г. Москва |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А41-81910/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Искендеровой Я.Г.,
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новлянский квартал" (ИНН: 5005065402; ОГРН: 1185022002956) - Милованова В.И. представитель по доверенности от 15.05.2020 года,
от заинтересованного лица Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (ИНН 5018092629; ОГРН 1045003352261) - Крюков Д.А. представитель по доверенности от 17.01.2020 года,
от третьего лиц общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аквилон" ( ИНН: 5005039794, ОГРН: 1045001307559) -Баранова О.А. представитель по доверенности от 19.05.2020 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новлянский квартал" на решение Арбитражного суда Московской области от 22 января 2020 года по делу N А41-81910/19 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новлянский квартал" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании недействительным решения от 05.09.2019 года N 17197/04 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новлянский квартал" (далее - заявитель, ООО "Управляющая компания "Новлянский квартал") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, управление, Госжилинспекция), в котором просило:
- признать недействительным решение от 05.09.2019 года N 17197/04 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области;
- обязать устранить нарушения прав и законных интересов и внести изменения в реестр лицензий Московской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 12 "в" по ул. Новлянская, г. Воскресенск, Московской области.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Аквилон" (далее - ТУ ФАУГИ в МО).
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 января 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 154 -157 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Управляющая компания "Новлянский квартал" обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица, поддержал позицию заявителя, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Управляющая компания "Новлянский квартал" является организацией осуществляющей предпринимательскую деятельность в области управления многоквартирными домами на основании лицензии от 30.11.2018 года N 1665.
22.07.2019 ООО "Управляющая компания "Новлянский квартал" направило в Госжилинспекцию Московской области заявление о внесении изменений в реестр лицензий Московской области и включении многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Новлянская, д. 12 "В" в перечень домов под управлением управляющей организации ООО "Управляющая компания "Новлянский квартал".
05.09.2019 Госжилинспекцией принято решение N 17197/04 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области.
Не согласившись с оспариваемым решением административного органа, ООО "Управляющая компания "Новлянский квартал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у Госжилинспекции имелось достаточно оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Московской области.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции, в связи с чем полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу пункта 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах: реестр лицензий субъекта Российской Федерации; сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий); реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).
В соответствии с ч. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с требованиями статьи 195 ЖК РФ, сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации и сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.12.2015 г. N 938/пр.
Пунктами 2 и 3 Порядка определены требования к заявлению и прилагаемым документам, необходимым для внесения изменений в реестр лицензий по заявлению управляющей организации.
В соответствии с подпунктом "а" пунктом 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах утверждены приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор".
При этом подлинники протокола общего собрания собственников помещений должны быть в порядке, установленном законом, направлены в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ).
В соответствии с п. п. "в" п. 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается в том числе копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве);
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Порядка, основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Иные основания для отказа в удовлетворении заявления управляющей организации во внесении многоквартирных домов в реестр лицензий жилищное законодательство не содержит.
Отказывая во внесении изменений в реестр лицензий Московской области Госжилинспекция Московской области указало, что заявителем нарушены положения п.п. "а", "в" пункта 3 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 г. N 938/пр, а именно:
- заявителем представлен акт от 15.05.2019 г. о размещении итогов голосования с фотоматериалами. Согласно акту, итоги голосования размещены возле лифтов в каждом подъезде дома (указано 8 подъездов, фотоматериалы представлены по четырем подъездам). Между тем, решением по вопросу N 28 повестки дня данного собрания, определен способ доведения итогов до сведения собственников путем размещения на информационных досках, расположенных возле подъездов и/или в подъездах дома. Кроме того, положением о порядке уведомления собственников порядок доведения до сведения собственников итогов голосования не определен;
- в представленном договоре отсутствуют сведения об определении состава общего имущества применительно к многоквартирному дому по указанному выше адресу. Представленный договор управления, заключенный с собственником помещений не соответствует требованиям ч. 3 ст. 162 ЖК РФ: п. 1 - не указан состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, определенный в соответствии с указанным порядком.
Однако, из материалов дела следует, что 22.07.2019 общество с заявлением о внесении сведений в реестр лицензий Московской области направило в Госжилинспекцию также копию договора управления N Н12В/19 от 14.05.2019.
Из пунктов 2.4 и 2.2 договора управления следует, что состав общего имущества в многоквартирном доме, в отношении которого осуществляется управление, и его характеристики указаны в Приложении N 2 к настоящему договору; Приложение N 2 к договору было также Обществом представлено, что подтверждается описью представленных документов.
В связи с изменениями в пп. "в" п. 3 Порядка N 938/пр, внесенных Приказом Минстроя России от 02.03.2018 г. N 134/пр, при подачи заявления о внесении изменений в реестр лицензий Московской области подлежит к предоставлению в административный орган - копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, а не копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в мкд, как было предусмотрено Порядком до внесения таких изменений.
Таким образом, требования подпункта "в" пункта 3 Порядка N 938/пр заявителем исполнены.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что общество представило в лицензирующий орган все документы, содержащие необходимые сведения в соответствии с действующим законодательством, доказательств обратного заинтересованным лицом, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Госжилинспекция от 05.09.2019 года N 17197/04 не может быть признано законным и обоснованным, поскольку не подтверждено представленными в дело доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части такого решения должно быть указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Заявитель в качестве способа восстановления нарушенных прав просит обязать Управление внести изменения в реестр лицензий, включив его в качестве управляющей организации спорным многоквартирным домом.
В дело представлены доказательства соблюдения условий для включения в реестр в качестве управляющей организации спорными МКД.
Поскольку обществом, представлены все необходимые доказательства соблюдения условий для включения в реестр в качестве управляющей организации по спорному МКД, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что указанный заявителем способ восстановления нарушенного права соответствует закону и характеру допущенного нарушения, направлен на полное восстановление нарушенных прав и охраняемых законом интересов заявителя, в связи с чем, полагает требование заявителя подлежащим удовлетворению.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявленные требования удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным ч. 5 ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 января 2020 года по делу N А41- 81910/19 отменить.
Признать недействительным решение от 05 сентября 2019 года N 17197/04 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области, вынесенное Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Обязать Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" устранить нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новлянский квартал" и внести изменения в реестр лицензий Московской области, в связи с заключением договора управления многоквартирным домов N 12 "в" по ул. Новлянская, г. Воскресенск, Московской области.
Взыскать с Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новлянский квартал" судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за подачу иска и апелляционной жалобы в размере 4 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-81910/2019
Истец: УК "Новлянский квартал"
Ответчик: ГУ МО "ГЖИ МО"
Третье лицо: ООО "УК "Аквилон", ГУ МО "ГЖИ МО"