17 июня 2020 г. |
Дело N А83-13585/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.06.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г., Приваловой А.В., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
при участии представителей от Жилищно-строительного кооператива "Южный берег-3" - Александров М.А. по доверенности от 09.01.2020 N 01/20, Высоцкая Л.В. по доверенности от 09.01.2020 N 03/20,
в отсутствии Администрации г. Ялта Республики Крым, Совета министров Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Управления земельного и градостроительного муниципального контроля Администрации г. Ялта Республики Крым, Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялта Республики Крым, Управления Госстройнадзора Республики Крым, Межведомственной правительственной комиссии по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым, Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ялты, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым, Могилёвской А.Б., Пастушковой Э.А., Харламовой Р.Н., Лавского В.Г., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Южный берег-3" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 декабря 2019 года по делу N А83-13585/2018, принятое по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Южный берег-3" об оспаривании распоряжений Совета министров Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации г. Ялта Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Управления земельного и градостроительного муниципального контроля Администрации г. Ялта Республики Крым, Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялта Республики Крым, Управления Госстройнадзора Республики Крым, Межведомственной правительственной комиссии по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым, Косачёвой К.А., Могилёвской А.Б., Пастушковой Э.А., Харламовой Р.Н., Лавского Валерия Григорьевича, Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ялты, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив "Южный берег-3" (далее по тексту - заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Совету министров Республики Крым, Администрации города Ялты Республики Крым о признании незаконными распоряжений Совета министров Республики Крым от 23.05.2018 N 589-р, от 11.07.2018 N 769-р, а также постановления Администрации г. Ялты РК от 17.07.2018 N 1245-п.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 11.10.2018 требование кооператива к Администрации города Ялты Республики Крым об оспаривании постановления от 17.07.2018 N 1245-п выделено в отдельное производство. Выделенному делу присвоен новый номер А83-16259/2018.
13.09.2019 от заявителя поступило заявление об уточнении заявленных требований, согласно которому просит суд признать незаконным распоряжение Совета министров Республики Крым N 589-р от 23.05.2018 в части земельного участка с кадастровым номером 90:25:010112:110, расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Щорса, 31 (пункт 4 приложения); обязать Совет министров Республики Крым принять распоряжение о согласовании изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:25:010112:110, расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Щорса. 31 с вида разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство" на вид разрешенного использования "среднеэтажная жилая застройка"; признать незаконным пункт 1 распоряжения Совета министров Республики Крым N 769-р от 11.07.2018 и пункт 7 приложения к нему в части пятиуровневого строения, расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Щорса, 31.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12 декабря 2019 года в удовлетворении заявленных требований кооператива отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, кооператив подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Полагает, что судом не учтено, что кооператив обратился за изменением разрешенного вида использования в соответствии с целями фактического использования земельного участка.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением заместителя председателя суда от 25.03.2020 произведена замена судьи Яковлева А.С. на судью Привалову А.В. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители кооператива поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и пояснениях к ней.
От Совета министров Республики Крым поступил отзыв на апелляционную жалобу, против удовлетворения жалобы возражает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при этом судом апелляционной инстанции не установлено оснований для его отмены или изменения.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 23.07.2014 Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым за N РК 083140001339 зарегистрирована декларация о начале строительных работ, согласно которой на земельном участке, расположенном по адресу: ул. Щорса, 31, г. Ялта, Республика Крым, кадастровый N 0111900000:01:012:0089 площадью 0,1000 га, целевым назначение которого является строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, что подтверждается государственным актом о праве собственности на земельный участок от 08.10.2008 серия ЯЖ N 526617, государственным актом о праве собственности на земельный участок от 08.10.2008 серия ЯЖ N 526616, договором о передаче земельного пая в Паевой Фонд от 28.12.2011 реестровый N3666, ведется строительство жилого дома и здания для обслуживания территории.
23.05.2017 Госземнадзором вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки ЖСК "Южный берег-3" на предмет соблюдения требований земельного законодательства.
08.06.2017 составлен акт проверки, которым установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 90:25:010112:110 расположен объект в количестве пяти надземных этажей. Также установлено, что согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, индивидуальное жилищное строительство предполагает размещение индивидуального жилого дома высотой не более трех надземных этажей, в связи с чем, фактическое использование земельного участка не соответствует документально установленному виду разрешенного использования ИЖС.
08.06.2017 вынесено предписание об устранении выявленного нарушения путем приведения объекта незавершенного строительства в соответствие с документировано установленным видом разрешенного использования земельного участка.
01.03.2018 ЖСК "Южный берег-3" обратился с заявлением в Межведомственную комиссию по выявлению, пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории РК, в котором просил согласовать изменение вида разрешенного использования земельного участка с "ИЖС" на "среднеэтажная жилищная застройка".
23.05.2018 распоряжением Совета министров Республики Крым N 589-р на основании решения Межведомственной комиссии по выявлению, пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории РК от 27.04.2018 N 10 отказано в согласовании изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Кроме того, 11.07.2018 распоряжением Совета министров Республики Крым N 769-р признаны самовольными постройками ряд объектов, в том числе и пятиуровневое строение, расположенное по адресу: г. Ялта, ул. Щорса, 31.
Полагая, что оспариваемые распоряжения Совета министров Республики Крым не соответствуют закону и нарушают права ЖСК "Южный берег-3" в сфере удовлетворения потребностей пайщиков-членов ЖСК в благоустроенном жилье и связанных с ним объектах современной социальной инфраструктуры, кооператив обратился в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые распоряжения являются законными, принятыми в пределах полномочий Совета министров Республики Крым.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является обоснованным и законным в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Крым от 07.07.2017 N 409-ЗРК/2017 "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории" (далее - Закон N 409-ЗРК/2017) до утверждения правил землепользования и застройки в отношении территорий, включенных в границы архитектурно-планировочной зоны, Совет министров Республики Крым или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Республики Крым в границах данной зоны осуществляет ряд полномочий, среди которых полномочия по согласованию установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков (п.12).
Статьей 1 Закона N 409-ЗРК/2017 определено понятие зоны с особой архитектурно-планировочной организацией территории (далее - архитектурно-планировочная зона), под которой понимается зона с особыми условиями использования территории, включающая земли, земельные участки (части земельных участков) и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в границах которой устанавливается особый правовой режим ее использования с учетом историко-культурной, экологической и рекреационной ценности, а также перспективного градостроительного развития.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.10.2017 N 532 утвержден Порядок определения размера и внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах зоны с особой архитектурно-планировочной организацией территории (далее - Порядок N 532), пунктом 15 которого установлено, что основанием для отказа в согласовании изменения вида разрешенного использования является невозможность установления заявленного вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
В соответствии с п. 9 Порядка N 532 для изменения вида разрешенного использования земельного участка заинтересованное лицо подает в Межведомственную правительственную комиссию по выявлению, пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым (далее - Комиссия) заявление с приложением, перечисленных в п. 10 Порядка N 532 документами.
Согласно п. 11.1. Порядка N 532 в рамках рассмотрения и принятия решений "о согласовании изменения вида разрешенного использования земельного участка" либо "об отказе в согласовании изменения вида разрешенного использования земельного участка" Комиссия, в случае отсутствия оснований для возврата поступившего заявления, в течение трех рабочих дней со дня его поступления обеспечивает рассылку такого заявления и приложенных к нему документов в Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и администрацию соответствующего муниципального образования по месту нахождения земельного участка.
Исполнительные органы государственной власти Республики Крым, указанные в абзаце втором настоящего пункта, и администрация соответствующего муниципального образования по месту нахождения земельного участка в течение пяти рабочих дней со дня получения копии заявления и документов, направленных Комиссией, представляют в Комиссию свои заключения о возможности (невозможности) согласования изменения вида разрешенного использования.
По результатам рассмотрения принимается одно из следующих решений: о согласовании изменения вида разрешенного использования земельного участка; об отказе в согласовании изменения вида разрешенного использования земельного участка, которое в течение трех рабочих дней направляется в Совет министров Республики Крым. В течение пяти дней со дня получения решения, указанного в пункте 12 настоящего Порядка, Совет министров Республики Крым принимает решение о согласовании изменения вида разрешенного использования земельного участка или об отказе в согласовании изменения вида разрешенного использования земельного участка (п.12, 13, 14 Порядка N 532).
Основанием для принятия обжалуемого распоряжения от 23.05.2018 N 589-р "Об отказе в согласовании изменения вида целевого использования земельных участков" является решение Комиссии от 27.04.2018, оформленное протоколом N 10, об отказе в согласовании изменения вида разрешенного использования земельного ввиду вхождения земельного участка расположенного по адресу: Республика Крым г. Ялта, ул. Щорса, 31 в зону с особой архитектурно-планировочной организацией территории.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое распоряжение N 589-р является законным и принятым в пределах полномочий Совета министров Республики Крым.
В соответствии с п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия решения уполномоченным органом), органам местного самоуправления предоставлено право внесудебного сноса самовольных построек, расположенных в определенных зонах, в числе которых зоны с особой архитектурно-планировочной организацией территории (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Закона N 409-ЗРК/2017, пунктами 3-12 Положения об организации работы по сносу самовольных построек, созданных (возведенных) на территории Республики Крым, на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения (далее - Положение N 370) предусмотрен процесс, направленный на выявление уполномоченными органами объектов с признаками самовольных построек, признание их самовольными постройками и принятие органом местного самоуправления решения о сносе самовольной постройки при наличии к тому оснований.
