г. Владимир |
|
17 июня 2020 г. |
Дело N А79-6122/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 10.06.2020.
Полный текст решения изготовлен 17.06.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Фединской Е.Н., судей Долговой Ж.А., Кириловой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Изоховым Е.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лента" (ИНН 2128700232, ОГРН 1052128000033) на решение Арбитражного суда республики Чувашии по делу N А79-6122/2019 от 24.02.2020,
по иску акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лента" (ИНН 2130142440, ОГРН 1142130011638),
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственной жилищной инспекции (ИНН 2128045930, ОГРН 1022101143130),
о взыскании 594 987 руб. 51 коп.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Чувашская энергосбытовая компания" (далее - АО "Чувашская энергосбытовая компания", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лента" (далее - ООО "УК "Лента", ответчик) о взыскании 536 618 руб. 07 коп. долга за период с января по март 2019 года, 58 369 руб. 44 коп. пеней за период с 16.02.2018 по 21.10.2019 и далее по день фактической оплаты долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики (далее -Госжилинспекция Чувашии).
Решением от 24.01.2020 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "Лента" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что истцом неверно производится начисление потребленной электроэнергии, исходя из норматива, установленного для категории жилых помещений "Общежитие". Считает, что признаки общежитий, указанные в Жилищном кодексе Российской Федерации, у указанных домов отсутствуют.
Указывает, что спорные дома являются многоквартирными и нормативы потребления для них установлены в Приложении N 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.05.2017 N 215.
Полагает, истец применяет неправильный норматив, искусственно завышая расход ОДН в спорных домах.
Стороны явку полномочных представителей в суд апелляционной инстанции явку полномочных представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно сведениям, размещенным на официальном сайте в сети Интернет www.reformagkh.ru для раскрытия информации, предусмотренной Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731), а также сведениям из Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (https://dom.gosuslugi.ru) общество с ограниченной ответственностью ООО "Управляющая компания "Лента" на основании лицензии от 15.06.2015 N 021-000131 в спорный период осуществляло управление, многоквартирными домами, расположенными по следующим адресам: г. Новочебоксарск, ул. 10 Пятилетки, д. 25, 66, ул. Винокурова, д. 22, 24, 25, ул. Гидростроителей, д. 9, ул. Коммунистическая, д. 8, 18, 24, 35, ул. Комсомольская, д. 1, 5, 6, 7, 12, 14, ул. Молодежная, д. 6, ул. Парковая, д. 17, 17А, 29, 39, ул. Советская, д. 10, 13, 20, 37, ул. Терешковой, 1, 5, 6, 6А, ул. Химиков, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, ул. Энергетиков, д. 13.
Между истцом (гарантирующий поставщик) и ответчиком (покупатель) заключен договор энергоснабжения от 13.03.2017 N 24/01/1828-1169 с изменениями, внесенными дополнительными соглашениями, согласно пункту 1.1 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В силу пункта 1.1 договора электрическая энергия по договору приобретается покупателем в целях ее потребления при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Данный договор подписан ответчиком с протоколом разногласий, протокол урегулирования к которому ответчиком не подписан.
Во исполнение данного договора истцом в январе-марте 2019 года поставлена электрическая энергия в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, находящихся под управлением ответчика, что подтверждено истцом расчетными ведомостями энергопотребления, расшифровками расчетов начисления по энергоснабжению в многоквартирных домах за январь-март 2019 года, актами контрольного снятия показаний ОДПУ за январь-март 2019 года. На оплату истцом выставлены счета-фактуры от 31.01.2019 N 1314/78 на сумму 345 329 руб. 16 коп., от 28.02.2019 N 3117/8 на сумму 241 566 руб. 93 коп., от 31.03.2019 N 4872/8 на сумму 106 757 руб. 64 коп.
Истец указывал, что оплата за указанный период ответчиком произведена частично, непогашенной остается задолженность в размере 512 318 руб. 07 коп., требование об оплате, изложены в претензионных письмах от 21.03.2019 N 24/04-108, от 18.04.2019 N 24/04-134 ответчиком в полном объеме не исполнено.
Неисполнение ответчиком обязательства по полной и своевременной оплате принятой электрической энергии послужило основанием для обращения истца с исковым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Нижегородской области руководствовался следующими нормами материального права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства сторон должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованием закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
В силу пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.
