город Ростов-на-Дону |
|
18 июня 2020 г. |
дело N А53-37167/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Стрекачёва А.Н., Сулименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Синициной М.Г.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Ростовской области: представитель Голубович Н.В. по доверенности от 14.01.2020, представитель Тоболева Е.С. по доверенности от 19.02.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала АО "Концерн Росэнергоатом" "Ростовская атомная станция"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 25.03.2020 по делу N А53-37167/2019
по заявлению акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала АО "Концерн Росэнергоатом" "Ростовская атомная станция"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Ростовской области
о признании незаконным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала АО "Концерн Росэнергоатом" "Ростовская атомная станция" (далее - Ростовская АЭС) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Ростовской области о признании незаконным решения от 16.04.2019 года N 12547 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения АО " Концерн Росэнергоатом" в лице филиала АО "Концерн Росэнергоатом" " Ростовская атомная станция" и доначисления платежа по налогу на имущество организаций за 2017 год в сумме 26648587 рублей, пени в размере 270483,64 рублей и штрафа в размере 2664858,70 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что необоснованно применяло пониженную ставку по налогу на имущество.
Ростовская АЭС обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить.
Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не учел, что имущество, по которому доначислен налог на имущество за проверяемый период технологически не разделимо и связано с линиями электропередач, поэтому правомерно отнесено заявителем к льготируемому имуществу в порядке пункта 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу МИФНС России N 4 по Ростовской области возражала против заявленных доводов, просила решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание от Ростовской АЭС поступило ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное удаленности организации от г. Ростова-на-Дону и санитарно-эпидемиологической ситуацией.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Согласно части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
По смыслу приведенных норм, такое процессуальное действие суда как отложение судебного разбирательства является его правом, предоставленным для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела, а также реализации прав сторон, установленных ст. 41 АПК РФ.
В рассматриваемом случае налогоплательщиком изложены доводы в апелляционной жалобе. В ходатайстве об отложении судебного разбирательства ссылок на такие доводы и доказательства не приведено.
При этом, само по себе принятие мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции не препятствует участию представителей в судебном заседании. Как указано в пункте 3.1 постановления Правительства Ростовской области от 05.04.2020 N 272 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Ростовской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", на граждан возложена обязанность не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев следования в суд при наличии повестки либо иного извещения. Также в указанном постановлении N 272 в пункте 7.1.2 предусмотрено, что режим самоизоляции не распространяется на граждан, прибывших в Ростовскую область из другого субъекта Российской Федерации в связи со служебной командировкой либо осуществлением деятельности, связанной с передвижением (осуществление работы в пути или работы, имеющей разъездной характер). Таким образом, применяемые в Ростовской области ограничительные меры не препятствуют следованию работников и граждан в суд.
Апеллянт не указал суду на то, что принятые им заблаговременно разумные организационные меры по обеспечению прибытия в судебное заседание, не привели к желаемому результату.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает препятствий для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 4 по Ростовской области в отношении филиала АО "Концерн Росэнергоатом" "Ростовская атомная станция" проведена камеральная налоговая проверка по налогу на имущество (проверяемый период с 01.01.2017 по 31.12.2017), по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 08.10.2018 N 13188.
Заявителем по акту камеральной налоговой проверки от 08.10.2018 N 13188, направлены возражения письмом N 9/ф 10/19/152441 от 29.10.2018.
Решением о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля N 65 от 29.11.2018, были назначены и проведены дополнительные мероприятия налогового контроля.
29.01.2019 по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля составлено дополнение к акту проверки N б/н от 29.01.2019. Заявитель направил возражения письмом N9/ф 10/19/26119 от 19.02.2019.
12.03.2019 по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля составлено дополнение к акту проверки N б/н от 12.03.2019. Заявитель направил возражения от 02.04.2019 N9/ф10/19/51981.
16 апреля 2019 года налоговым органом вынесено решение N 12547 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым установлена неполная уплата налога на имущество за 2017 год (недоимка), Ростовской АЭС предложено уплатить: штраф в размере 2 664 858,70 руб., недоимку в размере 26 648 587 руб., пени в размере 270 483,64 руб.
Заявитель, не согласившись с Решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.04.2019 года N 12547., направил апелляционную жалобу.
Решением УФНС России по Ростовской области N 15-18/2392 от 01.07.2019 жалоба Ростовской АЭС оставлена без удовлетворения.
