22 июня 2020 г. |
А43-28424/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Кастальской М.Н., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу гаражно-строительного кооператива "Аграрий" (603137, г. Нижний Новгород, ул. Тропинина, д. 1Г; ОГРН 1125261004615, ИНН 5261083628)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2020
по делу N А43-28424/2019,
принятое по заявлению гаражно-строительного кооператива "Аграрий" о признании незаконным решения администрации города Нижнего Новгорода от 14.05.2020 N Исх-03-02-108713/19,
без участия лиц,
и установил:
гаражно-строительный кооператив "Аграрий" (далее - ГСК "Аграрий", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) от 14.05.2020 N Исх-03-02-108713/19 об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Приокский район, ул. Тропинина, д. 1 "Г". Одновременно Кооператив просил суд обязать Администрацию устранить допущенное нарушение его прав.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Гаражный кооператив "Радуга" (далее - ГК "Радуга"), Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, Министерство имущественных и земельных ресурсов Нижегородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Нижегородской области "Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области.
Решением от 17.02.2020 Арбитражного суда Нижегородской области ГСК "Аграрий" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кооператив обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ГСК "Аграрий" указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Заявитель настаивает на том, что оспариваемое решение Администрации не соответствует требованиям земельного законодательства и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности.
Считает, что в отношении земельного участка, расположенного под гаражами Кооператива, с 21.08.2002 и по настоящее время действует договор аренды. Кооператив действует в данном случае исключительно в интересах своих членов, соответственно, оспариваемым решением созданы препятствия для оформления земельных правоотношений.
Отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не поступили.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
Кооператив ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что распоряжением главы местного самоуправления г. Нижнего Новгорода от 12.10.1998 N 3773-р ГОУ "Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия" (далее- НГСХА, Академия) в бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью 43,67 га, занимаемый территорией учебного комплекса академии, по пр.Гагарина, 97 в Приокском районе в г.Нижнем Новгороде.
Письмом от 25.05.1999 N 5-27/248 Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации согласовало изъятие из земель несельскохозяйственного назначения НГСХА участка площадью 4,5 га, расположенного в оползневой зоне по адресу: г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, 98, для индивидуального строительства гаражей и коллективных погребов в целях улучшения социально-бытовых условий работников Академии.
08.12.1999 Академия обратилась в администрацию г. Н. Новгорода (инвестиционную комиссию) с заявкой о согласовании размещения на земельном участке, расположенном в Приокском районе, пр. Гагарина, Щербинки - III, площадью 2,05 и 0,26 га, предоставленном в бессрочное пользование под птичник, для строительства частных гаражей для сотрудников академии (том 1, л.д.36).
Распоряжением главы администрации г. Нижнего Новгорода от 14.01.2002 N 89-р на основании решения комиссии Администрации по инвестиционной политике и земельным отношениям (протокол N 194 от 10.08.2000), предложившей удовлетворить заявку Академии об изменении цели использования земельного участка, согласованную с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ письмом от 25.05.1999 N 5-27/248, разрешено проектирование боксовых гаражей на части земельного участка, ранее предоставленного Академии в бессрочное использование под учебные корпуса (птичник) распоряжением главы администрации г. Нижнего Новгорода от 12.10.1998 N 3773-р (том 1, л.д.37-38).
01.07.2002 был создан гаражный кооператив "Радуга".
Распоряжением главы администрации г. Нижнего Новгорода от 20.09.2002 N 3329-р по письменному обращению НГСХА и Гаражного кооператива "Радуга" в соответствии с договором аренды от 21.08.2002 N 14 и проектом, разработанным на основании распоряжения главы администрации г. Нижнего Новгорода от 14.01.2002 N° 89-р, ГК "Радуга" разрешено строительство боксовых гаражей на части земельного участка (территория бывшего птичника), предоставленного Академии в бессрочное пользование распоряжением главы администрации Нижнего Новгорода от 12.10.1998 N 3773-р.
В соответствии с названным распоряжением под строительство гаражей выделена площадь участка 21016 кв.м, категория - земли населенных пунктов, площадь застройки 16584 кв.м.
Распоряжением Администрации от 24.05.2005 N 1734-р в распоряжение от 12.10.1998 N 3773-р внесены изменения (том 1, л.д.42-43), в соответствии с которым НГСХА предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки площадью 39,774 га и площадью 1,4345 га (категория - земли поселений), занимаемые территориями учебного комплекса академии по проспекту Гагарина, 97, в Приокском районе.
