Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Федерального агентства
по культуре и кинематографии
от 29 мая 2007 г. N 346
Основные направления
развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2007 - 2010 годы
Введение
Министерство культуры Российской Федерации начало компьютеризацию библиотек в 1986 году. В 1991 году принимается первая отраслевая программа "Информатизация отрасли культуры", в рамках которой финансируются централизованное приобретение вычислительной техники и разработка автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС) для библиотек Минкультуры России - региональных и некоторых федеральных (Российской государственной юношеской, Российской государственной детской и Российской государственной для слепых). В крупнейших федеральных библиотеках - Российской государственной, Российской национальной, Государственной публичной исторической и Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы - работы по автоматизации велись самостоятельно на средства, выделяемые им непосредственно из бюджета сначала Минкультуры СССР, потом Минкультуры РСФСР. Координация работ и контроль за их выполнением отсутствовали.
Вопросы сетевого телекоммуникационного взаимодействия библиотек, корпоративных технологий, унификации форматов представления библиографических и авторитетных/нормативных данных и лингвистики в то время не ставились.
В начале 1990-х годов стало очевидным, что в сфере информатизации федеральные библиотеки Минкультуры серьезно отстают от крупнейших библиотек других ведомств, таких, как Государственная публичная научно-техническая библиотека России, Библиотека по естественным наукам Российской академии наук, Научная библиотека Московского государственного университета, Государственная центральная научная медицинская библиотека, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, а также от Российской книжной палаты, которые к тому времени уже накопили определенный потенциал и целенаправленно его развивали.
22 июня 1992 года состоялось заседание коллегии Минкультуры России, посвященное формированию новой государственной политики в области библиотечного дела. Приоритетное внимание было уделено вопросам развития информационно-библиотечных ресурсов России. Было принято решение о создании межведомственной экспертной группы, которая будет заниматься разработкой стратегии и политики министерства в вопросах информатизации библиотечного дела в России.
Приказом Минкультуры России от 11.08.1992 N 160 "О формировании государственной политики в области библиотечного дела" впервые была сформулирована задача информатизации библиотечного дела и разработки программы создания общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети и создан в соответствии с решением коллегии Межведомственный экспертный совет по информатизации библиотек. Совет начал свою работу весной 1993 года и стал координационным центром по разработке этого чрезвычайно важного нового направления деятельности библиотек.
В этом же году началась практическая работа по внедрению информационно-библиотечных технологий в центральные региональные библиотеки и налаживанию информационного обмена между федеральными библиотеками.
Первым опытом стал пилотный проект сетевого взаимодействия (по коммутируемым телефонным каналам) шести библиотек Москвы - Государственной публичной исторической библиотеки, Государственной публичной научно-технической библиотеки, Государственной центральной научной медицинской библиотеки, Библиотеки по естественным наукам Российской академии наук, Научной библиотеки Московского государственного университета, Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии. Проект, получивший название LIBNET - (Library Network - библиотечная сеть), был успешно реализован в 1994 - 1995 годах.
В это же время была начата работа над проектами: "Российские библиотеки в Интернете", "Создание коммуникативного формата библиографических записей", "Создание Российского центра корпоративной каталогизации". Проект ЛИБНЕТ продолжал развиваться в виде этих, тогда еще формально отдельных, но, по сути, взаимосвязанных и объединенных общей конечной целью проектов. Коллегия Минкультуры России, состоявшаяся 12 июля 1995 г. поддержала эти направления.
Приказом Минкультуры России от 23.02.1996 N 138 "О реализации программы "Создание Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети - ЛИБНЕТ" были утверждены следующие приоритетные направления программы:
- разработка концептуальных основ создания и развития компьютерной сети "ЛИБНЕТ";
- создание национального формата библиографических записей в машиночитаемой форме;
- подключение библиотек России к мировой компьютерной сети INTERNET: оборудование телекоммуникационных узлов, создание информационных серверов, оборудование пользовательских классов;
- создание центра корпоративной каталогизации;
- создание электронной системы информирования библиотек о новейших изданиях отечественной литературы.
В итоге в начале 1997 года была разработана программа ЛИБНЕТ и в том же году одобрена коллегией Минкультуры России (приказ от 20.10.1997 N 627 "О ходе реализации программы "Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети - ЛИБНЕТ").
Цель программы была определена как "обеспечение свободного доступа граждан к информационным ресурсам российских и зарубежных библиотек на основе использования современных компьютерных технологий и средств телекоммуникаций".
Ее основные направления:
1. Комплексная автоматизация библиотек. Развитие действующих и создание новых электронных каталогов библиотек, включая сводные.
2. Развитие средств доступа пользователей к электронным каталогам отечественных и зарубежных библиотек, а также другим российским и зарубежным информационным ресурсам.
3. Разработка и внедрение новых технологий доставки документов на базе современных средств телекоммуникаций.
4. Совершенствование библиотечных стандартов, форматов и законодательных актов, связанных с применением компьютерных технологий.
5. Организация обучения, повышения квалификации и развитие международного сотрудничества библиотек по основным направлениям программы ЛИБНЕТ.
Названный приказ постановил считать работы по программе ЛИБНЕТ приоритетным направлением в деятельности федеральных и региональных библиотек системы Минкультуры России.
Приказ Минкультуры России от 27 января 1998 года N 45 утвердил разработанный коммуникативный формат библиографических записей в машиночитаемой форме в качестве обязательного для библиотек системы Министерства культуры Российской Федерации.
В 1993 году началось активное внедрение информационных технологий и локальных вычислительных сетей (ЛВС) в федеральных и центральных региональных библиотеках. Это в значительной степени стало возможным благодаря централизованным поставкам компьютерной техники в эти библиотеки из Минкультуры России.
С 1996 года в связи с подключением к Интернету в библиотеках стали развиваться технологии электронной доставки документов (ЭДЦ), тогда уже широко используемые за рубежом.
