город Томск |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А67-11213/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2020 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.,
Логачева К.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие "Чулымское" (N 07АП-745/2020) на решение Арбитражного суда Томской области от 17.12.2019 по делу N А67-11213/2019 (судья Ю.М. Сулимская) по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие "Чулымское" (634009, г. Томск, ул. Набережная реки Томи, 29, каб. 1, ОГРН 1087025000853, ИНН 7012005831) к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (634041, г. Томск, пр. Кирова, 41, ОГРН 1027000907944, ИНН 7021052041) о признании недействительным Предписания от 15.08.2019 N Кол-3075.
С привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Артышук Светланы Геннадьевны (Томская обл., с. Зырянское).
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие "Чулымское": Васильева Н.А. по доверенности от 10.03.2020 (до 31.12.2020), Лопатин В.А. по доверенности от 13.01.2020 (до 31.12.2020).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие "Чулымское" (далее - ООО СМП "Чулымское", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, административный орган) о признании недействительным предписания от 15.08.2019 N Кол-3075.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Артышук Светлана Геннадьевна.
Решением от 17.12.2019 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Указывает на ошибочность выводов суда о нарушении обществом абзацев 2,3 пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Приказа Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 29.12.2014 N55 "Об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению" (далее - Приказ N N55), пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществившего начисление платы собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома (далее - МКД) за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение года исходя из норматива потребления.
Как полагает податель жалобы, при наличии предусмотренных действующим законодательством (абзац 1 пункта 42(1) Правил N 354) двух способов оплаты коммунальных услуг (равномерно в течение года и в течение отопительного периода) и при не установлении органом исполнительной власти субъекта в отношении с. Зырянское Зырянского района Томской области способа оплаты подлежит применению порядок расчета за отопление в течение календарного года, установленный постановлением Администрации Томской области от 12.09.2012 N 348а "Об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению", соответственно общество вправе произвести перерасчет лишь в году, когда прибор учета отработает более календарного года, в то время как предписанием Департамент обязал произвести перерасчет в срок до 01.11.2019. МКД по адресу: с. Зырянское, ул. Советская, д.32 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии с 29.04.2019.
Расчет спорной платы правомерно производился обществом по формуле, содержащейся в пункте 3(1) приложения N 2 к Правилам N 354, в которой среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление был определен как отношение объема тепловой энергии исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, установленного постановлением Администрации Томской области 12.09.2012 N348а "Об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению", за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД.
Прибор учета установлен в середине отопительного периода и у исполнителя коммунальных услуг отсутствуют показания коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год, на момент установки коллективного (общедомового) прибора учета органом государственной власти не было принято соответствующего решения о применении соответствующею способа оплаты, вследствие чего исполнитель должен применять ранее установленный способ оплаты.
При оплате отопления равномерно в течение года формулы расчета содержат среднемесячный объем потребления теплоэнергии за предыдущий год.
Такой объем может быть определен по показаниям общедомового прибора учета, однако для случая введения общедомового прибора учета в эксплуатацию (то есть - при отсутствии общедомового учета в предыдущем году) определение среднемесячных объемов потреблении именно по приборам учета невозможно.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент считает доводы общества несостоятельными, а решение суда первой инстанции - законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители общества поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе, а представитель Департамента возражал против удовлетворения жалобы.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не явилось.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 09 час. 05 мин. 16.03.2020. После окончания перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей общества и Департамента.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя не направило. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Судебное заседание, назначенное на 16.03.2020, слушанием откладывалось до 02.04.2020 на 09.05 часов.
Определениями суда от 27.03.2020 и 24.04.2020 судебные заседания откладывались.
Определением суда от 24.04.2020 в порядке пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена в составе суда, судьи Павлюк Т.В. на судью Кривошеину С.В.
После отложения в порядке части 10 статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство возобновлено.
Представитель Департамента и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания после отложения, не явились, что в силу части 1 статьи 266, части 9 статьи 158, частей 3 и 5 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Томской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 2, пункт 8.1 статьи 13, часть 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493.
