г. Чита |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А78-15927/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Монаковой О.В., судей Даровских К.Н., Сидоренко В.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Слепченко К.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "ЗабайкалАгро" Затынацького Станислава Владимировича на определение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 января 2020 года по делу N А78-15927/2017 по заявлению Министерства финансов Забайкальского края о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Забайкалагро" требований в размере 1 700 027 руб. 59 коп., при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства экономического развития Забайкальского края по делу о признании общества с ограниченной ответственностью "Забайкалагро" (ОГРН 1117536005487, ИНН 7536119723) несостоятельным (банкротом),
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от Министерства экономического развития Забайкальского края - Ванчиковой М.Б. представителя по доверенности от 08.06.2020 г.
от Министерства финансов Забайкальского края - Каменевой Л.В. представителя по доверенности от 17.11.2019 г.
УСТАНОВИЛ:
15 апреля 2019 года Министерство финансов Забайкальского края обратилось в суд с заявлением уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Забайкалагро" требований в размере 1 700 027 руб. 59 коп.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 04 сентября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономического развития Забайкальского края.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 24 января 2020 года с учетом вынесенного определения об исправлении опечатки от 24.01.2020 г. в удовлетворении заявления Министерства финансов Забайкальского края о включении в реестр требований кредиторов Общества с ограниченной ответственностью "ЗабайкалАгро" требования в размере 1 700 027 руб. 59 коп. отказано.
Производство по требованию Министерства финансов Забайкальского края о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "ЗабайкалАгро" требования в размере 1 700 027 руб. 59 коп. прекращено.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "ЗабайкалАгро" Затынацький Станислав Владимирович обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене определения суда первой инстанции, выражая несогласие с выводом суда о том, что требование заявителя является текущим, мотивируя тем, что обязанность по уплате налога возникла у должника за период с 2014 по 2017 год, и сумма подлежащая включению в реестр 1 465 044, 60 руб., обязательства возникшие в 2018 г. в сумме 234 983 руб. являются текущими.
Лицами, участвующим в деле отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В судебном заседании представители сторон поддержали требование о включение в реестр требований кредиторов должника.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Настоящий спор рассматривается апелляционным судом по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем 25.05.2020 г. вынесено определение.
Как следует из материалов дела, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Забайкалагро" (ОГРН 1117536005487, ИНН 7536119723, далее - должник) возбуждено 30.10.2017 на основании заявления Лихановой Дарьи Александровны от 25.10.2017.
Решением суда Забайкальского края от 06 февраля 2019 года общество с ограниченной ответственностью "Забайкалагро" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Верниковский Александр Сергеевич.
Сообщение о признании должника несостоятельным (банкротом), и открытии конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" 16.02.2019.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 29 апреля 2019 года конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью "ЗабайкалАгро" утвержден Затынацький Станислав Владимирович.
15 апреля 2019 года Министерство финансов Забайкальского края обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Забайкалагро" требований в виде сумм предоставленных налоговых льгот в размере 1 700 027 руб. 59 коп.
Требования кредитора основаны на следующих обстоятельствах.
02.07.2014 года Правительство Забайкальского края (Правительство) и общество с ограниченной ответственностью "Забайкалагро" ("Инвестор) заключили инвестиционный договор о реализации инвестиционного проекта краевого значения "Производство и переработка молока в Улетовском районе" Забайкальского края на 2013-2020 гг." N 50- Д/СГ-2.
Распоряжением Правительства Забайкальского края от 23 июня 2014 года N 39-р инвестиционному проекту "Производство и переработка молока в Улетовском районе" Забайкальского края на 2013-2020 гг.". реализуемому ООО "Забайкалагро" присвоен статус инвестиционного проекта краевого значения.
По условиям договора инвестор принимает на себя обязательство вложить инвестиции в экономику Забайкальского края в соответствии с направлениями их использования, установленными бизнес-планом инвестиционного проекта "Производство и переработка молока в Улетовском районе" Забайкальского края на 2013-2020 гг.".