Ключевым моментом в реализации программы стало образование в 2001 году по инициативе Минкультуры России двумя национальными библиотеками - РГБ и РНБ - Национального информационного библиотечного центра (Центр ЛИБНЕТ).
Центр создан как орган управления и центральный аппаратно-программный комплекс сети ЛИБНЕТ для решения таких задач, как:
- формирование Сводного каталога библиотек России (СКБР);
- создание эталонной национальной библиографической записи на издания, поступающие в библиотеки страны;
- сокращение совокупных финансовых затрат библиотек России на каталогизацию изданий за счет заимствования библиографических записей из СКБР;
- обеспечение единой точки доступа российских и зарубежных пользователей к библиографическим ресурсам российских библиотек;
- организация обучения специалистов библиотек современным технологиям каталогизации и информационного обслуживания.
К настоящему времени СКБР стал признанным национальным информационно-библиографическим центром.
Количество записей в СКБР достигло 7 миллионов. На конец 2006 года в формировании СКБР участвовали более 80 библиотек. С января 2003 года (начала промышленной эксплуатации системы) из СКБР заимствовано более 600 тысяч записей. 25 библиотек получили право каталогизации в СКБР в удаленном режиме.
Важным вкладом в развитие сети ЛИБНЕТ стало внедрение в практическую деятельность федеральных и региональных библиотек национальной системы машиночитаемых форматов RUSMARC.
Российский коммуникативный формат RUSMARC в 2000 году официально включен Постоянным комитетом по формату UNIMARC ИФЛА в список национальных адаптации международного коммуникативного формата. В целях развития и внедрения формата в 2001 году при Российской национальной библиотеке создана национальная Служба развития системы форматов RUSMARC.
С 2002 года ведутся систематические работы по развитию национальной машиночитаемой системы авторитетных/нормативных файлов и файлов библиотечно-библиографической классификации.
В 2004 году на основе международных стандартов и правил каталогизации, а также рекомендаций ИФЛА были разработаны "Российские правила каталогизации".
В период 2002 - 2005 гг. на базе Интернет-технологий началось реальное корпоративное взаимодействие центральных региональных, некоторых муниципальных и ведомственных библиотек страны.
В рамках программы в течение ряда лет поддерживались различные корпоративные проекты и организации, в том числе Ассоциация региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН), Национальный электронный информационный консорциум (НЭИКОН). Благодаря их деятельности библиотеки многих регионов получили возможность свободного доступа к ресурсам друг друга, а пользователи библиотек - доступ к дорогостоящим зарубежным и российским электронным научным журналам и базам данных.
Созданная в 2002 году Ассоциация региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН) объединяет к настоящему времени около 200 библиотек РФ различных ведомств из 57 регионов страны. Создан и успешно эксплуатируется распределенный каталог этих библиотек с единой точкой доступа через Web-Z-шлюз. Коллективными усилиями 150 библиотек в АРБИКОН создается информационный массив аннотированных записей журнальных статей из 1500 российских журналов, что позволяет существенно сократить дублирование труда библиографов в библиотеках.
На основе созданного в АРБИКОН сводного каталога журналов (около 8 тысяч наименований) функционирует служба электронной доставки документов (ЭДД), предоставляющая копии журнальных статей из фондов 150 региональных библиотек.
Развитие спутниковой системы "Культура КомСат" позволило в 2003 - 2005 гг. приступить к формированию технологической системы доступа к отечественным и мировым информационным ресурсам Интернета в удаленных населенных пунктах страны (установлено свыше 620 комплектов системы).
В соответствии с мировыми тенденциями в это время в библиотеках стали создаваться виртуальные библиографические и фактографические справочные службы для граждан. Первая корпоративная виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек России функционирует в Интернет с 2003 года (www.library.ru).
В 2004 году РГБ и РНБ разработали концепцию Национальной электронной библиотеки (НЭБ) и приступили к ее реализации.
На конец 2006 года объем НЭБ составил 235 тысяч документов.
Массовый характер приобрели ретроконверсия карточных каталогов, формирование электронных коллекций и баз данных полнотекстовых документов в федеральных и региональных библиотеках.
В рамках создания ретроспективной национальной библиографии РНБ, РГБ и Российской книжной палатой (РКП) при участии других организаций были в основном сформированы электронные библиографические массивы по следующим разделам и периодам:
- книги: 1708-1930 годы, 1939 - 1945 годы, 1980 - 2005 годы;
- авторефераты диссертаций: 1981 - 2005 годы.
Большое внимание уделялось информационной, методической и издательской поддержке программы ЛИБНЕТ, проведению профессиональных мероприятий.
Наряду с многочисленными статьями в периодических профессиональных изданиях, подготовлены и выпущены специализированные сборники:
- "RUSMARC в примерах: Учебное пособие для каталогизаторов, в трех томах" (2003 - 2005 гг.);
- "Российский коммуникативный формат представления библиографических записей. Книги и сериальные издания" (1998 г.);
в "Российский формат для машиночитаемой каталогизации" (2000 г.);
"Российский коммуникативный формат для авторитетных данных" (2004 г.);
в "Национальный авторитетный файл. Руководство по созданию, ведению и использованию", вып.1 (2005 г.);
- "Руководство по методике предметизации". (2005 г.);
в "Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад". Вып.1 (1998 г.), Вып. 2 (2003 г.).
Проблемы создания и развития общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ систематически обсуждались на международных, всероссийских, межрегиональных и региональных библиотечных конференциях, семинарах, совещаниях, таких, как:
- ежегодные совещания руководителей федеральных и центральных региональных библиотек субъектов Российской Федерации;
- ежегодные конференции Российской библиотечной ассоциации;
- ежегодные международные крымские конференции;
- межрегиональные семинары Центра ЛИБНЕТ, научно-практические конференции АРБИКОН, НЭИКОН и ряд других.
