Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 октября 2020 г. N Ф10-3748/20 настоящее постановление оставлено без изменения
16 июня 2020 г. |
Дело N А83-6202/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.06.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей: Тарасенко А.А., Остаповой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грабищенко О.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Вознесенской Татьяны Викторовны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.01.2020 по делу N NА83-6202/2018
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Вознесенской Татьяны Викторовны
к Администрации города Щёлкино Ленинского района Республики Крым,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Службы государственного строительного надзора Республики Крым; Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Вознесенская Татьяна Викторовна (далее - истец ИП Вознесенская, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации города Щёлкино Ленинского района Республики Крым (далее - ответчик, Администрация) о признании права собственности на:
- одноэтажное нежилое здание N 1, общей площадью 27,5 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щелкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N2 к морю, с кадастровым паспортом земельного участка N90:07:010101:47;
- одноэтажное нежилое здание N 2, общей площадью 24,0 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щелкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N2 к морю, с кадастровым паспортом земельного участка N90:07:010101:48.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и Службу государственного строительного надзора Республики Крым.
Администрация города Щёлкино Ленинского района Республики Крым обратилась со встречным исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Вознесенской Татьяне Викторовне, в котором просила суд:
- признать объекты, общей площадью 27,5 кв.м., (здание N 1) и 24,0 кв.м. (здание N 2), расположенные по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N 2 к морю, самовольными постройками;
- обязать индивидуального предпринимателя Вознесенскую Татьяну Викторовну освободить самовольно занимаемые земельные участки с кадастровыми номерами (90:07:010101:47, 90:07:010101:48) расположенными по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N 2 к морю, путем сноса самовольно возведенных строений, общей площадью 27,5 кв.м. (здание N 1) и 24,0 кв.м. (здание N 2).
Определением от 19.09.2019 суд принял к производству встречное исковое заявление Администрации для рассмотрения его совместно с первоначальным иском в деле N А83-6202/2019.
Определением от 11.12.2019 требование ИП Вознесенской Т.В. к Администрации города о признании права собственности на: одноэтажное нежилое здание N 1, общей площадью 27,5 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N2 к морю, с кадастровым паспортом земельного участка N90:07:010101:47; одноэтажное нежилое здание N 2, общей площадью 24,0 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N2 к морю, с кадастровым паспортом земельного участка N90:07:010101:48, выделено в отдельное производство в рамках настоящего дела; требование Администрации к Предпринимателю о признании объектов, общей площадью 27,5 кв.м., (здание N1) и 24,0 кв.м. (здание N2), расположенных по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N2 к морю, самовольными постройками, обязании освободить самовольно занимаемые земельные участки с кадастровыми номерами (90:07:010101:47, 90:07:010101:48) расположенными по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N2 к морю, путем сноса самовольно возведенных строений, общей площадью 27,5 кв.м. (здание N1) и 24,0 кв.м. (здание N2), выделено в отдельное производство, с присвоением иного номера производства.
Таким образом, в рамках настоящего дела рассматривались требования ИП Вознесенской Т.В. о признании права собственности на одноэтажное нежилое здание N 1, общей площадью 27,5 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N2 к морю, с кадастровым паспортом земельного участка N90:07:010101:47; одноэтажное нежилое здание N 2, общей площадью 24,0 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N2 к морю, с кадастровым паспортом земельного участка N90:07:010101:48.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.01.2020 в удовлетворении иска отказано, возвращено ИП Вознесенской Т.В. из федерального бюджета 4500,00 рублей государственной пошлины, излишне перечисленной в бюджет квитанцией N 69/1 от 14.03.2018.
Не согласившись с указанным судебным актом, Предприниматель обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Апелляционная жалоба обоснована тем, что судом первой инстанции не учтены доказательства правомерности возведения спорного объекта недвижимости; договора от 15.03.2013 N 90, N 91, не признаны недействительными и не расторгнуты и подлежат в порядке Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК переоформлению.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2020 апелляционная жалоба ИП Вознесенской Т.В. принята к производству.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей лиц, участвующие в деле.