В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 истец является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Чувашской Республики и осуществляет продажу электрической энергии.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частями 1 и 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит, в том числе, плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
На управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг в целях содержания общего имущества многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения (статьи 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличия заключенных договоров между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества многоквартирного дома обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями (пункты 21, 21(1) Правил N 124).
С 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Вопреки доводам ООО "УК "Лента", именно оно в отношении управляемых им многоквартирных домов является исполнителем коммунальных услуг, потребляемых в целях содержания общего имущества многоквартирных домов.
Таким образом, ответчик в силу своего статуса и в соответствии с заключенным договором энергоснабжения от 13.03.2017 N 24/01/1828-1169 обязан приобретать у гарантирующего поставщика электрическую энергию для целей содержания общего имущества многоквартирных домов.
Оценив представленные в материалы дела расчеты начисления по электроснабжению в спорных многоквартирных домах за апрель 2018 года по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что за указанный период образовались отрицательные значения потребления на ОДН, что связано с тем, что в период более ранний по отношению к заявленному имело место превышение общего индивидуального потребления над потреблением по показаниям общедомовых приборов учета.
Ссылка ответчика на то, что истцом неверно производится начисление потребленной электроэнергии, исходя из норматива, установленного для категории жилых помещений "Общежитие" по ул. Комсомольская д. 14, ул. Коммунистическая, д. 8, 18, 35, ул. Советская, д. 20, ул. Молодежная, д. 6, пр. Энергетиков, д. 13, пер. Химиков, д. 1, 2, 3, 4,5, 6, ул. Терешковой, д. 6, 6А, судом первой инстанции рассмотрена и отклонена в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относит: жилой дом, часть жилого дома; квартиру, часть квартиры; комнату.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в МКД, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 41 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (далее - общее имущество в коммунальной квартире).
Собственники комнат в коммунальной квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире (часть 1 статьи 43 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в коммунальной квартире, бремя которых несет собственник комнаты в данной квартире, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире указанного собственника (часть 2 статьи 43 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем коммунальных услуг, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире (пункт 51 Правил N 354).
Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, осуществляется в соответствии с формулами 7, 7(1), 8, 16, 19 и 21 Приложения N 2 к настоящим Правилам, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду - в соответствии с формулами 25 - 27 Приложения N 2 к настоящим Правилам (пункт 50 Правил N 354).
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме, подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями и передано исполнителю. Исполнитель в этом случае осуществляет расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителям в коммунальной квартире в соответствии с полученным от них соглашением, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое соглашение было передано исполнителю.
При отсутствии указанного соглашения расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 Приложения N 2 к настоящим Правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.
Согласно формуле 7 Приложения N 2 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и электроснабжению согласно пункту 50 Правил определяется в следующем порядке:
PH = V, x x Tкр где:
объем (количество) потребленного за расчетный период в i-й коммунальной квартире коммунального ресурса, определенный в соответствии с пунктом 42 Правил;
количество граждан, постоянно и временно проживающих в j -й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире;
количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-й коммунальной квартире;
тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответчик полагая, что истцом при проведении расчетов неверно применен норматив для жилых помещений в многоквартирных домах, включающих общежития квартирного типа, общежития коридорного, гостиничного и секционного типов, установленный Приложением N 2 и полагая обоснованным применение норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, установленный приложением N 2, руководствовался только тем обстоятельством, что спорные дома не соответствуют признакам общежитий имеющимся в Жилищном кодексе Российской Федерации.
При этом ответчик не принимал во внимание конструктивные и технические параметры спорных домов и степень их благоустройства.
Кроме того, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля жилищный инспектор Чувашской Республики Леончик О.Г., пояснил, что дома по адресам: г. Новочебоксарск, ул. Комсомольская, д. 14, ул. Коммунистическая, д. 8, 18, 35, ул. Советская, д. 20, ул. Молодежная, д. 6, пр. Энергетиков, д. 13, пер. Химиков, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, ул. Терешковой, д. 6, 6А - бывшие общежития, переведенные в разряд многоквартирных домов с жилыми комнатами и помещениями общего пользования, предназначенными для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таких комнатах. В указанных многоквартирных домах исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению является ресурсоснабжающая организация АО "Чувашская энергосбытовая компания". С учетом норм Правил N 354 собственники комнат в коммунальной квартире в указанных многоквартирных домах вправе требовать от АО "Чувашская энергосбытовая компания", с привлечением управляющей организации ООО "Управляющая компания "Лента", составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета электроэнергии в соответствии с критериями и по форме, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, соответствующими полномочиями Госжилинспекция Чувашии не наделена.