Государственный жилищный надзор на территории Томской области осуществляется Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (пункт 2 Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 17.12.2013 N 548а).
Согласно подпункту "а" пункта 3 и пункту 10 Положения о государственном жилищном надзоре в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N294-ФЗ).
Органы государственного жилищного надзора в силу положений статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ наделены полномочиями по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний об устранении выявленных нарушений.
Судом установлено и следует из материалов дела, ООО СМП "Чулымское" зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1087025000853, ИНН 7012005831.
В связи с обращением жителей дома по адресу: Томская обл., Зырянский район, с. Зырянское, ул. Советская, 32 по вопросу нарушения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению Департаментом на основании распоряжения от 19.07.2019 N Кол3075 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО СМП "Чулымское", по результатам которой административный орган выявил факт нарушения требований пункта 42 (1) Правил N 354, обстоятельства совершения которого отражены в акте проверки от 15.08.2019 N Кол-3075.
Установленное проверкой нарушение выразилось в предъявлении обществом в период с 16.05.2019 по 23.07.2019 собственникам и пользователям помещений в указанном МКД, оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, введенным в эксплуатацию с 29.04.2019 (акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 29.04.2019), платы за коммунальную услугу по отоплению, рассчитанную исходя из норматива потребления.
Выявленное нарушение явились для надзорного органа основанием для выдачи ООО СМП "Чулымское" 15.08.2019 оспариваемого предписания, согласно которому в срок до 01.11.2019 необходимо произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению всем собственникам и пользователям помещений в МКД по адресу: Томская область, Зырянский район, с. Зырянское, ул. Советская, д. 32, исключив предъявленный за период с 16.05.2019 по 23.07.2019 размер платы за данную коммунальную услугу.
Полагая, что предписание от 15.08.2019 N Кол-3075 не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО СМП "Чулымское" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства и отсутствии оснований для признания его недействительным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов.
Пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусматривает, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Из оспариваемого предписания следует, что заявителю вменено нарушение требований, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и энергетической эффективности: пункт 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги определяется согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пункт 42(1) Правил N 354 предусматривает, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
С 01.01.2015 во всех муниципальных образованиях, расположенных на территории Томской области, оплата коммунальной услуги по отоплению, предоставленной потребителю в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, осуществляется потребителями равномерно за все расчетные месяцы календарного года (Приказ Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 29.12.2014 N 55)
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отеплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац 3 пункта 42 (1) Правил).
Многоквартирный дом по адресу: Томская область, Зырянский район, с. Зырянское, ул. Советская, д. 32, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который введен в эксплуатацию с 29.04.2019 (акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 29.04.2019).
Общество в период с 01.05.2019 по 15.05.2019 расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению производило собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.
Согласно распоряжению Администрации Зырянского сельского поселения от 13.05.2019 N 98-р отопительный период 2018-2019 завершен 15.05.2019.
С 16.05.2019 в указанный многоквартирный дом тепловая энергия ООО СМП "Чулымское" не предоставлялась.
Вместе с тем, в период с 16.05.2019 по 23.07.2019 ООО СМП "Чулымское" в отсутствие правового основания при наличии в доме прибора учета продолжило предъявлять собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме плату за коммунальную услугу по отоплению, рассчитанную исходя из норматива потребления, что подтверждено информацией, представленной в материалы проверки (от 14.08.2019 исх. N 01-04-405).
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку с 29.04.2019 многоквартирный дом является оборудованным общедомовым прибором учета тепловой энергии, то с 29.04.2019 расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению должен производиться в соответствии с положениями абзаца 3 пункта 42(1) Правил, то есть в соответствии с показаниями приборов.
В этой связи, поскольку 15.05.2019 отопительный сезон был завершён, Департамент правомерно вынес предписание об исключении платы за коммунальную услугу, предъявленной за период с 16.05.2019 по 23.07.2019.
Доводы общества были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены.
Ссылка общества на действующее на момент проведения Департаментом в отношении общества внеплановой документарной проверки и в настоящее время на территории Томской области постановление Администрации Томской области от 12.09.2012 N 348а "Об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению", которым установлен способ расчета за отопление в течение календарного года, несостоятелен, поскольку указанное постановление на дома, оборудованные приборами учета, не распространяется, принято, как следует из его преамбулы, Администрацией Томской области в пределах полномочий, предоставленных ей подпунктом а) пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857, в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергий жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" делегированы права органам государственной власти субъектов Российской Федерации в принятии решения о выборе порядка расчета платы за отопление на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857, в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии помещении в многоквартирном доме, который не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, а именно: с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году.
Кроме того, в соответствии с подпунктом а) пункта 1 Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 Департаментом принят приказ от 29.12.2014 N 55 "Об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению", в соответствии с которым с 01.01.2015 во всех муниципальных образованиях, расположенных на территории Томской области, оплата коммунальной услуги по отоплению, предоставленной потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, потребителями равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
Следовательно, способ оплаты равномерно в течение года установлен для
Томской области в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
Исключения составляют муниципальные образования, перечисленные в Приказе Департамента от 28.09.2018 N 53 "Об изменении способа осуществления потреби гелями оплаты коммунальной услуги по отоплению", которым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" императивно установлены способы оплаты для ряда муниципальных образований Томской области, к числу которых Зырянское сельское поселение Зырянского района Томской области не относится.
Соответственно, довод заявителя о том, что для всей Томской области, в том числе, для Зырянского сельского поселения, установлен способ оплаты по 1/12, нормативно не обоснован.
В этой связи не может быть принят довод общества о том, что формулой 3 устанавливается возможность оплаты по нормативу при наличии прибора учета: показатель в формуле Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год - означает, что в случае, если органом государственной власти субъекта установлен способ оплаты по 1/12 и есть прибор учета, то для расчета платы берется объем ресурса по среднемесячным за год по показаниям прибора учета.
С даты ввода прибора учета в эксплуатацию Постановление 348а не регулирует отношения по оплате коммунальной услуги для спорного дома.
В соответствии с абзацем третьим пункта 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Данная норма не предусматривает каких-либо исключений, в том числе в | случае ввода прибора учета в эксплуатацию в ходе отопительного периода.
В этой же связи несостоятельна ссылка общества на пункт 42 (2) Правил N 354.
Согласно указанной норме способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Указанные нормы устанавливают момент начала применения того или иного способа оплаты в случае принятия решения об изменении способа оплаты органом государственной власти субъекта, а не момент начала применения норматива или показаний прибора учета, и, более того, не имеют отношения к настоящему спору, поскольку в отношении многоквартирных домов в селе Зырянское способ оплаты органом государственной власти Томской области не изменялся, решений, указанных в пункте 42 (2) Правил не принималось.
При изложенных обстоятельствах начисление потребителям в указанном жилом доме, оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, по окончании отопительного периода оплаты по нормативу, необоснованно.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционной инстанцией во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судом по конкретному делу, с применением иного регионального законодательства, фактические обстоятельства которого отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что надзорный орган обоснованно выдал обществу оспариваемое предписание. Возложение на управляющую организацию обязанности, которую заявитель должен был исполнить в силу закона, не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов последнего.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 3 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, с учетом положений Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 1 500 рублей для юридических лиц.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы обществом государственная пошлина была уплачена в размере 3000 рублей, ему подлежит возврату в соответствии со статьей 333.40 НК РФ из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной по платежному поручению от 14.01.2020 N 18.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 17.12.2019 по делу N А67-11213/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие "Чулымское" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие "Чулымское" (634009, г. Томск, ул. Набережная реки Томи, 29, каб. 1, ОГРН 1087025000853, ИНН 7012005831) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей по платежному поручению от 14.01.2020 N 18.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-11213/2019
Истец: ООО Строительно-Монтажное Предприятие "Чулымское"
Ответчик: Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области
Третье лицо: Артышук Светлана Геннадьевна