г. Владимир |
|
23 июня 2020 г. |
Дело N А43-46470/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГазЭнергоСтрой -Экологические технологии", г.Москва (ОГРН 1157746575205, ИНН 7729465328) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20 февраля 2020 года по делу N А43-46470/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГазЭнергоСтрой -Экологические технологии" (ОГРН 1157746575205, ИНН 7729465328) о признании недействительным Приказ от 24.10.2019 N0047 "О проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ГазЭнергоСтрой -Экологические технологии", о признании незаконными действия Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия в отношении ООО "ГазЭнергоСтрой -Экологические технологии" в части организации и проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с Приказом от 24.10.2019 N0047 "О проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ГазЭнергоСтрой -Экологические технологии"
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии"- Мохначев А. В. по доверенности от 14.01.2020 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании); Козлова Татьяна Владимировна по доверенности от 25.02.2020 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
от Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия - Белоусова И. А. по доверенности от 07.05.2020 N 43 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
от третьего лица Нижегородского общественного движения "Экологический центр "Дронт" - не явился, извещен
от третьего лица Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии" (далее - заявитель, общество, ООО "ГЭС-ЭТ") с заявлением, в котором просило признать недействительным Приказ Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - ответчик, Управление, МУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия) от 24.10.2019 N 0047 "О проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии", признать незаконными действия Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия в отношении ООО "ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии" в части организации и проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с Приказом от 24.10.2019 N 0047 "О проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура и Нижегородское общественное движение "Экологический центр "Дронт".
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 20 февраля 2020 года по делу N А43-46470/2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ГЭС-ЭТ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.02.2020 г. по делу N А43-46470/2019 отменить. Признать недействительным Приказ от 24.10.2019 N 0047 "О проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Газэнергострой-Экологические технологии". Признать незаконными действия Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия в отношении ООО "Газэнергострой- Экологические технологии" в части организации и проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с Приказом от 24.10.2019 N 0047 "О проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Газэнергострой- Экологические технологии".
По мнению ООО "ГЭС-ЭТ", суд первой инстанции в нарушение статей 168, 168-170 АПК РФ не исследовал все представленные Обществом доказательства, не оценил доводы искового заявления и письменных возражений на отзыв Управления и не привел мотивы, по которым отверг позицию Общества.
От МУ Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры поступил отзыв, в котором третье лицо просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представители третьих лиц, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 24.10.2019 в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (в настоящее время - Управление) поступило обращение председателя Совета НОД Экологический центр "Дронт" по вопросу нарушения требований природоохранного законодательства в части осуществления обществом деятельности по ликвидации объекта накопленного экологического вреда "Черная дыра", расположенного в Нижегородской области, г.Дзержинск, в Восточном промрайоне, в 300-м северо-восточнее от ООО СК "Энергия".
При рассмотрении указанного обращения должностное лицо Управления пришло к выводу о наличие угрозы причинения вреда окружающей среде и о необходимости проведения внеплановой проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении общества, о чем составлено мотивированное представление от 24.10.2019 N 01-10/00057.
24 октября 2019 Управлением издан приказ N 0047 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии" в период с 05.11.2019 по 02.12.2019.
Указанный приказ совместно с обращением НОД Экологический центр "Дронт" от 24.10.2019 и соответствующим заявлением направлен Управлением в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру с целью согласования проведения внеплановой выездной проверки общества.
По результатам рассмотрения поступившего заявления Управления 28.10.2019 Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой принято решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки общества.
Письмом от 29.10.2019 N 73-486-2019/2205 Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура направила в адрес Управления указанное решение (л.д. 67- 68, 82-93, том 1).
Уведомление о проведении проверки от 04.10.2018 N 04-17/3610 направлено Управлением по юридическому адресу общества и получено согласно почтовому уведомлению 10.10.2018.
Кроме того, 15.10.2018 указанное уведомление вручено обществу путем направления факса (том 3, л.д.86-88).
В период с 05.11.2019 по 02.12.2019 проверка проведена, по ее завершению Управлением составлен акт проверки N 35-вн от 09.12.2019, выдано предписание N 35-вн об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а также вынесены постановления о привлечении общества к административной ответственности.
Акт проверки со всеми приложениями и предписание вручены 09.12.2019 представителю общества по доверенности от 06.12.2019 Черепановой О.И.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ГЭС-ЭТ" Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на несоответствие оспариваемых приказ и действия не соответствуют требованиям пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", подпункта "а" и "б" пункта 47.2 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191. По мнению заявителя, у Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия отсутствовали основания для вынесения оспариваемого приказа и проведения внеплановой выездной проверки, поскольку ранее в отношении общества органом прокуратуры уже проводилась проверка соблюдения природоохранного законодательства также на основании обращения НОД Экоцентр "Дронт". Кроме того, отмечает, что в отсутствие сведений о причинении вреда у Управления отсутствовали основания для проведения выездной проверки на основании обращения НОД Экоцентр "Дронт"; само обращение заявитель полагает обладающим признаками анонимности ввиду непринятия Управлением мер к установлению обратившегося лица. Также в обоснование требований заявитель ссылается на отсутствие у заявителя решения органа прокуратуры о проведении проверки, невручение копии обращения, явившегося основанием для проведения проверки. Нарушение прав и законных интересов заявитель усматривает в возложении на общество дополнительных затрат на изготовление копий документов, направление сотрудников общества с целью участия при проведении проверки.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые приказ и действия Управления соответствуют требованиям Закона N 294-ФЗ и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 65 Закона N 7-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 66 Закона N 7-ФЗ должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю.
Государственный контроль (надзор) - это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Результат проверки оформляется актом (статья 2 Закона N 294-ФЗ).
Порядок организации и проведения внеплановой проверки регламентирован статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ, которой установлено, что предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. Основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, в том числе возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан (подпункт "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N294-ФЗ).
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (части 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ). Частью 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с частью 8 статьи 10 Закона N 294-ФЗ в день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.
В силу части 9 статьи 10 Закона N 294-ФЗ заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.
В части 10 статьи 10 Закона N 294-ФЗ определено, что по результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.
Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки установлены частью 11 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (часть 14 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (часть 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона N 294-ФЗ предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (часть 2 статьи 12 Закона N 294-ФЗ).
В силу части 3 статьи 12 Закона N 294-ФЗ выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным: 1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя; 2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
В рассматриваемом случае внеплановая выездная проверка проводилась Управлением в связи с поступлением обращения председателя Совета НОД Экологический центр "Дронт" Каюмова А.А. по вопросу нарушения требований природоохранного законодательства в части осуществления обществом деятельности по ликвидации объекта накопленного экологического вреда "Черная дыра", расположенного в Нижегородской области, г.Дзержинск, в Восточном промрайоне, в 300-м северо-восточнее от ООО СК "Энергия".
На основании мотивированного представления уполномоченного должностного лица Управления от 24.10.2019 N 01-10/0057, подготовленного по результатам рассмотрения обращения председателя Совета НОД Экологический центр "Дронт" Каюмова А.А., 24.10.2019 Управлением издан приказ N 0047 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии" в период с 05.11.2019 по 02.12.2019.
24 октября 2019 Управление обратилось в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру с заявлением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ГазЭнергоСтрой - Экологические технологии" с 05.11.2019.
Письмом от 29.10.2019 N 73-486-2019/2205 Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура направила в адрес Управления решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в отношении общества от 28.10.2019 (л.д. 92- 93, том 1).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый приказ о проведении внеплановой выездной проверки издан Управлением в пределах предоставленных законодательством полномочий при наличии законных оснований, действия по организации и проведению проверки осуществлены Управлением в соответствии с требованиями Закона N 7-ФЗ и Закона N 294- ФЗ.
Доводы заявителя о том, что обращение г-на Каюмова А.А. не содержит каких-либо фактов возникновения угрозы причинения вреда либо причинения вреда и, соответственно, не может являться основанием для мотивированного представления уполномоченного должностного лица, судом первой инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены.
В силу пункта 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является не только поступление в орган государственной контроля (надзора) информации о причинение вреда животным, растениям, окружающей среде (подпункт "б" пункта 2 части 2), но и поступление информации о возникновении угрозы причинения такого вреда.
Положениями абзаца девятого статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая означает, что всякая планируемая деятельность является экологически опасной, то есть способна нанести вред окружающей среде.
Материалами дела подтверждается, что на основании лицензии N (52)-7307-СТОУБ от 19.02.2019 ООО "ГЭС-ЭТ" осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
На основании государственной контракта от 25.07.2016 ООО "ГЭС-ЭТ" выполняет работы по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба на территории Нижегородской области, в том числе, свалки "Черная дыра". Местом фактического осуществления деятельности общества являются: - площадка N 1 Участок извлечения и подготовки отходов вблизи свалки "Черная дыра": Нижегородская область, г.Дзержинск, Восточный промрайон, в 300 м северовосточнее от ООО "СК "Энергия"; - площадка N 2 Участок термического обезвреживания отходов неорганизованной свалки промышленных отходов "Черная дыра" на территории ОАО "ДОС": Нижегородская область, г.Дзержинск, территория ОАО "Дзержинское оргстекло".
Согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации "Объект N 1 Ликвидация неорганизованной свалки "Черная дыра" от 12.01.2017 промышленных отходов бывшего производства ОАО "Оргстекло" свалка образована их жидких и пастообразных и заполимерзовавшихся отходов производственной деятельности ПО (ОАО) "Оргстекло". Пастообразные отходы в среднем только на 19% состоят на воды, 40% суммарно приходится на долю органических загрязнителей, остальное на минеральные примеси. Загрязнители состоят из следующих веществ: метилметакрилат, бутил метакрилат, тирдецил метакрилат, тетрадецил метакрилат, додецил, метакрилат, фенол, изопропилбензол, нефтепродукты, полихлорированные бифенилы, дибутилфталат, альфа метилстирол, другие органические соединения, сульфаты, хлориды, цианиды, тяжелые металлы. Качественный состав заполимеризовавшихся отходов составляют: метилметакрилат, бутил метакрилат, додецил метакрилат, тридецил метакрилат, тетрадецил метакрилат, фенол, полихлорированные бифенилы и.т.д., из металлов наибольшую опасность представляет мышьяк.
Таким образом, отходы, с которыми осуществляет обращение общество, относятся к промышленным и содержат фенолсодержащие органические соединения, имеют II-III класс опасности, соответственно несанкционированное размещение их может причинить существенный вред окружающей среде - подземным и поверхностным водам, почве, воздуху.
При обращении в управление 24.10.2019 председатель Совета НОД экологической центр "Дронт" указал на наличие оснований полагать о несанкционированном размещении обществом отходов вне нормативных объектов размещения отходов и просил проверить, в том числе, соответствие фактических выбросов на территории неорганизованной свалки "Черная дыра" нормативам предельно допустимых выбросов, установленным разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ; где, в какой объеме, с каким классом опасности размещаются отходы, образующиеся в процессе работы общества; соответствуют ли рабочие процессы, которые практикует общество на объекте накопленного экологического вреда "Черная дыра" заключению государственной экологической экспертизы.
Таким образом, принимая во внимание характер осуществляемой обществом деятельности, а также указанные НОД экологической центр "Дронт" в своем обращении вопросы, Управление обоснованно пришло к выводу о наличии угрозы возникновения вреда животным, растениям, окружающей среде и назначило проведение выездной проверки с целью рассмотрения обращения по поставленным вопросам.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о соответствии оспариваемого приказа и действий Управления требованиям частей 1-3 статьи 12 Закона N 294-ФЗ, статьи 3 Закона N 7-ФЗ.
Довод заявителя об отсутствии оснований проведения проверки ввиду проведения проверки Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены, поскольку, в силу пункта 3 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ его положения не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
В связи с чем, проведенные органом прокуратуры проверочные мероприятия не могут быть расценены как проверочные мероприятия, проведенные в соответствии с Законом N 294-ФЗ.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при рассмотрении заявления Управления о согласовании проведения проверки у органа прокуратуры отсутствовали предусмотренные пунктом 6 части 11 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основания для отказа в таком согласовании.
Ссылка заявителя на наличие признаков анонимности в поступившем 24.10.2019 в адрес Управления обращении НОД экологической центр "Дронт" судом первой инстанции правомерно отклонена, поскольку в силу положений статей 5, 9 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", части 3 статьи 10 Закона N294-ФЗ отсутствие в рассматриваемом случае сведений о регистрации в ЕГРЮЛ лица, обратившегося с обращением, не являлось препятствие для рассмотрения его обращения, поскольку из направленного обращения представляется возможным с достоверностью установить обратившееся лицо, имеющее право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти.
Доводы ООО "ГЭС-ЭТ" о невручении ему копии приказа о проведении проверки, решения о согласовании, копии обращения НОД экологический центр "Дронт" опровергаются представленными Управлением материалами проверки, согласно которым копия приказа обществу вручена представителю общества по доверенность А.В.Мохначеву, также направлена по юридическому адресу общества и адресу электронной почты (том 1 материалов проверки - л.д.52-55, 52; копия письма органа прокуратуры о согласовании проведения проверки получена представителем общества Д.А.Клишиной (том 1, л.д.92); копия обращения от 24.10.2019 НОД экологический центр "Дронт" вручена представителю общества А.В. Мохначеву (том 1, л.д.77).
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал ООО "ГЭС-ЭТ" в удовлетворении заявленного требования.
Доводы ООО "ГЭС-ЭТ", изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд по Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20 февраля 2020 года по делу N А43-46470/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГазЭнергоСтрой -Экологические технологии" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-46470/2019
Истец: ООО "ГазЭнергоСтрой-Экологические технологии"
Ответчик: Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия
Третье лицо: Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, Некоммерческое экологический центр "ДРОНТ"