г. Самара |
|
17 июня 2020 г. |
Дело N А49-12218/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А., судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 17 февраля 2020 года по делу N А49-12218/2019 (судья Столяр Е.Л.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Навигатор" Д.У. Закрытым рентным паевым инвестиционным фондом "Капитальные вложения" (ОГРН 1027725006638, ИНН 7725206241), г.Москва, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (ОГРН 1045802010132, ИНН 5834029976), г.Пенза, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "УК Управление инвестициями" (ОГРН 1037739222620, ИНН 7710288918), г.Пенза, об оспаривании отказа в возврате излишне уплаченной государственной пошлины,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Навигатор" - представителя Навасардяна А.Ю. (доверенность от 15.07.2019),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Навигатор" Д.У. закрытым рентным паевым инвестиционным фондом "Капитальные вложения" (далее - ООО "УК "Навигатор") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции уточнения заявленных требований) об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (далее - Управление Росреестра по Пензенской области) от 29.08.2019 N 07296 об отказе в возврате государственной пошлины, об обязании Управления Росреестра по Пензенской области возвратить ООО "УК "Навигатор" излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 21546000 руб., а также взыскать с Управления Росреестра по Пензенской в пользу ООО "УК "Навигатор" проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 571411 руб. 73 коп. из расчета по состоянию на 11.02.2020 и далее до дня фактического возврата на сумму 21546000 руб. за каждый календарный день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования (ключевой ставке) Центрального банка Российской Федерации.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "УК Управление инвестициями".
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 17.02.2020 по делу N А49-12218/2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Управление Росреестра по Пензенской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Управление Росреестра по Пензенской области, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление Росреестра по Пензенской области указывает, что при передаче управляющей компанией прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании в ЕГРН не вносятся изменения в уже имеющуюся запись о государственной регистрации доверительного управления недвижимым имуществом, находящимся в составе паевого инвестиционного фонда, а регистрируется новое обременение, в связи с чем подлежит уплате государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 22.1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
Рассмотрение дела было отложено с 14.05.2020 на 10.06.2020.
ООО "УК "Навигатор" в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
Представитель ООО "УК "Навигатор" в судебном заседании просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя ООО "УК "Навигатор" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 16.08.2019 ООО "УК "Навигатор" обратилось в Управление Росреестра по Пензенской области с заявлением о возврате государственной пошлины в сумме 21546000 руб.
Решением от 29.08.2019 N 07290 Управление Росреестра по Пензенской области отказало ООО "УК "Навигатор" в возврате излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 21546000 руб. по причине ее отсутствия.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление ООО "УК "Навигатор".
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей (пункт 2 статьи 78 НК РФ в редакции, действующей в момент обращения ООО "УК "Навигатор").
Согласно пункту 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 7 статьи 78 НК РФ).
В силу пункта 8 статьи 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (в редакции, действующей в момент обращения ООО "УК "Навигатор").
В соответствии с пунктом 10 статьи 78 НК РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 данной статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата (в редакции, действующей в момент обращения ООО "УК "Навигатор").
В случае, если предусмотренные пунктом 10 данной статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
До истечения срока, установленного абзацем первым данного пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
Порядок исчисления и уплаты государственной пошлины регулируется нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 333.16 НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 данного кодекса, при их обращении в государственные органы, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации.
В силу подпункта 5.2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за совершением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 21-33 пункта 1 статьи 333.33 данного Кодекса, - до подачи заявлений на совершение юридически значимых действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению.
Согласно подпункту 22.1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом - 22000 руб.
В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 32 данного пункта, уплачивается государственная пошлина в следующих размерах: для физических лиц - 350 руб., для организаций - 1000 руб.
Согласно пункту 3 статьи 333.40 НК РФ решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.
Суд первой инстанции установил, что ООО "УК "Навигатор" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 25 по Южному административному округу г.Москвы 30.09.2002, в настоящее время запись о регистрации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц за N 1027725006638. Основным видом деятельности ООО "УК "Навигатор" является деятельность по управлению фондами. ООО "УК "Навигатор" имеет лицензию по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами N 21 -000-1-00102, выданную Центральным банком Российской Федерации 24.12.2002.
В период 2012-2018 Управлением Росреестра по Пензенской области осуществлена государственная регистрация права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее закрытый рентный паевой инвестиционный фонд, в ЕГРН внесены сведения о праве общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев закрытого рентного паевого инвестиционного фонда "Финам-Капитальные вложения" (далее - Фонд "Финам-Капитальные вложения") под управлением ООО "УК "Управляющая компания "БИН ФИНАМ Групп", которая впоследствии была переименована в ООО "УК "Управление инвестициями", в отношении 1026 земельных участков, расположенных в Пензенской области.
24.08.2018 владельцами паев Фонда "Финам-Капитальные вложения" было принято решение передать права и обязанности по договору доверительного управления Фондом от ООО "УК "Управление инвестициями" к ООО "УК "Навигатор".
06.09.2018 между ООО "УК "Управление инвестициями" и ООО "УК "Навигатор" был заключен договор о передаче прав и обязанностей управляющей компании по договору доверительного управления Фондом (далее - Договор о передаче прав).
В соответствии с пунктом 1.3 Договора о передаче прав права и обязанности управляющей компании по договору доверительного управления Фондом "Финам-Капитальные вложения" считаются переданными ООО "УК "Навигатор" с даты вступления в силу (даты опубликования в информационном бюллетене "Приложение к Вестнику Федеральной службы по финансовым рынкам" сообщения о регистрации Банком России изменений и дополнений в Правила Фонда "Финам-Капитальные вложения").
15.10.2018 Банком России зарегистрированы изменения N 31 в Правила доверительного управления Фондом "Финам-Капитальные вложения".
26.10.2018 сообщение о регистрации изменений и дополнений в Правила доверительного управления Фондом "Финам-Капитальные вложения" было раскрыто в Приложении к Вестнику Федеральной службы по финансовым рынкам, и в соответствии с пунктом 128 Правил доверительного управления Фондом "Финам-Капитальные вложения" данные изменения вступили в силу 26.10.2018.
В связи со сменой управляющей компании Фондом "Финам-Капитальные вложения" - ООО "УК Управление инвестициями" на ООО "УК "Навигатор" последнее в ноябре 2018 года обратилось в Управление Росреестра по Пензенской области с 11 заявлениями, в которых просило осуществить регистрацию сделки об изменении или расторжении ранее совершенной сделки, заключающейся во внесении изменений в записи реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества в отношении 1026 земельных участков, расположенных в Пензенской области, на основании договора о передаче прав и обязанностей управляющей компании от 06.09.2018. К заявлениям были приложены следующие платежные поручения ООО "УК Управление инвестициями" Д.У. закрытым рентным паевым инвестиционным фондом "Финам-Капитальные вложения": от 17.10.2018 N 1961 на сумму 660000 руб.; от 17.10.2018 N 1964 на сумму 396000 руб.; от 17.10.2018 N 1960 на сумму 264000 руб.; от 17.10.2018 N 1962 на сумму 220000 руб.; от 17.10.2018 N 1957 на сумму 198000 руб.; от 17.10.2018 N 1956 на сумму 5434000 руб.; от 17.10.2018 N 1959 на сумму 10428000 руб.; от 17.10.2018 N 1955 на сумму 902000 руб.; от 17.10.2018 N 1939 на сумму 814000 руб.; от 17.10.2018 N 1963 на сумму 2398000 руб.; от 17.10.2018 N 1958 на сумму 858000 руб., а всего - 22572000 руб. Размер государственной пошлины рассчитан исходя из количества земельных участков (1026) и ставки государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 22.1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (22000 руб.).
11.01.2019 владельцами паев Фонда "Финам-Капитальные вложения" принято решение о внесении изменений в Правила доверительного управления данным Фондом, касающиеся, в том числе, смены наименования Фонда на закрытый рентный паевой инвестиционный фонд "Капитальные вложения".
13.02.2019 сообщение о регистрации изменений и дополнений в Правила доверительного управления Фондом "Капитальные вложения" было раскрыто в Приложении к "Вестнику Федеральной службы по финансовым рынкам", и в соответствии с пунктом 128 Правил доверительного управления Фондом данные изменения вступили в силу 13.02.2019.
Таким образом, с 13.02.2019 ООО "УК "Навигатор" является управляющей компанией Д.У. Закрытым рентным паевым инвестиционным фондом "Капитальные вложения".
16.08.2019 ООО "УК "Навигатор" обратилось в Управление Росреестра по Пензенской области с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 21546000 руб. - разницы между суммой, уплаченной государственной пошлины (22572000 руб.), и суммой, рассчитанной исходя из количества земельных участков (1026) и ставки государственной пошлины, рассчитанной исходя из ставки государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (1000 руб.), то есть 1026000 руб.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости).
