г. Челябинск |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А76-36925/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Медицинский центр "Лотос" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.03.2020 по делу N А76-36925/2019.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью Медицинский центр "Лотос" - Можина А.С. (доверенность от 10.01.2020 N 775, паспорт, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью Медицинский центр "Лотос" (далее - заявитель, ООО МЦ "Лотос", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - заинтересованное лицо, комитет, КУИЗО) о признании недействительными уведомлений N 6145 и 6145 от 31.05.2019 о демонтаже незаконно размещенных нестационарных объектов.
Решением суда от 12.03.2020 (резолютивная часть объявлена 05.03.2020) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе общество (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе её податель настаивает на незаконности оспариваемых уведомлений, выданных комитетом, поскольку нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя. Поясняет, что оспариваемые уведомления препятствуют исполнению требований постановления Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 N 8, и делают невозможным реализацию мер по антитеррористической защищенности объекта (территории).
Податель жалобы отмечает, что Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска без предоставления земельного участка, утвержденного постановлением Администрации от 09.09.2016 N 395-п, не распространяется на нестационарные объекты - шлагбаумы.
Отзыв на жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет" - в судебное заседание представители комитета не явились.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, сослался на Решение Челябинской городской Думы от 05.09.2013 N 45/1 "Об утверждении Порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска" (вместе с "Порядком демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска").
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО МЦ "Лотос" на праве собственности принадлежат нежилые помещения N 101 (площадь 1 806,9 кв.м), N 4 (площадь 569,2 кв.м), пом. б/н (тренажерный зал раздевалки, площадь 63,9 кв.м., пом. N 3 (площадь 2 303,1 кв.м), расположенные в здании по адресу: город Челябинск, ул. Труда, 187б. (л.д. 10-18).
Распоряжением заместителя Главы города Челябинска от 22.05.2014 N 2786-к ООО "МедРесурс" в аренду сроком на 20 лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером 74:36:0506004:490 из земель населенных пунктов площадью 2 220 кв.м по ул. Труда, 187б в Центральном районе города Челябинска для эксплуатации нежилых зданий (учебно-тренировочный комплекс с лечебным медико-восстановительным центром, Лит.А; тренажерный зал, раздевалки, Лит. А1).
04 июля 2014 года между комитетом и ООО "МедРесурс" заключен договор аренды земельного участка N УЗ 012436-Вр-2014 (далее - договор аренды, л.д. 19-23) по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в пользование на условиях настоящего договора долгосрочной аренды недвижимое имущество: площадью 2 220 кв.м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Труда, 187б, в Центральном районе, из земель населенных пунктов, находящихся в распоряжении (собственности) муниципального образования "город Челябинск". Цель использования земельного участка: нежилых зданий (учебно-тренировочный комплекс с лечебным медико-восстановительным центром, Лит.А; тренажерный зал, раздевалки, Лит. А1).
Срок действия договора установлен с 22.05.2014 по 22.05.2034 (п. 1.4 договора).
В связи с прекращением деятельности ООО "МедРесурс" в результате реорганизации в форме присоединения к ООО МЦ "Лотос" заключено соглашение о замене арендатора от 09.11.2016 к договору аренды (л.д. 25). Данным соглашением ООО "МедРесурс" заменен на ООО МЦ "Лотос", который принял все права и обязанности арендатора по договору аренды N УЗ 012436-Вр-2014.
В соответствии с графиком проверок межведомственной комиссии в присутствии руководителя обособленного подразделения N 5 ООО МЦ "Лотос" осуществлена проверка (обследование) состояния антитеррористической защищенности ООО МЦ "Лотос".
По результатам проверки 20.05.2019 составлен Акт комиссионного обследования состояния антитеррористической защищенности и категорирования объекта здравоохранения, который утвержден комиссией и согласован руководителями УФСБ России по Челябинской области и ФГКУ УВО ВНГ по Челябинской области (Росгвардия) (л.д. 35-38).
По результатам проверки обособленного подразделения N 5 ООО МЦ "Лотос", расположенному по адресу: г. Челябинск, ул. Труда, 187б, присвоена 3 категория в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 N 8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".
27 мая 2019 года утвержден комиссией и согласован руководителями УФСБ России по Челябинской области и ФГКУ УВО ВНГ по Челябинской области (Росгвардия) Паспорт безопасности объекта обособленного подразделения N 5 ООО МЦ "Лотос", расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Труда, 187б (л.д. 26-35).
Указанным актом и паспортом безопасности объекта обособленного подразделения N 5 ООО МЦ "Лотос" разрешено размещение (установка) шлагбаумов на прилегающей к заданию ООО МЦ "Лотос" территории по адресу: г. Челябинск, ул. Труда, 187б, на землях общего пользования (проезде) со стороны улицы Труда, в границах объекта (здания) в целях обеспечения пропускного и внутриобъектного режима на объекте (территории), санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию), исключения бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе, в непосредственной близости от объекта (территории).
