г. Тула |
|
9 июня 2020 г. |
Дело N А23-2310/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.06.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Афанасьевой Е.И., судей Мосиной Е.В. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания Беляткиной К.А., в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Калужского филиала федерального государственного автономного учреждения Национальный медицинский исследовательский центр "Межотраслевой научно-технический комплекс" "Микрохирургия глаза" имени С.Н. Федорова Министерства здравоохранения Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калужской области от 29.10.2019 по делу N А23-2310/2019 (судья Бураков А.В.), принятое по исковому заявлению Федерального государственного автономного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр "Межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирургия глаза" имени академика С.Н. Федорова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью ВТБ медицинское страхование, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калужской области, Комиссии по разработке территориальной программы ОМС в лице Правительства Калужской области - высшего исполнительного органа государственной власти Калужской области о взыскании задолженности в сумме 658 548 рублей 63 копеек, неустойки в сумме 10 428 рублей 11 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное автономное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр "Межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирургия глаза" имени академика С.Н. Федорова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - истец, медицинский центр, учреждение) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Калужской области к обществу с ограниченной ответственностью "ВТБ медицинское страхование" (далее - ответчик, ООО "ВТБ МС") о взыскании задолженности в сумме 658 548 рублей 63 копеек, неустойки в сумме 10 428 рублей 11 копеек.
Определением суда от 25.03.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калужской области.
Определением суда от 06.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Комиссия по разработке территориальной программы ОМС в лице Правительства Калужской области - высшего исполнительного органа государственной власти Калужской области
Решением суда от 29.10.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
В жалобе медицинский центр просит решение суда от 29.10.2019 отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Указывает на то, что оказанные медицинским центром услуги входят в Программу (постановление Правительства РФ от 08.12.2017 N 1492) и являются страховыми случаями. Отмечает, что факт оказания медицинских услуг гражданам, застрахованным в системе ОМС, в декабре 2018 года стоимостью 1 665 433,04 рубля подтверждается актами медико-экономического контроля от 23.01.2019 N Х_2212-вмп, 23.01.2019 N Х_2215-ст и 23.01.2019 N Х_2212-нп. По мнению заявителя жалобы, исходя из решения Комиссии (протокол от 01.02.2019 N 2), ответчик обязан был оплатить предоставленные ранее в их адрес счета, и после этого провести медико-экономическую экспертизу. Считает, что согласно Приложению 1 к Правилам ОМС, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, решение об оплате медицинской помощи оказанной медицинскими организациями сверх установленных объемов в компетенцию Комиссии не входит. Полагает, что обязанность страховой медицинской организации оплатить оказанные медицинским учреждением услуги возникает в силу статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и договора от 01.01.2014 N 2109-98/23, а не по решению Комиссии. Ссылается на то, что наличие нормативно закрепленной возможности обжалования заключений страховых медицинских организаций по результатам контроля в фонд не препятствует обращению медицинской организации с иском в суд.
Определением суда от 16.01.2020 рассмотрение апелляционной жалобы отложено, медицинскому центру предложено представить документальные доказательства, подтверждающие факт оказания спорных услуг в соответствии с программой обязательного медицинского страхования, а также факт отсутствия со стороны медицинской организации требований, предъявляемых к предоставлению медицинской помощи. Сторонам предложено рассмотреть вопрос о заключении мирового соглашения.
В судебном заседание апелляционной инстанции 10.03.2020 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 16.03.2020.
Определением суда от 16.03.2020 рассмотрение апелляционной жалобы отложено, истцу предложено представить развернутый расчет исковых требований со ссылкой на материалы дела, в том числе правовое обоснование расчета неустойки (со ссылкой на положения договора и действующее законодательство); письменную позицию по контррасчету ответчика.
Определением суда от 09.04.2020 перенесена дата судебного заседания в связи с изданием Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 и принятием совместного постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета Судей Российской Федерации от 08.04.2010.
Текст указанного определения опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru) 10.04.2020 в 16:00:48 МСК.
10.04.2020 в адрес суда поступило ходатайство о замене ООО ВТБ МС на АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.01.2014 между ФГУ "МНТК "Микрохирургия глаза" (медицинская организация) и ОАО СМО "РОСНО-МС" (правопреемник ООО "ВТБ МС") (страховая медицинская организация) заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 2109-98/34 (т. 1, л.д. 13-17).
Согласно пункту 1 договора медицинская организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 2.2. договора страховая медицинская организация вправе при выявлении нарушений обязательств, установленных настоящим договором, не оплачивать или не полностью оплачивать затраты Организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию и (или) уплаты Организацией штрафов.
В соответствии с пунктом 4.1 договора страховая медицинская организация обязалась оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в течении трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов, до 30 числа каждого месяца включительно.
В силу пункта 4.3 договора страховая медицинская организация обязуется проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в организации в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - порядок организации контроля), устанавливаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39 Федерального закона, и передавать акты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, содержащие результаты контроля, в организацию в сроки, определенные порядком организации контроля.
В 2018 году истец оказывал медицинскую помощь застрахованным гражданам, ответчик производил оплату за оказанные услуги (т. 1, л.д. 36).
В рамках исполнения договора истцом были предъявлены ответчику к оплате счета за декабрь 2018 года за оказанные медицинские услуги на общую сумму 1 665 433,04 рубля (т.1, л.д. 34-35).
Согласно акту медико-экономического контроля от 23.01.2019 N Х_2212-вмп в оплате девяти случаев оказания высокотехнологической медицинской помощи на сумму 592 110 рублей отказано по причине предъявления к оплате случаев оказания медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы - пункт 5.3.2. Приложение N 8 Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) к Порядку организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 года N 230.
Указанный акт направлен в адрес истца 24.01.2019, подписан последним с протоколом разногласий и 11.02.2019 направлен в ООО "ВТБ МС".
Согласно акту медико-экономического контроля от 23.01.2019 N Х_2215-стот 23.01.2019 в оплате 9 случаев оказания специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара на сумму 66 438,63 рублей отказано по причине предъявления к оплате случаев оказания медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы - пункт 5.3.2. Приложение N 8 Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) к Порядку организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 года N 230.
Указанный акт направлен в адрес истца 24.01.2019, подписан последним с протоколом разногласий и 11.02.2019 направлен в ООО "ВТБ МС".
Платежным поручением от 07.02.2019 N 459 истцу перечислены 1 012 246,05 рублей, сумма неоплаты составила 658 548,63 рублей.
15.02.2019 истец направил в адрес ответчика претензию N 144 с просьбой погашения задолженности в десятидневный срок (т. 1, л.д. 30-31).
В письме от 21.02.2019 (ответ на претензию) ответчик указал, что страховая медицинская организация обязана оплачивать медицинской организации медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам только в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе ОМС, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС. Ни одним из нормативно-правовых актов, ни договором не предусмотрена возможность оплаты страховой медицинской организацией оказанной медицинской помощи сверх установленного объема.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате медицинских услуг, оказанных в декабрь 2018 год, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области свой вывод мотивировал тем, что истец не представил доказательств осуществления соответствующего контроля со стороны ООО ВТБ МС (проведения медико-экономической экспертизы) в отношении спорных медицинских услуг в подтверждение своего права на получение целевых средств ОМС в требуемом размере, а также того, что превышение установленных объемов медицинской помощи вызвано повышенной заболеваемостью населения, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных ли и (или) изменением их структуры по полу и возрасту; истец не обжаловал акт медико-экономического контроля, составленный ответчиком.
Судебная коллегия находит указанные выводу суда области ошибочными.
В силу части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (часть 1 статьи 781 ГК РФ).
Правила главы 42 ГК РФ применяются к договорам оказания медицинских услуг и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 779 ГК РФ).
Между сторонами заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (ОМС).
Отношения сторон, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, основания возникновения прав и обязанностей субъектов и участников обязательного медицинского страхования, гарантии их реализации регламентированы Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации (далее - Закон N 326-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 37 Закона N 326-ФЗ предусмотрено право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
По договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств (часть 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ).
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
При этом объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36, между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи. Объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации, в котором застрахованным лицам выдан полис обязательного медицинского страхования, включают в себя объемы предоставления медицинской помощи данным застрахованным лицам за пределами территории этого субъекта Российской Федерации (часть 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
В части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ установлено, что оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Однако, исходя из части 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ, медицинская организация не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, что представляет собой гарантию своевременного оказания бесплатной медицинской помощи; возможность оказания бесплатной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования не ставится в зависимость от запланированного общего объема таких услуг и превышения распределенного объема предоставления медицинской помощи (пункт 28 раздела "Споры, возникающие из обязательственных правоотношений" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018 (далее - Обзор)).