До начала судебного заседания от Предпринимателя поступило ходатайство об отложении судебного заседания, которое мотивированно невозможностью явки представителя в связи с принятием мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, введение ограничений на въезд в город Севастополь, а также занятостью представителя в другом судебном процессе.
Рассмотрев указанное ходатайство об отложении судебного заседания, суд апелляционной инстанции отказал в его удовлетворении по следующим основаниям.
Так, на момент рассмотрения апелляционной жалобы Двадцать первый арбитражный апелляционный суд начал свою работу в обычном режиме, режим самоизоляции на территории Республики Крым и города Севастополя был отменён. При этом на дату проведения судебного заседания въезд в город Севастополь был возможен при наличии уважительных причин (одной из которых является участие в судебном заседании) и получения пропуска, в том числе в электронном виде.
Согласно части 3 статьи 158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Из смысла указанной нормы следует, что отложение судебного разбирательства по ходатайству лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является правом, а не обязанностью суда.
Апеллянт не лишена была возможности явиться сама или обеспечить явку в судебное заседание 09.06.2020 своего представителя либо другого представителя, проживающего в городе Севастополе, либо ходатайствовать об участии в настоящем судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии судов Республики Крым. Однако соответствующими процессуальными средствами заявитель не воспользовалась.
Кроме того, правовая позиция Предпринимателя последовательно изложена в апелляционной жалобе, при этом заявитель не лишена была возможности до начала судебного заседания представить дополнительные письменные пояснения в обоснование своих доводов.
В ходатайстве об отложении судебного заседания апеллянт не указывает объективных причин, не позволяющих суду апелляционной инстанции рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие апеллянта.
Судебной коллегией также было принято во внимание то обстоятельство, что судебное заседание уже откладывалось по аналогичному ходатайству Предпринимателя.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
15.11.2012 Исполнительным комитетом Щёлкинского городского совета ИП Вознесенской Т.В. выдано Решение N 32/5 "О согласии на разработку паспорта привязки 2-х временных сооружений на участке у входа на аллею N 2 к морю" (т.1, л.д. 29).
Согласно пункту 1 решения N 32/5, дано согласие субъекту предпринимательской деятельности Вознесенской Татьяне Викторовне оформить Паспорт привязки двух спаренных временных сооружений - торговых павильонов для осуществления предпринимательской деятельности обшей площадью 60 кв.м в прибрежной зоне на участке слева от входа на аллею N2 к морю, согласно выданным техническим условиям на подключение совмещенных объектов к инженерным сетям, с учетом необходимых санитарных, градостроительных и архитектурных требований к объектам категории ВС - временные сооружения (выполнение условия применения быстромонтируемых конструкций - БМК, оформление фасадов, выполнение благоустройства прилегающей территории, устройство наружного освещения объекта, и др.). В паспорте привязки спаренного временного сооружения - торгового павильона для осуществления предпринимательской деятельности площадью 60 кв.м в прибрежной зоне на участке слева от входа на аллею N2 к морю предусмотреть градостроительные требования и ограничения относительно реконструкции ВЛ-10Кв в по улице N1.
21.02.2013 решением 38 сессии 6 созыва Щёлкинского городского совета N 39.2.1. "О заключении договора "Об установлении личного срочного платного земельного сервитута" под комплексом из временных сооружений, расположенного на участке слева от входа на 2 аллею к морю, ФЛП Вознесенской Т.В." разрешено физическому лицу предпринимателю Вознесенской Татьяне Викторовне заключить с городским советом договор об установлении личного срочного платного земельного сервитута под комплексом временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности - павильона площадью 0,0030 га в составе единого архитектурного комплекса, расположенного на участке слева от входа на 2 аллею к морю в городе Щелкино, сроком на 10 лет (т.1. л.д. 30).
