г. Хабаровск |
|
17 июня 2020 г. |
А73-24406/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Дальневосточная Генерирующая Компания": Иванич С.А., представитель по доверенности от 29.04.2019 N 51/139;
от Министерства образования и науки Хабаровского края: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
на решение от 26.02.2020
по делу N А73-24406/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "Дальневосточная Генерирующая Компания"
к Министерству образования и науки Хабаровского края
об оспаривании предписания, акта проверки
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - заявитель, ОАО "ДГК", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Министерству образования и науки Хабаровского края (далее - Министерство) о признании незаконными пунктов 2, 3, 10, 13 предписания от 30.10.2019 N 41н/МСЩ/1432/п.
Решением суда от 26.02.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, АО "ДГК" обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что основным видом деятельности общества является производство тепловой и электрической энергии тепловыми электростанциями, образовательная деятельность осуществляется в качестве дополнительного вида деятельности в форме профессионального обучения, а, следовательно, АО "ДГК" не является организацией, осуществляющей обучение, и соответственно, не является образовательной организацией. В связи с чем, требования, относящиеся к образовательным организациям, не распространяются на организации, осуществляющие обучение. Просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Министерство участие в судебном заседании не принимало, в представленных возражениях на жалобу выразило несогласие с доводами последней, просило оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителя общества, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующе.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 21.10.2019 N 1432 министерством в отношении АО "ДГК" проведена плановая выездная проверка с целью федерального государственного надзора в сфере образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью.
В ходе проверки были выявлены нарушения, которые отражены в акте проверки от 30.10.2019.
Обществу выдано предписание от 30.10.2019 N 41 н/МСЩ/1432/п (далее - Предписание) об устранении выявленных нарушений в срок до 22.04.2019.
Не согласившись с предписанием в части пунктов 2, 3, 10, 13 общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования установлены Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (далее - Закон об образовании, Закон N 273-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона об образовании образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.
В силу пункта 18 статьи 2 Закона N 273-ФЗ образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности, называется организацией, осуществляющей обучение (пункт 19 статьи 2 Закона об образовании). К таким организациям относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица (часть 1 статьи 31 Закона об образовании).
Для осуществления образовательной деятельности в этих организациях создается специализированное структурное подразделение. Его деятельность регулируется положением, которое разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей обучение (часть 6 статьи 31 Закона об образовании).
Из материалов дела видно, что АО "ДГК" имеет лицензию N 2445 от 24.10.2016 на осуществление образовательных услуг по реализации образовательных программ в области профессионального образования.
АО "ДГК" не является образовательной организацией, между тем, исходя из вышеуказанных норм Закона об образовании, Устава АО "ДГК", с учетом наличия выданной министерством образования бессрочной лицензии и осуществлением образовательной деятельности по реализации программ профессионального обучения, АО "ДГК" является организацией, осуществляющей обучение.
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона N 273-ФЗ на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
В связи с чем, соответствующие доводы апелляционной жалобы о том, что требования, относящиеся к образовательным организациям, не распространяются на организации, осуществляющие обучение, подлежат отклонению.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 28 Закона N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов.
Между тем, в нарушение указанной нормы, обществом не разработаны и не утверждены правила внутреннего распорядка обучающихся (пункт 2 предписания).
Согласно части 2 статьи 30 Закона N 273-ФЗ, образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
В нарушение указанной нормы в организации отсутствуют локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся; порядок оформления возникновения; приостановления и прекращения отношений между образовательной Организацией и обучающимися (пункт 3 предписания).
Согласно части 2 статьи 49 Закона N 273-ФЗ проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Согласно подпункту "д" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
В нарушение указанных нормоположений, обществом не представлены документы, подтверждающие факт проведения аттестации педагогического работника Ивановой Н.Ф. (приказ о приеме на работу N 106 лс от 29 11.2016) в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям.
При этом, фактическое наличие такого документа и не представление его в ходе проверки, не свидетельствует об отсутствии оснований у министерства для включения указанного нарушения в оспоренное предписание.
Согласно п.п. "д" пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 N 1309 (далее - Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования) руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам, помимо прочих, следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).
Между тем, в нарушение указанного пункта, официальный сайт Организации (https://www;dvgk,ra) не адаптирован для лиц с нарушениями зрения, (слабовидящих) (пункт 13 предписания).
При этом, формирование открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего информацию об их деятельности, обеспечивающего доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети "Интернет" согласуется с действующим законодательством о защите инвалидов, Конвенцией ООН о защите инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией в 2012 году, ГОСТ Р 52872-2012.
Статья 15 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) регламентирует, что организации независимо от их организационно-правовых форм должны обеспечивать инвалидам беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и помощь в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению как не подтвержденные надлежащими доказательствами и основанные на неверном толковании норм материального права и обстоятельств дела.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.02.202 по делу N А73-24406/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-24406/2019
Истец: АО "Дальневосточная Генерирующая Компания", АО "ДГК"
Ответчик: Министерство образования и науки Хабаровского края