Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19 ноября 2020 г. N Ф10-3777/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А14-14274/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Кораблевой Г.Н., |
судей |
Ушаковой И.В., Поротикова А.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусаковой И.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Флаттер": Чичканов Н.В., адвокат по доверенности по доверенности от 10.06.2019, удостоверение N 468;
от Управления лесного хозяйства Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флаттер" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.12.2019 по делу N А14-14274/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "Флаттер" (ОГРН 1076829002898, ИНН 6829031273) к Управлению лесного хозяйства Воронежской области (ОГРН 1073667000021, ИНН 3664078987) о признании недействительным расчета величины арендной платы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Флаттер" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Управлению лесного хозяйства Воронежской области (далее - ответчик, Управление) о признании недействительным расчета арендной платы за 2015-2019 г.г. по договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 28.02.2013 N 12 в части применения коэффициентов индексации (1,37 за 2015 год; 1,43 за 2016 год; 1,51 за 2017 год; 2,17 за 2018 год; 2,38 за 2019 год) к величине арендных платежей, подлежащих уплате в бюджет субъекта РФ; обязании Управления лесного хозяйства Воронежской области произвести перерасчет арендных платежей в бюджет субъекта РФ за 2015-2019 г.г.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.12.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило указанный судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение (истолкование) судом норм материального права. Податель жалобы настаивает на невозможности индексации обеих составляющих арендных платежей (в бюджет субъекта РФ и в федеральный бюджет); арендная плата, подлежащая перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации, не может быть изменена (проиндексирована) Управлением в одностороннем порядке. По-мнению Общества, оспариваемый расчет направлен на изменение условий аукциона и противоречит требованиям действующего законодательства.
Управление лесного хозяйства Воронежской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором ссылается на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Управление лесного хозяйства Воронежской области явку представителя не обеспечило. Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанного лица о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие его представителя в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель ООО "Флаттер" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.12.2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.02.2013 Управлением лесного хозяйства Воронежской области (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесных участков N 12, по условиям которого арендодатель, на основании протокола N 1 о результатах аукциона от 07.02.2013, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в аренду 52 лесных участка общей площадью 18 762,6 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре 94-2012-11, сроком действия договора до 27.02.2023, расположенные в Аннинском и Таловском районах Воронежской области.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 05.03.2015.
В пункте 5 договора установлено, что годовой размер арендной платы составляет 7 937 245 руб. 70 коп.
В Приложении N 5 к договору предусмотрен порядок перечисления арендной платы в федеральный бюджет РФ и бюджет субъекта РФ.
Годовой размер арендной платы определен на основании протокола о результатах аукциона от 07.02.2013 по продаже права на заключение договора аренды лесных участков.
Пунктом 7 договора предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а также в соответствии с изменением законодательства в отношении лесных участков без внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий договор.
В этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление об изменении арендной платы, без внесения изменений и дополнений в договор.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2014 N 947 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" установлены повышающие коэффициенты на 2015 год -1,37 и 2016 год -1,43.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2016 N 1350 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" установлен повышающий коэффициент на 2017 год - 1,51.
Постановлением Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363 изменены на 2018 год и 2019 год ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, устанавливаемые в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, путем применения к ним соответственно коэффициентов 2,17 и 2,38.
Полагая, что часть арендной платы, установленная по результатам аукциона и превышающая минимальный размер арендной платы, подлежащая зачислению в бюджет Воронежской области, не может быть изменена путем применения к ней повышающих коэффициентов, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд правомерно исходил из того, что в данном случае договорная обязанность Общества как арендатора вносить арендную плату в установленных порядке и размере определена условиями проведенного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, рассматриваемого договора аренды, требованиями статей 307, 309, 310, 424, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 3, 71, 73, 74, 78, 79 ЛК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Платность использования лесов в Российской Федерации предполагает сбалансированное решение вопроса относительно формирования арендной платы согласно как нормативным требованиям, так и условиям торгов, организованных и проведенных в конкретном случае согласно определенным правилам.
Суть настоящего спора сводится к вопросу о правомерности начисления Управлением арендной платы за указанные периоды с применением повышающих коэффициентов (Общество в обоснование иска, полагает, что повышающие коэффициенты не подлежат применению к арендной плате, подлежащей перечислению в бюджет субъекта).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
Статьей 94 ЛК РФ предусмотрено, что использование лесов в Российской Федерации является платным (часть 1); за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений (часть 2); размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 данного Кодекса (часть 3).
В силу статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. В соответствии с абзацем вторым пункта 1 указанной статьи порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).
В силу части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
В соответствии со статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к неналоговым доходам федерального бюджета отнесена плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов.
Плата в части, превышающей минимальный размер, статьей 57 БК РФ отнесена к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
В пункте 6 статьи 79 ЛК РФ содержится императивное правило о том, что организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать, в том числе проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.
Документация об аукционе, по итогам которого был заключен договор аренды с ООО "Флаттер", размещена Управлением на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://torgi.gov.ru 04.12.2012 вместе с извещением о проведении аукциона. Данная документация включала в себя проект договора аренды лесного участка, который содержал и спорный пункт 7 об изменении размера арендной платы пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, а также в соответствии с изменениями законодательства в отношении лесных ресурсов.
Данный пункт соответствовал редакции пункта 7 примерного типового договора, форма которого предусмотрена приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка", действовавшим на дату проведения торгов и заключения договора аренды.
Помимо этого, в соответствии с пунктом 8 указанного Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае изменения ставок платы, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, размер арендной платы подлежит перерасчету пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2.2. Приложения N 1 к приказу Минприроды России от 20.12.2017 N 693 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков", согласно которому размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно части 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции по состоянию на 01.01.2015) при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ.
В действующей редакции Лесного кодекса Российской Федерации содержится аналогичное положение о запрете изменения условий аукциона. Так, согласно части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
При таких обстоятельствах изменение условий, содержащихся в пункте 7 спорного договора недопустимо в силу законодательного запрета и исходя из целей аукциона, проведенного для передачи права на заключение договора аренды сроком на 10 лет.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заключенный сторонами договор содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы.
Названными выше постановлениями от 17.09.2014 N 947, от 14.12.2016 N 1350, от 11.11.2017 N 1363 изменены на 2015-2019 г.г. ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, устанавливаемые в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, путем применения к ним соответствующих коэффициентов.
В связи с изложенным Управление правомерно в соответствии с условиями пункта 7 договора направило Обществу уведомление о необходимости оплатить определенную договором по результатам аукциона арендную плату с применением спорных коэффициентов.
Применение коэффициента к обеим составляющим арендной платы подтверждено определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 1002-О, определениями Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 N 303-ЭС15-19719, от 28.02.2017 N701-ПЭК16, от 18.11.2019 N 303-ЭС19-19910, постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10.01.2017 по делу N А14-14570/2015.
Правовая позиция, согласно которой условие договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, о возможности изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, изложена в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017.
С учетом приведенных правовых норм и фактических обстоятельств оспариваемый в настоящем деле расчет размера арендной платы на 2015-2019 г.г. по договору аренды лесного участка от 28.02.2013 N 12 соответствует условиям договора, основания для признания его недействительным отсутствуют.
Судебной коллегией также учтено, что в рамках настоящего дела ОООО "Флаттер" заявлено требование о перерасчете арендной платы за 2015-2019 г.г., в то время как решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.12.2016 по делу N А14-10041/2016 с ООО "Флаттер" была взыскана задолженность по арендной плате по спорному договору аренды за 4 квартал 2015 года, 1 квартал 2016 года (статьи 16, 69 АПК РФ). Таким образом, заявленный иск фактически направлен на пересмотр вступившего в законную силу судебного акта в указанной части.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению обоснованно отклоненных судом первой инстанции доводов и не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении арбитражным судом области норм материального или процессуального права.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 19.12.2019 не имеется.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.12.2019 по делу N А14-14274/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флаттер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Кораблева |
Судьи |
И.В.Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-14274/2019
Истец: ООО "Флаттер"
Ответчик: Управление лесного хозяйства Воронежской области