По договору N 1 от 14.01.2008 с НГСХА в аренду ГК "Радуга" предоставлен земельный участок площадью 16584 кв.м (том 2, л.д.46-48).
Представленным планом границ земельного участка ГК "Радуга" от 28.12.2003 подтверждается, что первоначально в указанные границы входило 8 линий гаражей (том 2, л.д.97).
При проведении межевания участка земельный участок был поставлен на кадастровый учет в меньшем размере (14345 кв.м).
Согласно выписке из ЕГРНП правообладателем земельного участка площадью 14345 кв.м, кадастровый номер 52:18:0080158:2, вид разрешенного использования "объекты гаражного назначения", расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, Приокский район, пр.Гагарина, д.97, является Российская Федерация.
При этом восьмая линия гаражей не вошла в границы сформированного земельного участка.
Указанное обстоятельство также подтверждается данными публичной кадастровой карты.
Впоследствии в целях управления общим имуществом и осуществления хозяйственной деятельности в отношении гаражных боксов восьмой линии 20.11.2012 создан ГСК "Аграрий".
23.10.2013 здание ГСК "Аграрий" постановлено на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 52:18:0080158:198 (том 1, л.д.19-20).
Согласно справке от 16.04.2019 членами Кооператива, владеющими гаражными боксами в одноэтажном гаражном комплексе с кадастровым номером 52:18:0080158:198, являются 74 человека, которыми паевые взносы полностью выплачены.
Распоряжением Администрации от 13.09.2019 N 837-р нежилому зданию ГСК "Аграрий" присвоен адрес: г.Нижний Новгород, ул.Тропинина, дом 1 "Г".
Кооператив обратился в Администрацию 25.04.2019 с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка площадью 1880 кв.м на срок 49 лет для использования под существующими гаражными боксами (под зданием с кадастровым номером 52:18:0080158:198).
Рассмотрев заявление, Администрация письмом от 14.05.2019 N Исх-03-02-108713/19 отказала Кооперативу в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15, статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду отсутствия информации о регистрации права собственности Кооператива на указанное нежилое здание.
Посчитав такое решение Администрации незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11, 11.9, 39.2, 39.6, 39.14, 39.15, 39.16, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что Администрация доказала законность своего решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 2 части 4 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 23.11.2005 N 91, администрация города Нижнего Новгорода до разграничения государственной собственности на землю осуществляет предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если законодательством не предусмотрено иное.
В данном случае ГСК "Аграрий" обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу г. Нижний Новгород, Приокский район, ул. Тропинина, д. 1 "Г".
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления в собственность, земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, который включает в себя в том числе следующие мероприятия:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Статья 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирует предварительное согласование предоставления земельного участка.
Пункт 1 названной нормы устанавливает требования к заявлению о предварительном согласовании. Пункт 2 - перечень, прилагаемых к заявлению документов, к числу которых в силу подпункта 1 относятся документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более, чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации перечисляет основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Пункт 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи заключения договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Таким случаем подпунктом 2 указанной нормы определено предоставление земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункт 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пунктом 4, 9 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 Перечнем документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, в случае обращения в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов (подпункт 2 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации) юридическому лицу надлежит представить распоряжение Правительства Российской Федерации, выписку из ЕГРН об объекте недвижимости.
В случае обращения в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации собственнику здания, сооружения, помещений в них надлежит представить в числе прочего документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение, если право на такое здание, сооружение не зарегистрировано в ЕГРН; документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок).
Таким образом, правом на предоставление земельного участка в аренду обладают собственники здания, сооружения, помещений в них, расположенных на испрашиваемом земельном участке. Кроме того, основания для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов установлены пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае заявитель обосновывает правомерность своего требования о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и принадлежностью к объектам социально-культурного значения.
Вместе с тем письмо Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 25.05.1999 N 5-27/248 не относится к распоряжениям Правительства Российской Федерации в понятии, установленном Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", а здание Кооператива, предназначенное для эксплуатации гаражных боксов, не соответствует утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1603 критериям, которым должны соответствовать объекты социально-культурного назначения и масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов.
Ссылка заявителя на возможность отнесения гаражей к объектам социальной инфраструктуры в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.04.2016 N 458 также необоснованна, поскольку указанным приказом к объектам социально-культурного назначения отнесены объекты здравоохранения, культуры и спорта.