Основанием для доначисления платежа по налогу на имущество организаций, послужило необоснованное применение пониженной налоговой ставки в размере 1,6% к следующим объектам, указанным в Решении от 16.04.2019 N 12547:
* гирлянда изолятора ПСВ-120В с кодом ОКОФ 143120180;
* реактор РОМБСМ-60000/500У с кодом ОКОФ 1433115194;
* здание блока вспомогательного сооружения ОРУ-500 с кодом ОКОФ 114532112;
* эстакада гибких связей от главного корпуса до ОРУ с кодом ОКОФ 124521125;
* оборудование ОРУ-500, с кодом ОКОФ 143120164;
- трансформатор тока ТФЗМ 500Б, ТФЗМ 220Б, ТГФМ-200, ТГВ-220-11 с кодом ОКОФ 143120135;
* трансформатор тока SAS 550/SG, с кодом ОКОФ 1431120140;
* трансформаторы напряжения НДЕ-М-500-72У1, с кодом ОКОФ 143120146;
- открытая установка трансформаторов, здание маслоохладителей, блок вспомогательных сооружений на ОРУ-220 кВ с кодом ОКОФ 114521012;
* сборка ПР-9222-205 с кодом ОКОФ 143120470;
* шина опора ШО 750, ШО-220 с кодом ОКОФ 143120182;
- БВС на ОРУ-220 кВ главная схема выдачи электрической мощности с кодом ОКОФ 143120020;
* оборудование ЦЩУ с кодом ОКОФ 143120500;
* гибкие связи от главного корпуса с кодом ОКОФ 143120168;
* ошинковка тяжёлая 7870-м ЗХАС-6000/72 4000-м, ПА-50-3870 с кодом ОКОФ 143120186;
* выключатель воздушный ВНВ-500-63/315091, с кодом ОКОФ 143120107;
* шкаф обогрева ВНП-500 с кодом ОКОФ 143120380;
* разъединитель РПД-500Б-3200У1 с кодом ОКОФ 143120116;
* разъединитель РНДЗ-220/2000 с кодом ОКОФ 143120114;
* воздушный выключатель ВВД-220Б-40/2000, с кодом ОКОФ 143120105;
* выключатель элегазовый GL 314 с кодом ОКОФ 143120105;
* сборка РТЗО 0,4 кВ с кодом ОКОФ 143120293;
* оборудование ОРУ-500, здание для оборудования ОРУ-220 кВ, открытое распределительное устройство 500 кВ, открытая установка трансформатора с путями перекатки, блок N 3 гибкие связи от главного корпуса до ОРУ главная схема, блок N2 гибкие связи от главного корпуса до ОРУ с кодом ОКОФ 143120010;
* панель ПКР N 136, 181,183, 180,182, 174,165, 35 панели не типовые N147, 157, 171, 241, 155, 159, 178, 250, 258, 259, 242, 243, 246, 253, 145, панель РШ-34, панель ПДЭ-500, противоаварийная автомойка, панель резервной зашиты AT ПКР N 229, панель резервной защиты и автоматики нетиповых металлоконструкций ПКР-2, щиток ЩСХ N 9а, панели РЩ-208, РЩ-212, РЩ-210, РЩ-2017, РЩ-219, РЩ-220 с кодом ОКОФ 143120430;
* ограничители перенапряжения нелинейные типа ОПН-500/303/20/1400УХЛ, ограничители перенапряжения ОПН-20, ОПН-500С УХЛ 1Т,ОПН-500, ОПН-500У1 с кодом ОКОФ 143120127;
- кабельная линия связи 220 кВ, портал, противоаварийная автомойка, реактор типа РОДЦ-60000/500У1, кабельные линии связи, система выдачи электрической мощности с кодом ОКОФ 143120010.
Не согласившись с вынесенным решением налогового органа, общество обжаловало его в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд.
В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ все юридические лица, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, являются плательщиками налога на имущество организаций.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 380 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 3 ст. 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2017 году - 1,6 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. ст. 2 Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 N 843-3C "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области" налоговая ставка по налогу на имущество организаций устанавливается в размере 2,2 процента, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 7 данной статьи.
Согласно п. 5 ст. 2 Областного закона РО N 843 - ЗС (в соответствующей редакции) налоговые ставки по налогу на имущество организаций в отношении магистральных трубопроводов, линий электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, устанавливаются в 2017 году в размере 1,6 процента.
Перечень имущества, поименованный в п.3 ст. 380 НК РФ, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 504 от 30.09.2004 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а так же сооружений, являющих неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций" (далее -Перечень).