К настоящему времени общедоступные библиотеки стали важной составляющей информационной инфраструктуры страны. Компьютеризировано 6,5 тыс. публичных библиотек. В них имеется около 32 тыс. компьютеров. 2,5 тыс. библиотек обеспечены доступом в Интернет.
В русскоязычном сегменте Интернета представлено свыше 900 библиотечных сайтов. Информация региональных и муниципальных библиотек становится общедоступным ресурсом, отражающим специфику развития конкретных регионов.
Эти и другие модернизационные процессы стали реальным воплощением проектов программы ЛИБНЕТ.
В то же время, несмотря на достигнутые результаты, требуются активизация и дальнейшее развитие процессов информатизации библиотек.
Необходимость продолжения работ в данном направлении подтвердила и коллегия Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 28.03.2005 "О государственной политике развития библиотечного дела в Российской Федерации".
В ее решении указано, что на период до 2010 года одним из основных направлений государственной политики является:
"Развитие информационных ресурсов библиотек и их интеграция в целях повышения качества информационного и библиотечного обслуживания населения на основе внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий, в том числе корпоративных.
Приоритетными целями на этом направлении определены:
- Развитие общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ. Создание сводного электронного каталога библиотек России. Развитие сети региональных библиотечных объединений.
- Создание Национальной электронной библиотеки и других электронных библиотек. Формирование качественного русскоязычного сегмента Интернета на основе оцифровки библиотечных фондов.
- Внедрение корпоративных и других автоматизированных систем и технологий библиотек, обеспечивающих формирование, хранение и учет библиотечных фондов, обслуживание пользователей, как в стационарном режиме, так и в удаленном доступе с целью преодоления цифрового неравенства граждан в доступе к информации. Развитие и поддержка лингвистического обеспечения информационно-библиотечных технологий (форматов, правил каталогизации, таблиц классификаций, авторитетных файлов).
- Развитие возможностей доступа российских библиотек к зарубежным и национальным информационным ресурсам, поддержка взаимного информационного обмена между библиотеками России и зарубежных стран".
В настоящем документе в целях организации планомерных и согласованных работ в субъектах Российской Федерации определяются основные направления развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на период до 2010 года.
При подготовке документа использованы материалы, предоставленные членами Межведомственного экспертного совета по проблемам информатизации деятельности библиотек при Федеральном агентстве по культуре и кинематографии.
1. Основные направления развития сети ЛИБНЕТ на 2007 - 2010 гг.
В указанный период работы будут сосредоточены на следующих направлениях.
1.1. Национальная нормативно-методическая база информационно-библиотечных технологий
1.1.1. Система национальных форматов RUSMARC
Предусматривается проведение работ, направленных на развитие базовой системы форматов RUSMARC, включая:
- подготовку 2-ой редакции формата RUSMARC для библиографических данных;
- подготовку 2-го издания формата представления авторитетных/нормативных записей в машиночитаемой форме;
- разработку XML-представления для системы форматов RUSMARC в соответствии с международными стандартами на XML-представления MARC-форматов;
- определение необходимых форматных спецификаций и разработка методических материалов по представлению данных UNICODE в формате RUSMARC;
- сертификацию действующих и новых АИБС на соответствие форматам RUSMARC в Национальной службе ведения форматов RUSMARC;
- создание системы критериев для программной проверки корректности заполнения полей форматов RUSMARC как внутри автоматизированных библиотечных систем, так и в массивах данных, подготовленных для передачи.
1.1.2. Стандарты и правила в области машиночитаемой каталогизации и качества библиотечных ресурсов
Предусматривается проведение работ, направленных на создание и поддержку единых национальных правил машиночитаемой каталогизации и индексирования документов, гармонизированных с международными рекомендациями и системой национальных форматов RUSMARC.
Будут продолжены работы по модернизации основных нормативно-методических документов в области каталогизации для приведения их в соответствие с требованиями международных стандартов и рекомендаций ИФЛА.
В регионах продолжится создание электронных хранилищ краеведческих знаний, включающих авторитетную, справочную, библиографическую и полнотекстовую информацию, аудио-, видеоданные, что позволит библиотекам (в дальнейшем совместно с музеями и архивами) реализовать функцию электронных хранилищ региональной памяти.
Значительные усилия будут сосредоточены на формировании служб удаленной информационно-консультативной поддержки с акцентом на персонализированное обслуживание. Подобные службы призваны осуществлять выполнение справок и консультирование пользователей по запросам, поступающим через сайт библиотеки. Перечень услуг включит ответы на разовые запросы читателей, полученные по электронной почте или в виде sms-сообщений и текущее консультирование в режиме чат-сессий и видеоконференций.
Сайты библиотек превратятся для пользователей Интернета в надежные отправные точки при решении большинства вопросов, связанных с разысканием авторитетных сведений и при необходимости получения квалифицированных консультаций относительно использования сетевых информационных ресурсов.
Предполагается:
- развить базовые стандарты, регламентирующие состав и структуру данных в библиографической записи, и стандарты, устанавливающие требования к индексированию документов;
- актуализировать российские правила каталогизации для обеспечения унификации машиночитаемых библиографических записей в электронных каталогах различных библиотек;
- разработать рекомендации к представлению форматов полнотекстовых электронных журналов и книг;
- создать новые учебно-методические материалы для машиночитаемой каталогизации и индексирования документов;
- завершить разработку библиотечно-библиографической классификации (ББК);
- подготовить переводы и публикации базовых международных стандартов и рекомендаций ИФЛА по каталогизации и индексированию.
В качестве основных разработок в течение 2007 - 2010 годов необходимо выполнить следующее:
- пересмотреть ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления";
- пересмотреть ГОСТ 7.80-2000 "Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления";
- разработать новый стандарт - "Библиографическая запись. Библиографическое описание и точки доступа. Основные положения и правила формирования";
- пересмотреть ГОСТ 7.82-2001 "Библиографическая запись. Библиографическое описание электронного ресурса. Общие требования и правила составления".
