город Ростов-на-Дону |
|
24 июня 2020 г. |
дело N А32-35167/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "РЖД": Колесников И.М., паспорт, по доверенности от 22.05.2019 N 613/ДКРС,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Тимашевский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.03.2020 по делу N А32-35167/2019
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
в лице филиала дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта
к администрации муниципального образования Тимашевский район
при участии третьего лица: департамента имущественных отношений Краснодарского края,
о признании отказа незаконным; об обязании заключить договор аренды земельного участка
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Тимашевский район (далее - администрация) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:31:0708000:127 в аренду сроком на 11 мес., изложенного в уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 17.06.2019 N 141 -3755/19-05; об обязании в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу направить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:31:0708000:127, расположенного в Тимашевском районе Краснодарского края, сроком на 11 мес., с предложением о заключении соответствующего договора.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением от 27.03.2020 суд удовлетворил заявленные по делу требования.
Суд признал незаконным решение администрации муниципального образования Тимашевский район от 17.06.2019 N 141-3755/19-05 в части отказа в предоставлении в аренду открытому акционерному обществу "РЖД" земельного участка с кадастровым номером 23:31:0708000:127, ввиду несоответствия положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд обязал администрацию муниципального образования Тимашевский район в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в адрес открытого акционерного общества "РЖД" подписанный администрацией проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:31:0708000:127 с предложением о заключении соответствующего договора.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования Тимашевский район обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что земельный участок расположен за чертой населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения, частично занят полезащитными лесными полосами. Факт нахождения на спорном земельном участке защитных лесных насаждений подтверждается планом графического учета земель хозяйств Тимашевского района (письмо Управления Росреестра по Краснодарскому краю межмуниципальный отдел по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому районам от 25.10.2019 N 37-27/4035) и публичной кадастровой картой. Данные сведения устанавливают обстоятельства, связанные с отнесением спорного земельного участка к лесным насаждениям, предназначенным для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений и наличием права собственности Краснодарского края, возникшего в силу закона. У администрации муниципального образования Тимашевский район отсутствуют правовые основания по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 23:31:0708000:127, сформированным из земельного участка, частично занятого защитными лесными насаждениями входящими в состав земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащего в силу закона к собственности Краснодарского края.
В судебное заседание не явились представители администрации муниципального образования Тимашевский район и Департамента имущественных отношений Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Участвующие в деле лица извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции. Судом апелляционной инстанции в картотеке арбитражных дел по адресу http://kad.arbitr.ru своевременно опубликовано определение о принятии апелляционной жалобы к производству - определение от 15.05.2020 опубликовано 16.05.2020.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие администрации муниципального образования Тимашевский район и Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" осуществляет реализацию инвестиционного проекта "Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла" в рамках комплексного инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла".
Размещение данного объекта предусмотрено схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 384-р.
С целью реализации проекта общество, в лице дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта Ростовской группы заказчика по строительству объектов железнодорожного транспорта, обратилось в администрацию муниципального образования Тимашевский район с заявлением от 27.05.2019 N 803-ИРД о предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев земельного участка с кадастровым номером 23:31:0708000:127, расположенного в Тимашевском районе Краснодарского края.
Уведомлением об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 17.06.2019 N 141-3755/19-05 администрация отказала обществу в предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев земельного участка с кадастровым номером 23:31:0708000:127, указав, что в силу абзаца 4 пункта 2 статьей 3.1 и 3.3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками сельскохозяйственного назначения, занятыми лесополосами и внутрихозяйственными дорогами отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
Считая незаконным решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, ОАО "РЖД" оспорило его в судебном порядке.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Статьей 39.6 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
В соответствии с подпунктом 27 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов для осуществления деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Порядок предоставления заявления и перечень документов, которые необходимо к нему приложить, урегулированы ст. 39.17 ЗК РФ, согласно пункту 5 которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает соответствующие действия, предусмотренные названным пунктом.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что земельный участок с кадастровым номером 23:31:0708000:127 обществу необходим для реализации инвестиционного проекта "Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла" в рамках комплексного инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла".
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 27.05.2019 N 803-ИРД о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 11 месяцев на основании под 27 п. 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе администрация указала, что у администрации муниципального образования Тимашевский район отсутствуют правовые основания по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 23:31:0708000:127, сформированным из земельного участка, частично занятого защитными лесными насаждениями входящими в состав земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащего в силу закона к собственности Краснодарского края.
Суд апелляционной инстанции отклоняет приведенные доводы по следующим основаниям.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11.06.2019 N 99/2019/26613313 земельный участок с кадастровым номером 23:31:0708000:127 относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - железнодорожный транспорт.
С учетом требований ст.ст. 67, 68 АПК РФ план графического учета земель хозяйств Тимашевского района не может опровергнуть учетные сведения о земельном участке, отраженные в ЕГРН.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) установлены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими ( абз. 2 п. 1 ст. 3.3 и п. 2 ст. 3.3. Закона N 137-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве.
Земельные участки, не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которыми за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:31:0708000:127 не зарегистрировано.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края в письме от 29.11.2018 N 52-53017/18-33-12 на запрос общества пояснил, что оснований для регистрации права собственности Краснодарского края на спорный земельный участок не имеется (л.д. 26 том 1).
В отзыве на заявление общества департамент также указал, что не является уполномоченным органом на предоставление спорного участка из земель неразграниченной собственности и не обладает полномочиями по его распоряжению (л.д. 66-69 том 1).
Таким образом, право распоряжения спорным земельным участком согласно положениям Закона N 137-ФЗ предоставлено органу местного самоуправления муниципального района - администрации муниципального образования Тимашевский район.
В апелляционной жалобе администрация также указала, что факт нахождения на спорном земельном участке защитных лесных насаждений подтверждается планом графического учета земель хозяйств Тимашевского района (письмо Управления Росреестра по Краснодарскому краю межмуниципальный отдел по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому районам от 25.10.2019 N 37-27/4035) и публичной кадастровой картой.
По мнению администрации, данные сведения устанавливают обстоятельства, связанные с отнесением спорного земельного участка к лесным насаждениям, предназначенным для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений и наличием права собственности Краснодарского края, возникшего в силу закона.
Согласно статье 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 120 Лесного кодекса использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель.
Материалы дела не содержат доказательств, опровергающих размещение на части земельного участка древесной растительности.
Вместе с тем, поскольку испрашиваемый обществом земельный участок относится к категории земель промышленности, то в силу статей 87, 88 Земельного кодекса Российской Федерации и положений статей 6 и 120 Лесного кодекса Российской Федерации, само по себе расположение на участке лесных насаждений не является препятствием для его использования в соответствии с категорией земельного участка.
Действующее законодательство не предусматривает наличие защитных лесных насаждений на земельных участках, отнесенных к категории земель промышленности.
Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения определяются положениями статей 77, 78 ЗК РФ.
Согласно. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Таким образом, насаждения (древесная и кустарниковая растительность) имеют лесозащитную, мелиоративную функцию, функцию защиты земель от негативного воздействия в случае размещения таких насаждений на землях сельскохозяйственного назначения.
В данном случае, общество просит предоставить в аренду земельный участок, относящийся к землям промышленности, в связи с чем нахождение на нем каких-либо насаждений не может выступать препятствием к предоставлению земельного участка в аренду.
Наличие данных насаждений на участке также не определяет отнесение участка к государственному уровню собственности.
Как указано ранее, согласно позиции представителя имущественных интересов субъекта (департамента имущественных отношений) основания для отнесения спорного земельного участка к собственности Краснодарского края не имеется.
Таким образом, предоставление земельного участка в аренду ОАО "РЖД" без проведения торгов на основании подп. 27 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ относится к компетенции администрации муниципального образования Тимашевский район.
Оформленное уведомлением об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 17.06.2019 N 141 -3755/19-05 решение администрации муниципального образования Тимашевский район об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:31:0708000:127 не соответствует закону и нарушает права заявителя по делу, в связи с чем является недействительным на основании ст.ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм земельного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Решение суда от 27.03.2020 об отказе в удовлетворении заявления является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2020 по делу N А32-35167/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35167/2019
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "РЖД" Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта
Ответчик: Администрация муниципального образования Тимашевский район
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