Согласно п.2.2.2 договора Правительство обязалось предоставить инвестору государственную поддержку в соответствии с действующим законодательством.
Из условий п.2.3.2.1 договора следует, что инвестор имеет право на получение налоговых льгот в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законом Забайкальского края.
На территории Забайкальского края Законом N 72-ЗЗК от 20.11.2008 "О налоге на имущество организаций" введен налог на имущество организаций, которым установлены ставка, порядок и сроки уплаты, форма отчетности по налогу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Забайкальского края от 27.02.2009 N 148-ЗЗК "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае" налоговые льготы предоставляются инвесторам, реализующим инвестиционные проекты краевого значения, состоящим на налоговом учете и фактически осуществляющим инвестиционную деятельность на территории края, в порядке и размерах, установленных федеральным законом и законами края о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Забайкальского края от 20.11.2008 N 72-ЗЗК "О налоге на имущество организаций" налоговая ставка для налогоплательщиков установлена в размере 2,2 процента.
Пунктом 2 указанной статьи Закона N 72-ЗЗК налоговая ставка для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты краевого значения, установлена в размере 1,1 процента.
В силу пунктов 1, 3 статьи 3 краевого Закона "О налоге на имущество организаций" N 72-ЗЗК от 20.11.2008 авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками на основании поданных налоговых расчетов за отчетный период не позднее 5 мая, 5 августа и 5 ноября календарного года; по итогу налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога на основании поданной налоговой декларации в срок не позднее 5 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
За период реализации инвестиционного проекта краевого значения "Производство и переработка молока в Улетовском районе Забайкальского края на 2013-2020 гг." на основании статьи 1 Закона Забайкальского края от 20 ноября 2008 года N 72 -ЗЗК "О налоге на имущество организаций" налоговая ставка для инвестора, реализующего инвестиционный проект краевого значения - ООО "ЗабайкалАгро" была установлена в размере 1,1 процента, при установленной налоговой ставке для налогоплательщиков в размере 2,2.
По заявлению кредитора, ООО "ЗабайкалАгро" за период действия инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта краевого значения и государственной поддержки инвестиционной деятельности ООО "ЗабайкалАгро" в форме налоговых льгот на имущество организации была предоставлена налоговая льгота по уплате налога на имущество в размере 1 700 027 руб. 29 коп.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Забайкальского края от 27 февраля 2009 года 148-ЗЗК "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае" при условии, что инвестиционный проект утратил статус инвестиционного проекта краевого значения, сумма налоговых платежей и пени подлежат внесению в бюджет края за весь период предоставления налоговых льгот.
Распоряжением Правительства Забайкальского края от 05 апреля 2019 года N 107-р в связи с нарушением условий инвестиционного договора о реализации инвестиционного проекта краевого значения признано, что инвестиционный проект "Производство и переработка молока в Улетовском районе" Забайкальского края на 2013-2020 гг." утратил статус инвестиционного проекта краевого значения "Производство и переработка молока в Улетовском районе" Забайкальского края на 2013-2020 гг.", инвестиционный договор о реализации инвестиционного проекта краевого значения "Производство и переработка молока в Улетовском районе" Забайкальского края на 2013-2020 гг." расторгнут.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Забайкальскому краю представила сведения от 13.12.2019 N 2.4-06/10795 об отсутствии задолженности по налогу на имущество у ООО "Забайкалагро".
Согласно представленным декларациям по налогу на имущество за период с 2014 по 2017 год налогоплательщиком в декларациях заявлена льгота по налогу на имущество :за 2014 год в размере 155 755 руб. 50 коп., за 2015 в размере 791 430 руб. 24 коп., за 2016 год в размере 286 509 руб. 34 коп., за 2017 год в размере 231 349 руб. 52 коп., за 2018 год в размере 234 983 руб., всего на сумму 1 700 027 руб. 59 коп.
В связи с утратой статуса инвестиционного проекта краевого значения заявитель обратился в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов требования в размере 1 700 027 руб. 59 коп.