1.1.3. Методическое обеспечение системы национальных авторитетных/нормативных файлов
Развитие этого направления включает:
- совершенствование и развитие универсальной и отраслевых методик предметизации и индексирования;
- разработку методики создания системы многоязычных авторитетных/нормативных файлов;
- разработку методики и технологии корпоративного ведения системы авторитетных/нормативных файлов;
- подготовку методических пособий и инструкций по формированию авторитетных данных.
1.1.4. Методика создания универсальных средств поиска в веб-среде
Для реализации этого направления должны быть решены следующие задачи:
- интеграция действующих наиболее распространенных языков предметных рубрик Российской национальной библиотеки, Российской книжной палаты, Российской государственной библиотеки по искусству, Центральной научной медицинской библиотеки, Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки в единый национальный файл предметных рубрик и методов взаимодействия информационно-поисковых языков различного типа (предметные рубрики, ББК, УДК, ключевые слова и др.).
1.2. Национальные библиотечные электронные ресурсы
1.2.1. Сводный электронный каталог библиотек России как национальная система корпоративной каталогизации на основе системы форматов RUSMARC
На современном этапе развития СКБР предусматривается решить следующие задачи:
- обеспечить полноту СКБР в части текущих изданий и ежегодное увеличение объема записей сводного каталога на 120 - 150 тысяч записей;
- увеличить число библиотек-участниц системы корпоративной каталогизации к 2010 году до 1000 библиотек;
- привлечь к участию в СКБР библиографирующие небиблиотечные учреждения, такие, как Информрегистр, для каталогизации обязательных экземпляров электронных изданий;
- достичь объема каталогизации в СКБР региональными библиотеками до 35% от общего объема ежегодно издаваемой продукции в России;
- разработать и внедрить процедуры исключения дублетных записей в СКБР;
- повысить эффективность корпоративной каталогизации путем представления записей для копирования в различных формах, удобных для заимствования записей библиотеками, использующими наиболее распространенные АБИС;
- достичь ежегодного заимствования текущих записей из СКБР в объеме 600 тысяч;
- достичь ежегодного заимствования записей из БД Центра ЛИБНЕТ в объеме 1 млн. записей;
- продолжить развитие программного обеспечения и системы управления корпоративной каталогизацией в целях повышения ее эффективности;
- внедрить технологию заимствования записей малыми библиотеками.
1.2.2. Национальная система авторитетных/нормативных файлов
Для создания системы индексирования ресурсов предполагается дальнейшее развитие методического обеспечения формирования системы авторитетных/нормативных файлов (АФ), Библиотечно-библиографической и Универсальной десятичной классификаций, в том числе:
- совершенствование системы национальных авторитетных/нормативных файлов на основе корпоративной технологии (имен и унифицированных заглавий, наименований организаций, географических названий, предметных рубрик, краеведческой тематики и др.);
- обеспечение технико-технологического взаимодействия библиотек-участниц формирования национальных АФ и службы АФ СКБР;
- интегрирование национальных АФ в мировую распределенную систему авторитетных/нормативных файлов;
- отработка в экспериментальном режиме автоматического индексирования полных текстов документов с использованием АФ;
- формирование электронного эталона ББК, создание веб-сайта ББК. Машиночитаемый электронный эталон классификационных таблиц должен являться основным электронным ресурсом, обеспечивающим постоянное хранение, поддержку и эксплуатацию таблиц ББК;
- предоставление возможности использования классификационных таблиц ББК и УДК в режиме он-лайн при индексировании документов и в ходе тематического поиска в электронных каталогах библиотек России и ближнего зарубежья.
1.2.3. Национальная электронная библиотека
Становление и развитие НЭБ предполагают формирование национального библиотечного репертуара электронных документов и обеспечение их доступности всем категориям отечественных и зарубежных пользователей с учетом ограничений, накладываемых действующим законодательством.
Первоочередными задачами, решаемой в рамках НЭБ, является разработка и внедрение национального распределенного автоматизированного информационно-библиотечного комплекса, кумулирующего электронные ресурсы библиотек страны и иных фондодержателей и обеспечивающего поддержку жизненного цикла цифровых документов.
Решение этой задачи предполагает:
- создание, сбор и обеспечение долговременной сохранности национального фонда электронных документов;
- создание единого справочного и поискового аппарата НЭБ;
- обеспечение доступности электронных документов пользователям, с учетом ограничений, накладываемых действующим законодательством;
- разработку системы оперативного информирования, деятельности НЭБ, ее ресурсах и сервисах, а также правилах и условиях их использования.
Формирование электронных информационных ресурсов НЭБ осуществляется по коллекционному принципу.
При этом учитываются ограничения, накладываемые законодательством об авторском праве на:
- коллекции произведений литературы, искусства, науки, на которые закончилось действие закона об авторском праве, включая коллекции книжных памятников и рукописей;
- коллекции произведений литературы, искусства, науки, подпадающие по действие законодательства об авторском праве и допускающие их легитимное использование в библиотеках, включая электронные коллекции диссертаций и авторефератов, других неопубликованных материалов.
Участниками НЭБ являются библиотеки, вносящие существенный вклад в совокупный информационный ресурс. Между участниками НЭБ заключаются соглашения, определяющие правила организации доступа читателей к ресурсам НЭБ.
В соответствии с правилами:
- коллекции произведений литературы, искусства, науки, на которые закончилось действие закона об авторском праве, будут предоставляться в свободный и бесплатный доступ в Интернете;
- коллекции, использование которых ограничено действием авторского права, будут предоставляться читателям библиотек участников НЭБ в помещениях библиотек в свободный и бесплатный доступ;
- коллекции, использование которых ограничено действием авторского права, будут предоставляться читателям других библиотек (не участников НЭБ) в помещениях этих библиотек в свободный и бесплатный доступ, при наличии договорных обязательств между библиотекой и участником НЭБ держателем коллекции.
