бизнеса - продолжить работу по совершенствованию системы налогообложения малых предприятий в целях снижения налоговой нагрузки, упрощения процедур налогообложения и предоставления отчетности, а также по увеличению предельной величины годового дохода, дающей право перейти на упрощенную систему налогообложения, до 40 миллионов рублей и ряд других мер. Конкретные предложения по корректировке налогового законодательства подробно изложены в разделе "Законодательство о налогах и сборах" настоящей Концепции.
Также представляется необходимым принять федеральный закон, освобождающий плательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ими является большое число субъектов малого предпринимательства) от обязательного применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов. Указанный законопроект подготовлен ТПП России и внесен в Государственную Думу.
В целях устранения административного давления на малый и средний бизнес со стороны чиновников, предлагается внести в Федеральный закон от 11.08.2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" изменения, направленные на повышение эффективности защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении в отношении них мероприятий по контролю. Принимая во внимание, что в положения Федерального закона от 11.08.2001 года N 134-ФЗ слабо реализуется на практике, необходимо также подготовить законодательную инициативу о приведении в соответствие с ним всех других законодательных актов Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности;
Для обеспечения развития малого и среднего бизнеса важно также принятие законодательных мер, обеспечивающих его субъектам эффективную систему доступа к финансовым и материальным ресурсам, развитие негосударственных механизмов финансовой поддержки, микрофинансирования, создание условий для развития негосударственных небанковских организаций финансирования малого и среднего бизнеса. Упрощение кредитования указанных субъектов требует определенных изменений и дополнений в ФЗ "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации", принятие федерального закона "О кредитной кооперации" и ряд других законодательных мер.
Заслуживает всяческой поддержки со стороны ТПП РФ законодательная инициатива ряда депутатов Государственной Думы, внесших законопроект N 92873-4, предусматривающий норму о том, что кредитные организации вправе осуществлять кредитование субъектов малого предпринимательства в сумме до 300 000 руб. наличными деньгами, непосредственно через кассу банка (минуя их зачисление на расчетный счет заемщика).
Немаловажное значение для развития малого и среднего бизнеса может иметь разработка правовых основ для деятельности обществ взаимного страхования субъектов предпринимательства, принятие соответствующего федерального закона.
Необходимо решить вопрос о законодательном закреплении возможности направления на поддержку малого и среднего бизнеса средств от приватизации государственного и муниципального имущества. Кроме того, нужно внести дополнения в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", предусмотрев для малого предпринимательства такой способ приватизации как выкуп арендованного ими имущества.
Следует особо подчеркнуть, что малый бизнес наиболее уязвим для антиконкурентных действий крупных предприятий. В данной сфере необходимо подготовить и реализовать правовые меры, направленные на ужесточение контроля за деятельностью монополий, особенно локальных. В этой связи приобретает особую актуальность принятие федерального закона "О защите конкуренции".
Принимая во внимание, что значительное число венчурных и инновационных предприятий является субъектами малого и среднего предпринимательства, необходимо особо подчеркнуть актуальность формирования и развития нормативной правовой базы в сфере венчурного инвестирования и инновационного предпринимательства.
Так, предлагается подготовить проект федерального закона "О развитии инновационной деятельности в Российской Федерации". Значительная часть положений законопроекта должна быть посвящена роли малого и среднего предпринимательства в осуществлении инновационной стратегии, программ и проектов, реализуемых с участием агентств, корпораций, монополий, банков, фондов, научных центров РАН и РАЕН, зарубежных организаций.
Помимо этого для обеспечения благоприятных условий создания и функционирования венчурных и инновационных предприятий необходимо провести дополнительную корректировку законодательства.
Так, Таможенный кодекс Российской Федерации предлагается дополнить нормой об освобождении от уплаты таможенных пошлин вкладов иностранных инвесторов в отечественные венчурные и инновационные предприятия, осуществляемые путем внесения в уставный капитал имущества.
В бюджетном законодательстве предлагается предусмотреть норму о ежегодном включении в федеральный бюджет (например, в рамках Федеральной инвестиционной программы) строку о ежегодном выделении средств на государственную поддержку и развитие венчурного и инновационного предпринимательства.
Помимо этого представляется необходимым разработать и принять закон "О венчурном инвестировании", в котором выделить аспект микрокредитования субъектов малого предпринимательства, а также внести изменения в Закон Российской Федерации "Об инвестиционных фондах", предусмотрев благоприятные условия инвестирования субъектов малого предпринимательства.
Следует также отметить, что практика создания в России первых отечественных венчурных фондов свидетельствует об определенных сложностях при регистрации венчурных фондов, что приводит к неоправданной задержке их открытия. Для устранения существующих сложностей при создании и регистрации в Российской Федерации венчурных фондов представляется необходимым разработать законодательные предложения по упрощению условий их образования.
Известно, что значительная часть малых и средних предприятий работает на внутреннем, локальном рынке. Поэтому особое значение для них имеют межрегиональные и региональные выставки и ярмарки. В этой связи государство должно принимать меры содействия расширению экспорта малыми и средними предприятиями, в том числе путем создания условий их активного участия в международных выставках и ярмарках. В этой связи становиться актуальным нормативно-правовое оформление и конкретизация мер государственной поддержки малому и среднему предпринимательству во внешнеэкономической и выставочно-ярмарочной деятельности.
Список проектов нормативных правовых актов, подлежащих разработке и принятию в период до 2008 года:
N |
Наименование законопроекта |
Состояние |
1. |
Проект федерального закона "О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации"; |
имеется проект закона, подготовленный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике и предпринимательству |
2. |
Проект федерального закона "Об основах государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; |
имеется проект закона, подготовлен рабочей группой ТПП РФ |
3. |
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; |
имеется проект закона, подготовлен рабочей группой ТПП РФ |
4. |
Проект федерального закона N 70443-3 "О кредитной кооперации"; |
внесен Правительством Российской Федерации |
5. |
Проект федерального закона N 295151-3 "О взаимном страховании"; |
внесен Правительством Российской Федерации |
6. |
Проект федерального закона 193202-4 "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства и производственных организаций инвалидов в приватизации арендованного государственного или муниципального имущества"; |
внесен депутатами В.С. Плескачевским, Л.В. Пепеляевой, А.А. Агеевым, Е.И. Богомольным, А.С. Шибалкиным, М.В. Бабичем |
7. |
Проект федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части предоставления субъектам малого предпринимательства преимущественного права выкупа арендованного имущества); |
имеется проект закона, подготовленный рабочей группой ТПП РФ |
8. |
Проект федерального закона 92873-4 "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации" (в части упрощения процедур по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства); |
внесен депутатами В.М. Зубовым, П.А. Медведевым |
9. |
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части, касающейся отмены обязательного получения разрешения Центрального банка России на исполнение платежей по инновационным контрактам; |
требует разработки |
10. |
Федеральный закон "О развитии инновационной деятельности в Российской Федерации"; |
требует разработки |
11. |
Федеральный закон "О внесении дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации" (в части дополнения Кодекса нормой об освобождении от уплаты таможенных пошлин вкладов иностранных инвесторов в отечественные инновационные предприятия, осуществляемые путем внесения в уставный капитал имущества). |
требует разработки |
12. |
Проект федерального закона N 80974-4 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" |
внесен депутатом Б.Н. Пастуховым |
<< Раздел 1.10. Антимонопольное законодательство |
Раздел 1.12. >> Законодательство о разрешении экономических споров |
|
Содержание Концепция правовой политики на период до 2008 года (утв. Торгово-промышленной палатой РФ) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.