г. Челябинск |
|
28 июня 2020 г. |
Дело N А07-9635/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Аникина И.А., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.05.2020 по делу N А07-9635/2019.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - Кузина П.С. (доверенность от 09.01.2020, паспорт, диплом).
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - истец, Минсельхоз РБ, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Сельскохозяйственному потребительскому обслуживающему снабженческо-сбытовому перерабатывающему кооперативу "Актау" (далее - ответчик, кооператив) о взыскании денежных средств в размере 5 205 400 руб., в связи с недостижением кооперативом в 2017 году показателя результативности предоставления гранта по убою крупного рогатого скота.
Решением суда от 12.05.2020 (резолютивная часть объявлена 14.01.2020) в удовлетворении исковых требований отказано.
С указанным решением не согласился истец (далее также - податель жалобы, апеллянт) и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе министерство просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В апелляционной жалобе ее податель указывает, что для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств. Отмечает, что материалами дела подтверждается и ответчиком документально не опровергнуто ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных соглашением N 3 от 24.05.2016, а именно недостижение показателей результативности предоставления гранта в тех объемах, которые предусмотрены приложением N 1.
Апеллянт указывает, что его право на возврат субсидии в случае недостижения целевых показателей требованиям действующего законодательства не противоречит. Ответчик представил отчеты о результатах и не отрицал их недостижение, тем самым подтверждая действительность сделки. Подписав договор, ответчик не заявил о недействительности сделки в части п. 3.2 соглашения, подписав его без протокола разногласий.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет" - в судебное заседание представители ответчика не явились.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить иск.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 24.05.2016 между министерством и кооперативом заключено соглашение N 3 на оказание государственной поддержки в виде гранта для развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива (далее - соглашение; л.д. 18-22), предметом которого является предоставление министерством в 2016-м году получателю гранта в соответствии с утвержденным Комиссией планом расходов по реализации бизнес-плана, гранта на развитие материально-технической базы в размере 5 234 400 руб. (п. 1.1 соглашения).
В соответствии с приложением N 1 к соглашению показателями результативности предоставления гранта являются:
Наименование показателя (согласно бизнес-плану) |
ед. измерения |
план |
Убой КРС в 2017 году |
голов |
1083 |
Убой КРС в 2018 году |
голов |
2281 |
Убой КРС в 2019 году |
голов |
2761 |
Убой КРС в 2020 году |
голов |
2761 |
Убой КРС в 2021 году |
голов |
2761 |
Согласно приложению N 2 - плану расходов гранта на развитие материально-технической базы кооператива, ответчиком должно было быть приобретено следующее имущество:
- рефрижератор ГАЗель-NEXT, 1 шт. по цене 1 270 000 руб.,
- грузовой УАЗ "390094 2Фермер", 1 шт. по цене 574 990 руб.,
- оборудование для убойного цеха, 1 шт. по цене 6 989 010 руб.,
- крематор УД-1000, 1 шт. по цене 612 000 руб.,
- прицеп для перевозки животных, 1 шт. по цене 548000 руб. (л.д. 24).
В соответствии с планом расходов общая сумма затрат должна составить 9 994 000 руб., в том числе средства гранта - 5 234 400 руб., собственные средства - 4 759 600 руб.
Во исполнение обязательств министерством на счет кооператива перечислен грант в сумме 5 234 400 руб., что подтверждается платежными поручениями от 27.05.2016 N 76228, от 30.05.2016 N 465114 (л.д. 28, 29).
Согласно положениям соглашения, министерство вправе осуществлять контроль за целевым использованием предоставленного гранта, требовать от Получателя гранта надлежащего исполнения обязательств по соглашению и незамедлительного устранения выявленных недостатков.
В соответствии с п. 5.3 соглашения, все изменения и дополнения действительны при условии, если они совершены в письменной форме, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон.
Обязанности получателя гранта перечислены в п. 2.2 соглашения.
В числе прочего получатель гранта обязуется: выполнить бизнес-план по развитию материально-технической базы СПК со сроком окупаемости не более 5 лет, выполнить план расходов на развитие материально-технической базы СПК, обеспечить выполнение показателей результативности предоставленного гранта согласно приложению N 1 к соглашению.
Последствием нарушения условий предоставления гранта является возврат полученных денежных средств получателем. Получатель гранта несет ответственность за достоверность представляемых им в Министерство сведений, документов и отчетности, за нецелевое использование гранта, за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств.
Счетной палатой Российской Федерации проведена проверка, результат которой отражен в Представлении от 21.12.2018 N ПР 09-353/09-02 (л.д. 87-98).
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности использования в годах и истекшем периоде 2018 года средств в федерального бюджета, направленных на поддержку малых форм хозяйствования в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" в Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан.
По результатам указанного контрольного мероприятия установлено следующее:
- в нарушение п. 31 Порядка N 42-5 и п. 2.1 соглашения, заключенного с кооперативом "Актау" на оказание государственной поддержки в виде гранта для развития материально-технической базы в размере 5 234 400 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 1 798 500 руб., Минсельхозом РБ не направлено уведомление СПоК "Актау" о возврате гранта в размере: 5 205 400 руб., в связи с недостижением кооперативом в 2017 году показателя результативности предоставления гранта по убою крупного рогатого скота.
В соответствии с отчетом СПоК "Актау" об исполнении обязательств в рамках соглашения на убой в 2017 году направлено всего 6 голов, что составляет менее одного процента установленного показателя результативности предоставления гранта (1 083 голов).
Истцом представлен расчет суммы задолженности: (5234400 * (1 - 6/1083) * 1) = 5205400, 00 руб., из них:
- за счет федерального бюджета 178 500 руб.;
- за счет средств бюджета Республики Башкортостан 3 416 900 руб.
Получатель гранта несет ответственность за нецелевое использование гранта и единовременной помощи, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Для подтверждения целевого использования гранта сельхозкооператив ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство копии документов, подтверждающих использование средств, согласно перечню, установленному министерством.
В соответствии п. 18 постановления Правительства Республики Башкортостан от 24.11.2015 N 495, в случаях нарушения сельхозкооперативом условий, установленных при его предоставлении, представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение гранта, возврат гранта осуществляется в следующем порядке.
В течение 7 рабочих дней со дня принятия министерством решения о необходимости возврата выделенных бюджетных средств сельхозкооператив)' направляется соответствующее письменное уведомление.
Сельхозкооператив в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить на соответствующий лицевой счет Министерства указанную сумму средств.
При отказе сельхозкооператива от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.
В адрес министерства Палатой направлено представление от 21.12.2018 N ПР09-353/09-02 о необходимости принятия мер к возврату в областной бюджет 5 205 400 руб. гранта, предоставленного кооперативу.
Министерством направлено в адрес ответчика претензия N ЛД-26-471 от 25.01.2019 с требованием о возврате денежных средств, в связи с недостижением показателя результативности предоставления гранта по убою крупного рогатого скота (л.д. 25-27). Претензия была оставлена без ответа.
Неисполнение кооперативом претензионных требований министерства послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что доказательств расходования средств гранта на иные цели, не связанные с организацией цеха по убою крупного рогатого скота, равно как и доказательств, подтверждающих наличие безусловных оснований для расторжения соглашения и предъявления требования о возврате гранта, истцом в материалы дела не представлено.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя министерства, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
В силу п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
На основании п. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нормативными правовыми актами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено выделение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей.
Согласно ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
На основании ст. 135 БК РФ, межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов.
Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации определены положениями ст. 136 БК РФ. В частности, п. 7 указанной статьи определено, что предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов местным бюджетам исходя из результатов достижения органами местного самоуправления значений показателей, установленных в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не допускается (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей).
В соответствии со ст. 38 БК РФ, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу подп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Учреждение как участник бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ним министерством задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определило необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Понятие "неправомерное расходование бюджетных средств" БК РФ не определено.
Следовательно, при отнесении действий (бездействия) участников бюджетного процесса к неправомерному расходованию бюджетных средств следует исходить из общепринятого в юридической практике признания неправомерными действий (бездействия), в случае если они противоречат требованиям правовых норм.
Согласно постановлению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
В силу вышеназванных норм, к неправомерному расходованию бюджетных средств следует относить действия (бездействие), противоречащие требованиям общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение, регулирующих бюджетные правоотношения, к которым относятся Кодекс, принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете, федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (далее - бюджетное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения).
Исходя из буквального толкования условий соглашения, суд не усматривает в нем условий о применении ответственности в связи с неправомерным использованием денежных средств.
Так, из представленных документов следует, что министерство платежными поручениями от 27.05.2016 N 76228, от 30.05.2016 N 465114 (л.д. 28, 29) перечислило сумму гранта кооперативу.
В соответствии с приложением N 1 к соглашению показателями результативности предоставления гранта являются:
Наименование показателя (согласно бизнес-плану) |
ед. измерения |
план |
Убой КРС в 2017 году |
голов |
1083 |
Убой КРС в 2018 году |
голов |
2281 |
Убой КРС в 2019 году |
голов |
2761 |
Убой КРС в 2020 году |
голов |
2761 |
Убой КРС в 2021 году |
голов |
2761 |
Согласно приложению N 2 - плану расходов гранта на развитие материально-технической базы кооператива, ответчиком должно было быть приобретено следующее имущество:
- рефрижератор ГАЗель-NEXT, 1 шт. по цене 1 270 000 руб.,
- грузовой УАЗ "390094 2Фермер", 1 шт. по цене 574 990 руб.,
- оборудование для убойного цеха, 1 шт. по цене 6 989 010 руб.,
- крематор УД-1000, 1 шт. по цене 612 000 руб.,
- прицеп для перевозки животных, 1 шт. по цене 548 000 руб. (л.д. 24).
По мнению истца, кооператив ненадлежаще исполнил обязательства, предусмотренные соглашением N 3 от 24.05.2016, а именно недостиг показателей результативности предоставления гранта в тех объемах, которые предусмотрены приложением N 1.
Отклоняя доводы истца, арбитражный суд первой инстанции обоснованно принял доводы ответчика и указав на следующее.
Так, согласно представленному отчету кооператива об исполнении обязательств убой КРС в 2017 году составил 6 голов (план - 1 083), убой КРС в 2018-м году составил 1018 голов (план - 2 281).
В материалы дела представлена пояснительная записка по отчету за 2017 год, из которой следует, что по состоянию на 31.12.2017 израсходовано 100% средства по плану расходов - 9 994 000 руб., в том числе в 2017 году - 3 004 990 руб.
Таким образом, план расходов кооперативом выполнен полностью.
Вместе с тем, недостижение показателей результативности в 2017-2018 годах произошло по объективным причинам: несоблюдение участниками рынка требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции", принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 09.10.2013 N 68, эпидемия ящура в 2017 году.
Судебная коллегия соглашается с доводом ответчика, что не установлена вина или бездействие кооператива в недостижении кооперативом в 2017 году показателя результативности предоставления гранта по убою крупного рогатого скота. Ответчик действовал добросовестно, целевым образом использовал полученный грант, сотрудники получали зарплату, и чтоб не было угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, что является главным требованием к Убойным цехам и причиной их создания.
Также верно принято во внимание, что руководитель кооператива во исполнение технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" от 09.10.2013 N 68, обращался в Управление ветеринарии Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, Президенту Российской Федерации, главе Республики Башкортостан Хамитову Р.З., к прокурору г. Кумертау, в Мелеузовскую межрайонную прокуратуру, к начальнику ОМВД России по Мелеузовскому району РБ, в прокуратуру Куюргазинского района, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (л.д. 48-58).
Также верно отмечено, что нарушение показателей результативности в 2017 году само по себе не может быть расценено как существенное нарушение условий предоставления гранта. Его добросовестность подтверждается тем, что к ежегодной отчетности и работе кооператива за 2017 год не было никаких претензий вплоть до 25.01.2019, когда заявитель был вынужден отреагировать на Представление Счетной палаты РФ от 21.12.2018.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что грант использован в соответствии с условиями соглашения.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции также не установлено.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.05.2020 по делу N А07-9635/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9635/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ СНАБЖЕНЧЕСКО - СБЫТОВОЙ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КООПЕРАТИВ "АКТАУ"