30 мая 2019 года ведущим специалистом Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска составлен акт N 6145 о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории города Челябинска - шлагбаума N 1 по ул. Труда, 187б в Центральном районе г. Челябинска, ограничивающее движение автотранспорта по проезду к зданию медицинского центра "Лотос".
31 мая 2019 года комитетом выдано уведомление N 6145 о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта, согласно которому лицу, незаконно разместившее нестационарный объект - шлагбаум N 1 по ул. Труда, 187б в Центральном районе г. Челябинска необходимо своими силами и средствами демонтировать незаконно размещенный нестационарный объект и освободить земельный участок в срок до 07.06.2019, в случае неисполнения приведенного требования указано на осуществление демонтажа объекта в принудительном порядке.
Также, 31.05.2019 ведущим специалистом Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска составлен акт N 6145 о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории города Челябинска - шлагбаума N 2 по ул. Труда, 187б в Центральном районе г. Челябинска, ограничивающее движение автотранспорта по проезду к зданию медицинского центра "Лотос" (л.д. 7).
31 мая 2019 года комитетом выдано уведомление N 6146 о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта, согласно которому лицу, незаконно разместившее нестационарный объект - шлагбаум N 2 по ул. Труда, 187б в Центральном районе г. Челябинска, необходимо своими силами и средствами демонтировать незаконно размещенный нестационарный объект и освободить земельный участок в срок до 07.06.2019, в случае неисполнения приведенного требования указано на осуществление демонтажа объекта в принудительном порядке (л.д. 8).
Уведомления подписаны ведущим специалистом отдела муниципального земельного контроля Комитета, начальником отдела муниципального земельного контроля Комитета, утверждено консультантом Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.
В ответ на уведомления о демонтаже нестационарных объектов от 31.05.2019 N 6145 и 6146 ООО МЦ "Лотос" направило в адрес комитета письмо N 341 от 27.06.2019 с приложением документов, разрешающих установку шлагбаумов (Паспорт безопасности объекта) и с просьбой отозвать Уведомления о демонтаже нестационарных объектов (л.д. 39).
Письмом от 17.07.2019 N 22479 комитет сообщил, что паспорт безопасности объекта, содержащий рекомендации по установке шлагбаума, не является правоустанавливающим документом на земельный участок для размещения спорного объекта, в связи с чем, основания для отмены уведомления о демонтаже отсутствуют (л.д. 40).
Письмом от 01.08.2019 N 416 (л.д. 41) ООО МЦ "Лотос" обратилось в комитет, в котором сообщило, что ООО МЦ "Лотос" обратилось в Управление архитектуры г. Челябинска с запросом о возможности получения разрешения на использование земельною участка под шлагбаумами, в порядке, установленном постановлением Администрации города Челябинска от 26.03.2019 N 131-п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги" выдача разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Челябинска, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута". На консультации специалиста Управления получено заключение, что в получении разрешения на использование участка будет отказано, т.к. объекты - шлагбаумы, расположенные на иных территориях, чем придомовая территория многоквартирного жилого дома, не входят в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300).
Поскольку у ООО МЦ "Лотос" имеется документ, предусматривающий необходимость установки шлагбаумов на землях общего пользования (паспорт безопасности объекта и акт категорирования объекта) ООО МЦ "Лотос" просило рассмотреть вопрос о возможности предоставления земельных участков ООО МЦ "Лотос" под эксплуатацию (размещение) шлагбаумов на праве ограниченного пользования (сервитута) или ином праве, предусмотренном законом.
В ответ на указанно письмо комитет письмо от 30.08.2019 N 29839 сообщил, что ст. 39.23-39.26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определены основания и случаи установления сервитута и регулирование вопросов, связанных с установлением сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в которых право ограниченного пользования (сервитут) не предусматривает размещения шлагбаумов.
Учитывая изложенное, предоставление земельных участков ООО МЦ "Лотос" для эксплуатации (размещения) шлагбаумов на праве ограниченного пользования (сервитута) невозможно.
ООО МЦ "Лотос" письмом от 05.09.2019 N 470 обратилось в Комитет градостроительства и архитектуры города Челябинска, в котором просило рассмотреть вопрос о возможности получения ООО МЦ "Лотос" разрешения на использование земельного участка под шлагбаумом в порядке установленном постановлением Администрации города Челябинска "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Челябинска, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" (л.д. 89).
В ответ на указанно письмо Комитет градостроительства и архитектуры город Челябинска (письмо от 11.09.2019 N 17775/64), сославшись на Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, а также на Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (утверждены приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 30.06.2015 N 178-п) указало, что в выдаче разрешения на использование земельного участка в целях размещения шлагбаума по ул. Труда, 187б, в Центральном районе г. Челябинска ООО МЦ "Лотос" будет отказано.