21.02.2013 решением 38 сессии 6 созыва Щёлкинского городского совета N 39.2.2. "О заключении договора "Об установлении личного срочного платного земельного сервитута" под комплексом из временных сооружений, расположенного на участке слева от входа на 2 аллею к морю, ФЛП Вознесенской Т.В" разрешено физическому лицу предпринимателю Вознесенской Татьяне Викторовне заключить с городским советом договор об установлении личного срочного платного земельного сервитута под комплексом временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности - павильона площадью 0,0030 га в составе единого архитектурного комплекса, расположенного на участке слева от входа на 2 аллею к морю в городе Щелкино, сроком на 10 лет (т.1, л.д. 31).
15.03.2013 между Щёлкинским городским советом (владельцем земельного участка) и физическим лицом предпринимателем Вознесенской Татьяной Викторовной (сервитуарий) заключен договор об установлении личного срочного платного земельного сервитута N 90 (т.1, л.д. 34-35).
Согласно пункта 1.1 договора, личный срочный земельный сервитут устанавливается на основании Решения 38 сессии 6 созыва Щёлкинского городского совета от 21.02.2013 N 39.2.2 относительно земельного участка: площадью 0,0030 га, кадастровый номер не требуется, целевое назначение 1.11.3 - коммерческая деятельность и розничная торговля, правовой режим - платный сервитут под временным сооружением общей площадью 0.0030 га в составе единого архитектурного комплекса, который расположен по адресу: г. Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на 2 аллею к морю устанавливает земельный сервитут в интересах сервитуария на право иного, а именно Личного срочного платного сервитута (вид земельного сервитута в соответствии с пунктом з) ст. 99 ЗК Украины, руководствуясь "Порядком размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности в городе Щёлкино, утвержденным решением двадцать первой сессии шестого созыва Щёлкинского городского совета от 16.02.2012 г. N 27 для установки временного сооружения общей площадью 0,0030 га согласно плану границ земельного сервитута (дополнение к Договору, который является неотъемлемой частью настоящего договора).
Пунктом 2.1 договора определено, что настоящим Договором устанавливается личный срочный земельный сервитут сроком на 10 лет.
15.03.2013 между сторонами составлен Акт приема - передачи земельного участка, согласно которому в соответствии с договором об установлении личного срочного платного земельного сервитута N 90 от 15.03.2013 владелец передает, а сервитуарий принимает земельный участок, расположенный по адресу: Щёлкинский городской совет, г. Щёлкино, Ленинского района, в составе комплекса временных сооружений на участке слева от входа на 2 аллею к морю общей площадью ВС - 0, 0030 га во временное срочное платное пользование на условиях земельного сервитута (т.1, л.д. 36).
15.03.2013 между Щёлкинским городским советом (владельцем земельного участка) и физическим лицом предпринимателем Вознесенской Татьяной Викторовной (сервитуарий) заключен договор об установлении личного срочного платного земельного сервитута N 91 (т.1, л.д. 37-38).
Согласно пункта 1.1 договора, личный срочный земельный сервитут устанавливается на основании Решения 38 сессии 6 созыва Щёлкинского городского совета от 21.02.2013 N 39.2.1 относительно земельного участка: площадью 0,0030 га, кадастровый номер не требуется, целевое назначение 1.11.3 - коммерческая деятельность и розничная торговля, правовой режим - платный сервитут под временным сооружением общей площадью 0.0030 га в составе единого архитектурного комплекса, который расположен по адресу: г. Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на 2 аллею к морю устанавливает земельный сервитут в интересах сервитуария на право иного, а именно Личного срочного платного сервитута (вид земельного сервитута в соответствии с пунктом з) ст. 99 ЗК Украины, руководствуясь "Порядком размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности в городе Щёлкино, утвержденным решением двадцать первой сессии шестого созыва Щёлкинского городского совета от 16.02.2012 г. N 27 для установки временного сооружения общей площадью 0,0030 га согласно плану границ земельного сервитута (дополнение к Договору, который является неотъемлемой частью настоящего договора).
Пунктом 2.1 договора определено, что настоящим Договором устанавливается личный срочный земельный сервитут сроком на 10 лет.
Земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности был передан Щёлкинским городским советом по Акту приема-передачи от 15.03.2013 (т.1, л.д. 39).
При строительстве объектов истцом получено разрешение N 12 от 20.05.2013 на производство земельных работ в городе Щёлкино (т.1, л.д.111).
Решениями 49 сессии 6 созыва Щёлкинского городского совета N 19.136 и N 19.137 от 24.12.2013 были внесены изменения и дополнения в Договоры об установлении личного срочного платного земельного сервитута N 91 и N 90 ФЛП Вознесенской Т.В. (т.1, л.д.32-33).
Пунктом 2 данных решений предписано ФЛП Вознесенской Т.В. заключить с Щёлкинским городским советом дополнительные соглашения к Договорам об установлении личного срочного платного земельного сервитута N 91 и N 90 от 15.03.2013 и зарегистрировать их в установленном порядке.
Согласно техническим заключениям судебно-строительного эксперта N 34/147-17-А и N 35/147-17-А от 06.09.2017 одноэтажное нежилое строение N 1 площадью 27,5 кв.м со стенами из бетонного блока на земельном участке с кадастровым номером 90:07:010101:47 возведено в пределах земельного участка, категория земельного участка - земли населенных пунктов, разрешенное использование, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на вторую аллею к морю имеет, отдельный вход и выход на территорию общего пользования, препятствий смежным землепользователям в пользовании принадлежащим им земельным участкам не создает, не противоречит требованиям Федерального закона N384 от 30.12.2009 "Технического регламента о безопасности зданий и сооружений", СП 14.13330.2014 Свод правил. Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП II-7-81*" (т.1, л. д. 73-90).
Одноэтажное нежилое строение N 2, площадью 24,0 кв.м., со стенами из бетонного блока на земельном участке с кадастровым номером 90:07:010101:48 возведено в пределах земельного участка, категория земельного участка - земли населенных пунктов, разрешенное использование, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на вторую аллею к морю - имеет отдельный вход и выход на территорию общего пользования, препятствий смежным землепользователям в пользовании принадлежащим им земельным участкам не создает, не противоречит требованиям Федерального законаN384 от 30.12.2009 "Технического регламента о безопасности зданий и сооружений", СП 14.13330.2014 Свод правил. Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП II-7-81*".
22.12.2017 и 25.12.2017 решениями Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым N 90/01/2017-184201 и N 90/01/2017-185159 отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (т.1, л.д. 71,72).
В решениях указано, что в результате проверки выявлено отсутствие в представленных документах оснований для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтенном.
Обращаясь с иском в суд, истец исходила из того, что спорные объекты имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) являются самовольными строениями, так как построены без получения необходимых разрешений. Вместе с тем, во время строительства истцом приобретены строительные материалы на общую сумму 1 600 000,00 рублей, что подтверждается квитанциями. Согласно Постановлению Совета Министров РК N 264 от 11.08.2014 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации" документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года договора об установлении сервитута.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИП Вознесенской Т.В. в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорный капитальный объект является самовольной постройкой, возведенной на земельном участке не предоставленного для капитального строительства, без разрешительных документов и находится в охранной зоне высоковольтных воздушных линий электропередач ГУП РК "Крымэнерго".
Судебная коллегия полагает, что данные выводы соответствуют нормам материального права и обстоятельствам, установленным судом первой инстанции.
Между сторонами по делу нет спора относительно того, что спорные объекты являются объектами капитального строительства, на которые распространяются правила статьи 222 ГК РФ, что подтверждается помимо документов, представленных истцом, также заключением эксперта ООО "ИМПЕРЕАЛ ЭКСПЕРТ" от 03.07.2018 N 12/18 (том 3 л.д. 11- 45).
Принимая во внимание положения части 3 статьи 1, статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статей 4, 422, 1211 ГК РФ, статьи 14 АПК РФ апелляционный суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего спора подлежит применению законодательство, действующее в период возникновения соответствующих правоотношений.
При таких обстоятельствах к спорным правоотношениям подлежат применению нормы гражданского законодательства Украины и, учитывая постановку вопроса о признании права собственности на самовольную постройку в период действия российского законодательства, соответствие спорной постройки соответствующим критериям согласно законодательству Российской Федерации.
Частью 1 статьи 376 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины) установлено, что жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если они построены или строятся на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без надлежащего разрешения или должным образом утвержденного проекта, или с существенными нарушениями строительных норм и правил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу пункта 2 статьи 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает права собственности на нее и не вправе распоряжаться ею (продавать, дарить, сдавать в аренду, иным образом распорядиться самовольной постройкой, а также совершать другие сделки), а сам объект не подлежит государственной регистрации в качестве объекта права собственности на недвижимое имущество.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 222 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при соблюдении условий предусмотренных данным пунктом.
Договор "Об установлении личного срочного платного земельного сервитута" заключен до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации.
В соответствии со статьей 395 ГК Украины одним из вещных прав на чужое имущество является, в частности, сервитут.
Договор об установлении сервитута заключается в письменной форме, это вытекает из статей 206, 208 (далее - ГК Украины), а также необходимости его государственной регистрации, предусмотренной статьями 182, 210 ГК Украины, статьи 202 Земельного кодекса Украины (далее - ЗК Украины), Закона Украины "О государственной регистрации право на недвижимое имущество и их обременений".
В соответствии с частью 3 статьи 100 ЗК право земельного сервитута (далее - ЗС) возникает после его государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на земельный участок. Сервитут как абсолютное право должно доводиться до всеобщего сведения путем его регистрации.
В соответствии со статьей 402 ГК Украины договор об установлении ЗС подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Право ЗС также возникает после его государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на земельный участок.
Пунктом 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано на то, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно статье 216 ГК РФ сервитут, наряду с правом собственности, является вещным правом. Правила и порядок предоставления и установления сервитута содержатся в статьях 274-276 ГК РФ.
Положениями статьи 131 ГК РФ и нормами пункта 11 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута предусмотрено, что сервитут подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
По смыслу пункта 1 статьи 164 ГК РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают для третьих лиц после ее регистрации. Совершенный в надлежащей форме договор, все существенные условия которого согласованы сторонами, однако требуемая государственная регистрация которого не осуществлена, не порождает правовых последствий, на которые он направлен, до осуществления регистрации. Сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 11248/11, сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости. Сервитут должен быть наименее обременительным для ответчика, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка.
В соответствии с положениями Закона Республики Крым N 38-ЗРК от 31.07.2014 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), Постановления Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 г. N313 "Об утверждении порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым", право аренды или установление сервитута земельного участка, возникшее до вступления в силу Федерального Конституционного Закона от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ, соответствует праву аренды, или установление сервитута которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, на условиях и сроках предусмотренных в ранее заключенных договорах аренды, сервитута.
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Закона N 38-ЗРК положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключённых до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Суд первой инстанции правомерно указал, что решениями N 19.136 и N 19.137 от 24.12.2013 49 сессии шестого созыва Щёлкинского городского совета были внесены изменения и дополнения в Договоры об установлении личного срочного платного земельного сервитута N 91 и N 90 ФЛП Вознесенской Т.В. Пунктом 2 данных Решений предписано ФЛП Вознесенской Т.В. заключить с Щёлкинским городским советом дополнительные соглашения к Договорам об установлении личного срочного платного земельного сервитута N 91 и N 90 от 15.03.2013 г. и зарегистрировать их в установленном порядке. Однако, Договоры N 90 и N 91 об установлении личного срочного платного земельного сервитута от 15.03.2013, заключённые между Щёлкинским городским советом и ФЛП Вознесенской Т.В. сведений о проведении государственной регистрации не содержат.