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в вышеуказанном Обзоре, из положений части 1 статьи 38, части 2 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ не следует, что фактическое оказание медицинской помощи сверх установленного в договоре со страховой организацией объема освобождает страховую медицинскую организацию от исполнения обязательств по оплате оказанной медицинской помощи, предусмотренной базовой программой обязательного медицинского страхования и перечнем территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Медицинские организации не должны нести негативные последствия за недостатки планирования программы обязательного медицинского страхования или прогнозирования заболеваемости населения, а также за несвоевременность корректировки объемов медицинской помощи, которая возможна на основании пунктов 110 и 123 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила N 158н).
Предъявляя иск о взыскании задолженности к страховым медицинским организациям и территориальному фонду обязательного медицинского страхования, медицинская организация должна доказать факт оказания медицинских услуг в соответствии с программой обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация и территориальный фонд обязательного медицинского страхования - его опровергнуть (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
При отсутствии доказательств того, что оказанные услуги не входят в программу обязательного медицинского страхования, и при отсутствии фактов нарушения медицинской организацией требований, предъявляемых к предоставлению медицинской помощи, медицинские услуги, оказанные сверх объема, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, должны признаваться попадающими под страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию и подлежащими оплате в полном объеме в соответствии с установленными тарифами обязательного медицинского страхования страховой медицинской организацией.
В рассматриваемом случае факт оказания истцом медицинской помощи в спорный период (декабрь 2018 года) подтверждается материалами дела, в том числе представленными апелляционному суду медицинскими картами пациентов дневного стационара и стационарного больного (т.4, л.д. 137-206, т.5, л.д. 1-213, т.6, л.д. 1-65).
В медицинских картах пациентов указан номер страхового полиса обязательного медицинского страхования. Согласно медицинским картам стационарного больного медицинская помощь, оказанная пациентам по спорным случаям, входит в Класс VII "Болезни глаза и его придаточного аппарата" по МКБ-10, который в свою очередь, входит в Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно (раздел III Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Калужской области на 2018 и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 28.12.2017 N 802). Согласно медицинским картам пациентов дневного стационара медицинская помощь, оказанная пациентам по спорным случаям, оказана по заболеваниям, относящимся к болезням глаза и его придаточного аппарата, входящим в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Калужской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (т.6, л.д. 67-78).
Доказательства обращения застрахованных лиц к ответчику, третьему лицу с заявлениями о неоказании медицинских услуг истцом фактически или о некачественном их оказании в материалах дела отсутствуют.
По результатам медико-экономического контроля, оформленного ответчиком актом N Х_2215-ст от 23.01.2019 (т.1, л.д. 19-21) и актом N Х_2212-вмп от 23.01.2019 (т.1, л.д. 25-27), выявлено лишь превышение объемов предоставления медицинской помощи, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы.
Однако, как следует из вышеприведенной правовой позиции вышестоящей судебной инстанции, само по себе оказание медицинской организацией медицинских услуг сверх объема, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, не является обстоятельством, исключающим возможность получения данной организацией соответствующей оплаты за эти услуги.
Для получения данной оплаты медицинской организации следует доказать в судебном порядке факт оказания медицинских услуг, входящих в программу обязательного медицинского страхования, а также факт отсутствия нарушения ею требований, предъявляемых к предоставлению медицинской помощи.
При наличии совокупности указанных обстоятельств, оказанные медицинской организацией услуги признаются попадающими под страховое обеспечение по ОМС и подлежат оплате в полном объеме в соответствии с установленными тарифами ОМС страховой медицинской организацией.
В силу пункта 8 статьи 14 Закона N 326-ФЗ страховые медицинские организации отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров.
Согласно пункту 122 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, страховая медицинская организация направляет средства на оплату медицинской помощи в медицинские организации в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Таким образом, именно ответчик является субъектом, который обязан оплачивать медицинские услуги, оказанные застрахованным лицам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Статьей 38 Закона N 326-ФЗ предусмотрена возможность предоставления территориальным фондом обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации денежных средств, недостающих для оплаты оказанной застрахованным лицам медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования, за счет нормативного страхового запаса территориального фонда в случаях превышения установленного для страховой организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличения тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменения их структуры по полу и возрасту.
Доказательств того, что услуги истца не входят в программу обязательного медицинского страхования либо оказаны не в результате причин, названных в части 6 статьи 38 Закона N 326-ФЗ, в материалы дела страховой организацией вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ не представлено.
В свою очередь, согласно пояснений истца, превышение объемов оказания медицинской помощи истцом связано с изменением количества застрахованных лиц, обратившихся за медицинской помощью.
В частности, согласно сводным данным по Калужской области формы ведомственного статистического наблюдения N 12 "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации (данные представлены в информационной системе "БАРС. Мониторинг Здравоохранение" Медицинского информационно-аналитического центра Калужской области) общее число зарегистрированных в 2018 году болезней глаза и его придаточного аппарата составило 87 597 против - 84 373 в 2017 году. То есть число заболеваний выросло на 3,82 %.
В рамках настоящего спора также не представлено доказательств того, что оказанные истцом услуги не покрываются страховым обеспечением по ОМС.
Исходя из части 9 статьи 38 Закона N 326-ФЗ, к основаниям для отказа в предоставлении страховой медицинской организации средств из нормативного страхового запаса территориального фонда сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации относятся: наличие у страховой медицинской организации остатка целевых средств; необоснованность объема дополнительно запрашиваемых средств, выявленная территориальным фондом по результатам проведения контроля объемов. Сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи и проведения экспертизы качества медицинской помощи; отсутствие средств в нормированном страховом запасе территориального фонда.
Доказательств наличия одного или нескольких перечисленных обстоятельств также в деле не имеется.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2018 N 304-ЭС18-17000, наличие нормативно закрепленной возможности обжалования заключений страховой медицинской организации по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в фонд не препятствует обращению медицинской организации с иском в суд.
Соответственно, подписание учреждением актов медико-экономического контроля, отражающих суммы снятия, их не обжалование, основанием для отказа в оплате услуг, стоимость которых предъявлена ко взысканию в рамках настоящего дела, не является.
Учитывая, что ответчик не подтвердил факт погашения задолженности перед истцом, размер долга не оспорил, судебная коллегия считает подлежащим удовлетворению требование истца к ответчику о взыскании задолженности в сумме 658 548,63 рублей.
Истцом также заявлено требование о взыскании пени в размере 10 428,11 рублей за период с 32.02.2019 по 20.03.2019 на основании пункта 7.1 договора.
В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств обеспечивается неустойкой.
Статьей 330 ГК РФ предусмотрено право сторон определить в договоре неустойку - денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 7 договора страховая медицинская организация несет ответственность за неоплату, неполную или несвоевременную оплату медицинской помощи, оказанной по договору в виде уплаты организации за счет собственных средств пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день возникновения нарушения срока перечисления средств, от не перечисленных сумм за каждый день просрочки.
В соответствии с пунктом 4.1. договора Страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к спорному договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - тарифы), в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов, до 30 числа каждого месяца включительно.
Расчет проверен судом, признан обоснованным. Ответчиком по существу расчет неустойки не оспорен, контррасчет не представлен.
Учитывая вышеизложенное, требования истца о взыскании неустойки в размере 10 428,11 рублей также является обоснованным.
Доводы ответчика об изменении подхода высшей судебной инстанции к вопросу механизма сверхобъемов (определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2020 N АПЛ19-569), не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае имеются иные фактические обстоятельства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Калужской области от 29.10.2019 по делу N А23-2310/2019 отменить; взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ВТБ медицинское страхование" в пользу Федерального государственного автономного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр "Межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирургия глаза" имени академика С.Н. Федорова" Министерства здравоохранения Российской Федерации задолженность в сумме 658 548 рублей 63 копейки, неустойку в сумме 10 428 рублей 11 копеек.
В соответствии пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно пункту 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Учитывая результаты рассмотрения спора и положения статьи 110 АПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы на уплату госпошлины за рассмотрение искового заявления в суде первой инстанции в сумме 16 380 рублей (т.1, л.д. 11) и за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей (т. 4, л.д. 17).
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 29.10.2019 по делу N А23-2310/2019 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ВТБ медицинское страхование" в пользу Федерального государственного автономного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр "Межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирургия глаза" имени академика С.Н. Федорова" Министерства здравоохранения Российской Федерации задолженность в сумме 658 548 рублей 63 копейки, неустойку в сумме 10 428 рублей 11 копеек, в возмещение судебных расходов 19 380 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.И. Афанасьева |
Судьи |
Е.В. Мосина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2310/2019
Истец: Федеральное государственное автономное учреждение Национальный медицинский исследовательский центр Межотраслевой научно-технический комплекс Микрохирургия глаза им. академика С.Н. Федорова Министерства здравоохранения Российской Федерации
Ответчик: ООО ВТБ медицинское страхование
Третье лицо: Комиссия по разработке территориальной программы ОМС в лице Правительства Калужской области, Правительство Калужской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калужской области, АО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОГАЗ-МЕД", Министерство Здравоохранения Калужской области
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3547/20
09.07.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8356/19
09.06.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8356/19
29.10.2019 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-2310/19