город Омск |
|
17 июня 2020 г. |
Дело N А70-16767/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3137/2020) акционерного общества "Ютэйр-Инжиниринг" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.02.2020 по делу N А70-16767/2019 (судья БадрызловаМ.М.), принятое по заявлению акционерного общества "Ютэйр-Инжиниринг" (ОГРН 1027200848620, ИНН 7204002009) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тюмени Тюменской области о признании недействительным решения от 25.06.2019 N 58,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ютэйр-Инжиниринг" (далее - заявитель, Общество, АО "Ютэйр-Инжиниринг") обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тюмени Тюменской области (далее - Фонд, административный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 25.06.2019 N 58 в части:
- привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 208 131 руб. за неуплату суммы страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фон д обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) в отношении выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) (с 01.01.2015 - в подпунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ));
- начисления пени по состоянию на 31.12.2016 в размере 61 739 руб. 79 коп. на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФР по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ в отношении выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ);
- начисления пени по состоянию на 31.12.2016 в размере 38 руб. на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС);
- обязании уплатить недоимку в размере 1 040 655 руб. 13 коп. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ в отношении выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 13.02.2020 по делу N А70-16767/2019 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым решением, АО "Ютэйр-Инжиниринг" обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, ссылаясь на то, что правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона N 173-ФЗ, установлены периоды времени, подлежащие учету для целей назначения досрочной трудовой пенсии, а также прямо предусмотрено, что такие периоды исчисляются по фактически отработанному времени. По мнению АО "Ютэйр-Инжиниринг", основанием для применения дополнительного тарифа при исчислении страховых взносов является только фактическая занятость работника на соответствующих видах работ.
Также АО "Ютэйр-Инжиниринг" полагает, что судом первой инстанции неправомерно отклонен довод Общества о неправильности исчисления пени, ежемесячно сумма недоимки подлежала уменьшению на сумму переплаты; заявителем была допущена просрочка платежа на один день.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2020 рассмотрение жалобы отложено на 11.06.2020 в связи с удовлетворением ходатайства АО "Ютэйр-Инжиниринг" об отложении судебного разбирательства.
От Фонда поступил отзыв на жалобу.
До начала судебного заседания от АО "Ютэйр-Инжиниринг", Фонда поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, которые судом апелляционной инстанции удовлетворены.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявил, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что административным органом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов АО "ЮТэйрИнжиниринг" за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
Выездная проверка проведена в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ совместно с территориальным Фондом социального страхования РФ.
По факту выявленных в ходе выездной проверки нарушений составлен акт N 112 от 08.05.2019.
Решением N 58 от 25.06.2019 АО "Ютэйр-Инжиниринг" привлечено к ответственности в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) в виде взыскания штрафа в размере 208 810 руб. 45 коп. (в том числе по дополнительному тарифу 208 131 руб. 00 коп.), начислены пени по состоянию на 31.12.2016 в общей сумме 6 1876 руб. 83 коп. (в том числе по дополнительному тарифу 61 739 руб. 79 коп.), доначислены страховые взносы в сумме 1 044 052 руб. 40 коп. (в том числе по дополнительному тарифу 1 040 655 руб. 13 коп.).
Полагая, что указанное решение является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции отказано, в связи с чем, АО "Ютэйр-Инжиниринг" реализовано право апелляционного обжалования принятого по делу решения.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование за периоды до 01.01.2017, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом N 212-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществлял Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ АО "ЮТэйр-Инжиниринг" занимается ремонтом и техническим обслуживанием летательных аппаратов, включая космические.
В силу положений статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ Общество является плательщиком страховых взносов.
Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов, представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ), с 1 января 2013 года применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной).
В ходе проверки установлено, что АО "ЮТэйр-Инжиниринг" начисляло дополнительный тариф в отношении выплат и вознаграждений страховых взносов в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в отношении работников, занятых в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не в полном объеме.
Из позиции Общества следует, что исчисление дополнительного тарифа не в полном объеме связано с тем, что сотрудники не выполняли непосредственно эти работы и не получали воздействие вредных или опасных факторов, связанных с профессиональной деятельностью, в спорный период времени, находясь в учебных отпусках, курсах повышения квалификации, в дополнительном отпуске по коллективному договору, а также на суммы оплаты дней сдачи крови и ее компонентов. В этой связи считает, что у него отсутствовала обязанность по начислению дополнительных страховых взносов по дополнительному тарифу.
Суд первой инстанции расценил указанную позицию АО "ЮТэйр-Инжиниринг" в качестве неправомерной. Повторно рассматривая материалы дела, судебная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции, исходя из следующего.
Федеральный закон N 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ), не все рабочее время.
Следовательно, в рассматриваемом случае, заработная плата, начисленная сотрудникам, занятым на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, но находящимся в учебных отпусках, курсах повышения квалификации, в дополнительном отпуске по коллективному договору, а также суммы оплаты дней сдачи крови и ее компонентов подлежат обложению страховыми взносами по дополнительному тарифу в общеустановленном порядке.
Данная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда РФ от 01.11.2018 N 310-КГ18-10562 по делу N А64-3850/2017, от 19.12.2018 N 310-КГ18- 13800, от 01.10.2019 N 303-ЭС19-16368.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в определении от 01.11.2018 N 310-КГ18-10562 по делу N А64-3850/2017, страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.
Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Федерального закона N 167-ФЗ, статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии.
В соответствии со статьей 33.2 Федерального закона N 167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взнос.
Страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношений работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.
Из положений статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.
Поэтому согласно положениям Федеральных законов N 212-ФЗ, N 167-ФЗ, N 27-ФЗ, дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.
Таким образом, с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ), но находящихся в учебных отпусках, курсах повышения квалификации, в дополнительном отпуске по коллективному договору, а также с оплаты дней сдачи крови и ее компонентов, работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.
Доводы заявителя относительно неправомерности начисления пени правомерно отклонены судом первой инстанции. В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
Статьей 10 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (части 1, 2).
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят начисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Частями 4, 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов, и определяются в процентах от неоплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (части 3, 5, 6 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ).
Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в силу статьи 122 НК РФ занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.
В соответствии с положениями статей 78 и 79 НК РФ задолженность налогоплательщика по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм налога, пеней, штрафа. Поэтому надлежит исходить из того, что по смыслу взаимосвязанных положений упомянутых норм занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем, не влечет применения ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, в случае одновременного соблюдения следующих условий: на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговым органом начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога; на момент вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.
Согласно представленных страхователем отчетов (РСВ-1 ПФР) за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный 2016 год и перечисленных платежей имелась задолженность АО "ЮТэйр-Инжиниринг" по дополнительному тарифу в сумме 3 335 936 руб. 93 коп. за 1 квартал 2016 года, 2 736 627 руб. за полугодие 2016 года, 3 291 198 руб. 73 коп. за девять месяцев 2019 года, 3 062 871 руб. 81 коп. за календарный 2016 год. Сальдо по состоянию на 31.12.2016 передано в налоговые органы и является актуальным.
Таким образом, по результатам камеральной проверки расчетов по страховым взносам за 2016 год у заявителя отсутствуют излишне уплаченные страховые взносы по дополнительному тарифу.
Поскольку Управлением в ходе проверки установлена неполная уплата страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов за 2016 год, то на выявленные суммы недоимок правомерно в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ начислены пени.
Оснований для снижения размера наложенных санкций ни судом первой, ни судом апелляционной инстанции не установлено, так как допущенные нарушения не имеют свойств исключительности.
Несогласие заинтересованного лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные АПК РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и Обществом не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относят на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Ютэйр-Инжиниринг" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.02.2020 по делу N А70-16767/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-16767/2019
Истец: АО "ЮТЭЙР-ИНЖИНИРИНГ"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации В Г. Тюмени Тюменской Области
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3443/20
17.06.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3137/20
13.02.2020 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-16767/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-16767/19