Данная процедура включает в себя комплекс следующих мероприятий: выявление уполномоченными органами объектов капитально строительства, обладающих признаками самовольной постройки; принятие Межведомственной правительственной комиссией по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым одного из возможных решений, в том числе решения о наличии оснований для признания объекта самовольной постройкой и направление данного решения в Совет министров Республики Крым и в местную администрацию; принятие Советом министров Республики Крым (на основании решения Комиссии) решения о признании объекта самовольной постройкой которое в свою очередь является основанием для включения исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере государственного строительного надзора, объекта в соответствующий Перечень; принятие органом местного самоуправления (местной администрацией) (на основании решения Комиссии) решения о сносе самовольной постройки.
Пунктом 11 Положения N 370 предусмотрено, что на основании решения Комиссии Совет министров Республики Крым в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия Комиссией решения, предусмотренного подпунктом 9.1 пункта 9 настоящего Положения, принимает решение о признании объекта самовольной постройкой.
В свою очередь решение, указанное в пункте 11 настоящего Положения, в течение семи календарных дней со дня принятия решения направляется в орган местного самоуправления, на территории которого расположена самовольная постройка, который принимает решение о сносе самовольной постройки (пункты 15, 16 Положения N 370).
Таким образом, согласно части 2 статьи 8 Закона N 409-ЗРК/2017, пунктам 9.1, 16 Положения N 370 решение о сносе орган местного самоуправления принимает самостоятельно, в рамках реализации своих полномочий в данной сфере на основании решения Межведомственной правительственной комиссии о наличии оснований для признания объекта самовольной постройкой и решения Совета министров Республики Крым о признании объекта самовольной постройкой.
В силу статьи 8 Закона N 409-ЗРК/2017, пунктов 11, 12 Положения N 370 решение Совета министров Республики Крым о признании постройки самовольной является основанием для внесения соответствующего объекта в реестр самовольных построек уполномоченным органом строительного надзора.
Судом установлено, что согласно акту от 27.02.2018 N 299 Управления земельного и градостроительного муниципального контроля Администрации города Ялты Республики Крым выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером 90:25:010112:110 расположенном по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Щорса, 31, расположено пятиуровневое строение, с выпусками колонн для возведения шестого уровня.
При этом, согласно декларации о начале выполнения строительных работ, от 23.07.2014 за N РК 083140001339, на указанном земельном участке ведутся строительные работы жилого дома и здания для обслуживания территории.
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 (с изменениями, введенными в действие с 03.11.2015 приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 709) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" вид разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство" предполагает размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
Таким образом, фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 90:25:010112:110 не соответствует документально установленному виду разрешенного использования - "индивидуальное жилищное строительство".
29.05.2018 на заседании Комиссии были рассмотрены материалы в отношении объектов, обладающих признаками самовольной постройки, и приняты решения о наличии оснований для признания объектов самовольными постройками, в том числе кафе-павильона с летней площадкой, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Щорса, 31, что отражено в разделе 1 протокола Комиссии от 29.05.2018 N 11, приложении N1 к данному протоколу.
Согласно пункту 11 Положения N 370 на основании решения Комиссии Совет министров Республики Крым в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия Комиссией решения, предусмотренного подпунктом 9.1 пункта 9 Положения, принимает решение о признании объекта самовольной постройкой.
Основанием для принятия обжалуемого распоряжения от 11.07.2018 N 769-р является решение Комиссии от 29.05.2018, оформленное протоколом N 11.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое распоряжение N 769-р является законным и принятым в пределах полномочий Совета министров Республики Крым.
Поскольку суд пришел к выводу о законности оспариваемых распоряжений, то и заявленный кооперативом способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя о возложении обязанности на Совет министров Республики Крым принять распоряжение о согласовании изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:25:010112:110, расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Щорса. 31 с вида разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство" на вид разрешенного использования "среднеэтажная жилая застройка", не подлежит удовлетворению.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя жалобы.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500,00 руб., уплаченная по квитанции РНКБ Банк (ПАО) от 30.12.2019 N 10/2 подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 104, ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 декабря 2019 года по делу N А83-13585/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Южный берег-3" - без удовлетворения.
Возвратить председателю правления Жилищно-строительного кооператива "Южный берег-3" Могилёвскому Александру Ивановичу из федерального бюджета 1 500,00 рублей (одна тысяча пятьсот руб. 00 коп.) государственной пошлины, уплаченной по квитанции РНКБ Банк (ПАО) от 30.12.2019 N 10/2.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-13585/2018
Истец: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ЮЖНЫЙ БЕРЕГ-3"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, ДЕПАРТАМЕНТ ПО ВОПРОСАМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ДИЗО Администрации г. Ялты РК, Косачова Кристина Альбертовна, Лавский В.г., Межведомственная правительственная комиссия по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Могилевская Алла Борисовна, Пастушкова Элла Анатольевна, Служба Государственного строительного надзора Республика Крым, Управление земельного и градостроительного муниципального контроля Администрации города Ялты Республики Крым, Харламова Роза Насибовна