Согласно пункту 6 статьи 1 Закона о регистрации недвижимости в случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 утверждено Положение "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", согласно которому в полномочия данной службы входит организация и ведение кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимого имущества (далее - Положение N 457).
В силу пунктам 5.13 и 5.14 Положения N 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции главного администратора доходов бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принимает решение о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) средств от платежей в федеральный бюджет, администрирование которых возложено на Службу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Согласно пункту 4 Положения N 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 03.04.2018 N П/013 "О наделении и порядке осуществления территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии полномочиями администраторов доходов федерального бюджета" территориальные органы Росреестра в качестве администратора доходов федерального бюджета осуществляют бюджетные полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, в том числе пеней и штрафов, также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и представление в территориальный орган Федерального казначейства соответствующих документов для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. В перечень территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, осуществляющих полномочия администраторов доходов федерального бюджета, включено Управление Росреестра по Пензенской области.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона о регистрации недвижимости государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический факт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 4 статьи 1 Закона о регистрации недвижимости).
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (пункт 6 статьи 1 Закона о регистрации недвижимости).
В силу пункта 1 статьи 9 Закона о регистрации недвижимости в реестр прав вносятся изменения о правах, об ограничениях и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона о регистрации недвижимости в реестр прав вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации таких ограничения или обременения.
Таким образом, вышеуказанные правовые нормы исходят из того, что государственной регистрации подлежит определенное право, а также его ограничение (обременение).
В соответствии с пунктом 6 статьи 72 Закона о регистрации недвижимости со дня вступления в силу данного Федерального закона (то есть с 01.01.2017) сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН) считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и не требующими дополнительного подтверждения.
Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, и сделок с ним, содержатся в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции Российской Федерации от 25.07.2007 N 157 (согласно письму Минюста России от 24.08.2007 N 01/8403-АА не нуждается в государственной регистрации) (далее - Методические рекомендации N 157).
Правовые основы деятельности инвестиционных фондов отражены в Федеральном законе от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон об инвестиционных фондах).
Инвестиционный фонд - находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления (абзац 2 статьи 1 Закона об инвестиционных фондах).
Паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией (абзац 1 пункта 1 статьи 10 Закона об инвестиционных фондах).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 10 Закона об инвестиционных фондах паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.
В соответствии со статьей 1012 Гражданского кодекса РФ основанием возникновения доверительного управления является договор доверительного управления имуществом.
Согласно пункту 35 Методических рекомендаций N 157 при передаче управляющей компанией прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании осуществляется на основании заявления от управляющей компании, которая передает права по договору доверительного управления, и от управляющей компании, к которой перешли права по договору доверительного управления, о внесении соответствующей записи в ЕГРП.
В пункте 36 Методических рекомендацией N 157 Федеральная регистрационная служба рекомендовала в целях внесения в ЕГРП записей о передаче управляющей компанией прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании, которой были переданы права и обязанности доверительного управления, под тем же номером регистрации вносить запись о доверительном управлении паевым инвестиционным фондом управляющей компании, которой были переданы права и обязанности по договору доверительного управления.
Суд первой инстанции установил, что 21.12.2012 было зарегистрировано право общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество Закрытого рентного паевого инвестиционного фонда "Финам-Капитальные вложения" (далее - ЗРПИФ "ФИНАМ-Капитальные вложения") на земельный участок для сельскохозяйственного производства, общей площадью 1664530 кв.м, кадастровый номер 58:12:6801001:7, участок находится примерно в 1300 м по направлению на северо-запад от ориентира здание школы, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Пензенская область, Колышлейский район, с.Халтурино, ул.Садовая, 31. Одновременно в ЕГРП были внесены записи о праве общей долевой собственности владельцев паев Фонда, а также ограничение (обременение) данного права в виде доверительного управления имуществом в пользу ООО "Управляющая компания "БИН ФИНАМ Групп" (далее - ООО "УК "БИН ФИНАМ").
Впоследствии в период 2012-2018 г.г. Управление Росреестра по Пензенской области произвело регистрацию право общей долевой собственности ЗРПИФ "ФИНАМ-Капитальные вложения" в отношении иных участков земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Пензенской области, и одновременно была внесена запись в ЕГРП о доверительном управлении в пользу ООО "УК "БИН ФИНАМ".
Передача прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании не изменяет право общей долевой собственности и ограничение (обременение) данного права.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку в данном случае отсутствуют основания для государственной регистрации права и его ограничении (обременении), следовательно, в ЕГРН подлежат внесению изменения, касающиеся смены управляющей компании, за что подлежит уплате государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, то есть в размере 1000 руб.
Доводы Управления Росреестра по Пензенской области о том, что при передаче управляющей компании прав и обязанностей по договору доверительного управления паевого инвестиционного фонда другой управляющей компании формируется новая запись об ограничении (обременении) о доверительном управлении данного фонда, при этом в ЕГРН не вносятся изменения в уже имеющуюся запись о государственной регистрации доверительного управления недвижимым имуществом, находящемся в составе паевого инвестиционного фонда, а регистрируется новое ограничение, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку при смене доверительного управляющего (управляющей компании) переход прав на недвижимое имущество не происходит, при этом в ЕГРН имелась запись об ограничении - доверительном управлении управляющей компанией, в связи с чем в сложившейся ситуации уплата государственной пошлины должна осуществляться за внесение изменений в соответствующую запись; а оснований для взимания государственной пошлины в размере, установленном за регистрацию права, не имеется.
Ссылку Управления Росреестра по Пензенской области (изложенную также в апелляционной жалобе) на пункт 142 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 N 943 (далее - Порядок N 943), в котором указано, что при передаче управляющей компанией прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании формируется новая запись об ограничениях (обременении) о доверительном управлении паевым инвестиционным фондом управляющей компании, которой были переданы права и обязанности по договору доверительного управления, а предыдущая запись об ограничении (обременении) присваивается статус "погашенная", суд первой инстанции отклонил обоснованно, поскольку данный Порядок не создает новые нормы права, а лишь устанавливает правила внесения сведений в кадастр недвижимости и реестр прав на недвижимость, то есть технических действий, связанных с оформлением указанных операций.
Исходя из положений пункта 13 Порядка N 943 статус "погашенная" присваивается неактуальной на любой текущий момент времени записи, содержащей сведения о ранее зарегистрированном праве, ограничении права и обременении объекта недвижимости, сделке.
Следовательно, "погашенная" запись также не свидетельствует о прекращении определенного права.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что подлежит отклонению ссылка Управления Росреестра по Пензенской области на письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.02.2019 N 04-02281/19, поскольку данное разъяснение не носит нормативного характера, а содержит разъяснение, направленное в адрес Управления Росреестра по Пензенской области.
Более того, нормы НК РФ, устанавливающие размеры государственной пошлины, не связывают определение ее размера с формированием новой записи либо присвоением ей статуса "погашенная".
Пункт 10 статьи 78 НК РФ обязывает налоговый орган (в данном случае - орган, полномочный на принятие решения о возврате излишне уплаченного налога) начислять проценты на суммы излишне уплаченного налога, своевременно не возвращенные налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Проценты подлежат начислению за весь период пользования чужими средствами в виде налоговых платежей, включая день фактического возврата средств на расчетный счет налогоплательщика в банке, поскольку в этот день имеются как незаконное удержание налоговым органом этих средств, так и исполнение им обязанности по их возврату, а начало исчисления этого периода приходится на день, следующий за днем изъятия этих средств у налогоплательщика.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 23.06.2009 N 832-О-О, положения пункта 10 статьи 78 НК РФ по своему характеру являются компенсационно-восстановительными, поскольку данные выплаты производятся в случаях, когда государственный орган не исполнил возложенные на него законом обязанности.
Исчисление процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога по день его фактического возврата соответствует позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25.04.2017 N 302-КГ17-3745.
ООО "УК "Навигатор" произвело расчет процентов за период с 17.09.2019 по 11.02.2020, исходя из количества дней просрочки и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, размер которых составляет 571411 руб. 73 коп.
Данный расчет проверен судами первой и апелляционной инстанций, является верным, Управлением Росреестра по Пензенской области не оспорен.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования о признании незаконным решения Управления Росреестра по Пензенской области от 29.08.2019 N 07296 об отказе в возврате излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 21546000 руб. и обязании возвратить ООО УК "Навигатор" излишне уплаченную государственную пошлину в размере 21546000 руб. и процентов в сумме 571411 руб. 73 коп.
Следовательно, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 17 февраля 2020 года по делу N А49-12218/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-12218/2019
Истец: ООО "Управляющая компания "Навигатор", ООО "Управляющая компания "Навигатор" Д.У. Закрытым рентным паевым инвестиционным фондом "Капитальные вложения"
Ответчик: Управление Росреестра по Пензенской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области
Третье лицо: ООО "УК Управление инвестициями"
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8447/2021
29.06.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8097/2021
09.10.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-65866/20
17.06.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4817/20
17.02.2020 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-12218/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-12218/19