Следовательно, в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренное подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации основание для предоставления земельного участка в аренду Кооперативу.
Кроме того, предусмотренное подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации основание также отсутствует в силу следующих обстоятельств.
В силу части 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме гаражного кооператива.
Понятие потребительского кооператива раскрывается в пункте 1 статьи 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
В силу пункта 4 статьи 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.
Гаражом признается здание и сооружение, помещение для стоянки (хранения), ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств; может быть как частью жилого дома (встроенно-пристроенные гаражи), так и отдельным строением (п. 3.3 "СП 113.13330.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*", утвержденная приказом Минстроя России от 07.11.2016 N 776/пр).
Следовательно, гаражно-строительный кооператив (ГСК) - некоммерческая организация, представляющая собой основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их потребностей в строительстве и содержании гаражей для размещения транспортных средств.
В силу части статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 разъяснено, что в силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" в состав наследства члена жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, полностью внесшего свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное ему кооперативом, указанное имущество включается на общих основаниях независимо от государственной регистрации права наследодателя.
Таким образом, право собственности членов кооператива на недвижимое имущество в указанном выше случае возникает в силу закона.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.03.2018 N 5-КГ17-253.
Как следует из материалов дела и не оспаривается самим заявителем, Кооператив создан исключительно с целью защиты его членов и управления общим имуществом.
При этом представленным в материалы дела техническим паспортом здания ГСК "Аграгий", поставленного на кадастровый учет с кадастровым номером 52:18:0080158:198, выпиской из ЕГРНП в отношении указанного объекта недвижимости, справкой Кооператива N 1 от 16.04.2019, здание состоит из 74 гаражных боксов, собственниками которых с учетом приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации являются граждане -члены кооператива, обладающие в силу части 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации правом пользования земельным участком, расположенным под их гаражными боксами (гаражами).
Следовательно, Кооператив не обладает правом собственности в отношении расположенных в здании помещений гаражных боксов. Доказательств нахождения на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих Кооперативу, как юридическому лицу, заявитель в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Вместе с тем земельное законодательство, регулирующее порядок реализации права на приобретение в собственность, либо в аренду земельных участков собственниками объектов недвижимого имущества, не наделяет Кооператив правом заявлять требование о предоставлении земельного участка от своего имени.
При этом суд отмечает, что в силу положений статей 244, 245 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок может быть оформлен договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора с собственниками объектов недвижимости (при обращении одного из собственников), либо право общей долевой собственности (при обращении всех собственников), на что Кооперативу также указало Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в письме от 04.06.2019 N Исх-326-130078/19.
Кроме того, в соответствии со статьей 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды с Кооперативом может быть оформлен при условии заключения договора доверительного управления имуществом со всеми собственниками гаражных боксов. Между тем, при обращении в Администрацию такой договор заявителем не предоставлялся, что подтверждается материалами дела.
Решение Комиссии по инвестиционной политике и земельным отношениям, изложенное в протоколе от 25.12.2014 N 645 с учетом вышеизложенного не подтверждает обоснованность требований Кооператива. Кроме того, из его содержания не представляется возможным установить основания принятия указанного решения.
Также не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения представленные Кооперативом и третьим лицом письма, касающиеся разрешению вопроса о полномочиях по разрешению вопроса о предоставлении Кооперативу земельного участка, о реализации принятого 25.12.2014 решения, согласований строительства гаражных боксов ГК "Радуга".
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному заключению о том, что Администрация располагала правовыми основаниями для принятия решения об отказе Кооперативу в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка.
Оспариваемое решение от 14.05.2019 N Исх-03-02-108713/19 принято уполномоченным органом, соответствует положениям земельного законодательства и не нарушает права и законные интересы Кооператива в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно отказал ГСК "Аграрий" в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Кооператива признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Изложенные в апелляционной жалобе аргументы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2020 по делу N А43-28424/2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2020 по делу N А43-28424/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу гаражно-строительного кооператива "Аграрий" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-28424/2019
Истец: ГСК Аграрий, Тищенко С.В. (представитель)
Ответчик: Администрация города Нижнего Новгорода
Третье лицо: ГК Радуга, Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, Министерство имущественных и земельных ресурсов Нижегородской области, Территориальное управление Роимущества в Нижегородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБОУ НО "Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом