г. Владивосток |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А51-19750/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Г.Н. Палагеша, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго"
апелляционное производство N 05АП-2562/2020
на решение от 03.03.2020
судьи Ю.А.Тимофеевой
по делу N А51-19750/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" (ИНН 2536112729, ОГРН 1022501284970)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Приморскому краю (ИНН 2540088123, ОГРН 1042504383261)
о признании незаконным решения от 15.03.2019 N 913,
при участии:
от краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" -
Чиркова А.Г. по доверенности N 15/20 от 31.12.2019, сроком действия до 31.12.2020, служебное удостоверение, копия диплома N 1077240070811,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Приморскому краю - Щекач Н.В. по доверенности N 2.2-13/00535 от 07.02.2020, сроком действия до 31.12.2020, служебное удостоверение, копия диплома ивс N 0242945; Матафонова О.Н. по доверенности N 2.2-13/00532 от 07.02.2020, сроком действия до 31.12.2020, служебное удостоверение, копия диплома авс N 0550924,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - предприятие, заявитель, налогоплательщик, КГУП "Примтеплоэнерго") обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Приморскому краю (далее- налоговый орган, Инспекция) от 15.03.2019 N 913 "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением суда от 03.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 03.03.2020, общество просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "Примтеплоэнерго".
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на необоснованно отклонение утверждений КГУП "Примтеплоэнерго" о том, что полученные обществом субсидии в рамках соглашений от 25.01.2018 N 1/2 и от 25.01.2018 N 2/2, заключенных с Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, являлись субсидиями на компенсацию (возмещение) недополученных доходов.
По мнению заявителя жалобы, в рассматриваемом случае субсидии были предоставлены КГУП "Примтеплоэнерго" в целях возмещения (финансового обеспечения) затрат, связанных с приобретением топлива для производства тепловой энергии, в связи с тем, что эти затраты превысили расходы, утвержденные департаментом по тарифам Приморского края при установлении в соответствии с действующим законодательством тарифов на тепловую энергию, то есть целью предоставления указанных субсидий являлась компенсация недополученных доходов КГУП "Примтеплоэнерго". Предоставленные субсидии имели своей целью не обеспечить КГУП "Примтеплоэнерго" топливом, необходимым для выработки тепловой энергии, и полностью возместить (обеспечить финансово) стоимость такого топлива, а были направлены на компенсацию разницы между стоимостью фактически приобретенного топлива и топлива, учтенного в утвержденном для КГУП "Примтеплоэнерго" тарифе, то есть на компенсацию убытков.
Общество полагает, что пункт 2.1, подпункт 5 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в настоящем деле не применимы, так как спорные субсидии выделены не для оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), а в целях компенсации недополученных доходов.
Предоставленные КГУП "Примтеплоэнерго" в рамках соглашений от 25.01.2018 N 1/2, от 25.01.2018 N 2/2 субсидии не только не были направлены предприятием на оплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС), выставленного поставщиками в счетах на оплату топлива, но и не обеспечивали оплату данных счетов в полном объеме, что подтверждается материалами дела. Оплата стоимости топлива производилась в том числе за счет собственных средств КГУП "Примтеплоэнерго".
Апеллянт полагает, что не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела ссылка суда первой инстанции на предоставление КГУП "Примтеплоэнерго" субсидии в размере 45 414 407,58 руб. на возмещение недополученных доходов на основании постановления администрации Приморского края от 28.12.2015 N 528-па, так как данная субсидия предоставлена КГУП "Примтеплоэнерго" в связи с осуществлением предприятием деятельности по электроснабжению, в то время как субсидии в рамках соглашений от 25.01.2018 N 1/2, от 25.01.2018 N 2/2 предоставлялись обществу как теплоснабжающему предприятию.
Налоговый орган возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнительных пояснениях к нему, поступившими через канцелярию суда и в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщенным к материалам дела, считает решением суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои требования и возражения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
04.10.2018 КГУП "Примтеплоэнерго" представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2018 года (корректировка N 2). Согласно разделу 01 данной декларации предприятием отражена сумма НДС к возмещению из бюджета в размере 32 489 842 руб.
В соответствии со статьей 88 НК РФ налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года, результаты которой отражены в акте налоговой проверки от 23.01.2019 N 854.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что основным видом деятельности КГУП "Примтеплоэнерго" является производство пара и горячей воды (тепловой энергии). Для осуществления указанной деятельности в проверяемом периоде предприятию были предоставлены субсидии в общем размере 293 042 669,41 руб., в том числе:
- в размере 154 456 432 руб. на основании Соглашения о предоставлении субсидий, выделяемых из краевого бюджета, на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением топлива от 25.01.2018 N 2/2 (то есть до приобретения топлива),
- в размере 138 586 237 руб. на основании Соглашения о предоставлении субсидий, выделяемых из краевого бюджета, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива от 25.01.2018 N 1/2 (то есть после приобретения топлива).
Налогоплательщиком на налоговые вычеты во 2 квартале 2018 года был отнесен НДС в сумме 23 561 151 руб. по счетам-фактурам, оплата которых произведена с помощью полученной во 2 квартале 2018 года субсидии по Соглашению от 25.01.2018 N 2/2 на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением топлива. Также предприятием за счет субсидии по Соглашению от 25.01.2018 N 1/2 на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива, была произведена оплата по счетам-фактурам, выставленным до 2 квартала 2018 года.
В нарушение пункта 2.1 статьи 170 НК РФ общество неправомерно предъявило к вычету НДС в сумме 23 561 151 руб. по счетам-фактурам, оплата которых произведена за счет полученной во 2 квартале 2018 года субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением топлива, а также в нарушение пп. 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ не восстановило НДС в сумме 21 140 273 руб. по счетам-фактурам, оплата которых возмещена за счет полученной в спорном периоде субсидии.
Налоговым органом по итогам рассмотрения материалов камеральной проверки, с учетом представленных налогоплательщиком письменных возражений принято решение от 15.03.2019 N 913 "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому КГУП "Примтеплоэнерго":
- привлечено к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 628 211 руб.,
- доначислен НДС за 2 квартал 2018 года в сумме 12 211 582 руб.,
- начислены пени в сумме 547 407,16 руб.,
- а также установлено завышение суммы налога к возмещению из бюджета в размере 32 489 842 руб.
Не согласившись с указанным решением от 15.03.2019 N 913, КГУП "Примтеплоэнерго" подал апелляционную жалобу в Управление ФНС России по Приморскому краю, по результатам рассмотрения которой принято решение от 11.06.2019 N 13-09/19908@ об удовлетворении жалобы в части уменьшения размера штрафа в 4 раза в связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность. Решение от 15.03.2019 N 913 отменено в части штрафных санкций, начисленных по пункту 1 статьи 122 НК РФ, в размере 1 221 158,25 руб., в остальной части решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением от 15.03.2019 N 913 и результатами его обжалования, посчитав, что оно не отвечает требованиям закона и нарушает его права, КГУП "Примтеплоэнерго" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества и в отзыве налогового органа на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу налогоплательщика - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
С учетом положений статей 88, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации оспариваемое решение принято уполномоченным государственным органом, процедура проведения камеральной налоговой проверки соблюдена, обществу обеспечена возможность представить возражения на акт налоговой проверки и принять участие при рассмотрении материалов проверки.
Судом апелляционной инстанции установлено, что досудебный порядок обжалования решений налогового органа и срок для обращения с заявлением в арбитражный суд предприятием соблюдены.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа является законным, налоговым органом правомерно отказано в предоставлении налоговых вычетов и возмещении НДС.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации предприятие в проверяемом периоде являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (пункт 1 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются. Доводы об обратном основаны на неверном толковании норм права.
Из положений статей 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Предприятия и организации, оказывающие социально значимые услуги по регулируемым ценам (тарифам), а также услуги льготным категориям граждан, являются планово-убыточными. В связи с чем, для повышения эффективности государственного регулирования цен используются компенсационные механизмы в виде предоставления предприятиям, реализующим товары (работы,услуги) с применением регулируемых цен и (или) с учетом льгот, субсидий.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Доход - выручка от реализации товаров (работ, услуг) за определенный период.
Затраты - это выраженные в денежной форме расходы предприятий, предпринимателей, частных производителей на производство, обращение, сбыт продукции.
Таким образом, БК РФ предусмотрены два вида субсидий:
1. Предоставление субсидий на компенсацию недополученных доходов (так называемых выпадающих доходов), возникающих в результате установления льготного тарифа (на разницу в тарифах в связи с производством (реализацией) товаров выполнением работ, оказанием услуг).
2. Субсидии на возмещение затрат (понесенных ранее) и(или) финансового обеспечения (будущие затраты), связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг, для обеспечения покрытия убытков из-за разницы фактической стоимости приобретенных товаров, услуг, работ, и их стоимости учтенной в тарифах.
Таким образом, теплоснабжающие организации получают дотации на покрытие своих убытков:
* образовавшихся в результате установления (оказания услуг) льготного тарифа на тепловую энергию;
* образовавшихся в результате разницы фактической стоимости топлива, приобретенного для оказания услуги по теплоснабжению, и стоимостью топлива, учтенного в тарифах.
При этом, порядок исчисления НДС при получении субсидий зависит именно от того, на какие цели получены субсидии:
1.Субсидии получены в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность).
При получении бюджетных субсидий в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен с учетом льгот (так называемые выпадающие доходы), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, принятые к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), используемым для производства и (или) реализации "льготных" товаров (работ, услуг), восстановлению не подлежат и положения пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ при получении указанных субсидий не применяются.
2. Субсидии получены на компенсацию затрат на финансовое обеспечение и (или) возмещение затрат на приобретение товаров, работ, услуг.
Как следует из материалов дела, КГУП "Примтеплоэперго" во втором квартале 2018 года выделены субсидии 4 видов:
1. Субсидия по электроэнергии в размере 45 414 407,58 руб. согласно постановлению Администрации Приморского края от 28.12.2015 N 528-па "О предоставлении субсидий организациям, производящим электрическую энергию и поставляющим ее для населения Приморского края, на возмещение затрат или недополученных доходов, возникающих в связи с установлением тарифов для населения, не обеспечивающих возмещение полных затрат организаций";
2. Субсидия по теплоэнергии в размере 1 012 791 673,21 руб. согласно постановлению Администрации Приморского края от 04.08.2015 N 268-па "О порядке предоставления из краевого бюджета субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность)";
3. Субсидия в размере 293 042 669,41 руб. согласно постановлению Администрации Приморского края от 31.12.2015 N 555-на "О порядке предоставления субсидий, выделяемых из краевого бюджета организациям, оказывающим на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, на финансовое обеспечение и (или) возмещение затрат, связанных с приобретением топлива" (далее - Постановление N 555-па);
4. Субсидия на осуществление капвложений в объекты капстроительства в размере 30 353 975,62 руб. согласно постановлению Администрации Приморского края от 10.10.2014 N 418-па "О предоставлении краевому государственному унитарному предприятию "Примтеплоэнерго" субсидий из краевого бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства собственности Приморского края и приобретение объектов недвижимого имущества в собственность Приморского края в 2014 - 2019 годах", постановлению Администрации Приморского края от 25.07.2016 N 340-па "О предоставлении краевому государственному унитарному предприятию "Примтеплоэнерго" субсидий из краевого бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства собственности Приморского края и приобретение объектов недвижимого имущества в собственность Приморского края в 2016 - 2018 годах".
На основании Постановления N 555-па между КГУП "Примтеплоэперго" и Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморскою края заключены следующие соглашения:
- Соглашение N 1/2 от 25.01.2018 "О предоставлении субсидий, выделяемых из краевого бюджета, на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива";
- Соглашение N 2/2 от 25.01.2018 "О предоставлении субсидий, выделяемых из краевого бюджета, на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением топлива".
В рассматриваемом случае предметом указанных Соглашений от 25.01.2018 N 1/2 и от 25.01.2018 N 2/2 является предоставление из краевого бюджета в 2018 году субсидий в целях возмещения и финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением топлива для производства тепловой энергии в случае если затраты превышают расходы, утвержденные департаментом по тарифам Приморского края.
Как верно отмечено судом первой инстанции, указанные субсидии предоставлены для обеспечения будущих затрат на топливо или для покрытия текущих затрат на топливо.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 170 НК РФ в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.
Таким образом, в случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг). При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании пункта 2.1 статьи 170 Кодекса, вычету не подлежат.
Кроме того, Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пп. 6 пунктом 3 статьи 170 НК РФ были внесены изменения, согласно которым с 01.01.2018 суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а также на возмещение затрат на уплату налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Данные положения применяются независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий и (или) бюджетных инвестиций.
Учитывая изложенное, в случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг). При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании пункта 2.1 статьи 170 Кодекса вычету не подлежат.
В случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение ранее понесенных затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы НДС, принятые налогоплательщиками в установленном порядке к вычету по товарам (работам, услугам, имущественным правам), затраты на приобретение которых возмещаются за счет указанных субсидий, подлежат восстановлению на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса.
Таким образом, несмотря на то, что фактически все субсидии являются компенсацией убытков, действующее законодательство разделяет как основания возникновения убытков и соответственно основания предоставлений субсидий, так и порядок отражения(учета) субсидий в бухгалтерском и налоговом учете, исчисление соответствующих налогов.
Что касается получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, то суммы указанных субсидий подлежат включению в налоговую базу на основании пункта 1 статьи 162 Кодекса, за исключением случаев, указанных в абзацах втором и третьем пункта 2 статьи 154 Кодекса. При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Кодекса.
Оценив предмет заключенных с предприятием Соглашений, дополнительных соглашений к ним, цели выделения спорных субсидий, представленные налогоплательщиком отчеты по использованию субсидий, апелляционный суд приходит к выводу, аналогичному выводам суда первой инстанции и налогового органа, о том, что по своему экономическому содержанию полученные по Соглашениям от 25.01.2018 N 1/2 и N 2/2 субсидии не могут рассматриваться в качестве субсидий на возмещение недополученных расходов или покрытия убытков по причине отсутствия в рассматриваемых финансовых операциях какого-либо дохода, недополученного предприятием в связи с реализацией услуг по тарифам, регулируемым государством. В рассматриваемом случае налогоплательщик производит затраты на топливо для возможности дальнейшего оказания услуг за счет полученных субсидий.
Субсидии предоставлены обществу на покрытие "межтарифной разницы" на предполагаемые затраты пденежные средства получены обществом до оказания услуги и не являются, вопреки доводам апелляционной жалобы, компенсацией выпадающих или недополученных расходов предприятия, и в данном случае КГУП "Примтеплоэперго" не оказывало каких-либо услуг в соответствии с уставной деятельностью.
Заявителем жалобы не опровергнуто, что цель выделения спорных субсидий - возмещение и финансовое обеспечение затрат именно на приобретение топлива до фактического оказания услуги, как и указано в Соглашениях о предоставлении субсидий "на возмещение затрат, связанных с приобретением топлива если эти затраты превышают расходы, утвержденные департаментом по тарифам Приморского края при установлении в соответствии с действующим законодательством тарифов на тепловую энергию" с учетом предоставленных сведений о необходимом объеме топлива подлежащего приобретению в 2018 году ( Приложение N 2 к соглашению), что опровергает доводы КГУП "Примтеплоэнерго" о необходимости применения пункта 2 статьи 154 НК РФ, и невозможности применения пункта 2.1 статьи 170 НК РФ, пп. 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ.
На основании установленных обстоятельств, апелляционный суд считает верным вывод суда первой инстанции о природе (назначении) спорных субсидий именно как полученных на возмещение затрат (связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг)) направленных на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров.