Данный Перечень сформирован с использованием данных Общероссийского классификатора основных фондов (далее - ОКОФ), утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.
Таким образом, право на применение пониженной ставки налога возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: 1) имущество по своему целевому и функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 Налогового кодекса РФ; 2) имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации; 3) имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Судом первой инстанции установлено, что согласно Устава АО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" основным видом деятельности является "обеспечение безопасного и экономически эффективного производства электрической энергии и мощности, тепловой энергии и получение прибыли за счет осуществления их купли-продажи (поставки) а также за счет осуществления видов деятельности, указанных в Уставе и иных не запрещенных федеральными законами (т. 2 л.д. 104-131).
В соответствии с Положением о филиале АО "Концерн Росэнергоатом" "Ростовская Атомная станция" филиал осуществляет следующие виды деятельности: эксплуатация энергетических блоков атомной станции; производство электрической энергии, производство тепловой энергии, передача электрической энергии, передача тепловой энергии, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); поставка электрической энергии для собственных нужд; продажа покупной электрической энергии; купля-продажа тепловой энергии; деятельность по эксплуатации электрических и тепловых сетей". Также филиал осуществляет иные виды деятельности не имеющие отношения к рассматриваемому спору.
Цель деятельности филиала согласно пункта 1.2. Положения является производство электрической энергии и тепловой энергии (мощности) при безусловном обеспечении безопасной, надежной, безаварийной и экономически эффективной работы оборудования. Сооружений, передаточных устройств и систем управления действующих энергоблоков Ростовской атомной станции, сооружение (капитальное строительство) объектов использования атомной энергии и социального назначения (т. 2 л.д. 132-154).
Заявитель использует недвижимое имущество (ОРУ 500 и ОРУ 220, а также вспомогательные устройства и здания, указанные выше), которое находится на балансе заявителя для использования под уставную деятельность (производство электрической энергии), в отношении которых налогоплательщиком по налогу на имущество организаций за 2017 год применена пониженная ставка в размере 1,6 %.
По данным налогоплательщика в налоговой декларации за 12 месяцев 2017 года заявлена налоговая база: по коду вида имущества 3 ( в остальных случаях) по коду льготы 2010257 - 1280422204 руб.; по коду вида имущества 3 ( в остальных случаях) -114729544862 руб.; по коду вида имущества 10 (трубопроводы и линии электропередач) -4441431139 руб.
Налогоплательщик указывает, что поскольку поименованное имущество относится к линиям электропередач, следовательно, на него распространяется пониженная ставка при исчислении налога на имущество.
Таким образом, спор между налоговым органом и налогоплательщиком возник по вопросу отнесения спорного имущества к линиям электропередачи и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
Пунктом 1 ст. 11 НК РФ определено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Поэтому для рассмотрения вопроса об отнесении спорного имущества к линиям электропередач следует проанализировать содержание нормативных документов, применяемых в области электроэнергетики.
Энергетической системой согласно ГОСТ 21027-75 "Системы энергетические. Термины и определения" называется совокупность электростанций, электрических и тепловых сетей, соединенных между собой и связанных общностью режима в непрерывном процессе производства, преобразования и распределения электрической энергии и тепла при общем управлении этим режимом.
Линия электропередачи, - электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние (пункт 34 ГОСТ 19431 -84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения").
За пределы электростанции или подстанции выходит линия электропередачи (ЛЭП), предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
Согласно ГОСТ 24291 -90 электропередача - совокупность линий электропередачи подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой.
В соответствии с ГОСТ 24291 -90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" линией электропередачи (ЛЭП) называется электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.
Таким образом, нормами отраслевого законодательства устанавливается возможность определения границ имущества, относящегося к линиям электропередачи.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон) определено, что электроэнергетика - это отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.
При этом объекты электроэнергетики определены как имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование).
Пунктом 1 ст. 5 Закона установлено, что технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.
В соответствии со ст. 7 Закона единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничных рынках (п. 2 ст. 5 Закона).
Данным Законом установлены субъекты электроэнергетики, к которым отнесены лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии; а также потребители электрической и тепловой энергии, к которым отнесены лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (ст. 3 Закона).
Статья 43 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" обязывает субъекты электроэнергетики вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики: производству электрической энергии; передаче электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов сетевого хозяйства); реализации (сбыту) электрической энергии; оперативно-диспетчерскому управлению.
Функциональным назначением имущества, указанного в Перечне N 504, является передача электрической и тепловой энергии, производимой на электростанциях, потребителям.
Из изложенного следует, что условием отнесения объектов к линиям энергопередачи является отнесение владельца имущества к субъектам электроэнергетики и их использование в деятельности по предоставлению услуг по передаче электроэнергии.
Использование объектов основных средств при получении и потреблении электроэнергии для нужд собственного производства, а так же с целью ее реализации, распределения и накопления не может позиционироваться как передача электроэнергии.
Суд рассмотрев заявленные доводы и доказательства пришел к выводу, что заявитель не доказал что используемое и указанное заявителем имущество является имуществом передающим электрическую энергию для целей применения пониженной ставки налогообложения в смысле, придаваемом этому понятию нормативными правовыми актами, приведенными выше.
Пункт 27 ГОСТ 19431-84 определяет, что "электростанция - это энергоустановка или группа электроустановок для производства электрической энергии или электроэнергии и тепла". В соответствии с пунктом 34 ГОСТ 19431 -84 линия электропередачи (ЛЭП) - электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
В соответствии с ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрические сети" - Термины и определения", утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403 линией электропередачи (ЛЭП) называется электроустановка, состоящая и проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.
Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, и пунктом 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимаюших устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, установлено разграничение эксплуатационной ответственности генерирующей и сетевой организации, являющейся собственником ЛЭП.
Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его велении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу части 4 статьи 539 и части 1 статьи 548 ГК РФ, правила 6 "Энергоснабжение" применяются, в том числе к договору снабжения электрической энергией, а также отношениям, связанным со снабжением энергией через присоединенную сеть.
Согласно пункту 21 ГОСТ 19431 -84 потребитель электрической энергии (тепла) предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
Следовательно, объекты основных средств для отнесения их к льготируемому имуществу:
- должны быть неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи и участвовать в процессе передачи энергии:
* должны выходить за пределы электростанции:
* должны быть предназначены для передачи энергии на расстояние.
Исследовав схемы о разграничении балансовой принадлежности, в частности однолинейная схема присоединения к внешней электрической сети в сечении АО "Концерн Росэнергоатом" (Ростовская АЭС), суд первой инстанции установил, что спорное оборудование находится на территории Ростовской АЭС. И лишь за пределами указанного оборудования находится граница балансовой принадлежности между сетями ОАО " Концерн Росэнергоатом" (Ростовская АЭС) и сетями филиала ПАО " ФСК ЕЭС" -МЭС Юга.
Таким образом, суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что спорное оборудование не соответствует вышеназванным требованиям для отнесения его к линиям энергопередачи, поскольку передача энергии начинается за границей балансовой принадлежности сетей заявителя.
Проанализировав представленные первичные документы, установленные стандарты и пояснения специалиста, суд первой инстанции пришел к выводу, что все спорное оборудование участвует в генерации энергии и в ее поддержании, а также в регулировании необходимых параметров и ее учета.
Согласно правил устройства электроустановок распределительное устройство - (РУ) - это электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики, телемеханики, связи и измерений.
Следовательно, указанные устройства не являются передающими и не могут быть отнесены к линиям энергопередачи. В свою очередь, возможность перетоков электроэнергии не свидетельствует о том, что данные устройства могут быть отнесены к льготируемому имуществу.
Из сложившейся судебной практики следует, что суды исследуют вопрос о нахождении имущества в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловой электростанции, поскольку нормами отраслевого законодательства определены границы имущества, относящегося к линиям электропередачи, совпадающие с точками разграничения балансовой принадлежности, а также границы магистральных тепловых сетей (постановления Арбитражного суда Московского округа от 11.05.2017 года по делу N А41-23615/16, от 04.05.2017 года по делу А41-22674/15, постановления АС Уральского округа от 08.11.2016 года по делу А50-25401/15, от 22.09.2016 года по делу А50-13904/15).
С учетом изложенного, спорное имущество заявителя, используемое в процессе выработки энергии, несмотря на связь процесса ее выработки с процессом передачи, льготированию в силу положений пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ и пункта 3 статьи 380 НК РФ не подлежит.
Как указано ранее, функциональным назначением, а также фактическим использованием спорного имущества заявителя является выработка энергии. При этом вид деятельности общества "передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (код 35.12), "передача пара и горячей воды (тепловой энергии) (код 35.30.2) является лишь дополнительными видами деятельности.
Необходимо принять во внимание, что п. 3 ст. 380 НК РФ предусмотрена пониженная налоговая ставка в отношении линий электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Соответственно, основанием применения пониженной ставки является наличие линий электропередачи, а затем уже наличие иных технологических объектов, связанных с линией электропередачи.
В рассматриваемом случае общество не заявляет, что у него на балансе находятся линии электропередачи.
Существо спорной льготы заключается в экономической поддержке организаций (прежде всего сетевых компаний), которые в силу специфики осуществляемой деятельности имеют на балансе значительной протяженности сети, используемые для удовлетворения потребностей неограниченного круга лиц, и вынужденно несут значительные затраты по их обслуживанию.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 N 305-КГ17-23005 по делу N А40-223089/2016, определении Верховного Суда РФ от 14.06.2017 N 308-КГ17-6698 по делу N А32-13734/2016, определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2016 N 309-КГ16-17717 по делу N А50-13904/2015, постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда в рамках дела N А53-33173/17.
При этом довод о том, что применение пониженной ставки возможно в отношении имущества код ОКОФ которого непосредственно указан в Перечне, утвержденном Постановлением N 504, а также в отношении имущества, являющегося составной частью данных объектов в соответствии с содержащимся в перечне примечанием, не может быть учтен судом апелляционной инстанции, поскольку право на применение пониженной налоговой ставки законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов налогообложения, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, и не регулирует вопросы налогообложения.
Соответственно, присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне N 504, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества, поскольку существенное значение имеет именно функциональное назначение имущества.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований и признания факта того, что имущество не относится к льготируемому, суд первой инстанции учел результаты экспертизы.
Так, в ходе проведения проверки налоговым органом получена информация от Межрегиональной Инспекции ФНС России N 4 по крупнейшим налогоплательщикам от 17.07.2018 N 12.2-06/09203 с приложением копии заключения эксперта N 38-17 от 21 ноября 2017 по проведенной технической экспертизе в отношении всего имущества АО "Концерн Росэнергоатом", при этом для проведения экспертизы были предоставлены, в том числе, документы по коду вида имущества 10 (трубопроводы и линии эл. передач), отраженные в декларации Филиала АО "Концерн Росэнергоатом" "Ростовская атомная станция". Проведение технической экспертизы было поручено Автономной некоммерческой организации "Центр содействия развитию судебно-экспертной деятельности "Экспертное бюро "Истина" (АНО "Экспертное бюро "Истина").
Поскольку указанное заключение эксперта было принято судами при рассмотрении обоснованности применения пониженной налоговой ставки АО "Концерн Росэнергоатом" в рамках дела N А40-179979/18, суд первой инстанции верно принял данное заключение как допустимое доказательство по настоящему делу.
По результатам технической экспертизы основных средств филиалов Общества экспертами АНО "Экспертное бюро "Истина" установлено, что все объекты основных средств налогоплательщика, представленные для экспертизы, не относятся к магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, так как не отвечают критериям относимости.
В исследовательской части заключения от 21.11.2017 N 37-11-17 представлено подробное обоснование данного вывода.
Как следует из экспертного заключения обязательными признаками отнесения объектов имущества к магистральным трубопроводам (согласно Перечню N 504) являются следующие условия.
Магистральный трубопровод должен отвечать следующим четырем признакам:
- имеет начало не на месте добычи, а на выходе с места добычи (промысла);
* транспортирует только подготовленную специальным образом товарную продукцию;
* имеет значительную протяженность (сотни и тысячи километров) до места перевалки или потребления;
* имеет выраженную направленность к ближайшему месту перевалки или потребления.
В отношении линий электропередачи в экспертном заключении установлено следующее.
Технологическое назначение электростанции, независимо от ее типа, это производство электрической энергии и ее преобразование для передачи в сети.
Технологическое назначение электрических сетей заключается в получении электрической энергии от электростанции и осуществлении доставки электроэнергии потребителю.
При этом электростанции извлекают доход от производства электрической энергии, а электрические сети от ее транспортировки потребителю.
Следовательно, для того, чтобы отнести спорные основные средства к имуществу, относящемуся к линиям энергопередачи в соответствии с перечнем N 504, такие линии должны иметь магистральный характер и иметь следующие четыре обязательных признака:
имеет начало не на месте выработки, а на выходе с места выработки (по месту разграничения балансовой принадлежности основных средств электростанции или магистральным электросетям с установкой соответствующих приборов учета для последующих взаимных расчетов);
транспортирует только преобразованную для передачи электрическую энергию (вид электрического тока (переменный или постоянный), сила тока и напряжение должны отвечать техническим возможностям магистральных электросетей);
имеет значительную протяженность (десятки и сотни километров, с учетом особенности электропередачи) до ближайшего места потребления или распределения;
имеет выраженную направленность к ближайшему месту потребления или распределения.
Согласно представленным актам счетчики учета поставки электроэнергии, произведенной и преобразованной филиалом АО "Концерн Росэнергоатом", расположены на границе балансовой принадлежности с принимающими устройствами ПАО "ФСК ЕЭС".
Согласно пункту 21 ГОСТ 19431-84 потребитель электрической энергии (тепла) -предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
Имущество, используемое в производстве электрической энергии, несмотря на связь этого процесса с процессом передачи энергии, не может быть отнесено к подлежащему налогообложению по льготным ставкам, предусмотренным п. 3 ст. 380 НК РФ, так как не относится к линиям электропередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
По смыслу ст. 8 Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ имущественный комплекс в области использования атомной энергии представляет собой совокупность недвижимого и иного имущества, имеющего единое производственно-технологическое назначение и непосредственно используемое организацией атомного энергопромышленного комплекса для производства и (или) реализации продукции (работ, услуг) и обеспечивающее непрерывный производственный процесс.
В состав АЭПИК (атомного энергопромышленного имущественного комплекса) предлагается включать:
1. Объекты недвижимого имущества:
а) ядерные установки, в том числе атомные станции;
б) пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов.
2. Иное движимое имущество, непосредственно используемое организацией атомного энергопромышленного комплекса для производства и реализации продукции, работ, услуг и обеспечивающее непрерывный производственный процесс.
Исходя из этого, под составом АЭПИК следует понимать совокупность недвижимого и иного движимого имущества, имеющего единое производственно-технологическое назначение и непосредственно используемое организацией атомного эпергопромышленного комплекса для производства и (или) реализации продукции (работ, услуг) и обеспечивающее непрерывный производственный процесс в области использования атомной энергии.
Согласно указанным положениям, атомные станции АО "Концерн Росэнергоатом", в том числе филиал АО "Концерн Росэнергоатом" "Ростовская атомная станция", не могут иметь оборудование, осуществляющее передачу электрической (тепловой) энергии на расстояние иным потребителям. Имеющиеся объекты основных средств согласно ФЗ от 21.11.1995 N 170-ФЗ имеют свой жизненный цикл, который не предусматривает функцию энергопередачи, то есть не являются электросетевыми.
Федеральным законом от 04.11.2007 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России" установлены правила оптового рынка, которыми предусматривается формирование как цен на электрическую энергию, так и цен (тарифов) на мощность и услуги по формированию перспективного технологического резерва мощности.
В первую очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями - владельцами генерирующих мощностей в отношении атомных электростанций в части обеспечения требований проекта, технологического регламента эксплуатации атомных электростанций и иных нормативных правовых актов РФ об использовании атомной энергии, а также соответствующих международных норм и правил.
Так как АО "Концерн Росэнергоатом" является собственником всех атомных станций РФ, следовательно, в ФЗ от 04.11.2007 N 250 содержится непосредственное указание на правила оптового рынка как для организации - владельца генерирующих мощностей, то есть законодательно закреплена деятельность только по производству электрической (тепловой) энергии. Из вышеперечисленных норм Федеральных законов следует, что законодательно определены объекты использования (оборудование) в ходе деятельности атомных станций, среди которых отсутствуют энергопередающее оборудование.
Таким образом, филиал АО "Концерн Росэнергоатом" "Ростовская атомная станция" является субъектом электроэнергетики, который осуществляет производство электрической, тепловой энергии и мощности с использованием оборудования атомной энергетики, и не является субъектом электроэнергетики (сетевой организацией), осуществляющим оказание услуг по передаче электрической энергии.
С учетом совокупности изложенных обстоятельств, все спорные объекты не относятся и не могут относиться к линиям эпергопередачи, магистральным трубопроводам, а также к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, соответственно, в отношении данных объектов не могут быть применены положения п. 3 ст. 380 НК РФ.
Исследовав первичные документы, технические схемы, технические регламенты и ГОСТы, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что имущество не подлежит льготированию и не относится к линиям электропередачи, в связи с чем суд первой инстанции верно признал решение налогового органа от 16.04.2019 года N 12547 является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.03.2020 по делу N А53-37167/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
А.Н. Стрекачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-37167/2019
Истец: АО "РОССИЙСКИЙ КОНЦЕРН ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ НА АТОМНЫХ СТАНЦИЯХ", АО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Концерн Росэнергоатом" "Ростовская атомная станция"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8218/20
18.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6526/20
25.03.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-37167/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-37167/19