В 2010 году общий объем НЭБ достигнет 400 - 450 тысяч документов. Количество участников НЭБ должно составить минимум пять библиотек.
Количество библиотек-пользователей ресурсами НЭБ ограниченного доступа должно превысить 500.
1.2.4. Ретроспективная национальная библиография
Предполагается продолжить работы по созданию и распространению библиографической информации о совокупном национальном фонде документов, сформировавшемся в процессе исторического развития Российского государства и народов России.
В системе ретроспективной национальной библиографии осуществляются идентификация, учет и описание документов любой формы и на любом носителе, опубликованных в России; на русском языке и языках народов России независимо от места опубликования; созданных гражданами Российского государства, уроженцами России, представителями этнических сообществ, проживающих в России; о России и ее отдельных территориях (краеведение); о русском народе и других народах России.
Будут восполнены временные лакуны национального библиографического учета.
Проект построен на принципах сетевой интеграции библиотек и будет реализовываться:
- как совокупность создаваемых библиотеками распределенных электронных библиографических БД и автоматизированных систем, функционирующих в среде Интернет;
- как корпоративная компьютерная система электронных библиографических ресурсов на основе использования веб-технологий;
- путем создания универсального централизованного ретроспективного СКБР;
- кумуляцией текущей национальной библиографической информации, создаваемой в электронной форме Российской книжной палатой.
Предусматривается создание сводной библиографической БД особо ценных документов и коллекций документов, получивших статус книжных памятников.
Создаваемые ресурсы будут доступны в режиме on-line; предполагается их выпуск на электронных носителях, а также в печатном виде.
1.2.5. Библиотечные порталы и сайты
Предусматривается дальнейшее развитие порталов и сайтов всех типов библиотек, библиотечных обществ и ассоциаций, образовательных учреждений, корпоративных библиотечных проектов, профессиональных изданий и издательств, других организаций, работающих в библиотечной сфере.
Предстоит:
- разработать концептуальные основы формирования библиотечного пространства в Интернете;
- изучить потребности пользовательской аудитории в информации, размещаемой в Интернете библиотеками, мотивы обращения к ресурсам, услугам и сервисам библиотечных сайтов и порталов;
- подготовить методические руководства по созданию библиотечных порталов и сайтов;
- создать сводный каталог библиотечных порталов и сайтов на основе стандартов описания электронных (сетевых) изданий;
- обеспечить внедрение на порталах и сайтах перспективных технологий взаимодействия с пользователями (виртуальных справочных служб и консультаций, электронных каталогов, электронной доставки документов, виртуальных конференций и круглых столов, биллинговых систем, систем дистанционного обучения пользователей и др.);
- внедрить аутсорсинг программных и технических средств для обеспечения Интернет-представительств малых библиотек на крупных порталах с применением типовой технологии.
В региональных и муниципальных библиотеках будут продолжены работы по созданию электронной краеведческой информации, что позволит библиотекам (в дальнейшем с музеями и архивами) реализовать функцию хранилищ региональной памяти.
Значительные усилия будут сосредоточены на формировании служб удаленной информационно-консультативной поддержки с акцентом на персонализированное обслуживание. Подобные службы призваны осуществлять выполнение справок и консультирование пользователей по запросам, поступающим через сайт библиотеки.
Развитие библиотечных Интернет-технологий усилит роль библиотек в содержательном наполнении русскоязычного сегмента Интернета качественными упорядоченными ресурсами.
1.3. Информационно-библиотечные технологии
1.3.1. Корпоративные технологии создания и использования электронных библиотечных ресурсов
В целях снижения совокупных затрат библиотек страны программа предусматривает переход библиотек к корпоративным технологиям в различных областях их деятельности и прежде всего в области создания и использования электронных каталогов и электронных библиотек.
Развитие корпоративных методов работы библиотек должно идти как на базе централизованных технологий, так и распределенных технологий доступа к ресурсам.
Первый метод работы рекомендуется применять при создании сводных каталогов и корпоративных систем каталогизации. Ярким примером этого служит всемирная система корпоративной каталогизации на базе каталога WorldCAT OCLC (США).
Российским аналогом OCLC является Национальный информациионно-библиотечный центр ЛИБНЕТ, реализующий цели и задачи национальной системы корпоративной каталогизации и Сводного каталога библиотек России.
Для поиска документов в распределенных электронных каталогах библиотек сегодня успешно применяется технология на основе протокола Z39.50, которая в соответствии с современными тенденциями должна дополниться веб-технологией на основе протокола SRW/SRU.
Развитие корпоративных сервисов также предполагает совершенствование служб заказа и доставки документов и их копий из фондов библиотек. Службы должны создаваться на основе распределенных электронных каталогов с использованием соответствующих международных стандартов.
1.3.2 Веб-технологии интеграции библиотечных ресурсов на национальном и международном уровнях
Предусмотрены научные и проектные работы, обеспечивающие постепенный переход на современные международные стандарты в области каталогизации, транспортных протоколов и форматов обмена данными для интеграции библиотечных систем:
- проведение в рамках развития СКБР исследования и модернизации российских правил каталогизации в соответствии с требованиями новых международных стандартов и исследований (FRBR, FRAD, FRSAR, RDA);
- разработка версии XML-формата для системы форматов RUSMARC и использование его при передаче библиографических данных;
- создание SRW/SRU серверов для доступа к Сводному каталогу библиотек России (в сотрудничестве с OCLC), Национальной электронной библиотеке, Национальному регистру мастер-копий, ресурсам АРБИКОН и другим корпоративным ресурсам;
- создание служб МБА/ЭДД на основе протокола ISO ILL;
- разработка технологии доступа к всемирному каталогу WorldCAT пользователей СКБР и пользователей WorldCAT к СКБР на базе обменного формата MARCXML и протокола SRW/SRU.