Пояснения государственного жилищного инстпектора Чувашской Республики подтверждают верность применения АО "Чувашская энергосбытовая компания" нормативы, установленного Приложением N 2 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.05.2017 N 215, при расчете платы за потребленную электроэнергию в жилых помещениях спорных домов. При определении размера платы на оплату коммунального ресурса электрической энергии в целях содержания общего имущества многоквартирных домов следует применять нормативы потребления, утвержденные в приложении N 3 в зависимости от оборудования лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения.
Как верно установил суд первой инстанции, жилые помещения в указанных домах не соответствуют понятию квартира приведенному в части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку спорные дома имеют места общего пользования: кухни, туалет (уборные), коридор, душ, кладовые. Изменение постановлениями от 27.05.1996 N 210 и от 24.04.208 N 132 правовых режимов домов N 35 по ул. Коммунистическая и N 14 по ул. Комсомольская само по себе не изменяет конструктивных и технические параметров спорных домов и степень их благоустройства, не образует в спорных домах квартир.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно счел, что жилые помещения в спорных домах в целях расчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю могут быть отнесены к коммунальным квартирам.
Истцом расчет индивидуального потребления по данным общежитиям произведен по формуле 7 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, количества проживающих и тарифа на коммунальные услуги. Так же суд полагает, что истец обоснованно произвел расчет с применением норматива утвержденного в пункте 1 Приложения N 2 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.05.2017 N 215
В спорный период объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН по спорным домам, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, превысил объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды для потребителей в многоквартирных домах на территории Чувашской Республики, установленных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.05.2017 N 215.
Вместе с тем собственники помещений не приняли решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру площади каждого жилого и нежилого помещения.
Так же ответчиком не представлено в материалы дела доказательств наличия технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета, учитывающего потребление электроэнергии всей секцией в полном объеме, в спорных домах.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам ответчика, объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, должна за счет собственных средств оплачивать управляющая организация.
Проверив представленный истцом расчет объема и стоимости электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды, суд признал его правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства. Доказательства оплаты долга ответчиком не представлены.
На основании изложенного требование истца в части основного долга правомерно удовлетворено в заявленном размере, как обоснованное нормами материального права и подтвержденное имеющимися в деле доказательствами.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика 73 725 руб. 08 коп. пеней, предусмотренных абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", за период с 16.02.2018 по 17.01.2020 и далее по день фактической оплаты долга.
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Как следует из абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Пунктом 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" предусмотрено, что по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства.
Материалами дела подтверждается ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате электрической энергии.
Апелляционной инстанцией установлено, что расчет неустойки истцом произведен в соответствии с действующим законодательством, с учетом момента возникновения денежного обязательства, в размере, установленном абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
Представленный истцом расчет пени ответчиком арифметически не оспорен, контррасчет не представлен, судом проверен, признан верным.
При таких условиях исковые требования о взыскании пени обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Все доводы заявителя жалобы судом апелляционной инстанции повторно проверены и подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Доказательства и доводы, согласно которым у суда апелляционной инстанции возникли бы основания для переоценки выводов суда первой инстанции, в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы не представлено и не приведено.
В ходе проверки законности и обоснованности принятого по делу судебного акта коллегия судей не установила каких-либо нарушений со стороны суда первой инстанции и полностью согласилась с оценкой представленных в дело доказательств.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части следует признать законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
С учетом изложенного, при совокупности указанных выше обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы ответчика несостоятельными в полном объеме, основанными на неверном толковании норм материального права.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда республики Чувашии по делу N А79-6122/2019 от 24.02.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лента" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Фединская |
Судьи |
Ж.А. Долгова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6122/2019
Истец: АО "Чувашская энергосбытовая компания"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Лента"
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики