г. Челябинск |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А76-8807/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на определение Арбитражного суда Челябинской области от 19.05.2020 по делу N А76-8807/2020.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Владимир" - Коротков С.С. (паспорт, доверенность от 05.03.2020, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Владимир" (далее - заявитель, ООО "ТД Владмир", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства Челябинской области (далее - заинтересованное лицо 1, Министерство) и Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (далее - заинтересованное лицо 2, Росалкогольрегулирование) о признании незаконными и отмене решения N Р-615/11-02 от 17.02.2020 об аннулировании лицензии во внесудебном порядке, приказа N 21-д от 04.03.2020 о приостановлении действия лицензии.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка обратилась в суд первой инстанции с ходатайством о выделении в отдельное производство требования заявителя к Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка о признании недействительным решения N Р-615/11-02 от 17.02.2020 об аннулировании лицензии во внесудебном порядке и передаче его по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.
Определением суда первой инстанции от 19.05.2020 (резолютивная часть от 13.05.2020) в удовлетворении ходатайства Росалкогольрегулирования о выделении в отдельное производство требования ООО "ТД "Владимир" о признании недействительным решения Росалкогольрегулирования от 17.02.2020 N Р-615/11-02 об аннулировании лицензии во внесудебном порядке отказано.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, Росалкогольрегулирование (далее - податель жалобы, апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, выделить требования ООО "ТД "Владимир" о признании недействительным решения Росалкогольрегулирования от 17.02.2020 N Р-615/11-02 об аннулировании лицензии во внесудебном порядке в отдельное производство, передать дело подсудности в Арбитражный суд города Москвы.
Ссылаясь на положения пунктов 1 и 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", Постановления Правительство Российской Федерации от 14.08.2012 N 824 отмечает, что уполномоченный орган вправе принять решение об аннулировании лицензии, которое является основанием для принятия лицензирующим органом решении о приостановлении действия лицензии.
В апелляционной жалобе апеллянт указывает, что решение об аннулирование во внесудебном порядке и приказ о приостановлении действия лицензии имеют различные фактические и правовые основания их возникновения, разные предметы доказывания, приняты двумя самостоятельными органами разных уровней, в связи с чем, основания для предъявления в суд требований в порядке статьи 46 АПК РФ не имеется.
Дополнительно податель отмечает, что совместное рассмотрение заявленных обществом требований нарушает конституционное право каждого на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом, а также ссылается на судебную практику по иным делам.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заявитель не явился, Росалкогольрегулирование заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в судебном заседании без участия его представителя. С учетом мнения общества в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие Министерства и Росалкогольрегулирование.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам.
Арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает раздельное рассмотрение требований соответствующим целям эффективного правосудия.
Исходя из смысла части 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выделение одного или несколько соединенных требований в отдельное производство является правом, а не обязанностью суда.
Выделение несколько соединенных требований в отдельное производство возможно, если судья придет к выводу, что подобные действия в данном случае целесообразны. При этом критерий "целесообразности" следует рассматривать как достижение главной цели судебной деятельности - осуществление защиты субъективных прав путем применения норм права к спорным правоотношениям. Судья должен решить этот вопрос, имея в виду скорую и полную реализацию задач арбитражного судопроизводства (статья 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд должен оценить, насколько раздельное или совместное рассмотрение судом заявленных требований может привести к полному (неполному) выяснению обстоятельств дела (часть 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает раздельное рассмотрение требований соответствующим целям эффективного правосудия.
При этом, исходя из содержания части 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вопрос выделения одного или нескольких соединенных требований в отдельное производство является правом, а не обязанностью арбитражного суда, который при решении данного вопроса должен руководствоваться принципом целесообразности для выполнения задач арбитражного судопроизводства, перечисленных в статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, выделение требования в отдельное производство должно отвечать целям эффективного правосудия, которые заключаются, в том числе в исключении риска принятия противоречащих друг другу судебных актов по разным делам, связанным между собой по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам.
Суд, рассматривающий дело, руководит процессом, устанавливает с участием сторон юридически значимые обстоятельства и решает вопрос о необходимости выделения в отдельное производство требования к конкретному лицу (лицам) при достаточных основаниях для убеждения об отсутствии необходимости участия в выделенном споре других солидарных ответчиков.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении ходатайства о выделении заявления общества в отношении Росалкогольрегулирование в отдельное производство, принял во внимание взаимосвязь требований по представленным доказательствам, совпадение круга лиц, участвующих в деле.
Судом первой инстанции верно отмечено, что приказ Министерства сельского хозяйства Челябинской области N 21-д от 04.03.2020 о приостановлении действия лицензии является следствием принятия Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка решения N Р-615/11-02 от 17.02.2020 об аннулировании лицензии во внесудебном порядке.
Таким образом, заявленные ООО ТД "Владимир" в рамках настоящего дела требования неразрывно связаны между собой субъектным составом спорных правоотношений, фактическими обстоятельствами и подлежащими применению нормами права, в связи с чем раздельное рассмотрение указанных требований не может отвечать целям эффективного правосудия, заключающимся в наиболее скором, полном, объективном и всестороннем рассмотрении экономического спора.
Достаточных оснований не согласиться с данной оценкой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Различие в правовых основаниях принятия оспариваемых решений не может служить безусловным основанием для выделения требования, поскольку, как указано судом ранее, обстоятельства принятия решений имеют прямую взаимосвязь и раздельное рассмотрение требований не может отвечать целям эффективного правосудия, заключающимся в наиболее скором, полном, объективном и всестороннем рассмотрении экономического спора.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в рамках дела определением суда первой инстанции от 10.03.2020 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемых ненормативно-правовых актов, в отмене которых судом первой инстанции отказано определением от 27.03.2020.
Ссылка апеллянта на иную судебную практику не свидетельствует о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм процессуального права с учетом конкретных обстоятельств спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Челябинской области от 19.05.2020 по делу N А76-8807/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-8807/2020
Истец: ООО Торговый дом Владимир "
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Челябинской области, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8460/20
24.09.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10012/20
16.07.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-8807/20
23.06.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5923/20
22.06.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6730/20