1.3.3. Развитие телекоммуникационных технологий в библиотеках
Дальнейшее развитие телекоммуникационных технологий в библиотеках будет определяться общемировыми тенденциями развития телекоммуникаций, в том числе переходом на новые стандарты Интернета, развитием технологий мобильной связи в целом и мобильного Интернета в частности, ставкой на беспроводные технологии связи.
Существенное развитие технических систем, протоколов и решений Интернета повлечет за собой изменение автоматизированных библиотечных технологий.
Актуальные задачи российских библиотек в этой области формулируются следующим образом:
- создание мобильных библиотечных порталов, которые обеспечат поиск, заказ и резервирование литературы через мобильные устройства (телефоны, коммуникаторы и т.п.). Перспективным направлением является технология "books on demand" (книги по требованию), распространение которой связано с созданием современных систем учета авторского права и электронных платежей с использованием Интернета;
- создание и развитие программных комплексов для проведения интегрированного поиска информации на основе библиотечных порталов с использованием протокола SRW/SRU;
- создание и развитие программных комплексов для доступа к информации и обслуживания читателей на основе использования технологий доступа к полнотекстовым ресурсам: OpenURL, 3М SIP, NISO NCIP;
- создание и развитие программных средств для комплектования библиотек на основе доступа к информационным ресурсам издательств и поставщиков с использованием, веб-сервисов и программных агентов;
- интеграция поисковых порталов библиотек с виртуальным образовательным пространством на основе использования российского стандарта "Метаданные информационных образовательных ресурсов", стандартов LOM и IMS LRMS;
- интеграция с финансовыми системами для учета и проведения электронных финансовых транзакций;
- интеграция с универсальными зарубежными системами идентификации и авторизации (Athens, Microsoft Passport, Certificates, Shibboleth).
1.3.4. Спутниковые технологии в библиотеках
На сегодняшний день во многих регионах строительство наземных информационных сетей не является экономически оправданным. Поэтому спутниковая связь оказывается единственной возможностью для обеспечения доступа в Интернет библиотек удаленных населенных пунктов.
Предусматривается формирование на базе общедоступных библиотек сетевой спутниковой инфраструктуры для информационного обмена данными между учреждениями культуры, образования, органами государственной и муниципальной власти, которая охватит значительную территорию страны.
Эта инфрастуктура# будет создаваться с использованием спутниковых каналов связи на основе спутниковых приемопередающих VSAT-терминалов с антеннами от 1,8 м. до 2,4 м. и передатчиков малой мощности.
Через спутниковые каналы предусматриваются осуществление доступа библиотек в Интернет, обеспечение системы рассылки информационных ресурсов, цифровое вещание, проведение телеконференций.
1.3.5 Библиотечная сеть виртуальных справочных служб
Планируемое формирование библиотечной сети виртуальных справочных служб (ВСС) станет реальным вкладом программы в решение проблем информационного обслуживания граждан страны. Основные принципы деятельности ВСС:
- общедоступность и качественность предоставляемых услуг для всех категорий населения через Интернет;
- интеграция в мировое справочное пространство посредством участия в наиболее значимых мировых проектах (например, Question-Point и др.); постоянное динамическое развитие в соответствии с тенденциями развития информационной среды.
Для создания библиотечной корпоративной ВСС необходимо:
- разработать концепцию национальной сети ВСС;
- организовать разработку и распространение отечественного специализированного программного обеспечения, поддерживающего все виды взаимодействия удаленных пользователей с сотрудниками библиотек;
- организовать разработку форматов передачи данных, генерируемых в процессе обслуживания удаленных пользователей, в целях формирования сводной базы знаний национального масштаба;
- разработать технологическую базу обслуживания удаленных пользователей в зависимости от выбираемой модели ВСС;
- организовать систему обучения для руководителей и специалистов ВСС в российских библиотеках.
1.3.6. Обеспечение информационной безопасности электронных библиотечных ресурсов
Для обеспечения информационной безопасности электронных библиотечных ресурсов предполагаются внедрение и использование некриптографических и криптографических средств защиты информации.
Использование некриптографических средств, обеспечивающих целостность информационных ресурсов библиотек, включает:
- настройку серверного и сетевого оборудования для сохранения живучести электронных библиотечных ресурсов при воздействии преступных атак, использование электронных замков, разграничение сетевых ресурсов посредством межсетевого экранирования;
- административное разграничение прав доступа библиотечных и внешних пользователей к электронным фондам, идентификацию пользователей;
- протоколирование системных событий и обращений к информационным фондам, мониторинг текущего состояния программно-технических средств.
Использование криптографических средств защиты информации обеспечит целостность, достоверность и конфиденциальность информационных ресурсов. К ним относятся средства на основе применения технологии электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Внедрение ЭЦП решит задачи:
- обеспечения целостности и достоверности электронных документов, находящихся в обращении в библиотечной ЛВС и Интернете;
- подтверждения авторства электронных документов путем простановки и проверки ЭЦП;
- учета и идентификации пользователей на основе сертификатов открытых ключей;
- обеспечения целостности почтовых сообщений, шифрования почтовых сообщений, содержащих конфиденциальную информацию (личные данные пользователей, ключевая и парольная информация).
Для использования средств ЭЦП необходимы услуги удостоверяющего центра, который обеспечивает генерацию и контроль ключевой информации, необходимой при использовании ЭЦП; готовит сертификаты открытых ключей пользователей; подтверждает достоверность выданных сертификатов и разрешает конфликтные ситуации.
Следует отметить, что внедрение ЭЦП в библиотеках будет зависеть от уровня и масштабов развития этой технологии в стране.
1.3.7. Национальная система страхования электронных библиотечных ресурсов
С учетом возможных потерь информационных ресурсов и разрушений БД библиотек страны в результате технических сбоев в работе компьютерной техники или умышленных преступных действий в Интернете возникает необходимость создания национальной системы страхования электронных ресурсов библиотек.
Сводный каталог библиотек России будет служить правовой, технической и организационной основой системы страхования электронных ресурсов библиотек-участниц проекта СКБР.
Для этого предполагается создать организационную, нормативную и технологическую основы передачи соответствующих файлов библиотек Российской Федерации - участниц проекта СКБР на национальный уровень хранения.
В целях реализации функции страхования предполагается создать необходимую информационно-техническую, технологическую и материальную инфраструктуру получения, архивирования, хранения и возврата библиотекам страховых копий электронных ресурсов.
1.3.8. Сохранность электронных документов, хранящихся в библиотеках
Надежность и долговечность цифрового материала являются основополагающими факторами в процессе сохранения документов в библиотеках. Поколения программ и компьютерной техники меняются чрезвычайно быстро, так что цифровые материалы становятся недоступными по причине несовместимости форматов, программных и технических средств уже через несколько лет.
Будут исследованы важнейшие проблемы обеспечения физической сохранности накапливаемых электронных ресурсов и материальных носителей информации, сохранение для будущих поколений Интернет-публикаций, в том числе отражающих его текущее хронологическое состояние.
Опираясь на мировой опыт, будут проработаны следующие вопросы:
- сохранения цифровых файлов и используемых программных средств для доступа к ним;
- архивирования содержания (селективного или сплошного) библиотечной сферы русскоязычного сегмента Интернета;
- депонирования библиотечных оф-лайновых изданий и публикаций в виде электронных дисков;
- определения качества электронных материальных носителей информации для оценки их ожидаемой долговечности и разработка тестов для определения качества носителей с точки зрения их соответствия требованиям библиотек;
- сравнительного анализа технологии учета и регулярной систематической перезаписи материальных носителей, обусловленной сменой программно-технических платформ, и технологии хранения информации на центральных серверах в виде периодически обновляемых цифровых файлов.
1.3.9. Комплексная автоматизация интегрированных библиотечных сетей на национальном и региональном уровнях
Расширение круга задач, выполняемых библиотеками в развивающемся информационном обществе, с одной стороны, и ограниченные кадровые и финансовые ресурсы, с другой, стороны, вынуждают библиотеки переходить к ресурсосберегающим технологиям.
Государственный подход к решению этой задачи заключается в переходе от комплексной автоматизации отдельной библиотеки к автоматизации библиотечных сетей с распределением решаемых задач между библиотеками и межбиблиотечными информационными центрами различного уровня.
В рамках этого направления должны быть проведены следующие работы:
- Разработка принципиальной функционально-логической модели взаимодействия библиотек страны с распределением задач, решаемых на национальном, региональном и библиотечном уровнях, а также с учетом взаимодействия библиотечных сетей на международном уровнях.
- Разработка требований к российским автоматизированным библиотечно-информационным системам (АБИС) с обязательным соблюдением требований по поддержке национальных форматов RUSMARC, российских правил каталогизации и взаимодействия АБИС в веб-среде по протоколу SRW/SRU.
- Разработка опытных образцов АБИС для комплексной автоматизации интегрированных библиотечных сетей.
- Проведение пилотных проектов по внедрению комплексной автоматизации библиотечных сетей на национальном и региональном уровнях.
2. Обеспечение реализации основных направлений развития сети ЛИБНЕТ
2.1. Программно-техническое обеспечение
Дальнейшее развитие общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ неразрывно связано с процессом технической модернизации компьютерной базы библиотек всех уровней и увеличением общего числа компьютеров в библиотеках страны. В проведении этой масштабной работы должны участвовать все органы управления культуры в субъектах Российской Федерации. Работы должны проводиться по следующим направлениям:
- принятие программ информатизации библиотек на всех уровнях управления с выделением соответствующего финансирования,
- поставки компьютеров во все библиотеки, и, прежде всего, муниципальные и сельские,
- модернизация существующего парка компьютеров,
- совершенствование используемых программных средств с учетом работ, проводимых в рамках создания СКБР, внедрения системы национальных форматов RUSMARC, формирования НЭБ и электронных библиотек других уровней, использования широкого спектра Интернет-технологий.
2.2. Нормативное правовое обеспечение
Реализация основных направлений развития общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ, изменяя практику работы библиотек, требует адекватного и своевременного отражения этих изменений в нормативных документах:
- федеральном законодательстве (в том числе библиотечном);
- подзаконных актах;
- методических рекомендациях для государственных, муниципальных и профессиональных организаций библиотечной сферы.
В рамках реализации программы ЛИБНЕТ предусматривается разработка предложений для подготовки соответствующих нормативных документов.
2.3. Подготовка кадров
В рамках основных направлений предусматриваются:
- разработка проектов государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования по основным направлениям развития сети ЛИБНЕТ;
- развитие дистанционного образования, в том числе создание сети образовательных центров;
- подготовка специалистов по квалификациям "Техник и технолог автоматизированных информационно-библиотечных сетей" в средних и высших учебных заведениях библиотечного профиля;
- развитие профессиональной переподготовки библиотечных специалистов по программе "Менеджмент электронных библиотечно-информационных ресурсов", предусматривающий освоение базовых знаний по сети ЛИБНЕТ;
- внедрение в учебный процесс библиотечных средних и высших учебных заведений автоматизированных комплексов машиночитаемой каталогизации введения авторитетных/нормативных файлов;
- создание специализированных курсов машиночитаемой каталогизации в библиотечных системах высшего образования и переподготовки специалистов, развитие системы сертификации специалистов в области машиночитаемой каталогизации;
- организация образовательных программ повышения квалификации кадров отрасли по основным направлениям развития программы ЛИБНЕТ.
