г. Пермь |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А71-765/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Риб Л.Х.,
рассмотрев без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу заявителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонного)
На мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики.
от 01 апреля 2020 года по делу N А71-765/2020,
принятое судьей Коковихиной Т.С. в порядке упрощенного производства,
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонного) (ИНН 1828018231, ОГРН 1091828000065)
к обществу с ограниченной ответственностью "Атлант" (ИНН 1832056769, ОГРН 1071832003110)
о взыскании 4000 рублей финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Атлант" (далее - заинтересованное лицо, общество, страхователь) 4000 руб. финансовых санкций.
Решением арбитражного суда от 01.04. 2020 по делу N А71-765/2020, принятым в порядке упрощенного производства, требования удовлетворены частично, с общества с ограниченной ответственностью "Атлант" взыскано 500 руб. финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованном лице за июнь 2018 года; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление обжаловало решение суда в части отказа в удовлетворении требований в апелляционном порядке, просит решение суда в данной части отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ее податель настаивает на доводах о законности наложения финансовых санкций, предъявленных к взысканию с соблюдением процессуального срока.
В сроки, установленные определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 29.04.2020 (до 09.06.2020), заявителем отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (09.06.2020).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части при отсутствии возражений сторон.
Поскольку решение суда в части взыскания финансовой санкции в сумме 500 рублей сторонами по делу не оспаривается, законность решения суда в данной части апелляционным судом не проверяется.
Как следует из материалов дела, Управлением в отношении общества проведены проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Закон N 27-ФЗ).
В ходе проверки сведений по данным формы СЗВ-СТАЖ за 2017 год, представленных 01.02.2018, установлено, что в отношении Муллахметовой А.В. указан период работы с 01.06.2017 по 29.12.2017, в отношении Казанцева С.П. указан период работы с 01.01.2017 по 02.11.2017, в отношении Медведева М.И указан период работы с 08.02.2017 по 02.11.2017. При этом сведения по форме СЗВ-М в отношении Муллахметовой А.В. за июнь 2017 года, Казанцева С.П., Медведева М.П. за ноябрь 2017 года обществом не представлены.
24.04.2019, после получения уведомления от 19.11.2018, обществом представлены дополняющие сведения по форме СЗВ-М в отношении указанных работников.
21.05.2019 Управлением составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 019S18190009524, N 019S18190009489; 24.06.2019 вынесены решения N 019S19190010778, N 019S19190010779 о привлечении общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания финансовых санкций на общую сумму 1500 рублей за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за июнь и ноябрь 2017 года.
17.07.2019 обществу направлены требования N 019S01190012386, N 019S01190012387 о добровольной уплате финансовых санкций в срок до 29.07.2019.
Управлением при проведении проверки также установлено, что обществом были представлены сведения по форме СЗВ-М тип "исх." за октябрь, ноябрь 2018 года 14.11.2018 и 05.12.2018 на 2 застрахованных лиц Саблина А.В. и Турова С.А.
13.01.2019 страхователем представлены дополняющие сведения по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь 2018 года на Евдокимова Д.А. и Иванова Р.Н.
19.02.2019 Управлением составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 019S18190002921, N 019S18190002923; 02.04.2019 вынесены решения N 019S19190004912 и N 019S19190004911 о привлечении общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ в виде взыскания финансовых санкций на сумму 2000 рублей за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь 2018 года.
19.04.2019 обществу направлены требования от 19.04.2019 N 019S01190005485, N 019S01190005486 о добровольной уплате финансовых санкций в срок до 14.05.2019.
Неисполнение ответчиком в добровольном порядке указанных требований послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказ в удовлетворении требований в части взыскания санкции в сумме 1500 руб. суд первой инстанции мотивировал выводами о пропуске срока, установленного законодателем для обращения в арбитражный суд.
В отношении финансовых санкций в сумме 2000 руб. суд указал, что в данном случае имело место самостоятельное устранение обществом ранее допущенной ошибки путем представления корректирующих сведений, в связи с чем допускается неприменение к страхователю финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
В части 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
В статье 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, установлено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение (часть 6).
В соответствии с положениями статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма (часть 7).
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 8).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (часть 13).
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (часть 14).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (часть 15).
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (часть 16).
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что несвоевременное представление сведений выявлено по отчету СЗВ-СТАЖ за 2017, поступившему в Управление 01.02.2018. После поступления отчета Управление имело возможность обнаружить правонарушение.
Таким образом, с учетом срока проведения камеральной проверки акты о выявлении правонарушения составлены с нарушением срока - 21.05.2019, что свидетельствует о нарушении Управлением процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций.
Обращение Управления в арбитражный суд 27.01.2020 с настоящим заявлением свидетельствует о пропуске срока взыскания финансовых санкций.
Отклоняя довод апеллянта о соблюдении срока для обращения за взысканием финансовой санкции, апелляционный суд отмечает, что трехгодичный срок, установленный абзацем 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, по своей правовой природе, является сроком давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, а не сроком, установленным для взыскания финансовой санкции.
Не усматривая оснований для переоценки выводов суда об отсутствии оснований для взыскания финансовой санкции в сумме 2000 рублей, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в редакции, действующей после 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Как установлено судом и не оспаривается Управлением, страхователь своевременно представил исходные формы СЗВ-М за октябрь и ноябрь 2018 года (14.11.2018 и 05.12.2018). 13.01.2020 страхователем были представлены дополняющие формы.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
В настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенную ошибку еще до обнаружения ее Управлением, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения органом ПФР, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769.
Наличие со стороны страхователя признаков злоупотребления правом в данном случае не установлено. Решение фонда о привлечении страхователя к ответственности является формальным, вынесено без исследования причин и условий совершения страхователем правонарушения.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности Управлением не подтверждена, отказ суда во взыскании с общества финансовой санкции в сумме 2000 руб. является законным и обоснованным.
Апелляционный суд, исследовав и оценив приведенные в апелляционной жалобе доводы, оснований для их удовлетворения не усматривает, руководствуясь тем, что представленные в материалы дела доказательства позволили арбитражному суду сделать законный вывод о необоснованности заявленных требований.
Доводы апеллянта о том, что уточнение по истечении срока представления сведений допускается только в отношении тех работников, сведения о которых были ранее представлены, апелляционным судом признаны необоснованными, противоречащими положениям Закона N 27-ФЗ.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Взыскание с Управления госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 апреля 2020 года по делу N А71-765/2020, принятое в порядке упрощенного производства, оставить в обжалуемой части без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-765/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики межрайонное
Ответчик: ООО "Атлант"