г. Киров |
|
26 июня 2020 г. |
Дело N А28-14235/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Краева Д.А., действующего на основании доверенности от 20.02.2019;
представителя заявителя Шмидт Е.Ю., действующей на основании доверенности от 29.01.2020
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
на решение Арбитражного суда Кировской области от 18.02.2020 по делу N А28-14235/2019
по заявлению министерства труда, занятости и социальной защиты Республик Коми (ИНН: 1101486283; ОГРН: 1041100439302)
к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (ИНН: 4347015804; ОГРН: 1024301337246)
третьи лица: министерство финансов Республики Коми (ИНН: 1101481969; ОГРН: 1021100524213), Министерство просвещения Российской Федерации (ИНН: 7707418081; ОГРН: 1187746728840)
о признании недействительными акта проверки и представления,
УСТАНОВИЛ:
министерство труда, занятости и социальной защиты Республик Коми (далее - заявитель, Митрудсоц РК) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (далее - ответчик, Управление, УФК по Кировской области) о признании недействительными акта проверки от 14.08.2019 и представления от 13.09.2019 N 40-23-09/23.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство финансов Республики Коми, Министерство просвещения Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.02.2020 производство по делу в части признания недействительным акта проверки от 14.08.2019 прекращено, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минтрудсоц РК обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя жалобы, показатель результативности использования субсидии предусматривает общую численность детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями, без разделения по источникам финансирования, за счет средств которых были приобретены жилые помещения. Правилами N 999, Правила N 296, соглашением от 08.02.2018 не предусмотрена обязанность Министерства по достижению показателей результативности исключительно за счет средств субсидии. Также не установлен запрет на выделение дополнительных средств республиканского бюджета Республики Коми для достижения установленного показателя результативности. Заявитель настаивает, что вывод о том, что показатель результативности должен достигаться исключительно за счет средств, предусмотренных подстатьей 03121R0820, нормативно не обоснован. В апелляционной жалобе приведены доводы об отсутствии у УФК по Кировской области полномочий по проверке эффективности использования субсидии. Также Министерство указало, что с 01.01.2019 оно не наделено полномочиями по контролю за реализацией органами местного самоуправления по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями и по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
УФК по Кировской области представило мотивированный отзыв, в котором опровергло доводы Министерства, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Министерство финансов Республики Коми поддержало в отзыве на жалобу поддержало правовую позицию Минтрудсоц РК, просило отменить обжалуемое решение.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 27.03.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 28.03.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
На основании статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство было отложено. 22.06.2020 в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали занятые по делу правовые позиции.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.02.2018 Министерство образования РФ и правительство Республики Коми в лице Минтрудсоц РК подписали соглашение N 074-08-2018-053 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Коми на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 1.1) (т.1 л.д.97-103).
Согласно пункту 1.2.соглашения предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, согласно приложению N 1 к соглашению.
В силу пунктов 2.1 - 2.2.1 соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях финансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2018 году 83 361 800 рублей 00 копеек. Общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Республики Коми, составляет в 2018 году не более 58 353 200 рублей 00 копеек. В случае увеличения в финансовом году общего объема бюджетных ассигнований, указанного в пункте 2.1 настоящего соглашения, размер субсидии, указанный в пункте 2.2 настоящего соглашения на финансовый год, не подлежит изменению.
Из пункта 4.1.4 соглашения следует, что в случае если по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 соглашения, и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности в году, следующим за годом предоставления субсидии, установленной в соответствии с Правилами предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, Министерство образования РФ обязуется рассчитать в соответствии с пунктами 16-19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий объем средств, подлежащий возврату из бюджета Республики Коми в федеральный бюджет.
В соответствии с пунктом 4.3.3 соглашения должно быть обеспечено достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных в соответствии с приложением N 2 к соглашению.
В приложении N 1 "Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия" к соглашению указано следующее. Наименование направления расходов: "Субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений". Наименование мероприятия: "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений". Объем финансового обеспечения на реализацию мероприятия, предусмотренный в бюджете субъекта РФ: всего 83 361 800,00 рублей, в том числе средств субсидии из федерального бюджета 58 353 200,00 рублей. Срок окончания реализации: 2018 год (т.1 л.д.104).
Приложением N 2 "Показатель результативности мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия" к соглашению установлен показатель результативности исполнения названного мероприятия: "Численность детей-сирот, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отчетном финансовом году" - 61 человек. Указано направление расходов: "Субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" (т.1 л.д.105-106).
03.06.2019 УФК издан приказ N 323 о проведении выездной плановой проверки министерства труда, занятости и социальной защиты Республик Коми в соответствии с планом контрольных мероприятий УФК в финансово-бюджетной сфере на 2019 год и на основании приказа Федерального казначейства от 03.03.2019 N 78п.
В период с 23.07.2019 по 14.08.2019 проведена выездная плановая проверка Минтрудсоц РК. Тема проверки: проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
Результаты проверки отражены в акте проверки от 14.08.2019 (т.1 л.д.30-77).
13.09.2019 УФК по Кировской области выдало Минтрудсоц РК представление N 40-23-09/23, согласно которому в ходе проверки выявлены следующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля.
1. Минтрудсоц РК в 2018 году в рамках исполнения подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296, по мероприятию, на софинансирование которого предоставлена субсидия из федерального бюджета по соглашению от 08.02.2018 N 074-08-2018-053, десяти детям-сиротам не предоставлены жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда, в результате чего не достигнут показатель результативности, предусмотренный приложением N 2 к соглашению от 08.02.2018 N 074-08-2018-053, то есть средства субсидии, выделенные из федерального бюджета на софинансирование мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, израсходованы без достижения показателей результативности.
2. Минтрудсоц РК в 2018 году не обеспечено выполнение муниципальным образованием "Корткеросский" показателя результативности исполнения мероприятий, в целях реализации которых предоставлена субвенция из республиканского бюджета, в результате чего администрацией муниципального образования "Корткеросский" не оформлено право собственности на 8 жилых помещений и 8 детей-сирот не обеспечено жилыми помещениями в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296, то есть средства субсидии использованы с нарушением принципа эффективности, определенного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3. Минтрудсоц РК в 2017 году не в полной мере осуществлен контроль за реализацией органами местного самоуправления в Республике Коми государственных полномочий по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в результате чего в отчете "Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", форма N 103-РИК, за 2017 год в разделе 5 "Защита прав детей в возрасте до 18 лет и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей" по строке 50 "Лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет (всего на конец отчетного года)" и строке 51 "Лиц в возрасте от 23 лет и старше (всего на конец отчетного года)" данные о численности детей-сирот от 18 лет и старше, состоящих на учете на получение жилого помещения, завышены в сумме на 22 человека или 1,70 %, что повлекло завышение расчета размера субсидии, предоставленной Республике Коми в 2018 году из федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.
4. Минтрудсоц РК в 2018 году не в полной мере осуществлен контроль за реализацией органами местного самоуправления в Республике Коми государственных полномочий по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в результате чего в отчете "Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", форма N 103-РИК, за 2017 год в разделе 5 "Защита прав детей н возрасте до 18 лет и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей" по строке 50 "Лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет (всего на конец отчетного года)" и строке 51 "Лиц в возрасте от 23 лет и старше (всего на конец отчетного года)" данные о численности детей-сирот от 18 лет и старше, состоящих на учете на получение жилого помещения, завышены в сумме на 98 человек или 7,30 %, что повлекло завышение расчета размера субсидии, предоставленной Республике Коми в 2019 году из федерального бюджета ни предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.
5. Минтрудсоц РК в 2017 году не в полном объеме осуществлялся текущий контроль за использованием средств межбюджетных трансфертов, в результате чего в пяти муниципальных образованиях не достигнуты показатели результативности использования субвенции "Численность детей-сирот".
6. Минтрудсоц РК в 2018 году не в полном объеме осуществлялся текущий контроль за использованием средств межбюджетных трансфертов, в результате чего в трех муниципальных образованиях не достигнут показатель результативности использования субвенции "Численность детей-сирот".
7. Минтрудсоц РК перечислены субвенции, в том числе за счет средств федерального бюджета по ЦС 03121R0820, в объемах, не соответствующих объемам, установленным соглашениями о предоставлении субвенции.
Управление в соответствий со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктом 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий но контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092), требует следующее. Министерству труда по нарушению, указанному в пункте 1 представления, произвести возврат в федеральный бюджет средств субсидии, предоставленной Республике Коми по соглашению, в сумме 956 992,48 рублей, рассчитанной в соответствии с пунктами 16-19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, в связи с не достижением показателя результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия в срок 30 дней со дня получения настоящего представления; принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений, указанных в пунктах 2-7 настоящего Представления, в срок 30 дней со дня получения настоящего представления.
Полагая, что акт проверки от 14.08.2019, представление УФК по Кировской области от 13.09.2019 не соответствуют закону и нарушает права заявителя, Минтрудсоц РК обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу в части признания акта проверки от 14.08.2019 недействительным. Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимых для признания представления недействительным.
В апелляционной жалобе приведены доводы о несогласии заявителя по существу с нарушением, указанным в пункте 1 оспариваемого представления.
Принимая во внимание положения части 5 статьи 268 АПК РФ, пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", а также учитывая отсутствие соответствующих возражений со стороны участвующих в деле лиц, законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции только в обозначенной обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципах эффективности использования бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Согласно статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно статье 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) (пункт 3 статьи 265 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;
контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (пункт 3 статьи 269.2 БК РФ).
В силу подпункта "а" пункта 6 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, установленные пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 8 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе.
В силу статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению: 1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения (пункт 2).
Выявив в ходе проверки указанные выше нарушений, в том числе нарушений принципа эффективности использования бюджетных средств, допущенные Минтрудсоц РК, УФК по Кировской области в соответствии с установленными полномочиями выдало в адрес заявителя оспариваемое представление от 13.03.2019.
Действительно, в силу пункта 11 Правил N 296 оценка эффективности использования субсидии субъектом Российской Федерации в отчетном финансовом году осуществляется ежегодно Министерством просвещения Российской Федерации на основании показателя результативности использования субсидии - численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отчетном финансовом году.
Однако с учетом положений бюджетного законодательства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оценка эффективности использования субсидии субъектом Российской Федерации может быть дана УФК по Кировской области.
Пунктом 1 оспариваемого представления ответчику в вину вменяется расходование средств субсидии без достижения показателя результативности, что является нарушением подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации подпункта "б" пункта 10, пункта 16 Правил N 999, пункта 21 правил N 296, подпункта 4.3.3 соглашения от 08.02.2018.
Общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее - субсидии), а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации установлены Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила N 999).
Согласно подпункту "б" пункта 10 Правил N 999 соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать значения показателей результативности (результаты) использования субсидии, которые должны соответствовать показателям (индикаторам) государственных программ Российской Федерации (ведомственных целевых программ, входящих в состав государственных программ Российской Федерации) и (или) федеральных целевых программ (при наличии таких значений показателей в указанных программах) или результатам федеральных проектов, а также обязательства субъекта Российской Федерации по их достижению.
В силу пункта 16 Правил N 999 в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 настоящих Правил, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности (результатов) использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии (возврата), рассчитывается по формуле, которая учитывает размер субсидии, предоставленной бюджету субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году; количество показателей результативности (результатов) использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности (результата) использования субсидии, имеет положительное значение; общее количество показателей результативности (результатов) использования субсидии; коэффициент возврата субсидии.
В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления, в том числе невозврата субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16, 19 и 19(1) настоящих Правил, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 22 Правил N 999).
Из пункта 21 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение N 9), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296 (далее - Правила N 296), следует, что в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "г" пункта 13 настоящих Правил, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет, и срок возврата указанных средств определяются в соответствии с пунктом 16 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
Основанием для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 16 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств, предусмотренных соглашением.
В рассматриваемом случае предметом соглашения от 08.02.2018 является предоставление из федерального бюджета в 2018 году бюджету Республики Коми субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях финансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2018 году 83 361 800 рублей 00 копеек. Общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Республики Коми, составляет в 2018 году не более 58 353 200 рублей 00 копеек.
В приложении N 1 к соглашению указано следующее. Наименование направления расходов "Субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений". Объем финансового обеспечения на реализацию мероприятия, предусмотренный в бюджете субъекта РФ: всего 83 361 800,00 рублей, в том числе средств субсидии из федерального бюджета 58 353 200,00 рублей. Срок окончания реализации: 2018 год (т.1 л.д.104).
Приложением N 2 "Показатель результативности мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия" к соглашению от 08.02.2018 установлен показатель результативности исполнения мероприятия: "Численность детей-сирот, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отчетном финансовом году" - 61 человек. Указано направление расходов: "Субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" (т.1 л.д.105-106).
Согласно приложению N 3 "Ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Коми на 2018 год" к Закону Республики Коми от 07.12.2017 N 85-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" в бюджете Республики Коми по целевой статье 03121R0820 "Субвенции на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений" предусмотрены расходы в размере 83 361 800 рублей. По целевой статье расходов (далее - ЦСР) 0312173030 "Субвенции на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений" в бюджете Республики Коми на 2018 год предусмотрены средства республиканского бюджета в размере 135 335 400 рублей.
Судом первой инстанции установлено, что согласно данным сводного отчета о расходовании средств на 31.12.2018, соглашениям о предоставлении субвенций муниципальным образованиям, отчетам муниципальных образований о расходовании средств (по форме согласно приложению N 4 к соглашениям с муниципальными образованиями), о выполнении соглашения (по форме согласно приложению N 6 к соглашениям с муниципальными образованиями) по ЦСР 03121R0820 (софинансирование федерального и регионального бюджетов) в 2018 году профинансировано семь муниципальных образований на общую сумму 83 361 800,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 58 353 200,00 рублей (МО "Сыктывкар", МО "Корткеросский", МО "Сыктывдинский", МО "Усть-Вымский", МО "Княжпогостский", МО "Сысольский", МО "Усть-Куломский"). Средства субвенций, поступившие из республиканского бюджета по ЦСР 03121R0820 (софинансирование федерального и регионального бюджетов), израсходованы в полном объеме. Жилыми помещениями, приобретенными муниципальными образованиями за счет средств субвенций, поступивших из республиканского бюджета по ЦСР 03121R0820 (софинансирование федерального и регионального бюджетов), обеспечен 51 человек, в том числе: МО "Сыктывкар" - 12 человек, МО "Корткеросский" - 13 человек, МО "Сыктывдинский" - 6 человек, МО "Усть-Вымский" - 6 человек, МО "Княжпогостский" - 8 человек, МО "Сысольский" - 5 человек, МО "Усть-Куломский" - 1 человек.
Таким образом, в ходе исполнения мероприятий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в целях софинансирования которых была предоставлена субсидия по соглашению от 08.02.2018 N 074-08-2018-053, жилыми помещениями, приобретенными за счет средств субвенций, поступивших в бюджеты муниципальных образований по ЦСР 03121R0820 (средства республиканского бюджета и софинансирование из федерального бюджета в виде субсидии), обеспечен 51 человек, то есть Республикой Коми показатель результативности "Численность детей-сирот", установленный приложением N 2 к соглашению, не выполнен на 10 человек.
Вопреки доводам жалобы суд первой инстанции обоснованно указал, что из соглашения однозначно следует, что за счет бюджетных ассигнований в размере 83 361 800 рублей, включающих средства республиканского бюджета и субсидию, предоставляемую из федерального бюджета бюджету Республики Коми, в размере 58 353 200 рублей, в 2018 году должны быть обеспечены благоустроенными жилыми помещениями дети-сироты в количестве 61 человек (то есть средства федерального бюджета в размере 58 353 200 рублей 00 копеек должны быть использованы для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот в количестве 61 человек).
В этой связи пункт 1 оспариваемого представления обоснованно признан судом законным и не нарушающим права заявителя.
Довод апелляционной жалобы о неисполнимости оспариваемого представления также подлежит отклонению, поскольку указанная в представлении формулировка оставляет за юридическим лицом право выбора способа исполнения оспариваемого ненормативного правового акта.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, не усматривается.
Доводы заявителя об обратном отклоняются апелляционной коллегией как основанные на ошибочном толковании норм права применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо должным образом опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Кировской области от 18.02.2020 по делу N А28-14235/2019 в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 18.02.2020 по делу N А28-14235/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства труда, занятости и социальной защиты Республик Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-14235/2019
Истец: Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
Ответчик: Управление федерального казначейства по Кировской области
Третье лицо: Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство просвещения Российчкой Федерации, Министерство финансов Республики Коми
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-13005/20
26.06.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2739/20
18.02.2020 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-14235/19
14.10.2019 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-14235/19