2.4. Менеджмент в области информационно-библиотечных технологий
Основными направлениями развития сети ЛИБНЕТ предусматриваются:
- развитие систем управления национальными и корпоративными проектами в сфере информационно-библиотечной деятельности;
- создание отраслевой системы обучения специалистов и консультирования библиотек по указанным вопросам, в том числе рациональному использованию бюджетных средств;
- анализ современного отечественного и зарубежного рынка информационно-библиотечных ресурсов и услуг;
- проведение мониторинга созданных в стране информационно-библиотечных ресурсов;
- содействие внедрению в библиотеках электронных платежных (биллинговых) систем;
- распространение технологий аутсорсинга в библиотеках (привлечение профессиональных организаций для ретроконверсии каталогов, оцифровке документов, корпоративной каталогизации и т.п.).
2.5. Подготовка пользователей
В рамках подготовки пользователей сети ЛИБНЕТ предполагается:
- проанализировать уровень информационной культуры пользователей и нацелить работу библиотек на ее развитие;
- подготовить учебные программы развития информационной культуры пользователей на основе имеющегося опыта библиотек;
- разработать комплекс учебно-методических материалов по данной проблеме для библиотек, включая разделы информационного поиска и идентификации событий и объектов;
- обосновать формы и методы развития информационной культуры для различных категорий пользователей библиотек.
2.6. Библиотечное сотрудничество
Необходимым условием реализации основных направлений развития сети ЛИБНЕТ является активное участие библиотек и их ведущих специалистов в межбиблиотечном сотрудничестве на российском и международном уровнях.
В целях практического освоения интеграционных информационных технологий мирового уровня Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Центр ЛИБНЕТ и другие крупнейшие библиотеки страны и библиотечные объединения должны принимать участие в международных проектах, таких, как Всемирная электронная библиотека, Европейская библиотека, Всемирный реестр мастер-копий и др.
Список исполнителей
Логинов Борис Родионович - научный руководитель программы ЛИБНЕТ, заместитель председателя Межведомственного экспертного совета (МЭС) по проблемам информатизации деятельности библиотек, директор Центральной научной медицинской библиотеки, вице-президент Российской библиотечной ассоциации (РБА), директор Национального информационно-библиотечного центра ЛИБНЕТ, кандидат технических наук;
Кузьмин Евгений Иванович - заместитель председателя МЭС, председатель комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех", вице-президент РБА, профессор МГУКИ, кандидат педагогических наук;
сотрудники Управления культурного наследия, художественного образования и науки Роскультуры,
от отдела библиотек:
Манилова Татьяна Львовна - начальник отдела, кандидат педагогических наук;
Усачев Маркс Нестерович - член МЭС, консультант отдела, кандидат технических наук;
Красильщикова Виктория Михайловна - член МЭС, советник отдела;
от отдела образования и науки:
Аракелова Александра Олеговна - начальник отдела, кандидат искусствоведения.
При разработке программы использованы материалы, представленные рабочей группой МЭС в составе:
от Российской государственной библиотеки:
Вислый Александр Иванович - член МЭС, директор по информатизации, кандидат физико-математических наук;
Каспарова Наталья Николаевна - начальник Управления организации и использования каталогов, кандидат педагогических наук;
от Российской национальной библиотеки:
Жабко Елена Дмитриевна - начальник управления информационного обслуживания, кандидат педагогических наук;
Кулиш Ольга Николаевна - член МЭС, заместитель генерального директора по библиотечной работе и автоматизации, кандидат педагогических наук;
Леликова Наталья Константиновна - заведующая отделом библиографии и краеведения, доктор педагогических наук;
Масхулия Татьяна Леонардовна - главный библиотекарь отдела обработки и каталогов;
Селиванова Юлия Геннадьевна - заведующая сектором отдела обработки и каталогов, кандидат педагогических наук;
Скворцов Владимир Вадимович - член МЭС, начальник управления автоматизированных технологий, член Постоянного комитета ИФЛА по формату UNIMARC, руководитель Национальной службы поддержки форматов RUSMARC;
Фирсов Владимир Руфинович - заместитель генерального директора по научной работе, доктор педагогических наук;
от Государственной общественно-политической библиотеки (ГОПБ):
Цветкова Ирина Борисовна - член МЭС, директор, кандидат педагогических наук;
от Российской государственной библиотеки по искусству:
Колганова Ада Ароновна - директор, кандидат филологических наук;
от Российской государственной юношеской библиотеки:
Михнова Ирина Борисовна - директор, президент Межрегиональной ассоциации деловых библиотек, кандидат педагогических наук.
от Главного информационно-вычислительного центра Роскультуры:
Неретин Олег Петрович - член МЭС, генеральный директор, кандидат политических наук;
от Центра по проблемам информатизации культуры (центр ПИК) Роскультуры:
Куйбышев Леонид Абрамович - директор;
от образовательных учреждений сферы культуры:
Гендина Наталья Николаевна - проректор Кемеровской государственной академии культуры и искусств, доктор педагогических наук;
Гриханов Юрий Александрович - преподаватель Академии переподготовки работников икусства, культуры и туризма (АПРИКТ), кандидат педагогических наук;
Кузнецова Татьяна Яковлевна - заведующая кафедрой АПРИКТ, профессор, кандидат педагогических наук;
Степанов Вадим Константинович - профессор Московского государственного университета культуры и искусства, кандидат педагогических наук;
от Государственной публичной научно-технической библиотеки России (ГПНТБ России):
Шрайберг Яков Леонидович - член МЭС, генеральный директор, профессор, доктор технических наук;
от Федерального агентства по информационным технологиям:
Козлова Елена Игоревна - член МЭС, директор ФГУП НТЦ "Информрегистр", кандидат педагогических наук;
от НП НЭИКОН:
Кузнецов Александр Юрьевич - исполнительный директор;
Разумова Ирина Константиновна - заместитель исполнительного директора, кандидат физико-математических наук;
от Ассоциации региональных библиотечных консорциумов "АРБИКОН":
Племнек Александр Иванович - член МЭС, исполнительный директор, директор информационно-библиотечного комплекса Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, кандидат технических наук;
От Центральной городской публичной библиотеки имени Н.А. Некрасова, г. Москва
Просекова Светлана Николаевна - директор.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.