Апелляционный суд также отмечает, что из содержания статьи 4 Закона Украины "О собственности", статьи 375 ГК Украины следует, что собственник земельного участка имеет право возводить на нем здания и сооружения, создавать закрытые водоемы, осуществлять перестройку, а также разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Аналогичные нормы содержатся в ГК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Положения пункта 2 статьи 264 ГК РФ указывают, что лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Таким образом, правомочия лица, не являющегося собственником земельного участка, производны от прав собственника данного земельного участка.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014) применительно к этому подчеркивается, что при разрешении данной категории споров, необходимо учитывать условия договора аренды. В случае, если участок предоставлен в аренду для возведения временных строений либо легковозводимых конструкций, основания для признания права собственности на фактически возведенное строение капитального типа отсутствуют. При заключении договора аренды собственник должен вполне определенно выразить свою волю на предоставление земельного участка в аренду для возведения строений конкретного типа.
Как следует из содержания представленных истцом документов, земельный участок предоставлялся для размещения временных сооружений - торговых павильонов. Ни один из представленных истцом документов не содержит сведений о предоставлении ответчику согласия на возведение на спорном земельном участке объекта недвижимости.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что спорный объект был возведен на земельном участке, не предоставленном для целей строительства объекта недвижимости и без согласия собственника земельного участка.
В соответствии со статьей 22 Закона Украины от 16.11.1992 N 2780-XII "Об основах градостроительства", который определял правовые, экономические, социальные и организационные основы градостроительной деятельности в Украине на момент возникновения спорных правоотношений, право на застройку земельных участков, предоставляемых для градостроительных нужд, осуществлялось после возникновения права собственности или права пользования земельным участком в порядке, предусмотренном земельным законодательством, и получения разрешения на выполнение строительных работ.
Согласно статьей 9 Закона Украины N 687-XIV "Об архитектурной деятельности", строительство (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) объекта архитектуры осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией, государственными стандартами, нормами и правилами, местными правилами застройки населенных пунктов.
Статьей 24 Закона Украины "О планировании и застройке территорий", действовавшей в период возникновения спорных предусматривалось, что физические и юридические лица, которые намерены осуществить строительство объектов градостроительства на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или пользования, обязаны получить от исполнительных органов соответствующих советов, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, в случае делегирования им таких полномочий соответствующими советами, разрешение на строительство объекта градостроительства (далее - разрешение на строительство). К заявлению прилагается документ, удостоверяющий право собственности или пользования земельным участком, или документ о согласии собственника земельного участка на застройку этого участка. Перечень других документов и материалов, необходимых для получения разрешения на строительство, которые прилагаются к письменному заявлению, порядок их рассмотрения определяются региональными правилами застройки. Разрешение на строительство дает право заказчикам на получение исходных данных на проектирование, осуществление проектно-изыскательских работ и получения разрешения на выполнение строительных работ в порядке, определенном настоящим Законом. Разрешение на строительство предоставляется на основании комплексного заключения о соответствии предложенного строительства градостроительной документации, государственным строительным нормам, местным правилам застройки (далее - комплексное заключение). Порядок получения разрешения на строительство временных сооружений и размещение рекламы определяется местными правилами застройки в соответствии с законом.
Таким образом, законодатель разделял разрешение на строительство временных сооружений и разрешение на строительство объектов недвижимости.
При этом, разрешение на строительство объекта недвижимости давало право заказчикам на получение исходных данных на проектирование, осуществление проектно-изыскательских работ и получения разрешения на выполнение строительных работ в порядке, определенном настоящим Законом.
Физические, юридические лица, получившие разрешение на строительство объекта градостроительства, получают исходные данные на проектирование этого объекта. (статья 27 Закона Украины "О планировании и застройке территорий")
Статьей 28 указанного Закона предусмотрено, что проектная документация на строительство объектов градостроительства разрабатывается согласно исходным данным на проектирование с соблюдением требований государственных стандартов, норм и правил, региональных и местных правил застройки и утверждается заказчиком в установленном законом порядке.
Согласно статье 29 Закона Украины "О планировании и застройки территорий" разрешение на выполнение строительных работ - это документ, удостоверяющий право застройщика и подрядчика на выполнение строительных работ, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружений, выдачу ордеров на проведение земляных работ. Разрешение на выполнение строительных работ предоставляется на основании: проектной документации; документа, удостоверяющего право собственности или пользования (в том числе на условиях аренды) земельным участком; соглашения о праве застройки земельного участка; решение исполнительного органа соответствующего совета или местной государственной администрации о разрешении на строительство объекта градостроительства; комплексного заключения государственной инвестиционной экспертизы; документа о назначении ответственных исполнителей работ. В случае осуществления реконструкции, реставрации, капитального ремонта объектов градостроительства для получения разрешения на выполнение указанных работ прилагается копия документа, удостоверяющего право собственности на здание или сооружение, или письменного согласия его владельца на проведение указанных работ.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Закона Украины от 17.02.2011 N 3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности" проектирование и строительство объектов осуществляется владельцами или пользователями земельных участков в следующем порядке:
1) получение заказчиком или проектировщиком исходных данных;
2) разработка проектной документации и проведение в случаях, предусмотренных статьей 31 настоящего Закона, ее экспертизы;
3) утверждение проектной документации;
4) выполнение подготовительных и строительных работ;
5) принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов;
6) регистрация права собственности на объект градостроительства.
Согласно части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
В соответствии с нормами статьи 51 ГрК РФ, а также положениями статьи 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец выполнил указанные выше требования законодательства, получил соответствующие документы и разрешения на строительство объекта недвижимости либо предпринимал для этого необходимые меры.
Более того, как правильно отметил суд первой инстанции, временные объекты находятся непосредственно в охранных зонах высоковольтных воздушных линий электропередач ГУП РК "Крымэнерго".
Согласно письму ГУП РК "Крымэнерго" от 19.04.2018 N 511/7572 истцу выдано Техническое условие на вынос ВЛ-10кВ Л-15 ПС "Казантип" из зоны застройки торговых павильонов, для выноса сетей 10 кВ и зоны застройки заказчику необходимо выполнить проект реконструкции ЛЭП-10 кВ, за счет собственных средств, в котором необходимо предусмотреть проектной документацией (т.3, л.д.88-90).
Условия переноса сетей со стороны Вознесенской Т.В. по настоящее время не выполнены.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что объект недвижимости построен и реконструирован на земельном участке, в отсутствие на то соответствующего согласия правообладателя, разрешений на строительства и проектной документации, без соблюдения охранных зон, что свидетельствует о самовольном характере возведения объекта капитального строительства.
Кроме того, определением суда от 26.11.2018 по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "ИМПЕРИАЛ ЭКСПЕРТ".
На разрешение экспертной организации поставлены следующие вопросы:
1) Установить соответствуют ли возведенные объекты, а именно: одноэтажное нежилое здание N 1, общей площадью 27,5 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щелкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N2 к морю, с кадастровым паспортом земельного участка N90:07:010101:47; одноэтажное нежилое здание N 2, общей площадью 24,0 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щелкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N2 к морю, с кадастровым паспортом земельного участка N90:07:010101:48, градостроительным и строительным нормам, правилам его возведения, правилам пожарной безопасности.
2) Определить создает ли сохранение и эксплуатация возведенных объектов, а именно: одноэтажное нежилое здание N 1, общей площадью 27,5 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щелкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N2 к морю, с кадастровым паспортом земельного участка N90:07:010101:47; одноэтажное нежилое здание N 2, общей площадью 24,0 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щелкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N2 к морю, с кадастровым паспортом земельного участка N90:07:010101:48 угрозу жизни и здоровью граждан.
3) Установить обладают ли на момент проведения экспертизы вышеуказанные объекты признаками объекта капитального строительства, прочно ли связаны с землей.
Согласно заключению эксперта ИЭ09-12/18 от 03.07.2018, на основании проведенных исследований эксперты пришли к следующим выводам:
Согласно действующим градостроительным, строительным и пожарным нормам и правилам - СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", СП 14.13330.2018 "Строительство в сейсмических районах" и др., данные нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации.
Так как нежилые строения N 1 и N 2, расположенные по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N 2 к морю, были возведены и введены в эксплуатацию в 2013 г., когда действовали нормы и правила Украины, определить соответствие данных объектов градостроительным и строительным нормам, правилам его возведения, правилам пожарной безопасности, не представляется возможным.
Сохранение и эксплуатация возведенных объектов, а именно: одноэтажное нежилое строение N 1, общей площадью 27,5 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N 2 к морю, с кадастровым паспортом земельного участка N 90:07010101:47; одноэтажное нежилое строение N 2, общей площадью 24,0 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N 2 к морю, с кадастровым паспортом земельного участка N 90:07010101:48, угрозу жизни здоровью граждан не создает.
Вышеуказанные объекты на момент проведения экспертизы обладают признаками объекта капитального строительства и прочно связаны с землей.
Согласно ответу на возражения на заключения эксперта общества с ограниченной ответственностью "Империал Эксперт" от 11.12.2019, при сохранении и эксплуатации возведенных объектов, а именно: одноэтажное нежилое строение N 1, общей площадью 27,5 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N 2 к морю, с кадастровым паспортом земельного участка N90:07010101:47; одноэтажное нежилое строение N 2, общей площадью 24,0 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N 2 к морю, с кадастровым паспортом земельного участка N90:07010101:48, в близи охранной зоны высоковольтных воздушных линий электропередач ВЛ- 10кВ ГУП РК "Крымэнерго", угрозу жизни и здоровью граждан объекты исследования создают. Однако, имеется техническая возможность переноса высоковольтных воздушных линий электропередач ВЛ-10кВ ГУП РК "Крымэнерго" при разработке соответствующего проекта и утверждения его в ГУП РК "Крымэнерго" (т.3, л.д.133-144).
Согласно положениям части 4 и 5 статьи 71 АПК РФ заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
При таких обстоятельствах, оценивая выводы эксперта в совокупности с другими доказательствами, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что сохранение и эксплуатация возведенных объектов, а именно: одноэтажное нежилое строение N 1, общей площадью 27,5 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N 2 к морю, с кадастровым паспортом земельного участка N90:07010101:47; одноэтажное нежилое строение N 2, общей площадью 24,0 кв.м., расположенное по адресу: Республика Крым, Ленинский район, город Щёлкино, комплекс временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на участке слева от входа на аллею N 2 к морю, с кадастровым паспортом земельного участка N90:07010101:48, вблизи охранной зоны высоковольтных воздушных линий электропередач ВЛ-10кВ ГУП РК "Крымэнерго", создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В этой связи при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения пункта 3 статьи 222 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, поскольку по общему правилу самовольное строительство запрещено, а самовольная постройка подлежит сносу осуществившим её лицом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, закрепленные в статье 35 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях (постановление от 11.03.1998 N 8-П; определения от 25.03.2004 N85-О, от 13.10.2009 N1276-О-О и от 29.09.2011 N1071-О-О).
Как следует из материалов дела, спорные объекты капитального строительства, возведены на земельном участке, не предоставленном для целей строительства, а также угрожают жизни и здоровью граждан.
По мнению судебной коллегии, положения части 3 статьи 222 ГК РФ, не предусматривают возможность признания права собственности на самовольную постройку за лицом, которое разместило указанную постройку на земельном участке, если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, не имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта, а также если такой объект создает угрозу для жизни и здоровья граждан.
При таких обстоятельствах коллегия судей полагает, что Арбитражный суд Республики Крым законно и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований истца.
Иные доводы апелляционной жалобы признаны апелляционным судом несостоятельными, как противоречащие нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.01.2020 по делу N А83-6202/2018 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ИП Вознесенской Т.В. - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.01.2020 по делу N А83-6202/2018 оставить без изменений, апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Вознесенской Татьяны Викторовны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ю.В. Колупаева |
Судьи |
А.А. Тарасенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6202/2018
Истец: ИП Вознесенская Татьяна Викторовна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЩЁЛКИНО ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3748/20
16.06.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-881/20
22.01.2020 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6202/18
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6202/18