Заявитель, не согласившись с уведомлениями от 31.05.2019 N 6145 и 6146, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое уведомление и действия комитета соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы предпринимателя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу ст. 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом рассмотрения по настоящему спору являются изданные комитетом уведомления о демонтаже двух незаконно размещенных нестационарных объектов.
Решением Челябинской городской Думы от 05.09.2013 N 45/1 утвержден Порядок демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска (далее - Порядок), который регламентирует деятельность Администрации города Челябинска, ее структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем незаконно размещенных нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство.
Пунктом 2 названного Порядка установлено, что демонтажу подлежат нестационарные объекты, установленные без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или документов на размещение таких нестационарных объектов. К нестационарным объектам относятся, в том числе, оборудование автостоянок и парковок, не являющихся объектами недвижимости (подп. 6 п. 2 Порядка).
При выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта должностные лица Комитета осматривают объект, производят фотосъемку, составляют акт о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории города Челябинска по установленной форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (п. 4 Порядка).
В течение 15 дней с момента составления акта о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта Комитет составляет в трех экземплярах Уведомление о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта (далее - Уведомление) по форме, установленной приложением 2 к настоящему Порядку (п. 5 Порядка).
Пунктами 6, 8 Порядка предусмотрено, что комитет в течение двух рабочих дней после составления уведомления направляет два экземпляра в муниципальное учреждение. Ответственные работники муниципального учреждения в течение трех рабочих дней с момента получения уведомления из комитета вручают один экземпляр уведомления под личную роспись собственнику незаконно размещенного нестационарного объекта, либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на адрес, установленный комитетом. Одновременно с вручением уведомления собственнику незаконно размещенного нестационарного объекта, уведомление размещается на нестационарном объекте, что подтверждается средствами фото- видеофиксации. При невозможности установить собственника незаконно размещенного нестационарного объекта уведомление размещается на нестационарном объекте, что подтверждается средствами фото-, видеофиксации.
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что собственник незаконно размещенного нестационарного объекта обязан в срок, установленный в уведомлении, своими силами и за свой счет демонтировать незаконно размещенный им нестационарный объект. При добровольном демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта собственником, ответственными работниками муниципального учреждения составляется акт, в котором фиксируется факт демонтажа нестационарного объекта (п. 10 Порядка).
Согласно п. 11 Порядка, в случае невыполнения собственником незаконно размещенного нестационарного объекта требований уведомления, а также в случае невозможности установить собственника организация мероприятий по демонтажу незаконно размещенного нестационарного объекта и его последующему хранению осуществляется муниципальным учреждением.
В соответствии с подп. 5 п. 2 Порядка N 45/1 демонтажу подлежат нестационарные объекты, установленные без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или документов на размещение, в том числе, таких нестационарных объектов как ограждающие устройства (шлагбаумы), не являющихся объектами недвижимости.
Действия по демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов определены в п. 3 Порядка N 45/1.
На основании п. 4 Порядка N 45/1 при выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта должностные лица Комитета осматривают объект, производят фотосъемку, составляют акт о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории города Челябинска по установленной форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
В силу п. 5 Правил N 45/1 в течение 15 дней с момента составления акта о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта комитет составляет в трех экземплярах уведомление о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта. Уведомление также направляется в адрес собственника нестационарного объекта.
Согласно положениям Правил при невозможности установить собственника незаконно размещенного нестационарного объекта уведомление размещается на нестационарном объекте, что подтверждается средствами фотовидеофиксации (п. 8 Правил N 45/1).
Из дела следует, что документов в подтверждение того обстоятельства, что спорные нестационарные объекты были установлены в соответствии с обозначенными выше нормами действующего законодательства, в материалы дела заявителем, не представлено.
В отсутствие таких документов и учитывая установленный комитетом факт незаконного размещения спорных объектов, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые уведомления о демонтаже являются законными, приняты комитетом в пределах своих полномочий с соблюдением законодательства Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности.
По мнению апелляционной инстанции, с учетом того, что шлагбаумы размещены обществом не на территории, на которую у заявителя отсутствуют вещные права, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а потому не опровергают правильность выводов суда первой инстанций.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 1 500 руб.
ООО МЦ "Лотос" при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб. на основании платежного поручения от 25.03.2020 N 1029.
Поэтому ООО МЦ "Лотос" подлежит возвращению из федерального бюджета излишне уплаченная на основании платежного поручения от 25.03.2020 N 1029 государственная пошлина в размере 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.03.2020 по делу N А76-36925/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Медицинский центр "Лотос" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Медицинский центр "Лотос" из федерального бюджета излишне уплаченную на основании платежного поручения от 25.03.2020 N 1029 государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-36925/2019
Истец: ООО "ЛОТОС", ООО "Медицинский центр ЛОТОС"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА