город Омск |
|
19 июня 2020 г. |
Дело N А46-18444/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Краецкой Е.Б.,
судей Грязниковой А.С., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4457/2020) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сибирь" на решение от 28.02.2020 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-18444/2019 (судья Колмогорова А.Е.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сибирь" (ИНН 5507211199, ОГРН 1095543014027) к обществу с ограниченной ответственностью "Магнит" (ИНН 5401381810, ОГРН 1145476106654), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональной энергетической комиссии Омской области (ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418), об обязании исполнить обязательство в натуре,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сибирь" - Свистуненко Л.А. (по доверенности от 26.03.2020 сроком на 1 год);
от общества с ограниченной ответственностью "Магнит" - Шарманова А.М.
(по доверенности от 16.03.2020 сроком до 01.03.2021);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сибирь" (далее - ООО "УК "Сибирь", управляющая компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Магнит" (далее - ООО "Магнит", региональный оператор, ответчик) об обязании установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на контейнерных площадках многоквартирных домов (далее - МКД), находящихся в управлении истца в г. Омске по следующим адресам: ул. Взлетная, д. ЗБ, 4, 4 корп. 1, 7А; ул. Перелета, д. 22 корп. 1; ул. Степанца, д. 8А; ул. Туполева, д. 3 корп. 1, ЗА, 3Б, 5Б.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее - РЭК Омской области, третье лицо).
Решением от 28.02.2020 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-18444/2019 в удовлетворении исковых требований ООО "УК "Сибирь" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ее податель привел доводы о том, суд первой инстанции не дал правовой оценки доводам истца и не мотивировал вывод об оставлении заявленных требований без удовлетворения, что свидетельствует о нарушении требований статей 168-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права.
По существу требований истец указал, что из положений Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правил N 1156), Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" (далее - Правила N 1039) следует, что региональный оператор по обращению с ТКО является обязанным лицом по размещению контейнеров для сбора ТКО на контейнерных площадках. При этом ни один из нормативных актов, регулирующих деятельность в сфере ЖКХ, не причисляет к числу обязательных к выполнению в МКД работ и услуг такое действие как приобретение контейнеров для складирования ТКО, в обязанности истца, как управляющей организации, возложена лишь уборка площадок.
Дополнительно истец ссылается на то обстоятельство, что законодательством предусмотрен механизм компенсации региональному оператору понесенных расходов, в том числе на приобретение контейнеров, не учтенных при установлении тарифа, в следующем периоде регулирования.
От ООО "Магнит" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на необоснованность доводов истца.
РЭК Омской области в отзыве на апелляционную жалобу считает, что основания для отмены решения Арбитражного суда Омской области отсутствуют. Указывает, что расходы на приобретение контейнеров отсутствуют в необходимой валовой выручке предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "УК "Сибирь" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представил распечатки кадастровой карты из информационной системы "2ГИС" в обоснование своих доводов о том, что контейнерные площадки находятся на земельных участках, не сформированных в установленном законом порядке под многоквартирными домами.
Представитель ООО "Магнит" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Не возражал против приобщения к материалам дела дополнительных доказательств.
РЭК Омской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил. В отзыве просила о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
На основании части 1 статьи 266, части 5 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица.
На основании части 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства в целях всестороннего и полного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции приобщены к материалам дела.
Изучив материалы дела, рассмотрев апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителя истца и ответчика, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "УК "Сибирь" является управляющей организации МКД по адресам:
ул. Взлетная, д. N ЗБ, 4, 4 корп. 1, 7А; ул. Перелета, д. 22 корп. 1; ул. Степанца, д. 8А; ул. Туполева, д. 3 корп. 1, ЗА, 3Б, 5Б (по сведениям с сайта dom.gosuslugi.ru, принятых в качестве допустимого доказательства в соответствии с приказом Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014 "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
ООО "Магнит" является региональным оператором по обеспечению деятельность по обращению с ТКО на территории Омской области в соответствии с соглашением от 17.08.2018, заключенным между ответчиком и Министерством строительство и жилищно-коммунального комплекса Омской области (http://magnit-tko.ru/downloads/pdf_items/18_11/1141b1f1fb582226a23404066 53efdee.pdf).
Указав, что в обязанности регионального оператора в силу положений Правил N 1156, Правил N 1039 и постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" входит обязанность по установке контейнеров для сбора ТКО на контейнерных площадках МКД, находящихся в управлении истца, однако в ходе досудебных переговоров данное обязательство не исполнено, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции при разрешении спора руководствовался статьями 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 36, 44, 154, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), положениями постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491), постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Правилами N 1156, N 1039, и исходил из того, что в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. С учетом изложенного, поскольку расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание не включены в тарифы регионального оператора, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Повторно рассмотрев дело с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не установила оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с положениями главы 5.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила N 1156, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 2 Правила N 1156, "контейнер" - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; "контейнерная площадка" - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Предъявляя исковые требования ООО "УК "Сибирь" указывает, что обязанность по установке контейнеров (и обязанность по их приобретению) возложена на ответчика, в частности, пунктом 13(1) Правил N 1156, согласно которому региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Фактические обстоятельства дела, осуществление ООО "Магнит" полномочий регионального оператора по обращению с ТКО, отсутствие контейнеров на контейнерных площадках сторонами не оспаривается.
Между тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в настоящем случае законом не установлена обязанность регионального оператора на приобретение контейнеров.
Так, положениями пункта 13(1) Правил N 1156 предусмотрено, что региональный оператор предоставляет в орган местного самоуправления сведения о количестве планируемых к размещению бункеров и контейнеров, однако, указанные положения, а также нормы статьи 8 Закона N 89-ФЗ, пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 Правил N 1039, условия типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (Правила N 1156) не возлагают на регионального оператора обязанности по их приобретению в каждом случае. При этом замена поврежденных контейнеров не тождественна приобретению новых, ранее не установленных мусоросборников.
ООО "УК "Сибирь" не учтено следующего.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Истец, в порядке части 2 статьи 162 ЖК РФ оказывает услуги по управлению многоквартирными домами, т.е. оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Аналогично, в соответствии с пунктом 2 Правил N 491, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу подпункта "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома (пункты 1.8 и 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в МКД (подпункт 1 пункта 2 статьи 154 ЖК РФ).
Таким образом, управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание и ремонт общего имущества в МКД, независимо от того, упоминаются ли в договоре управления соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Пунктом 26(1) постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" установлено, что в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме входят работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.
Также, в соответствии с пунктом 4.4 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников жилья относится принятие решения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, совокупность вышеуказанных норм права свидетельствует о том, что именно на собственниках помещений в многоквартирном доме, в чьей общедолевой собственности находится земельный участок, на котором, в том числе, сформирована места (площадка) накопления ТКО, возложена обязанность по содержанию контейнерных площадок для накопления ТКО.
Кроме того, Закон N 89-ФЗ в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Соответственно, если площадка накопления ТКО для конкретного МКД не сформирована, то в соответствии с положениями статьей 8, 13.4 Закона N 89-ФЗ и подпункта 18 части 1 статьи 14, подпункта 18 части 1 статьи 15, подпункта 24 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ такая обязанность возложена на органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Действительно, в приведенных положениях не фигурирую контейнеры, бункеры и иные мусоросборники в качестве объектов, обязанность по установке или размещению которых возложена на управляющую организацию или собственников недвижимости.
Однако, поскольку мусоросборники являются объектом гражданских прав, их оборот не ограничен законодательно (статьи 128, 212 ГК РФ), и приведенными выше положениями применительно к настоящему спору предусмотрена обязанность управляющей организации (собственником МКД) по созданию и содержанию контейнерных площадок как части общего имущества вне зависимости от наличия заключенного с региональным оператором договора (что следует из положений статьи 11 Закона N 89-ФЗ и пункта 2 Правил N 1156), на регионального оператора не может быть возложена обязанность по приобретению мусоросборников.
Более того, приведенные выше положения существовали до введения в ЖК РФ норм о региональном операторе ТКО.
Учитывая доводы истца о положениях постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее также - Основы), судебная коллегия отмечает, что Основами допускается (а не возлагается обязанность) приобретение контейнеров и бункеров непосредственно региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, Основы определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения и не могут устанавливать обязательные требования для регионального оператора требования в части обязанности приобретения контейнеров и бункеров для ТКО.
Таким образом, приобретение контейнеров возможно собственниками помещений в МКД, органами местного самоуправления, региональным оператором.
Поскольку договор между истцом и региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, устанавливающий обязанность ООО "Магнит" по приобретению контейнеров не заключен, в тариф ответчика не включены расходы по приобретению и установке мусоросборников, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы ООО "УК "Сибирь" о том, что наличие контейнера является составной частью оказываемой услуги не отменят то обстоятельство, что в настоящем случае именно истец (собственники МКД) обязан установить мусоросборник, а не региональный оператор.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Несогласие истца с решением суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.02.2020 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-18444/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Б. Краецкая |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-18444/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СИБИРЬ"
Ответчик: ООО "МАГНИТ"
Третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Омской области, РЭК Омской области