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
На основании пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве в ходе конкурсного производства установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 100 Закона о банкротстве возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о получении требований соответствующего кредитора.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном данным законом.
При этом под денежным обязательством в силу абзаца 4 статьи 2 Закона о банкротстве понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Согласно статье 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в законную силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что фактически должнику была предоставлена государственная поддержка в виде льгот по налогу на имущество, следовательно, требование Министерства финансов Забайкальского края представляет собой требование об уплате обязательных платежей.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 5 Закона о банкротстве в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
В силу пункта 2 статьи 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Как установлено, производство по делу о банкротстве должника возбуждено 30.10.2017, инвестиционный проект "Производство и переработка молока в Улетовском районе" Забайкальского края на 2013-2020 гг." утратил статус инвестиционного проекта краевого значения 05 апреля 2019 года, таким образом, обязанность по внесению сумм налоговых платежей в бюджет края за весь период действия инвестиционного проекта и предоставления налоговых льгот по уплате налога на имущество возникла у должника после возбуждения дела о банкротстве, а именно 05 апреля 2019 года, следовательно требование заявителя в размере 1 700 027 руб. 59 коп. является текущим требованием.
Указанное требование должно быть погашено в порядке части 1 статьи 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы преимущественно перед кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
Согласно разъяснениям, приведенным в абзаце втором пункта 39 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в случае, если при рассмотрении требования кредитора в рамках дела о банкротстве будет установлено, что оно относится к категории текущих, арбитражный суд в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ выносит определение о прекращении производства по рассмотрению данного требования.
Следовательно, при установленных обстоятельствах, производство по требованию Министерства финансов Забайкальского края о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "ЗабайкалАгро" требования в размере 1 700 027 руб. 59 коп. подлежит прекращению.
Доводы конкурсного управляющего о том, что требования в размере 1 465 044, 59 руб. являются реестровыми, подлежат отклонению, поскольку обязанность по уплате налога на имущество возникла с момента утраты статуса инвестиционного проекта
Принимая во внимание установленные обстоятельства, а также разъяснения пунктов 29, 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются безусловные основания для отмены судебного акта, в связи с чем, на основании части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение суда первой инстанции подлежит отмене с разрешение вопроса по существу.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 января 2020 года по делу N А78-15927/2017 отменить, резолютивную часть изложить в следующей редакции.
Производство по требованию Министерства финансов Забайкальского края о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "ЗабайкалАгро" требования в размере 1 700 027 руб. 59 коп. прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца с даты принятия путем подачи жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Монакова |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-15927/2017
Должник: ООО "ЗабайкалАгро"
Кредитор: Лиханова Дарья Александровна
Третье лицо: Матвеева Елена Анатольевна, АО "Корпорация развития Забайкальского края", АО "Россельхозбанк", Ассоциация "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих", Верниковский Александр Сергеевич, ЗАО "ТАУРАС-ФЕНИКС", МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 8 ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ, МРСК Сибири, НМК Фонд поддержки малого предпринимательства Забайкальского края, НМК ФПМП Забайкальского края, ОАО "Читаглавснаб", Общество сограниченной ответственностью "Новомир", ООО "Забайкалагро-1", ООО "НОВОМИР", ООО Микрокредитная компания Забайкальский микрофинансовый центр, ПАО "Азиатско-Тихоокеанский Банк", ПАО "МРСК Сибири", ПАО "МРСК Сибири"- филиал "Читаэнерго", ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ", ПАО Сбербанк, Помулев Андрей Петрович, Прокофьев Вячеслав Николаевич, СССПК "Доронинский", УФНС России, Янкина Ольга Валерьевна, Ярослав Марина Александровна
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2551/20
16.06.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1785/18
13.03.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1785/18
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-15927/17
10.07.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1785/18
31.05.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1785/18
06.02.2019 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-15927/17
12.11.2018 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1785/18
07.08.2018 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-15927/17
26.04.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1785/18
16.02.2018 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-15927/17