Таким образом, НДС в размере 3 561 151 руб. по счетам - фактурам, оплата которых произведена с помощью полученной во 2 квартале 2018 года субсидии на финансовое обеспечение затрат связанных с приобретением топлива по Соглашению от 25.01.2018 N 2/2 в сумме 154 456 432 руб. (включая НДС) заявлен КГУП "Примтеплоэнерго" неправомерно, и в силу пункта 2.1 статьи 170 НК РФ не подлежал вычету.
НДС в размере 21 140 273 руб. по счетам-фактурам, оплата которых возмещена полученной во 2 квартале 2018 года субсидией на возмещение затрат связанных с приобретением топлива по Соглашению от 25.01.2018 N 1/2 в размере 138 586 237 руб. в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ подлежит восстановлению в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставленных субсидий, то есть во втором квартале 2018 года.
Вывод налогового органа о неправомерном заявлении на вычет НДС в размере 23 561 151 руб. по счетам-фактурам, оплата которых произведена с помощью полученной во 2 квартале 2018 года субсидии на финансовое обеспечение затрат связанных с приобретением топлива, и о восстановлении НДС в размере 21 140 273 руб. по счетам-фактурам, оплата которых возмещена полученной во 2 квартале 2018 года субсидией на возмещение затрат связанных с приобретением топлива, апелляционная коллегия считает обоснованным и соответствующим действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы об обратном подлежат отклонению, поскольку КГУП "Примтеплоэнерго" произвольно толкует положения нормативных актов, регулирующих правоотношения по предоставлению субсидий, и Соглашений о предоставлении субсидий, и ошибочно полагает, что разграничение субсидий условно, и субсидии представленные предприятию по Соглашениям N 1/2 и N 2/2 представляют собой субсидии на возмещение недополученных доходов или покрытие убытков, а не на возмещение затрат.
В нарушение пункта 2.1 статьи 170 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ КГУП "Примтеплоэнерго" в уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года (Корректировка N 2) неправомерно не восстановлена сумма налога на добавленную стоимость в размере 21 140 273 руб., а также неправомерно заявлена к вычету сумма налога на добавленную стоимость в размере 23 561 152 руб.
С учетом изложенного, налоговая инспекция обоснованно по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года (Корректировка N 2) доначислила НДС в сумме 32 489 842 руб., исчислила в соответствии со статьей 75 НК РФ пени в сумме 547 407,16 руб. и привлекла общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (с учетом снижения управлением размера штрафных санкций), а также предложила внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета ввиду завышения суммы налога к возмещению из бюджета в размере 32 489 842 руб.
Доказательств наличия обстоятельств, позволяющих суду при рассмотрении настоящего дела оценить обстоятельства дела иным образом, предприятием не представлено.
Довод заявителя жалобы о ссылке суда первой инстанции на предоставление КГУП "Примтеплоэнерго" субсидии в размере 45 414 407,58 руб. на возмещение недополученных доходов на основании постановления администрации Приморского края от 28.12.2015 N 528-па, так как данная субсидия предоставлена КГУП "Примтеплоэнерго" в связи с осуществлением предприятием деятельности по электроснабжению как не имеющей правового значения в рамках рассматриваемого дела заслуживает внимание. Вместе с тем, указывая на данный вид субсидии суд первой инстанции лишь констатировал тот факт, что у каждой выделенной предприятию субсидии есть самостоятельные цели и основания выделения, несмотря на то, что все субсидии фактически связаны с убытками организации.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как основанные на неверном толковании норм права
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы коллегия относит на заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанной с ее подачей, в размере 1500 руб.
В остальной части государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.03.2020 по делу N А51-19750/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить краевому государственному унитарному предприятию "Примтеплоэнерго" из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 31.03.2020 N 10236 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Г.Н. Палагеша |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19750/2019
Истец: ГУП КРАЕВОЕ "ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N13 ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ПО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ И ТОПЛИВНЫМ РЕСУРСАМ ПРИМОРСКОГО КРАЯ, Департамент по тарифам Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3985/20
26.06.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2562/20
03.03.2020 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-19750/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-19750/19