г. Санкт-Петербург |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А56-95254/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3073/2020) ООО "Медцентр Маршал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2019 по делу N А56-95254/2019 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "Медцентр Маршал"
к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга
об обязании утвердить создание и состав врачебной комиссии
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Медцентр "Маршал" (ОГРН 1117847031565, адрес: 195267, Санкт-Петербург, Гражданский пр., 104, корп. 1, оф. 69, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга (адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Малая Садовая, д. 1, далее - Комитет) об обязании утвердить создание и состав врачебной комиссии Общества.
Решением суда от 12.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. По мнению подателя жалобы, является ошибочным утверждение ответчика о том, что врачебные комиссии могут быть созданы только на базе лечебных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации.
Оспаривая доводы Общества, Комитет представил отзыв, в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Распоряжением Заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2020 года дело N А56-95254/2019 передано в производство судье А.Б. Семеновой.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ произведена замена состава суда, в состав, рассматривающий дело, введена судья Зотеева Л.В.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество, являясь держателем лицензии на осуществление медицинской деятельности от 30.01.2017 N ЛО-78-01-007559, выданной Комитетом, обратилось в Комитет с заявлением о создании на базе Общества врачебной комиссии по обязательному психиатрическому освидетельствованию граждан.
Решением, изложенным в письме от 07.08.2017 N 01/19-5495/17-0-1, Комитет по здравоохранению отказал в удовлетворении заявления Общества, указав на отсутствие у него полномочий по изданию нормативно-правовых и иных актов для организации медицинского, в том числе психиатрического освидетельствования, на базе ООО "Медцентр "Маршал".
Общество, не согласившись с решением Комитета, обратилось в суд с заявлением об обязании утвердить создание и состав врачебной комиссии.
Отклоняя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Нормативными актами, регулирующим отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе вопросы оказания психиатрической помощи и психиатрического освидетельствования регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), Законом Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании (далее - Закон N 3185-1), Правилами прохождения психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695 (далее - Правила N 695).
Согласно статье 65 Закона N 323-ФЗ медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий (часть 1).
В силу пункта 2 части 2 статьи 65 Закона N 323-ФЗ одним из видов медицинского освидетельствования является психиатрическое освидетельствование.
Частью 5 статьи 65 Закона N 323-ФЗ определено, что психиатрическое освидетельствование проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 3185-1 обязательное психиатрическое освидетельствование работников проводят врачебные комиссии, которые создаются органом управления здравоохранением. По результатам обязательного психиатрического освидетельствования гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Пунктом 3 Правил прохождения психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695, предусмотрено, что освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 695 освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением (далее именуется - комиссия).
Как верно констатировал суд первой инстанции, вопрос о наличии/отсутствии оснований для признания гражданина непригодным к выполнению отдельных видов деятельности, в том числе деятельности, связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов) решается в особом порядке врачебной комиссией, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
В соответствии с пунктом 5.1 части 1 статьи 16 Закона N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного веления относится решение вопросов организации медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Комитет по здравоохранению является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Комитете по здравоохранению, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2013 N 1070 "О Комитете по здравоохранению".
Согласно указанному Положению Комитет по здравоохранению: организует проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в подведомственных медицинских организациях (п.3.1-1); для реализации своих полномочий в установленном порядке издаёт в приделах своей компетенции правовые акты Комитета (п.4.19).
Перечень государственных учреждений, находящихся в ведении Комитета по здравоохранению, установлен в Приложении к названному Положению.
Учитывая, что заявитель не относится к медицинским организациям, подведомственным Комитету, выраженное в письме от 07.08.2017 N 01/19-5495/17-0-1 решение Комитета, обусловленное отсутствием полномочий на создание комиссии по проведению психиатрического освидетельствования на базе Общества, соответствует положениям приведенных норм, а потому оснований для удовлетворения требований заявителя у суда первой инстанции не имелось.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобе государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета в соответствии со статьей 18 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 декабря 2019 года по делу N А56-95254/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медцентр Маршал" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Медцентр Маршал" из федерального бюджета 1 500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-95254/2019
Истец: ООО "МЕДЦЕНТР МАРШАЛ"
Ответчик: Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга