г. Самара |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А55-19366/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцева Н.А.,
судей Садило Г.М., Селиверстовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вашкевичем В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 июня 2020 года в помещении суда, в зале N 2,
апелляционную жалобу конкурсного управляющего должника на определение Арбитражного суда Самарской области от 07 апреля 2020 года (судья Анаева Е.А.), вынесенное по заявлению конкурсного управляющего должника о принятии обеспечительных мер в рамках дела N А55-19366/2016 о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Жилсервис", ИНН 6377011303,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Самарской области от 16.08.2016 заявление Федеральной налоговой службы о признании муниципального унитарного предприятия "Жилсервис" несостоятельным (банкротом) принято к производству.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 10.10.2016 в отношении муниципального унитарного предприятия "Жилсервис" введена процедура наблюдения. Утвержден временным управляющим должника Бакаев Олег Михайлович, член Ассоциации "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Лига".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.01.2017 муниципальное унитарное предприятие "Жилсервис" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Бакаев Олег Михайлович.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 27.08.2018 признаны недействительными сделки, совершенные от имени должника Администрацией Борского района Самарской области в лице Комитета по управлению имуществом: решение N 46 от 11.07.2014, решение N 99 от 08.12.2014, решение N 108 от 26.12.2014, решение N 39 от 12.05.2015, решение N 44 от 26.05.2015, решение N 45 от 26.05.2015. Применены последствия признания сделок недействительными в виде возмещения действительной стоимости имущества на момент его отчуждения из МУП "Жилсервис" в размере 3 861 000 руб.
Конкурсный управляющий должника Бакаев О.М. обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о принятии обеспечительных мер, в котором просил принять обеспечительные меры в виде наложения ареста на денежные средства муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению имуществом администрации муниципального района Борский Самарской области лицевой счет 915010071 на сумму 3 861 000 руб. до полного исполнения судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления конкурсного управляющего о признании сделки недействительной.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2020 в удовлетворении заявления конкурсного управляющего Бакаева О.М. о принятии обеспечительных мер отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий должника Бакаев О.М. обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявление.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2020 апелляционная жалоба принята к производству с назначением судебного заседания на 11.06.2020.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом путем направления почтовых извещений и размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ, в связи с чем суд вправе рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены определения суда первой инстанции в обжалуемой части, исходя из следующего.
В силу ст. 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнения судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Согласно пункту 1 статьи 46 Закона о банкротстве арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять меры по обеспечению заявленных требований кредиторов в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В пункте 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что суд вправе как при обжаловании определения, которым рассмотрено требование кредитора по существу, так и в других необходимых случаях в порядке статьи 46 Закона о банкротстве и главы 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принять такую обеспечительную меру, как запрет на проведение (отложение проведения) первого собрания кредиторов.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" разъяснено, что при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Пунктом 5 части 2 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на заявителя возложена обязанность обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении иска.
Обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.
В определении о применении обеспечительных мер либо об отказе в их применении арбитражный суд должен дать оценку обоснованности доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер.
В связи с этим при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" установлено, что арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим ходатайством о принятии обеспечительных мер, конкурсный управляющий должника Бакаев О.М. ссылался на то, что ответчиком с 2018 года игнорируется обязанность по исполнению определения Арбитражного суда Самарской области от 27.08.2018, которым удовлетворено заявление конкурсного управляющего о признании сделки недействительной. Указывает, что после прекращения исполнительного производства ответчиком открыт новый счет для перечисления денежных средств, а также заключен контракт, по которому денежные средства будут поступать на счет КУМИ, что, по его мнению, свидетельствует о недобросовестном поведении ответчика. Таким образом, конкурсный управляющий должника полагает, что непринятие испрашиваемых обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного ходатайства, правомерно исходил из того, что принятие испрашиваемых обеспечительных мер может затронуть права неопределенного круга лиц.
Так, согласно выписке из ЕГРЮЛ муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению имуществом администрации муниципального района Борский Самарской области Деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера (84.11.3)
В силу пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).
Правила статьи 161 Кодекса, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции, учитывая целевой характер находящихся на счетах казенного учреждения денежных средств, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления, поскольку в случае принятия обеспечительных мер могут быть затронуты права неопределенного круга субъектов.
Доводы конкурсного управляющего должника, изложенные в апелляционной жалобы, сводятся к тому, что в контракте, заключенном муниципальным казенным учреждением с контрагентом, содержится обязательство покупателя оплатить приобретаемое у МКУ имущество без указания на целевой характер денежных средств, что, по его мнению, свидетельствует о возможности наложения ареста на денежные средства ответчика.
Суд апелляционной инстанции указанные доводы отклоняет, поскольку, решая вопрос о принятии обеспечительных мер, суд в том числе должен исходить из предотвращения нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц, чем в рассматриваемом случае и руководствовался суд первой инстанции.
Согласно п. 1.1 муниципального контракта, заключенного МКУ "Комитет по управлению имуществом администрации муниципального района Борский Самарской области с контрагентом, его предметом является приобретение жилого помещения в целях муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы не противоречат имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционную жалобу необходимо оставить без удовлетворения, а определение суда первой инстанции оставить без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 07 апреля 2020 года по делу N А55-19366/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Мальцев |
Судьи |
Г.М. Садило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19366/2016
Должник: МУП "Жилсервис"
Кредитор: ФНС России Межрайонная инспекция N8 по самарской области
Третье лицо: Администрация муниципального района Борский Самарской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Борского района, Ассоциация "СРО АУ "Лига", Бакаев О.М., Будковский А.Е., Бутковский А.Е., Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары, Карев В.А., КУМИ Администрации Борского района Самарской области, МУП "ТЕПЛО", ООО " Январь", ООО "СВГК", ООО Филиал "Отрадноемежрайгаз" "СВГК", Регистрационно-экзаменационный отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения, Сучков С.Г., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, УФМС по Самарской области, Бутковский Александр Евгеньевич
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4239/2023
17.08.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6496/2023
19.05.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4502/2023
14.03.2023 Решение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-36208/18
18.06.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6538/20
26.10.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-19366/16
08.07.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-19366/16
19.03.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-45833/19
22.02.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2774/19
22.02.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-45126/19
21.11.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15297/18
24.09.2018 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-19366/16
20.08.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-36208/18
24.05.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6045/18
25.01.2018 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-19366/16
19.01.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19366/16
10.10.2016 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-19366/16